№
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 февраля 2023 года г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе судьи Ретиной М.Н., при секретаре Митрясове В.В., административное дело № по иску МИФНС России № по Самарской области к Проскурину А. А.ичу о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское и пенсионное страхование,
установил:
МИФНС России № по Самарской области обратилась в Ленинский районный суд г. Самары с иском к Проскурину А.А. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское и пенсионное страхование.
В обоснование требования указывает, что ответчик является плательщиком страховых взносов на обязательное медицинское и пенсионное страхование в связи с наличием статуса индивидуального предпринимателя в 2018 г. Обязанность по уплате сборов в установленный срок ответчик не исполнил, в связи с чем ему начислены пени, для уплаты которых налогоплательщику направлено требование №. Данное требование оставлено без внимания, вынесенный мировым судьей судебный приказ о взыскании недоимки отменен в связи с поступившими возражениями ответчика относительно его исполнения.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просит взыскать с Проскурина А.А. задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2018 г. в размере <данные изъяты>. Также просит восстановить срок для подачи административного иска, ссылаясь на то, что пропуск срока обращения в суд вызван администрированием большого количества заявлений на взыскание задолженности по налогам и собором необходимого пакета документов.
Представитель МИФНС № в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, указал, что 6-ти месячный для обращения в суд пропущен в связи с высокой загруженностью сотрудников инспекции.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации и пункту 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу пункта 2 части 1 статьи 419 Налогового кодекса РФ плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Согласно части 1 статьи 432 Налогового кодекса РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В соответствии с частью 2 названной статьи суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В соответствии с ч.1 ст.70 НК РФ, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее 3 месяцев со дня выявления недоимки.
В соответствии со ст.75 НК РФ в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежат начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством дня уплаты налога.
В силу ч.6 ст.289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В соответствии с ч.2 ст.286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Из материалов дела следует, что Проскурин А.А. является плательщиком страховых взносов на обязательное медицинское и пенсионное страхование в связи с наличием в проверяемые налоговые периоды (2018 г.) статуса индивидуального предпринимателя.
В связи с неуплатой страховых взносов на обязательное медицинское и пенсионное страхование в установленный срок налоговым органом начислены пени на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование и выставлено требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ с предложением. погасить недоимку по налогу и начисленные пени (л.д. 8).
Вышеназванное требование направлены в адрес административного ответчика почтовым отправлением, что подтверждается списком почтовых отправлений, и на момент подачи настоящего административного искового заявления ответчиком не исполнены.
Положениями ст. 48 НК РФ определено, что заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке главы 32 КАС РФ может быть подано только в случае отмены судебного приказа о взыскании обязательных платежей и санкций либо отказа в принятии заявления о вынесении судебного приказа. Срок исполнения требования № от ДД.ММ.ГГГГ не установлен.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № Ленинского судебного района г. Самары вынесен судебный приказ № о взыскании с Проскурина А.А. задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское и пенсионное страхование и пени в размере <данные изъяты>. за 2018 год.
ДД.ММ.ГГГГ определением мирового судьи судебного участка № Ленинского судебного района г. Самары указанный судебный приказ № от ДД.ММ.ГГГГ отменен в связи с поступившими возражениями ответчика относительно его исполнения (л.д. 7). Следовательно, срок для обращения в суд с данным административным исковым заявлением истек ДД.ММ.ГГГГ.
Административное исковое заявление согласно штампу на почтовом конверте подано в суд ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, налоговым органом нарушен шестимесячный срок для обращения в суд с административным исковым заявлением.
Административным истцом указанное обстоятельство не оспаривается, заявлено ходатайство о восстановлении процессуального срока на обращение в суд с данным административным исковым заявлением по причине администрирования большого количества заявлений на взыскание задолженности по налогам с физических лиц, а также сбором необходимого пакета документов для обращения в суд.
Указанные обстоятельства суд не находит уважительными ввиду следующего.
Под уважительными должны пониматься любые причины, которые действительно или с большой долей вероятности могли повлиять на возможность лица совершить соответствующее процессуальное действие.
Установление временных пределов осуществления мер государственного принуждения, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, направлено на защиту таких конституционных ценностей, как стабильность и определенность публичных правоотношений, обеспечение стабильности условий хозяйствования, поддержание баланса публичных интересов государства и частных интересов субъектов гражданско-правовых отношений (постановления от 27 апреля 2001 года N 7-П, от 10 апреля 2003 года N 5-П, от 14 июля 2005 года N 9-П; определение от 21 апреля 2005 года N 191-О).
В пункте 3 Определения N 381-О-П от 8 февраля 2007 года Конституционный Суд Российской Федерации указал, что установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
В Налоговом кодексе Российской Федерации содержатся общие положения, устанавливающие сроки реализации прав налоговых органов, которые подлежат применению.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации исчерпывающим образом определяет правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, механизмы ее принудительного исполнения, порядок принятия решений налоговым органом, их обжалования и отмены, в том числе в связи с возникновением у физического лица недоимки при уплате транспортного налога. Принудительное взыскание налога с физического лица по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (пункт 2 статьи 48). Налоговый кодекс Российской Федерации, определяя порядок принудительного взыскания налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица, устанавливает шестимесячный срок на заявление налоговым органом соответствующего требования в суд после отмены судебного приказа в отношении данного налогоплательщика, а также порядок и основания восстановления срока, пропущенного налоговым органом. При этом срок на обращение в суд с заявлением о выдаче судебного приказа, выносимого по бесспорным требованиям, также урегулирован Налоговым кодексом Российской Федерации. Данный срок может быть восстановлен по ходатайству налогового органа при наличии уважительной причины. Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве (пункты 1 - 3 статьи 48). Нормы Налогового кодекса Российской Федерации не предполагают возможности бессрочного взыскания с налогоплательщика налоговой задолженности, направлены на установление надлежащего механизма реализации налогоплательщиками налоговой обязанности (определения N 12-О и N 20-О от 30 января 2020 года).
В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах; осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.
Пунктом 3 статьи 35 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что за неправомерные действия или бездействие должностные лица и другие работники органов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С учетом изложенного, большая загруженность в работе инспекции и сбор необходимого пакета документов для обращения в суд не являются основанием для восстановления срока обращения в суд с административным иском, поскольку указанные обстоятельства носят организационный характер и потому не могут быть признаны уважительными причинами.
Каких-либо причин, объективно препятствующих административному истцу своевременно обратиться с административным иском, не установлено.
Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления (ч.8 ст.219 КАС РФ).
Согласно ч.5 ст.180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что требование МИФНС России № по Самарской области о взыскании с Проскурина А.А. задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за <данные изъяты> удовлетворению не подлежит в связи с пропуском без уважительных причин срока на обращение в суд с административным иском.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175, 178-180, 293 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления МИФНС России № по Самарской области о взыскании с Проскурина А. А.ича задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за <данные изъяты> – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья М.Н. Ретина
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.