РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 августа 2012 г. Ленинский районный суд г. Тюмени
В составе:
председательствующего федерального судьи Савельевой Л.А.,
при секретаре Рахимовой Л.Ш., с участием заявителя Ярошенко ФИО12., представителя заявителя Кунгуровой ФИО13 действующей на основании определения от ДД.ММ.ГГГГ, представителя заинтересованного лица Кузнецовой ФИО14., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-6152/2012 г. по заявлению Ярошенко ФИО15 об оспаривании решения об отказе в государственной регистрации права собственности на долю в незавершенном строительством объекте,
У С Т А Н О В И Л:
Заявитель обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <данные изъяты> № в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества в виде доли в виде двухкомнатной квартиры общей проектной площадью 43, 11 кв.м., общей площадью балкона 7, 1 кв.м., <адрес>, расположенной в незавершенном строительством жилом доме по адресу: <адрес> и обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <данные изъяты> зарегистрировать право собственности на объект недвижимого имущества в виде доли в виде двухкомнатной квартиры общей проектной площадью 43, 11 кв.м., общей площадью балкона 7, 1 кв.м., между осями <данные изъяты>, расположенной в незавершенном строительством жилом доме по адресу: <адрес>.
Свои требования мотивирует тем, что решением Ленинского районного суда г. Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ признано право собственности заявителя на долю в незавершенном строительством жилом доме по <адрес> в виде двухкомнатной квартиры общей проектной площадью 43, 11 кв.м., общей площадью балкона 7, 1 кв.м., <адрес>.
Заявитель обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <данные изъяты> для государственной регистрации права. Сообщением № от ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <данные изъяты> заявителю отказано в государственной регистрации указанного объекта по тем основаниям, предусмотренным абзацами 10, 12 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним»(далее- ФЗ № 122-ФЗ от 21.07.1997 г.), а именно: не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по предоставлению таких документов возложена на заявителя, и осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества не допускается в соответствии с п.1.2 настоящей статьи, в соответствии с которым не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Заявитель считает отказ незаконным, поскольку доля незавершенного строительством объекта по смыслу ст. 130 ГК РФ является недвижимым имуществом, поэтому в силу ст. 131 ГК РФ подлежит государственной регистрации, основанием для регистрации указанного объекта является вступившее в законную силу решение Ленинского районного суда г.Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ(ст.17 ФЗ № 122-ФЗ от 21.07.1997 г.), основания для отказа в государственной регистрации указанного объекта отсутствуют, так как доля в незавершенном строительством объекте не является самостоятельной единицей кадастрового учета, поэтому указанный объект недвижимого имущество не отнесен Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» к объектам, регистрация прав на которые предусматривает обязательное представление кадастрового паспорта. Кроме того, доля в виде двухкомнатной квартиры расположена в незавершенном строительством объекте, в отношении которого технический учет не производился и техническая документация не составлялась. В связи с отсутствием первичного технического учета, кадастровый паспорт на указанную долю в незавершенном строительством объекте не может быть изготовлен, в связи с чем у заявителя отсутствовала возможность предоставить кадастровый паспорт в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <данные изъяты>.
Отказ в государственной регистрации объекта недвижимости нарушает права заявителя, так как препятствует в реализации права на объект недвижимого имущества.
На указанное заявление от представителя заинтересованного лица Киселевой ФИО16. поступили возражения, в которых она просила в удовлетворении требований Ярошенко ФИО17 отказать по тем основаниям, что согласно п.2 ст.16, п.10. ст.33 Закона о государственной регистрации до ДД.ММ.ГГГГ обязательным приложением к документам, необходимым для осуществления государственной регистрации прав, является кадастровый паспорт объекта недвижимого имущества(объекта незавершенного строительства), в том числе и для регистрации прав на долю, расположенную в незавершенном строительством капитальном объекте недвижимости. Предоставление кадастрового паспорта не требуется только в случае, если кадастровый паспорт, план такого объекта недвижимого имущества или иной документ, предусмотренный Законом о регистрации, и содержание описания такого объекта недвижимого имущества, ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов. Заявителем в Управление не предоставлен кадастровый паспорт объекта долевого строительства, а также документ, подтверждающий обращение в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <данные изъяты> и отказ в изготовлении кадастровых паспортов на вышеуказанные объекты долевого строительства. Наличие вступившего в законную силу решения суда, которым признано право собственности заявителя на недвижимое имущество, не освобождает заявителя от предоставления указанных документов. Также указывает, что таких объектов вещных прав как «доля помещения» не существует, поэтому из заявленных требований невозможно однозначно определить вид права, подлежащего государственной регистрации(индивидуальная собственности или общая долевая собственность) а также объект недвижимого имущества, права на который подлежат государственной регистрации(помещение либо здание в целом).
Заявитель в судебном заседании свои требования поддержала по основаниям, указанным в заявлении.
Представитель заявителя – Кунгурова ФИО18 заявленные требования поддержала в полном объеме по изложенным основаниям, дополнительно суду пояснила, что документы на регистрацию права собственности на долю поданы на основании решения суда, органы БТИ в выдаче кадастрового паспорта на доли отказывают в связи с тем, что инвентаризация объекта капитального строительства на указанном участке не производилась.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <данные изъяты> ФИО9 в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась по основаниям, изложенным в возражениях.
Представитель заинтересованного лица ООО <данные изъяты>» конкурсный управляющий ФИО10 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, доказательств уважительности причин отсутствия суду не представил. Дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со ст.257 ГПК РФ.
Заслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Решением Ленинского районного суда г. Тюмени от 13.04 2010 года(вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ) признано право собственности заявителя на долю в незавершенном строительством жилом доме по <адрес> в виде двухкомнатной квартиры общей проектной площадью 43, 11 кв.м., общей площадью балкона 7, 1 кв.м., <адрес>.
Заявитель обратилась в Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> с заявлением о государственной регистрации права собственности на указанный объект недвижимого имущества.
Заявителю отказано в государственной регистрации, что подтверждается сообщениями об отказе № от ДД.ММ.ГГГГ
<данные изъяты> для отказа послужили не предоставление заявителем документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по предоставлению таких документов возложена на заявителя, а именно кадастрового паспорта объекта недвижимого имущества, а также то, что не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним» основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: вступившие в законную силу судебные акты;
В соответствии с абзацами 10, 12 пункта статьи 20 указанного Федерального закона в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если: не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, а также в случае, если осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества не допускается в соответствии с п.1.2 настоящей статьи.
В силу п. 1. 2 указанной статьи не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
В соответствии с пунктом 10 ст. 33 указанного Закона до ДД.ММ.ГГГГ обязательным приложением к документам, необходимым для осуществления по установленным пунктом 1 статьи 17 настоящего Федерального закона основаниям государственной регистрации прав на здание, сооружение, помещение или объект незавершенного строительства, является кадастровый паспорт такого объекта недвижимого имущества. Представление кадастрового паспорта такого объекта недвижимого имущества не требуется, если кадастровый паспорт, план такого объекта недвижимого имущества или иной документ, предусмотренный настоящим Федеральным законом и содержащий описание такого объекта недвижимого имущества, ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов.Согласно статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ « О государственном кадастре недвижимости»(далее ФЗ № 221-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ) кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения об объекте недвижимости.
В силу статьи 1 указанного федерального закона государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с п. 5 ФЗ № 221-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее также - объекты недвижимости).
Таким образом, по смыслу казанной нормы закона кадастровому учету подлежат только те объекты недвижимого имущества, которые прямо указаны в указанной норме закона.
Согласно статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Согласно пункта 7 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № « О государственном техническом учете и технической инвентаризации в РФ объектов капитального строительства» техническая инвентаризация объектов капитального строительства подразделяется на первичную техническую инвентаризацию и техническую инвентаризацию изменений характеристик объекта капитального строительства. Первичный государственный технический учет объектов капитального строительства осуществляется по результатам первичной технической инвентаризации, за исключением случаев, установленных пунктом 8 настоящего Положения. При осуществлении первичного государственного технического учета объектам капитального строительства в установленном порядке присваиваются инвентарный и кадастровый номера.
Государственный технический учет в связи с изменением характеристик объекта капитального строительства осуществляется по результатам технической инвентаризации таких изменений.
По результатам технической инвентаризации на каждый объект капитального строительства оформляется технический паспорт, форма которого и состав включаемых в него сведений устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации.
Технический паспорт является документальной основой для ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства.
Пунктом 8 указанного Постановления предусмотрено, что первичный государственный технический учет многоквартирного дома, введенного в эксплуатацию после ДД.ММ.ГГГГ, и расположенных в нем помещений осуществляется по выбору заявителя:
по результатам первичной технической инвентаризации;
без проведения первичной технической инвентаризации.
В целях осуществления первичного государственного технического учета такого многоквартирного дома и расположенных в нем помещений без проведения первичной технической инвентаризации к заявлению о проведении данного учета прилагаются копия разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию и поэтажный план многоквартирного дома с указанием размеров и экспликации помещений, оформляемый в соответствии с установленными требованиями к подготовке графической части соответствующего раздела проектной документации на такой многоквартирный дом.
В результате осуществления первичного государственного технического учета указанного в настоящем пункте многоквартирного дома и расположенных в нем помещений организацией (органом) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации выдаются кадастровые паспорта расположенных в многоквартирном доме помещений.
На территориях субъектов Российской Федерации, в которых введены в действие правила ведения Единого государственного реестра, организацией (органом) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в целях осуществления без проведения первичной технической инвентаризации первичного государственного технического учета многоквартирного дома, введенного в эксплуатацию после ДД.ММ.ГГГГ, и расположенных в нем помещений оформляются технические паспорта на основании сведений, содержащихся в представленных заинтересованным лицом в соответствии с настоящим пунктом документах.
Техническую документацию и поэтажную экспликацию строительного объекта должен представлять застройщик – ООО «<данные изъяты>», который на основании решения Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ признан несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство, утвержден конкурсный управляющий.
В соответствии со ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу постановления суда являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.
Судом установлено и не оспорено сторонами в судебном заседании, что доля в виде двухкомнатной квартиры общей проектной площадью 43, 11 кв.м., общей площадью балкона 7, 1 кв.м., между осями 3-5 и А-В, во 2 подъезде, на 4 этаже, 3 на площадке расположена в незавершенном строительством объекте, в отношении которого технический учет не производился и техническая документация не составлялась, так как данный объект не введен в эксплуатацию. Строительство объекта не завершено, в эксплуатацию объект не сдан.
Согласно ответа Тюменского филиала ФГУП «<данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ изготовить технический план в отношении помещения, расположенного в незавершенном строительством жилом доме по <адрес>, не представляется возможным.
Согласно Уведомления филиала федерального государственного бюджетного учреждения «<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № в Едином государственном реестре объектов капитального строительства, сведениями об объекте капитального строительства, расположенном по адресу: <адрес> отсутствуют.
При таких обстоятельствах, поскольку в настоящее время указанный объект не завершен строительством и не введен в эксплуатацию, отсутствует разрешение на ввод объекта в эксплуатацию и поэтажный план данного объекта с указанием размеров и экспликаций помещений, не проводилась первичная техническая инвентаризация данного объекта, кадастровый паспорт на долю в виде двухкомнатной квартиры общей проектной площадью 43, 11 кв.м., общей площадью балкона 7, 1 кв.м., между <адрес>, расположенной в незавершенном строительством жилом доме по адресу: <адрес> не может быть изготовлен, следовательно, у заявителя отсутствует возможность предоставления кадастрового паспорта на данные объекты недвижимости. Поскольку закон не предусматривает изготовление кадастрового паспорта на часть объекта незавершенного строительства при отсутствии первичной инвентаризации всего объекта либо разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, суд считает, что требование Управления <данные изъяты> службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <данные изъяты> о предоставлении кадастрового паспорта для регистрации права собственности на основании решения суда, является незаконным, сообщения об отказе от ДД.ММ.ГГГГ № № следует признать незаконным.
В силу ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие органа государственной власти, если считает, что нарушены его права и свободы.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действия органов государственной власти, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся: решения и действия, в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая- либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии со ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Поскольку суд пришел к выводу о том, что оспариваемый отказ в регистрации права на указанный объект незаконен, следовательно, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <данные изъяты> обязано в полном объеме устранить допущенные нарушения.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 254-258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Ярошенко ФИО19 об оспаривании решения об отказе в государственной регистрации права собственности на долю в незавершенном строительством объекте удовлетворить.
Признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской <данные изъяты> № в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества в виде доли в виде двухкомнатной квартиры общей проектной площадью 43, 11 кв.м., общей площадью балкона 7, 1 кв.м., между <адрес>, расположенной в незавершенном строительством жилом доме по адресу: <адрес>.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в полном объеме устранить допущенное нарушение.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд через Ленинский районный суд г. Тюмени в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения – 20.08.2012 г.
Председательствующий Л.А.Савельева