2-7590/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 ноября 2017 года
Одинцовский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Павловой И.М.
при секретаре Дутовой Д.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Одинцово
гражданское дело по иску Токаревой Ларисы Викторовны к ГУ – Главного Управления ПФР №2 по г. Москве и Московской области о признании незаконным решения в части не включения в специальный стаж периодов работы в льготном исчислении,
У с т а н о в и л:
Токарева Л.В. предъявила в суд вышеназванный иск и просит:
признать незаконным решение Государственного Учреждения - Главного Управления Пенсионного фонда России № 2 по г. Москве и Московской области № 298 от 12.07.2017г. об отказе Токаревой Ларисе Викторовне в части не включения в специальный стаж периодов работы в льготном исчислении;
обязать Государственное Учреждение - Главного Управления Пенсионного фонда России № 2 по г. Москве и Московской области включить Токаревой Ларисе Викторовне в специальный стаж в льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев, предоставляющий право на назначение трудовой пенсии по старости, периоды работы:
- с 20.03.2000г. по 21.06.2000г., с 24.02.2001г. по 27.04.2001г. в должности врача анестезиолога-реаниматолога отделения анестезиологии и реанимации в/ч №;
- с 01.06.2006г. по 06.03.2017г. в должности врача анестезиолога-реаниматолога отделения анестезиологии и реанимации "наименование";
Обязать Управление Пенсионного фонда по городу Одинцово ГУ Главного управления ПФР №2 по Москве и Московской области назначить Токаревой Ларисе Викторовне досрочную страховую пенсию с 24.03.2016г.
Свои требования мотивировала тем, что Главным Управлением Пенсионного фонда России №2 в г. Москве и Московской области от 12 июля 2007 года №, Токаревой Ларисе Викторовне былоотказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия необходимого количества льготного стажа. С решением не согласна, в связи с чем, вынуждена обратиться в суд.
В судебном заседании истец и его представитель по ордеру адвокат Чамышев С.В. поддержала исковые требования, в подтверждение своих доводов дополнительно представила свой должностной регламент за спорный период работы.
Ответчик в лице представителя Петроченко К.М. явился, иск не признал, представил письменный отзыв.
Выслушав истца, его представителя, представителя ответчика, суд приходит к следующему.
В статье 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Согласно ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Пункт 11 ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.01г. № 173 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» устанавливает условия назначения трудовой пенсии по старости досрочно для лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Свои требования мотивировала тем, что Главным Управлением Пенсионного фонда России №2 в г. Москве и Московской области от 12 июля 2007 года №, Токаревой Ларисе Викторовне былоотказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия необходимого количества льготного стажа.
Ответчиком исключены из подсчета стажа Истицы следующие периоды:
с 20.03.2000г. по 21.06.2000г. с 24.02.2001г. по 27.04.2001г. (всего 5 мес. 4 д.) - так как согласно п.4 «Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий», утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.10.2014г. №1015, периоды работы, а также особые условия работы (код) после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются сведениями индивидуального (персонифицированного) учета в соответствии с Федеральным Законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования от 01.04.1996г. №27-ФЗ и Федеральным Законом «Об обязательном пенсионном страховании» №167 от 15.12.2001г. Токарева Л.В. в качестве застрахованного лица зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 21.04.2000г. В выписке из лицевого счета код «особые условия труда» за вышеуказанный период -отсутствует.
с 01.06.2006г. по 06.03.2017г. (всего 10 лет 9 мес. 5 д.) - период службы в Вооруженных силах РФ, так как включение периодов службы не предусмотрено Правилами от 29.13.2002г.
Общий неучтенный специальный стаж Истицы составил 11 лет 2 мес. 9 дн.
Разрешая спорное правоотношение, суд исходит из следующего.
Периоды с 20.03.2000г. по 21.06.2000г. с 24.02.2001г. по 27.04.2001г. подлежат включению в стаж Истицы в льготном исчислении (1 год за 1 год 6 месяцев);
Отказ во включении данных периодов в связи с тем, что в выписке из лицевого счета отсутствует код «особые условия» несостоятельны. Исходя из правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации Постановление Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 N 9-П), неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц, не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию. Соответствующие взносы должны быть уплачены, а их уплата, исходя к публично-правового характера отношений между государством и Пенсионным фондом Российской Федерации, и особенностей отношений между государством, страхователями и застрахованными лицами - должна быть обеспечена, в том числе в порядке принудительного взыскания. В противном случае искажалось бы существо обязанности государства по гарантированию права застрахованных лиц на трудовую пенсию. Кроме того, исключение из страхового стажа периодов работы, за которые страхователем не уплачены страховые взносы, равно как и снижение в указанных случаях у застрахованных лиц, работавших по трудовому договору и выполнивших требуемые от них законом условия, размера страховой части трудовой пенсии, фактически означает установление таких различий в условиях приобретения пенсионных прав в зависимости от того, исполнил страхователь (работодатель) надлежащим образом свою обязанность по перечислению страховых пенсионных платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации или нет, которые не могут быть признаны соответствующими конституционно значимым целям и, следовательно, несовместимы с требованиями статей 19 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» и п.43 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014г. №1015, периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются сведениями индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27- ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" обязанность по предоставлению сведений о застрахованных лицах органам Пенсионного фонда Российской Федерации лежит на работодателе.
Из положений Постановления Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 года N 9-П следует, что невыполнение страхователями требований ФЗ от 01.04.1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и ФЗ от 15.12.2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" само по себе не может служить основанием для отказа гражданину в реализации его права на пенсионное обеспечение.
Возникновение права Истицы на назначение пенсии не может быть поставлено в зависимость от того обстоятельства, что при предоставлении сведений в Пенсионный фонд работодатель не поставил код льготы и не сообщил иные сведения персонифицированного учета в Пенсионный Фонд.
Сам по себе факт отсутствия данных персонифицированного учета, при наличии записи в летной и трудовой книжке Истца, не может служить основанием для лишения его права на досрочное назначение пенсии.
Период с 01.06.2006г. по 06.03.2017г. (всего 10 лет 9 мес. 5 д.) - период службы в Вооруженных силах РФ надлежит включить в льготный стаж Истицы в льготном исчислении (1 год за 1 год 6 месяцев);
Отказ во включении данных периодов в связи с тем, что данные периоды службы не предусмотрено Правилами от 29.13.2002г.
В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно пункту 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы в отношении лиц, работавших в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях, согласно перечню, являющемуся приложением к указанному постановлению Правительства РФ, 1 год работы засчитывается в указанный стаж работы как 1 год и 6 месяцев.
Согласно указанному перечню стаж работы в должности врача анестезиолога-реаниматолога в составе Отделения учреждений, предусмотренных в пунктах 1 - 6, 8, 12, 15, 16, 20, 21, 27 - 30 Списка подлежит льготному порядку исчисления как 1 год работы и засчитывается в указанный стаж работы как 1 год и 6 месяцев.
Пункт 6 указанного Списка предусматривает «госпитали всех наименований».
Таким образом, суд считает доказанным факт соответствия занимаемой должности Истицы Спискам должностей, подлежащим льготному порядку исчисления стажа работы - как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев. Наименование организации так же соответствует Спискам.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 11 указанного Закона в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 N 11-П "По делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации": форма собственности не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях здравоохранения в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям.
Таким образом, лечебная деятельность подлежит включению в специальный стаж к работы, дающей право для досрочного назначения пенсии по старости независимо от того, в чьем ведении находится учреждение, где работала Истица и кому принадлежит закрепленное за ним имущество - государству, муниципального образованию, акционерному обществу и прочим; право на назначение пенсии связано с характером ее трудовой деятельности.
Введение пенсий за выслугу лет названным категориям работников связывалось с риском утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста из-за длительного неблагоприятного воздействия на организм человека различного рода факторов, обусловленных спецификой их профессиональной деятельности (для которой, как правило, характерна постоянная повышенная эмоциональная и психологическая, а зачастую и физическая, нагрузка, высокая степень ответственности за результаты труда), а также с особой значимостью, ценностью такой трудовой деятельности для государства и общества. Предоставление возможности уйти на пенсию в более раннем возрасте преследовало цель освобождения от необходимости дальнейшего продолжения работы и являлось, таким образом, одной из мер, направленных на сохранение здоровья указанных лиц.
Более того, пунктом 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" предусмотрено, что в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное «значение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173- период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Согласно должностному регламенту «начальника I отделения реанимации и интенсивной терапии-врача анестезиолога-реаниматолога Центра анестезиологии-реанимации "наименование" Токаревой Ларисы Викторовны, характер и специфика работы Истицы в полной мере соответствует должностным обязанностям «врача анестезиолога - реаниматолога» «отделения анестезиологии и реанимации».
Выписка из приказа "наименование" от 06.03.2017 № так же содержит аналогичный сведения о занимаемой должности Истицы.
Таким образом, учитывая специфику профессиональной деятельности Истицы, а так же учитывая, что наименование занимаемой должности и учреждения, в которой работала Истица в полной мере соответствует льготным Спискам, суд считает что спорные периоды подлежат включению в льготный стаж.
Произведя сложение периодов работы Истицы, включенные Ответчиком в добровольном порядке с периодами, которые надлежит включить в порядке искового производства, общий льготный стаж Истицы более 30 лет.
Согласно ч.1 ст.22 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Истица обратилась за назначением ей досрочной пенсии 24 марта 2017 года, соответственно пенсия ей должна быть назначена с 24 марта 2017 года.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным решение Государственного Учреждения - Главного Управления Пенсионного фонда России № 2 по г. Москве и Московской области № от 12.07.2017г. об отказе Токаревой Ларисе Викторовне в части не включения в специальный стаж периодов работы в льготном исчислении.
Обязать Государственное Учреждение - Главного Управления Пенсионного фонда России № 2 по г. Москве и Московской области включить Токаревой Ларисе Викторовне в специальный стаж в льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев, предоставляющий право на назначение трудовой пенсии по старости, периоды работы:
- с 20.03.2000г. по 21.06.2000г., с 24.02.2001г. по 27.04.2001г. в должности врача анестезиолога-реаниматолога отделения анестезиологии и реанимации в/ч №
- с 01.06.2006г. по 06.03.2017г. в должности врача анестезиолога-реаниматолога отделения анестезиологии и реанимации "наименование".
Обязать Управление Пенсионного фонда по городу Одинцово ГУ Главного управления ПФР № по Москве и Московской области назначить Токаревой Ларисе Викторовне досрочную страховую пенсию с 24.03.2017г.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Одинцовский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья:
Решение в окончательной форме изготовлено 30.11.2017г.
Судья: