Дело № 2-1431/2021
УИД № 24RS-0028-01-2021-001114-88
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Красноярск 29 апреля 2021 года
Кировский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А.,
при секретаре Ерофееве В.А.,
с участием:
истца Дураевой А.В. и ее представителя Шевченко М.В.
представителя ответчика КГКУ «ЦЗН г. Красноярска» - Хмарук Н.С.
представителя третьего лица отдела ЦЗН по Октябрьскому району г. Красноярска – Макиенко Ю.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дураевой Анны Владимировны к КГКУ «Центр занятости населения города Красноярска» о признании незаконными решений, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Дураева А.В. обратилась в суд с указанным иском к КГКУ «Центр занятости населения г. Красноярска» свои требования, с учетом уточнений, мотивировала тем, что 23.01.2020г. истец уволилась с работы по собственному желанию и 10.02.2020г. встала на учет в Отдел занятости населения в Октябрьском районе г. Красноярска. 14.02.2020г. истец явилась на прием в отдел занятости, где ей инспектором Иванцовой Е.В. было выдано направление на работу, следующее посещение назначено на 20.02.2020г. 20.02.2020г. истец присвоен статус безработной и назначено максимальное пособие на основании справки с места работы. В тот же день инспектором Иванцовой Е.В. истцу было выдано направление на работу в Красноярскую межрайонную поликлинику № 5, где она должна была в течение 3-х календарных дней пройти собеседование и прийти на прием в отдел занятости. 21.02.2020г. истец по направлению пришла на собеседование в Красноярскую межрайонную поликлинику № 5, но ее кандидатура была отклонена в связи с отсутствием вакансии. В первый рабочий день после праздников – 26.02.2020г. истцу в отделе занятости сообщили, что её сняли с учета по причине непосещения центра занятости более месяца, на что она потребовала восстановить её обратно. После чего были введены ограничения, связанные с эпидемиологической обстановкой в стране и отдел занятости, не осуществлял очные посещения. В середине марта 2020г. истцу в телефонном режиме подать заявление на повторную регистрацию через портал «Госуслуг» или «Работа в России» с предоставлением повторно всего пакета документов. 10.04.2020г. в связи с техническими проблемами в системе «Работа в России» на эл. почту истца с отдела занятости населения по Октябрьскому району г. Красноярска было направлено уведомление о том, что она должна лично посетить отдел 20.04.2020г. для постановки на учет. При этом, 13.04.2020г. при личном посещении отдела занятости истец повторно предоставила пакет документов, т.к. принимающий специалист Косожихина Е.В. сообщила, что ее предыдущее дело не получилось открыть. 23.04.2020г. истцу был повторно присвоен статус безработной, о чем её уведомила специалист отделения занятости Косожихина Е.А. по телефону. После чего перерегистрация в отделе занятости проходила дистанционно один раз в две недели. Звонил сам специалист отдела и уточнял информацию о трудоустройстве. Также специалистом было сказано, что перерегистрация происходит автоматически, если возникают вопросы, они звонят безработному сами. 14.09.2020г. истцу был звонок специалиста отдела занятости, которая снова сообщила о трудоустройстве, подтвердив, что это перерегистрация и звонить безработным самим не нужно. 15.12.2020г. истец позвонила на горячую линию центра занятости, поскольку до специалистов дозвониться было невозможно, в ходе разговора с оператором истец узнала, что ее снова сняли с учета 22.09.2020г., на основании отсутствия в отделении более месяца, при этом 14.09.2020г. истец разговаривала со специалистом, который осуществлял перерегистрацию. 15.12.2020г. истцу перезвонила начальник отдела занятости Макиенко Ю.А. и сообщила, что ее сняли с учета 12.10.2020гю по причине – «специалист не дозвонился, назначил очный прием», при этом истцу никаких звонков, уведомлений, писем о назначенной встречи не поступало. 16.12.2020г. истец позвонила в бухгалтерию отдела занятости, где ей пояснили, что 15.12.2020г. ее снова поставили на учет, а 16.12.2020г. снова сняли. С учетом изложенного, уточнений к исковому заявлению, истец просит признать незаконным решение отдела занятости населения по Октябрьскому району г. Красноярска о прекращении выплаты пособия по безработице с одновременным снятием с учета в качестве безработного в отношении Дураевой А.В. с 20.03.2020г., оформленное в виде приказа от 23.03.2020г. № 083П152/2001; признать незаконным решение отдела занятости населения по Октябрьскому району г. Красноярска о снятии Дураевой А.В. с регистрационного учета с 20.03.2020г., оформленное в виде приказа от 23.03.2020г. № 083Д153/2001; признать незаконным решение отдела занятости населения по Октябрьскому району г. Красноярска о снятии Дураевой А.В. с регистрационного учета с 20.09.2020г., оформленное в виде приказа от 05.11.2020г. № 310Д836/2001; возложить на КГКУ «Центр занятости населения города Красноярска» обязанность в течение 5 рабочих дней с момента вступления в законную силу решения суда выплатить Дураевой А.В. пособие по безработице за период с 10.02.2020г. по 09.02.2021г. в соответствии с размером пособия, установленным в соответствующие периоды Правительством РФ с применением районного коэффициента, дополнительные выплаты к пособию по безработице на несовершеннолетнего ребенка Дураеву Д.Р., 15.03.2016 г.р., за период с 01.06.2020г. по 30.09.2020г. в размере 12 000 рублей, из расчета 3 000 рублей за один месяц.
В судебном заседании истец Дураева А.В., её представитель Шевченко М.В. заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении, с учетом представленных уточнений.
В судебном заседании представитель ответчика КГКУ «ЦЗН г. Красноярска» - Хмарук Н.С. возражала против удовлетворения заявленных требований, согласно доводам, изложенным в представленных возражениях на исковое заявление. Согласно представленных возражений, указано, что за предоставлением государственной услуги содействия в поиске подходящей работы истец обратилась 10.02.2020г., на основании представленных документов осуществлена постановка истца на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы. Решением от 20.02.2020г. истец согласно п. 2 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской федерации» признана безработной с одновременным начислением пособия по безработице с 10.02.2020г. Истец была уволена с последнего места работы 23.01.2020г., на момент обращения в центр занятости населения имела 49 недель работы. В связи с чем пособие по безработице установлено на период выплаты шесть месяцев. Истец письменно была уведомлена об обязанности посещать центр занятости населения в установленные дни и часы. Согласно листу учета посещений гражданина для подбора подходящей работы от 20.02.2020г. истцу установлен срок для перерегистрации в качестве безработного на 26.02.2020г., о чем истец уведомлена письменно. В установленный срок истец не явилась, документы, подтверждающие уважительность причины неявки, не представила. В связи с чем в отношении истца было принято решение о приостановлении выплаты пособия по безработице за период с 21.02.2020г. по 20.03.2020г. В связи с длительной (более месяца) неявкой истца в центр занятости без уважительных причин решением от 23.03.2020г. истец снята с регистрационного учета в качестве безработного с одновременным прекращением выплаты пособия по безработице с 20.03.2020г. Пособие по безработице за фактическое количество дней безработицы с 10.02.2020г. по 20.10.2020г. выплачено в установленном порядке в полном размере в сумме 3 641, 38 рубль (в процентом отношении к среднему заработку, исчисленном за последние три месяца работы истца – 34 655, 12 рублей, но не выше максимального размера пособия, увеличенного на размер районного коэффициента – 9 600 рублей.) Повторно с заявлением о предоставлении государственной услуги истец обратилась 13.04.2020г. посредством личного посещения центра занятости. В установленном законом порядке истец повторно поставлена на регистрационный учет и признана безработной с 13.04.2020г. В установленный очередной срок для проведения перерегистрации 14.09.2020г. связаться с истцом посредством телефонной связи не представилось возможным, самостоятельно истец на связь с работником центра занятости не выходила. В связи с тем, что истец длительно (более месяца) не взаимодействовала без уважительных причин с центром занятости, было принято решение о снятии с учета в качестве безработного в соответствии с п. 3 ст. 35 Закона о занятости.
Представитель третьего лица отдела ЦЗН по Октябрьскому району г. Красноярска Макиенко Ю.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, полагала что каких-либо нарушений со стороны отдела допущено не было.
Исследовав материалы гражданского дела, заслушав участников процесса, суд считает требования истца подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 28 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» государство гарантирует безработным выплату пособия по безработице.
Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки, но не более двух раз в месяц (п. 6 ст. 31).
В соответствии со ст. 35 указанного Закона выплата пособия по безработице может быть прекращена, приостановлена или его размер может быть сокращен органами службы занятости.
Выплата пособия по безработице может быть приостановлена на срок до одного месяца в случае нарушения безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного. Приостановка выплаты пособия по безработице производится со дня, следующего за днем последней явки безработного на перерегистрацию.Правила прекращения, приостановки выплаты пособия по безработице и снижения его размера устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ от 07.09.2012 № 891 утверждены «Правила регистрации безработных граждан», в соответствии с п. 13, 14 которых, государственные учреждения службы занятости населения устанавливают безработным гражданам сроки посещения (не более 2 раз в месяц) для подбора им подходящей работы. Безработные граждане, не явившиеся в установленные государственными учреждениями службы занятости населения сроки посещения для подбора подходящей работы, могут предъявить документы, подтверждающие наличие уважительных причин неявки. Перечень документов, подтверждающих наличие уважительных причин неявки, утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Приказом Минтруда России от 15.01.2013 № 10н утвержден «Перечень документов, подтверждающих наличие уважительных причин неявки в государственные учреждения службы занятости населения граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, и безработных граждан». К таким документам относятся, в том числе, листок нетрудоспособности или решение суда по заявлению гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, или безработного гражданина об установлении факта наличия уважительной причины неявки в государственное учреждение службы занятости населения.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела Дураева А.В. 10.02.2020г. обратилась с заявлением о предоставлении государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, предоставив 10.02.2020г. в службу занятости населения следующие документы: паспорт гражданина РФ №; страховое свидетельство пенсионного страхования №; свидетельство о постановке на учет в налоговом органе №, справку о средней заработной плате от 23.01.2020г. б/н; диплом о среднем профессиональном образовании от 29.06.2001г. №; заявление о предоставлении государственной услуги содействия в поиске работы; согласие на обработку персональных данных; заявление о предоставлении государственной услуги по информированию.
С 20.02.2020г. Дураева А.В. зарегистрирована в качестве безработного, ей назначено пособие по безработице с 10.02.2020г. по 09.08.2020г., с установлением размера выплаты пособия по безработице на период с 10.02.2020г. по 09.05.2020г. в размере 75% средней заработной платы (34 655, 12 рублей) 25 991, 34 рубль, но не выше 9 000 рублей, на период с 10.05.2020г. по 09.08.2020г. в размере 60% средней заработной платы гражданина (34 655, 12 рублей) 20 793, 07 рубля, но не выше 9 600 рублей.
Согласно приказа № 058П133/2001 от 27.02.2020г. «О приостановлении выплаты пособия по безработице» Дураевой А.В. приостановлена выплата пособия по безработице на период с 21.02.2020г. по 20.03.2020г. в связи с нарушением безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного, ввиду неявки на назначенное посещение 26.02.2020г. С 20.30.2020г. на основании приказа № 083П152/2001 от 23.03.2020г. «О прекращении выплаты пособия по безработице» Дураевой А.В. прекращена выплата пособия по безработице с одновременным снятии с учета в качестве безработного в связи с длительной (более месяца) неявкой безработного в органы службы занятости без уважительных причин.
Дураева А.В. 13.04.2020г. повторно обратилась с заявлением о предоставлении государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, предоставив 13.04.2020г. в службу занятости населения следующие документы: паспорт гражданина РФ №; трудовую книжку Серия АТ-IX №; страховое свидетельство пенсионного страхования №; свидетельство о постановке на учет в налоговом органе №, справку о средней заработной плате от 07.04.2020г. б/н; заявление о предоставлении государственной услуги содействия в поиске работы; согласие на обработку персональных данных; заявление о предоставлении государственной услуги по информированию; диплом (аттестат) о начальном профессиональном образовании от 29.06.2001г. №; заявление о перечислении выплат.
С 13.04.2020г. Дураева А.В. зарегистрирована в качестве безработного, ей назначено пособие по безработице (с учетом приказов № 350Д271/2001 от 15.12.2020г., № 350Д347/2001 от 15.12.2020г.) с 10.02.2020г. по 09.08.2020г. в размере 14 556 рублей, на период с 13.04.2020г. по 12.10.2020г. 6 000 рублей.
Согласно приказа № 310Д836/2001 от 05.11.2020г. «О прекращении выплаты пособия по безработице» Дураевой А.В. прекращена выплата пособия по безработице с одновременным снятии с учета в качестве безработного в связи с длительной (более месяца) неявкой безработного в органы службы занятости без уважительных причин.
Вместе с тем, разрешая требования истца о признании приказов отдела ЦЗН по Октябрьскому району незаконными, обязании выплатить начисление пособия по безработице, суд исходит из следующего.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 27.05.2010 N 698-О-О, целевое назначение пособия по безработице как меры социальной поддержки безработных граждан состоит в предоставлении им временного источника средств к существованию на разумный период, необходимый для поиска подходящей работы, в сокращении периода безработицы, в стимулировании безработного к активному поиску работы и предотвращении необоснованных отказов от нее. При этом пособие по безработице выплачивается при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки.
Приостановление выплаты пособия по безработице в случае нарушения гражданином без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного, свидетельствующего, как правило, о незаинтересованности данного лица в поиске работы, направлено на обеспечение баланса между публичными и частными интересами.
Решение органа службы занятости о признании конкретной причины нарушения гражданином сроков его перерегистрации в качестве безработного неуважительной и, как следствие, приостановлении выплаты пособия по безработице может быть проверено в судебном порядке. При этом отсутствие в оспариваемой норме перечня «уважительных причин» само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан, поскольку, осуществляя судебную проверку и разрешая конкретное дело, суд действует не произвольно, а оценивает всю совокупность конкретных обстоятельств дела, в том числе причины неявки гражданина для прохождения перерегистрации в качестве безработного, предшествующее исполнение им данной обязанности, его действия по поиску работы и др.
Проверив представленные материалы дела, доводы сторон, суд, не находит оснований для удовлетворения требований истца о признании приказа отдела ЦЗН по Октябрьскому району № 310Д836/2001 от 05.11.2020 года незаконным, поскольку истцом в силу ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств подтверждающих незаконность вынесенного приказа, а также не представлено доказательств того, что истец в полном объеме соблюдала требования о явке в отдел ЦЗН и прохождении перерегистрации. В ходе проверки законности вынесенного приказа каких либо нарушений, при его вынесении судом не установлено, в связи с чем, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения данного требования.
Вместе с тем, стороной ответчика в порядке ст. 56 ГПК РФ доказательств, подтверждающих законность вынесенного приказа № 310Д836/2001 от 05.11.2020г. не представлено, а равно не представлено сведений о надлежащем уведомлении истца о дате очередной перерегистрации в порядке, утвержденном Постановлением Правительства РФ № 460 от 08.04.2020г. «Об утверждении временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными», что объективно исключало возможность явки Дураевой А.В. в установленную дату. Учитывая, что установление наличия уважительной причины неявки Дураевой А.В. в ЦЗН 19.09.2020г. в силу п.9 Перечня, утвержденного Приказом Минтруда России от 15.01.2013г. №10н является основанием для выплаты истцу пособия по безработице за период приостановления выплаты в связи с неявкой на регистрацию, суд находит подлежащими удовлетворению требования истца о возложении на ответчика обязанности произвести начисление пособия по безработице и его выплату Дураевой А.В. в соответствии с требованиями Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Дураевой Анны Владимировны удовлетворить частично.
Признать приказ Отдела занятости населения по Октябрьскому району КГКУ «Центр занятости населения города Красноярска» № 310Д836/2001 от 05.11.2020 года «О снятии с регистрационного учета в целях подходящей работы (в качестве безработного) гражданина Дураевой Анны Владимировны» незаконным.
Обязать КГКУ «Центр занятости населения города Красноярска» произвести начисление пособия по безработице и его выплату гражданину Дураевой Анне Владимировне в соответствии с требованиями Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».
Взыскать с КГКУ «Центр занятости населения городка Красноярска» в пользу Дураевой Анны Владимировны судебных расходы в размере оплаченной государственной пошлины в сумме 600 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований Дураевой А.В. отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 20.05.2021 года.
Председательствующий Н.А. Макарова