РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 декабря 2016 года п. Дубна
Одоевский районный суд Тульской области в составе: председательствующего Таранец С.В.,
при секретаре Полсычевой И.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Овчинниковой С.В. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» Филиал отдел социальной защиты населения по Дубенскому району о признании права на получение мер социальной поддержки как ветерану труда,
установил:
Овчинникова С.В. обратилась в суд с иском к ГУ ТО «Управлению социальной защиты населения Тульской области» Филиал отдел социальной защиты населения по Дубенскому району о признании права на получение мер социальной поддержки как ветерану труда, а также назначении ежемесячной денежной выплаты. В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что она является Ветераном труда, с 07.11.2016 года имеет удостоверение «Ветеран труда». По мнению истца, она как ветеран труда силу ст. 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» имеет право на указанную в заявлении меру социальной поддержки. Однако, в предоставлении этой меры социальной поддержки органами социальной защиты, куда она обратилась 08.11. 2016 года, ей было отказано. Данный отказ считает незаконным, поскольку в Законе Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО достижение ветераном труда возраста, дающего право на пенсию, не предусмотрено в качестве обязательного условия для предоставления мер социальной поддержки. В силу изложенного истец просит удовлетворить требования в полном объеме, признав право на получение мер социальной поддержки по выплате ежемесячной денежной компенсации, обязав ГУ ТО «Управлению социальной защиты населения Тульской области» Филиал отдел социальной защиты населения по Дубенскому району назначить ей с 08 ноября 2016 года ежемесячную денежную выплату.
В судебном заседании истец Овчинникова С.В. поддержала исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика – Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» Филиал Отдел социальной защиты населения по Дубенскому району по доверенности Назарова О.Н. в возражениях на иск просит отказать в его удовлетворении в связи с отсутствием правовых оснований для предоставления истцу мер социальной поддержки.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования Овчинниковой С.В. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. «ж» ч. 1, ч. 2 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральному законодательству.
На федеральном уровне правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ).
В соответствии со ст. 22 названного Федерального закона меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Как следует из преамбулы и статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, определяющих меры социальной поддержки ветеранов труда, вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат, гарантии и компенсации в денежной форме не могут быть ниже прежних размеров (по состоянию на 31 декабря 2004 года), а при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся им до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены; в случае избрания субъектом Российской Федерации иного порядка, чем тот, который существовал на 31 декабря 2004 года (например, замена отдельных льгот на денежные компенсации), субъект Российской Федерации обязан вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие не только сохранение, но и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты указанных категорий граждан.
При этом Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ не содержит предписаний, какие конкретно меры социальной поддержки ветеранов труда должны быть приняты субъектами Российской Федерации, а также не определен круг лиц, имеющих звание «Ветеран труда», на которых указанные меры социальной поддержки должны распространяться.
В целях реализации предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий в области социального обеспечения ветеранов труда Тульской областной Думой был принят Закон Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», статьей 1 которого установлена категория лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, куда отнесены ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года.
В силу статьи 7 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» в качестве меры социальной поддержки предусматривается ежемесячная денежная выплата, в том числе ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31.12.2004 года. Действие настоящего Закона распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2005 года.
В соответствии с Порядком назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденным Постановлением администрации Тульской области от 15.03.2005 года № 201 «О мерах по реализации Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» право на ежемесячную денежную выплату имеют ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31.12.2004 года.
При этом ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату.
Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема органом социального развития заявления со всеми необходимыми документами.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что истец Овчинникова С.В. с 07.112016 года имеет удостоверение «Ветеран труда».
08.11. 2016 года Овчинникова С.В. в установленном порядке обратилась в органы социальной защиты населения с письменным заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты, которое в этот день было принято ГУ ТО «Управлению социальной защиты населения Тульской области» Филиал отдел социальной защиты населения по Дубенскому району.
По результатам рассмотрения данного заявления ГУ ТО «УСЗН <адрес>» Филиал отдел социальной зашиты населения по Дубенскому району принято решение об отказе в назначении Овчинниковой С.В. ежемесячной денежной выплаты как «Ветерану труда» в соответствии с Федеральными законами от 15.12.2001 г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (решение №08/2464 от 11.11.2016 года).
Данный отказ суд считает неправомерным, поскольку Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» не связывает право на получение указанных мер социальной поддержки с достижением конкретного возраста, в том числе и дающего право на назначение трудовой пенсии по старости (ст.7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ), то есть 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.
Несостоятельными суд считает и доводы ответчика о том, что истцу не могут быть предоставлены указанные меры социальной поддержки, предусмотренные положениями ст. 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан Тульской области», поскольку она не является получателем пенсии в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении».
Суд не может рассматривать указанный факт как обстоятельство, исключающее право истца на получение мер социальной поддержки в соответствии с положениями Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан Тульской области» и другими региональными нормативными правовыми актами.
Ссылка ГУ ТО «УСЗН Тульской области» Филиал отдел социальной защиты населения по Дубенскому району при отказе Овчинниковой С.В. в предоставлении мер социальной поддержки на несоответствие ее требований положениям Федеральных законом от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» является несостоятельной, поскольку данные законодательные акты не регулируют правоотношения в области предоставления льгот ветеранам труда. Данные правоотношения регулируются Федеральным законом от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Кроме того, отказ в предоставлении мер социальной поддержки нарушает права истца, гарантированные ст. 55 Конституции РФ.
Принимая во внимание, что истец является ветераном труда, жителем Тульской области и не получает каких-либо мер социальной поддержки по иным основаниям и согласно другим законам, а также учитывая, что в ходе судебного разбирательства истцом доказан факт наличия у нее как ветерана труда права на получение ежемесячной денежной выплаты, по вопросу реализации которого он обратился в органы социальной защиты населения 08.11. 2016 года, поэтому требования Овчинниковой С.В. о назначении и выплате ежемесячной денежной выплаты с 08.11.2016 года в соответствии с п. 4, п. 8 Порядка назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденного Постановлением Администрации Тульской области от 15.03.2005 года № 201, подлежат удовлетворению с возложением этой обязанности на ГУ ТО «Управлению социальной защиты населения Тульской области» Филиал отдел социальной защиты населения по Дубенскому району.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Овчинниковой С.В. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» Филиал отдел социальной защиты населения по Дубенскому району о признании права на получение мер социальной поддержки как ветерану труда, удовлетворить.
Признать за Овчинниковой С.В. как ветераном трудаправо на получение ежемесячной денежной выплаты.
Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» Филиал отдел социальной защиты населения по Дубенскому району назначить Овчинниковой С.В. как ветерану труда ежемесячную денежную выплату с 08 ноября 2016 года.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Одоевский районный суд Тульской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий