Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
11 мая 2023 года г. Самара
Советский районный суд г. Самары в составе:
судьи Никитиной С.Н.,
при секретаре судебного заседания Жирухиной Я.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-1245/23 по административному исковому заявлению МИФНС России №23 по Самарской области к Макаровой Н.С. о взыскании обязательных платежей и санкций,
УСТАНОВИЛ:
МИФНС России №23 по Самарской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Макаровой Н.С. о взыскании недоимки по обязательным платежам на общую сумму 10765 рублей, в том числе по транспортному налогу за 2017 год в размере 4800 рублей, за 2016 год в размере 5965 рублей, ссылаясь на то, что Макарова Н.С. является плательщиком транспортного налога за 2016-2017 гг. в связи с наличием объектов налогообложения: автомобиль ГАЗ5312, г/н №; автомобиль ЛАДА 211440-26, г/н №. В установленный срок должник не исполнил обязанность по уплате исчисленных в налоговом уведомлении сумм налогов, в связи с чем, налоговым органом начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неисполнения указанного требования налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога.
Представитель административного истца МИФНС России №23 по Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в административном иске просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Административный ответчик Макарова Н.С. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания по делу извещена надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 57 Конституции РФ, ст. 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Пунктом 2 статьи 45 НК РФ закреплено, что если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом (п. 6 ст. 45 НК РФ).
В соответствии с пунктом 2 ст. 52 НК РФ обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. Не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление (абзац второй); налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (абзац третий).
Согласно п. 4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы (организации, должностные лица), осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года и (или) за иные периоды, определенные взаимодействующими органами (организациями, должностными лицами).
Налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункт 4 статьи 52 НК РФ).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, в котором помимо прочего указывается об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога, с указанием размера пеней, начисленных на момент направления требования.
Согласно ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неполученную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В силу ст. 57 НК РФ при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК Российской Федерации.
Согласно положениям ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Законодатель также установил порядок взыскания недоимки, пеней в судебном порядке. В частности, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней, налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пеней, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, пеней с учетом особенностей, установленных ст. 48 НК РФ.
В соответствии с главой 28 НК РФ, Законом Самарской области «О транспортном налоге на территории Самарской области» от 06.11.2002 № 86-ГД административный ответчик является налогоплательщиком транспортного налога.
В соответствии с п. 1 ст.362 НК РФ сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Налогоплательщиками транспортного налога положениями статьи 357 НК РФ признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 359 НК РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Статьей 361 НК РФ предусмотрено, что налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
Согласно ст.2 Закона Самарской области «О транспортном налоге на территории Самарской области» от 06.11.2002 № 86-ГД установлены ставки транспортного налога для грузовых автомобилей с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 100 л.с. (73,55 кВт) до 150 л.с. (110,33 кВт) включительно в размере 40, свыше 150 л.с. (110,33 кВт) до 200 л.с. (147,1 кВт) включительно в размере 50; для легковых автомобилей с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 100 л.с. (73,55 кВт) включительно в размере 16.
Судом установлено, что по сведениям УМВД России по г. Самаре от 05.04.2023 на Макарову Н.С. в период 2016-2017 гг. были зарегистрированы транспортные средства: грузовой фургон ГАЗ 5312, г/н № с мощностью двигателя 163 л.с. (120 кВт), расчет налога за 2016 год: 163 (налоговая база) * 50 (налоговая ставка) = 8150 рублей (аналогично за период 2017 года);
легковой комби (хэтчбек) LADA-211440-26, г/н № с мощностью двигателя 97,9 л.с., расчет налога за 2016 год: 97,9 (налоговая база) * 16 (налоговая ставка) = 1566 рублей.
Как следует из материалов дела, налоговым органом было выставлено Макаровой Н.С. налоговое уведомление № 83831319 от 24.01.2018, в котором сообщалось о необходимости уплаты транспортного налога за 2016 год за автомобиль ГАЗ5312, г/н № в размере 4800 рублей, за автомобиль ЛАДА 211440-26, г/н № в размере 1565 рублей с рок до 23.03.2018.
При этом на транспортное средство ГАЗ5312, г/н № налоговым органом начислен налог в меньшем размере, исходя из мощности двигателя 120 л.с. и налоговой ставки 40, однако согласно сведениями УМВД России по г. Самаре мощность двигателя данного автомобиля составляет 163 л.с. (120 кВт), в связи с чем должна была применяться налоговая ставка в размере 50.
Также Макаровой Н.С. выставлено налоговое уведомление № 54358620 от 23.08.2018, в котором сообщалось о необходимости уплаты транспортного налога за 2017 год за транспортное средство ГАЗ 5312, г/н № в размере 4800 рублей в срок до 03.12.2018.
Налоговым органом начислен налог, исходя из мощности двигателя 120 л.с. и налоговой ставки 40, однако согласно сведениями УМВД России по г. Самаре мощность двигателя данного автомобиля составляет 163 л.с. (120 кВт), в связи с чем должна была применяться налоговая ставка в размере 50.
В связи с не поступлением оплаты налога, административным истцом начислены пени и в установленный законом срок в адрес административного ответчика направлено требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющих индивидуальными предпринимателями) № 19831 по состоянию на 30.01.2019, в котором сообщалось о необходимости уплаты транспортного налога за 2016 год в размере 6365 рублей, транспортного налога за 2017 год в размере 4800 рублей, пени по транспортному налогу в размере 559,68 рублей в срок до 26.03.2019.
Поскольку сумма недоимки по требованию превысила 3000 рублей, шестимесячный срок на обращение в суд, предусмотренный п. 2 ст. 48 НК РФ, истекал 26.09.2019.
В материалах дела имеется подтверждение направления требования об уплате налога в адрес должника в соответствии со ст. 70 НК РФ путем отправки заказной почтовой корреспонденции (л.д. 26-27).
В связи с тем, что в добровольном порядке начисленные суммы налога и пени административным ответчиком в установленный срок уплачены не были, 14.05.2019 ИФНС России по Советскому району г. Самары обратилась к мировому судье судебного участка №54 Советского судебного района г.Самары Самарской области с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Макаровой Н.С. недоимки по транспортному налогу за 2017 г. в размере 4800 рублей, за 2016 год в размере 6365 рублей.
14.05.2019 мировым судьей судебного участка №54 Советского судебного района г. Самары Самарской области вынесен судебный приказ №2А-1029/19 о взыскании с Макаровой Н.С. указанной недоимки по налогам.
Определением мирового судьи судебного участка №54 Советского судебного района г.Самары Самарской области от 10.08.2022 отменен судебный приказ №2А-1029/2019 от 14.05.2019.
На момент обращения к мировому судье срок обращения в суд, предусмотренный п. 2 ст. 48 НК РФ, по требованию № 19831 пропущен не был.
10.02.2023 административный истец обратился в суд с данным административным иском, что подтверждается датой в квитанции об отправке, таким образом, шестимесячный срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций, предусмотренный для обращения в суд положениями п. 3 ст. 48 НК РФ, ч. 2 ст. 286 КАС РФ, административным истцом не пропущен.
Налоговым органом была неверно исчислена сумма транспортного налога за 2016,2017гг. за транспортное средство ГАЗ 5312, г/н №, однако согласно ч. 1 ст. 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям. Суд может выйти за пределы заявленных требований (предмета административного искового заявления или приведенных административным истцом оснований и доводов) в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом. По административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций КАС РФ не предусматривает возможности суда выйти за пределы заявленных требований, поэтому взысканию с Макаровой Н.С. подлежит недоимка по транспортному налогу за 2017 год в размере 4800 рублей, за 2016 год в размере 5965 рублей, как указано в просительной части административного искового заявления, следовательно, административное исковое заявление подлежит удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с требованиями ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Таким образом, в доход местного бюджета г.о. Самара с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 10765 * 4% = 430,60 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования МИФНС России №23 по Самарской области к Макаровой Н.С, о взыскании обязательных платежей и санкций удовлетворить.
Взыскать с Макаровой Н.С,, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, паспорт № выдан ДД.ММ.ГГГГ <адрес>, код подразделения №, ИНН № в пользу МИФНС России №23 по Самарской области недоимку по транспортному налогу за 2017 год в размере 4800 рублей, за 2016 год в размере 5965 рублей, всего взыскать 10765 (десять тысяч семьсот шестьдесят пять) рублей.
Взыскать с Макаровой Н.С. в пользу местного бюджета г.о. Самара государственную пошлину в сумме 430 (четыреста тридцать) рублей 60 копеек.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Советский районный суд г.Самара в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 25.05.2023.
Судья: