РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 декабря 2018 года г. Тула
Пролетарский районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Чариной Е.В.,
при секретаре Ивановской Л.А.,
с участием:
представителя истца по первоначальному иску – ответчика по встречному иску - администрации города Тулы по доверенности Пантелеевой Н.И.,
ответчика по первоначальному иску – истца по встречному иску Салтыкова А.С., действующего в собственных интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО, ФИО, ФИО, ФИО,
помощника прокурора Пролетарского района г. Тулы Панченко Т.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пролетарского районного суда г. Тулы гражданское дело № 2-2190/2018 по иску администрации города Тулы к Гришиной О.Ю., Салтыкову А.С., действующему в собственных интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, о выселении с предоставлением жилого помещения маневренного фонда и по встречному иску Гришиной О.Ю., Салтыкова А.С., действующего в собственных интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, к администрации города Тулы о предоставлении благоустроенного жилого помещения,
установил:
администрация города Тулы обратилась в суд с иском к Гришиной О.Ю., Салтыкову А.С., действующему в собственных интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, о выселении с предоставлением жилого помещения маневренного фонда.
В обоснование заявленного требования сослалась на то, что Гришина О.Ю. является нанимателем жилого помещения – комнаты общей площадью 21,3 кв. м, жилой площадью 14,8 кв. м в коммунальной квартире № жилого дома <адрес> (далее по тексту – спорное жилое помещение, спорная комната). Вместе с ней на регистрационном учете по вышеуказанному адресу состоят и фактически проживают Салтыков А.С. (сын), ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (внуки). Согласно заключению ООО «ПРОЕКТЦЕНТР» от 23.06.2016 года № 72 многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, непригоден для эксплуатации вследствие аварийного технического состояния несущих конструкций и существующей угрозы обрушения, рекомендуется снести вышеуказанный многоквартирный дом. Приказом начальника главного управления администрации города Тулы по Пролетарскому территориальному округу от 30.06.2016 года № 1/36п назначена межведомственная комиссия по обследованию вышеуказанного многоквартирного дома. По заключению межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № многоквартирный дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлением администрации города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ №, изданным на основании заключения ООО «ПРОЕКТЦЕНТР» от ДД.ММ.ГГГГ № и акта межведомственной комиссии главного управления администрации города Тулы по Пролетарскому территориальному округу от ДД.ММ.ГГГГ №, жилой дом по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. В связи с существующей вероятностью обрушения указанного многоквартирного дома ввиду аварийного состояния несущих конструкций и угрозой жизни и здоровью граждан решено произвести отселение физических лиц – правообладателей муниципальных помещений, расположенных в многоквартирном доме, до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ в вышеуказанное постановление внесено изменение в части срока отселения граждан, а именно, указано: произвести отселение физических лиц – правообладателей муниципальных помещений, расположенных в многоквартирном доме, до ДД.ММ.ГГГГ. Администрацией города Тулы Гришиной О.Ю. предложено муниципальное жилое помещение маневренного фонда - две комнаты площадью 18,6 кв. м и 18,7 кв. м, а всего 37,3 кв. м, расположенные по адресу: <адрес>, однако ответчики от переселения отказались.
На основании изложенного, истец просил суд выселить Гришину О.Ю., Салтыкова А.С., ФИО, ФИО, ФИО, ФИО из аварийного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, комната общей площадью 21,3 кв. м, с предоставлением жилого помещения маневренного фонда, расположенного по адресу: <адрес> площадью 37,3 кв. м; решение суда обратить к немедленному исполнению.
Ответчики Гришина О.Ю., Салтыков А.С., действующий в собственных интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, обратились в суд со встречным иском, в котором просили обязать администрацию города Тулы предоставить им (истцам по встречному иску) благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте города Тулы, включив в договор социального найма в качестве членов семьи несовершеннолетних ФИО, ФИО, ФИО, ФИО В обоснование встречного иска сослались на то, что с 1991 года многоквартирный <адрес> признан непригодным для проживания, однако до настоящего времени они (истцы по встречному иску) не обеспечены пригодным для проживания жилым помещением.
В судебном заседании представитель истца – администрации города Тулы по доверенности Пантелеева Н.И. поддержала заявленное требование по основаниям, изложенным в исковом заявлении, и просила суд его удовлетворить. Указала, что 01.10.2018 года созвана комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального образования город Тула, которая установила, что многоквартирный дом <адрес> непригоден к эксплуатации, угрожает жизни и здоровью проживающих в нем граждан вследствие аварийного состояния несущих конструкций и существующей угрозы обрушения. Вышеуказанный многоквартирный дом включен в список домов, подлежащих отселению в 2018-2019 годах в рамках программы Тульской области «Региональная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и ликвидации аварийного жилищного фонда Тульской области», утвержденной постановлением правительства Тульской области от 19.11.2013 года № 660, согласно которой нанимателям и собственникам жилых помещений в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, будет предоставлено равноценное возмещение в виде отдельного жилого помещения общей площадью не менее занимаемого. Полагала, что к спорным правоотношениям применима статья 106 Жилищного кодекса РФ в совокупности со статьей 95 Жилищного кодекса РФ, согласно которой жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств. Техническое состояние жилого дома, представляющее реальную угрозу для жизни и здоровья проживающих в нем граждан, можно отнести к чрезвычайной ситуации, а, следовательно, Гришина О.Ю., Салтыков А.С., несовершеннолетние ФИО, ФИО, ФИО и ФИО могут быть переселены в специализированное жилое помещение маневренного фонда. В силу статьи 212 ГПК РФ просила суд обратить решение к немедленному исполнению с учетом особых обстоятельств, изложенных ранее; в остальном дала пояснения, аналогичные описательной части искового заявления. Также указала на то, что предоставление жилых помещений по договорам социального найма возможно лишь при наличии свободных жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, отвечающих санитарным и техническим нормам и требованиям. В настоящее время у администрации города Тулы отсутствует возможность выполнить требования действующего законодательства о внеочередном предоставлении ответчикам по первоначальному иску жилого помещения по договору социального найма, в связи с чем им предоставляется жилое помещение в маневренном фонде в целях обеспечения безопасных условий проживания для граждан, жилище которых признано непригодным для проживания.
Ответчица по первоначальному иску – истица по встречному иску Гришина О.Ю. в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения извещена, в письменном заявлении ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Ответчик по первоначальному иску – истец по встречному иску Салтыков А.С., действующий в собственных интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, в судебном заседании поддержал встречное исковое заявление и просил суд его удовлетворить. Исковое требование администрации города Тулы не признал, сославшись на обязанность последней обеспечить их (ответчиков по первоначальному иску) иным благоустроенным жилым помещением взамен непригодного для проживания.
Руководствуясь положениями статьи 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав объяснения участников процесса, заключение помощника прокурора Пролетарского района г. Тулы Панченко В.И., полагавшей первоначальное и встречное исковые заявления подлежащими удовлетворению, исследовав письменные материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Гришина О.Ю., Салтыков А.С., ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоят на регистрационном учете в комнате общей площадью 21,3 кв. м, жилой площадью 14,8 кв. м, расположенной в коммунальной квартире по адресу: <адрес>. Нанимателем указанного жилого помещения является Гришина О.Ю.
Многоквартирный дом по адресу: <адрес>, 1939 года постройки, по состоянию на 1990 год имел физический износ 61%, за время его эксплуатации капитальный ремонт не проводился.
Решением Исполкома Пролетарского районного Совета народных депутатов от 14.03.1991 года утвержден акт межведомственной комиссии от 13.02.1991 года, установившей наличие трещин в фундаменте и стенах, прогиб балок перекрытия, протекание кровли, гнили и плесени; рекомендовано ЖКУ завода «Штамп» рассмотреть вопрос о сносе дома из-за аварийного состояния междуэтажного перекрытия.
В 1996 году многоквартирный дом <адрес> передан и соответственно принят в муниципальную собственность.
Согласно техническому заключению ООО «ПРОЕКТЦЕНТР» от ДД.ММ.ГГГГ № основные несущие и ограждающие строительные конструкции многоквартирного дома находятся в недопустимом техническом состоянии, характеризующемся снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при котором существует опасность для пребывания людей и угроза обрушения конструкций, необходимо проведение страховочных мероприятий и усиление конструкций.
Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ №, назначенной приказом начальника главного управления администрации города Тулы по Пролетарскому территориальному округу от ДД.ММ.ГГГГ №, по результатам обследования и анализа технического заключения ООО «ПРОЕКТЦЕНТР» от ДД.ММ.ГГГГ №, многоквартирный дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением администрации города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ №, изданным на основании заключения ООО «ПРОЕКТЦЕНТР» от ДД.ММ.ГГГГ № и заключения межведомственной комиссии главного управления администрации города Тулы по Пролетарскому территориальному округу от ДД.ММ.ГГГГ №, жилой дом по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу; решено произвести отселение физических лиц – правообладателей муниципальных помещений, расположенных в указанном доме, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ в вышеуказанное постановление внесено изменение в части срока отселения граждан, а именно, указано: произвести отселение физических лиц – правообладателей муниципальных помещений, расположенных в многоквартирном доме, до ДД.ММ.ГГГГ.
Статьями 95, 106 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что гражданам, чьи жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств, временно могут предоставляться жилые помещения маневренного фонда на срок до предоставления им жилых помещений в постоянное пользование в соответствии с законом.
Между тем, указанные нормы, связывая непригодность для проживания жилых помещений с чрезвычайными обстоятельствами, не определяют перечень таких обстоятельств или их признаки. Соответственно, таковыми (чрезвычайными обстоятельствами) могут считаться любые обстоятельства, существенно отличающиеся от обычных как по своему характеру, так и по вызываемым ими последствиям.
ДД.ММ.ГГГГ созвана комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального образования город Тула, повестка дня: об ухудшении аварийного состояния жилого дома по адресу: <адрес>. По результатам заседания комиссии решено провести обследование жилого дома по адресу: <адрес>, на предмет определения противоаварийных работ для выдачи рекомендаций по обеспечению безопасности граждан, проживающих в данном доме, с определением жилых помещений, требующих первоочередного отселения.
В заключении ОАО «Тулаогртехстрой» о техническом состоянии жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, указано, что техническое состояние здания в целом, его стен и перекрытий – аварийное; замена и усиление стен и балок, а также устройство страховочных конструкций может привести к обрушению во время проведения указанных работ и не может быть выполнено без нарушения правил техники безопасности; необходимо в кратчайшие сроки произвести отселение жителей дома, обеспечить недоступность подхода к дому на расстояние не менее 5 м и произвести его снос.
В судебном заседании исследован фотографический материал, согласно которому фундамент и стены жилого дома <адрес> имеют трещины и вывалы кладки, деформированы, со следами отслоившейся штукатурки и участками выпучивания, наблюдаются уклон и прогиб балок чердачного перекрытия, неплотное примыкание кровельного покрытия, просадка и выбоины пола, перекос маршей лестницы, повреждение дощатых ступеней.
Система электрообрудования многоквартирного дома находится в недопустимом техническом состоянии и ее дальнейшая эксплуатация может привести к возгоранию.
ДД.ММ.ГГГГ вновь созвана комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального образования город Тула, по результатам заседания которой принято решение о срочном отселении граждан, проживающих в данном доме, с целью недопущения причинения вреда их жизни и здоровью в связи с опасностью обрушения здания и угрозой возникновения чрезвычайной ситуации ввиду его аварийного состояния.
С учетом изложенного, суд полагает, что в данном случае усматривается наличие чрезвычайных обстоятельств, в результате которых жилое помещение, занимаемое ответчиками по первоначальному иску Гришиной О.Ю., Салтыковым А.С., ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, является непригодным для проживания в связи с угрозой обрушения многоквартирного дома <адрес>, что может привести к человеческим жертвам.
Однако ответчики продолжают проживать в коммунальной квартире <адрес>, до настоящего времени не освободили занимаемую комнату от принадлежащих вещей, в связи с чем администрацией города Тулы им было предложено переселиться в жилое помещение маневренного жилого фонда. От переселения в указанное жилое помещение Гришина О.Ю., Салтыков А.С., действующий в собственных интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, отказались, что подтвердили в ходе разбирательства настоящего дела.
Согласно статьям 2, 20 и 41 Конституции РФ человек, его права и свободы провозглашены высшей ценностью.
Каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Признание, соблюдение и защита этого права - обязанность государства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 85, статьей 86 Жилищного кодекса РФ граждане, занимающие жилые помещения по договору социального найма, подлежат выселению, если дом признан аварийным и подлежащим сносу, с предоставлением им другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма.
Пунктом 3 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса РФ жилые помещения маневренного фонда отнесены к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
Маневренный фонд может состоять из многоквартирных домов, а также квартир и иных жилых помещений (комнат в коммунальной квартире, секции и т.п.) (пункт 7 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 года № 42).
Согласно статье 95 Жилищного кодекса РФ жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания, в том числе, и граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств.
Таким образом, специализированное жилое помещение маневренного фонда предоставляется гражданам временно до разрешения жилищного вопроса.
На основании части 1 статьи 106 Жилищного кодекса РФ жилые помещения маневренного фонда предоставляются из расчета не менее чем шесть квадратных метров жилой площади на одного человека. Договор найма жилого помещения маневренного фонда заключается на период: до завершения расчетов с гражданами, единственное жилое помещение которых стало непригодным для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств, в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, другими федеральными законами, либо до предоставления им жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом.
В данном случае ответчикам по первоначальному иску Гришиной О.Ю., Салтыкову А.С., ФИО, ФИО, ФИО, ФИО для временного проживания предоставляется жилое помещение маневренного фонда в виде двух комнат жилой площадью 18,6 кв. м и 18,7 кв. м, расположенных адресу: <адрес>, которые постановлением администрации города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ № включены в состав маневренного фонда муниципального образования город Тула, являются благоустроенными, пригодными для проживания и соответствуют требованиям статьи 106 Жилищного кодекса РФ. Так, из технического паспорта на многоквартирный дом <адрес>, акта обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ и заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что предоставляемое Гришиной О.Ю., Салтыкову А.С., ФИО, ФИО, ФИО, ФИО помещение маневренного фонда находится в доме, 1959 года постройки, оборудованном централизованной системой водоснабжения, водоотведения, центрального отопления, газоснабжения и искусственного освещения; в 2017 году собственником произведен текущий ремонт помещений; комната имеет жилую площадь 37,3 кв. м, что составляет более шести метров на человека при вселении в него лишь ответчиков; последними не представлены доказательства, подтверждающие непригодность предоставляемого в пользование помещения для проживания.
При установленных обстоятельствах, учитывая возникновение чрезвычайной ситуации, в результате которой может произойти обрушение несущих конструкций многоквартирного дома <адрес>, признанного еще в 1991 году не пригодным для проживания и состояние которого за прошедшее время не могло измениться в лучшую сторону (исходя из того, что работы по реконструкции и капитальному ремонту многоквартирного дома не производились), принимая во внимание, что иных правил переселения, чем предусмотренных Жилищным кодексом РФ, не предусмотрено, из-за угрозы обрушения несущих конструкций дома имеется опасность для жизни и здоровья проживающих в нем граждан, а жизнь и здоровье согласно части 1 статьи 20 Конституции РФ являются источником других основных прав и свобод и высшей социальной ценностью, без которой могут утратить значение многие другие блага (Определение Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № и др.), учитывая, что ответчики по первоначальному иску Гришина О.Ю., Салтыков А.С., ФИО, ФИО, ФИО, ФИО иного жилого помещения, кроме признанного непригодным для проживания не имеют, вопрос о предоставлении им благоустроенного жилого помещения по договору социального найма взамен аварийного до настоящего времени не решен, суд полагает, что в целях обеспечения безопасности и предотвращения возможных человеческих жертв исковое требование администрации города Тулы о переселении Гришиной О.Ю., Салтыкова А.С., ФИО, ФИО, ФИО, ФИО из комнаты площадью 14,8 кв. м в коммунальной квартире, расположенной по адресу: <адрес>, в специализированное жилое помещение маневренного фонда – комнату 32, состоящую из двух смежных комнат, жилой площадью 18,6 кв. м и 18,7 кв. м, расположенную по адресу: <адрес>, для временного проживания до разрешения вопроса предоставления благоустроенного жилья подлежит удовлетворению. При этом исходя из буквального толкования приведенных выше норм права, окончание периода, на который предоставляется жилое помещение маневренного фонда, определено не конкретной календарной датой, а завершением определенных законом мероприятий, с которыми связана необходимость временного размещения граждан в специализированные жилые помещения, в настоящем случае - до предоставления ответчикам по первоначальному иску Гришиной О.Ю., Салтыкову А.С., ФИО, ФИО, ФИО, ФИО иного благоустроенного жилого помещения взамен непригодного для проживания, которое (предоставление), как пояснила представитель администрации города Тулы, потребует некоторого времени.
В силу статьи 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
Вместе с тем, суд не находит оснований для обращения к немедленному исполнению решения суда в части переселения ответчиков по первоначальному иску в жилое помещение маневренного фонда, поскольку доказательств наличия особых обстоятельств, вследствие которых замедление исполнения решения суда может привести к значительному ущербу для истца или исполнение может оказаться невозможным, в соответствии со статьей 56 ГПК РФ не представлено. В судебном заседании установлено, что смонтированные для целей наблюдения за строительными конструкциями многоквартирного дома <адрес> гипсовые маяки с июля 2018 года не выявили увеличение трещин (раскола) и продолжающейся деформации стен.
Разрешая встречное исковое требование Гришиной О.Ю., Салтыкова А.С., действующего в собственных интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, о предоставлении благоустроенного жилого помещения, суд исходит из следующего.
Как было указано выше, Гришина О.Ю. и Салтыков А.С. состоят на регистрационном и проживают в комнате общей площадью 21,3 кв. м, жилой площадью 14,8 кв. м, расположенной в коммунальной квартире по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно. Вместе с Салтыковым А.С. проживают его несовершеннолетние дети ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Нанимателем вышеуказанного жилого помещения является Гришина О.Ю.
Иных жилых помещений в собственности либо пользовании у Гришиной О.Ю., Салтыкова А.С., ФИО, ФИО, ФИО, ФИО не имеется, что подтверждается информацией ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице Тульского филиала.
По сообщению комитета имущественных и земельных отношений администрации города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ, семья ФИО, включающая Салтыкова А.С., несовершеннолетних ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, признана малоимущей.
Одновременно по сообщению администрации города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ, многоквартирный дом <адрес> включен в список домов, подлежащим отселению в 2018-2019 годах в рамках программы Тульской области «Региональная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и ликвидации аварийного жилищного фонда Тульской области», утвержденной постановлением правительства Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно объяснениям представителя администрации города Тулы по доверенности Пантелеевой Н.И., обеспечение жильем граждан, проживающих в многоквартирном доме <адрес>, осуществляется путем приобретения жилых помещений у застройщиков в рамках реализации региональной адресной программы Тульской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в 2018-2019 годах; нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, будет предоставлено равноценное возмещение в виде отдельного жилого помещения общей площадью не менее занимаемого.
Поскольку судом установлено, что жилой дом по адресу: <адрес>, признан аварийным, с 1991 года является непригодным для проживания, проживание в нем в настоящее время представляет опасность для жизни и здоровья граждан, имеются основания для предоставления истцам по встречному иску Гришиной О.Ю., Салтыкову А.С., ФИО, ФИО, ФИО, ФИО жилого помещения по договору социального найма.
Право на его получение было гарантировано ранее действовавшим законодательством и возникло в период его действия.
Так, в соответствии со статьей 8 Жилищного кодекса РСФСР периодически, в сроки, устанавливаемые Советом Министров РСФСР, производилось обследование состояния жилых домов государственного и общественного жилищного фонда. Непригодные для проживания жилые дома и жилые помещения переоборудовались для использования в других целях либо такие дома сносились по решению Совета Министров автономной республики, областного Совета народных депутатов, Совета народных депутатов автономной области, автономного округа, исполнительного комитета Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
Проживание в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям, выступало самостоятельным основанием для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении (статья 29 Жилищного кодекса РСФСР).
Аналогичная норма содержится и в Жилищном кодексе РФ, при этом по сравнению с нормой статьи 37 Жилищного кодекса РСФСР круг случаев обеспечения жильем на основании непригодности жилья для проживания расширен.
Статья 37 Жилищного кодекса РСФСР связывала непригодность жилого помещения для проживания как основание для внеочередного предоставления только со стихийными бедствиями. Вместе с тем, статья 57 Жилищного кодекса РФ такого ограничения не содержит; независимо от причин, приведших к аварийному состоянию дома, граждане имеют право на внеочередное предоставление им другого жилья в случае признания в установленном порядке непригодными для проживания жилых помещений, которые ремонту или реконструкции не подлежат
Согласно части 2 статьи 92 Жилищного кодекса РСФСР в иных случаях сноса дома гражданам, выселяемым из этого дома, другое благоустроенное жилое помещение предоставлялось предприятием, учреждением, организацией, которым принадлежит дом, либо исполнительным комитетом местного Совета народных депутатов.
В силу статьи 96 Жилищного кодекса РСФСР предоставляемое гражданам в связи с выселением другое благоустроенное жилое помещение должно было отвечать требованиям статей 40 и 41 настоящего Кодекса, находиться в черте данного населенного пункта и быть размером не менее ранее занимаемого.
В соответствии с пунктом 49 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» на основании полученного заключения (межведомственной комиссии) соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
В силу пункта 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Федеральный орган исполнительной власти создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации. В состав комиссии включаются представители этого федерального органа исполнительной власти.
Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.
Если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу, жилое помещение предоставляется организацией, которой отводится земельный участок. В иных случаях сноса дома гражданам, выселяемым из жилого дома, другое благоустроенное жилое помещение предоставляется организацией, которой принадлежит дом, либо органом местного самоуправления.
Если дом (жилое помещение) признан непригодным, гражданам, выселяемым из этого дома (жилого помещения), другое благоустроенное жилое помещение предоставляется по решению органа местного самоуправления за счет его жилищного фонда либо за счет соответствующей организации.
Из изложенного выше следует, что решение межведомственной комиссии о признании жилого дома (помещения) непригодным для проживания является по своей сути юридическим фактом, при наступлении которого прекращаются жилищные правоотношения пользования жилым помещением. Правовым последствием прекращения такого рода правоотношений является выселение - принудительная мера государственно-правового воздействия. Обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, подлежащих выселению с предоставлением других благоустроенных помещений по договорам социального найма, в том числе в случае его непригодности, возлагается на орган местного самоуправления как наймодателя жилого помещения.
Ссылка представителя администрации города Тулы на то, что предпосылкой предоставления жилых помещений по договорам социального найма, в том числе во внеочередном порядке, является нахождение того или иного малоимущего лица на учете нуждающихся в жилых помещениях, в то время как Гришина О.Ю. и Салтыков А.С. на учете нуждающихся не состоят, на существо вывода суда не влияет.
В соответствии с частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
На основании статьи 85 Жилищного кодекса РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если: дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания.
Порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма в связи с признанием жилого помещения непригодным для проживания регламентирован статьей 87 Жилищного кодекса РФ, согласно которой, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В соответствии со статьей 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 Жилищного кодекса РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещении, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
В связи с тем, что комната общей площадью 21,3 кв. м, жилой площадью 14,8 кв. м в коммунальной квартире № жилого дома <адрес>, нанимателем которой с 1983 года является Гришина О.Ю., является непригодной для проживания как расположенная в жилом доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, на администрацию города Тулы должна быть возложена обязанность по предоставлению Гришиной О.Ю. и членам ее семьи вне очереди иного благоустроенного жилого помещения на условиях социального найма, равнозначного по общей площади ранее занимаемому и расположенного в границах того же населенного пункта – город Тула.
Возможность получения вне очереди жилого помещения муниципального жилого фонда по договору социального найма лицами, проживающими в жилом помещении, которое не отвечает требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, не находится в зависимости от признания указанных граждан малоимущими. Жилое помещение предоставляется в данном случае не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи с признанием занимаемого на условиях социального найма жилья непригодным для проживания, то есть объективной нуждаемостью в жилом помещении. Издавая постановление от ДД.ММ.ГГГГ № и устанавливая срок для отселения граждан – правообладателей муниципальных помещений из жилого дома <адрес>, администрация города Тулы тем самым признала нуждаемость истцов по встречному иску Гришиной О.Ю., Салтыкова А.С., ФИО, ФИО, ФИО, ФИО в жилом помещении. Доказательств наличия у них возможности обеспечить себя иным жилым помещением самостоятельно администрацией города Тулы не представлено, в то время как проживание истцов по встречному иску в доме, признанным непригодным для проживания еще в 1991 году, несомненно создает угрозу их жизни и здоровью. Юридически значимым обстоятельством по данному делу является факт признания жилого помещения истцов по встречному иску непригодным для проживания и аварийное состояние несущих конструкций занимаемой ими комнаты, представляющее опасность для жизни и здоровья, проживающих в ней граждан, на что истец – администрация города Тулы ссылался в обоснование первоначального искового требования о выселении из жилого помещения с предоставлением жилого помещения маневренного фонда
Ни из статьи 57 Жилищного кодекса РФ, ни из каких-либо других положений действующего жилищного законодательства не следует, что обязательным условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, является нахождение гражданина на учете в момент возникновения обстоятельств, обусловивших непригодность жилого помещения для проживания. Закрепление такого условия применительно к ситуациям непредвиденной утраты пригодного для проживания жилого помещения противоречило бы принципам равенства и справедливости как конституционным критериям правомерного регулирования прав и свобод человека и гражданина, поскольку означало бы предъявление гражданам, относящимся к данной категории нуждающихся в жилье объективно невыполнимых требований для целей реализации их права на жилище и тем самым ставило бы их в положение объекта государственно-властной деятельности. Иное толкование приведенных выше положений статьи 57 Жилищного кодекса РФ, по мнению суда, противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего порядка очередности предоставления жилых помещений для лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.
Исходя из вышеизложенного, суд соглашается с доводами ответчика по первоначальному иску – истца по встречному иску Салтыкова А.С. о том, что факт отсутствия в настоящее время в очереди нуждающихся в жилом помещении, при том, что они (истцы по встречному иску) вселились и проживают в жилом помещении, признанном в установленном порядке аварийным, непригодным для проживания, другого жилья на праве собственности или ином праве не имеют, не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования о внеочередном предоставлении жилья, поскольку по смыслу положений статьи 57 Жилищного кодекса РФ о внеочередном порядке гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат, такая форма обеспечения жилыми помещениями направлена на предотвращение негативных последствий использования непригодного для проживания жилья, собственником которого является муниципального образование и бремя содержания которого ложится на него. Предоставление гражданам иного благоустроенного помещения по договору социального найма при признании дома аварийным носит компенсационный характер; другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма предоставляется им не в целях улучшения их жилищных условий, а в связи с невозможностью проживания в ранее предоставленном жилом помещении.
В силу действующего законодательства нахождение гражданина на учете в момент возникновения обстоятельств, обусловивших непригодность жилого помещения для проживания, не является обязательным условием внеочередного предоставления жилья.
По своему конституционно-правовому смыслу в системе правового регулирования пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ не исключает возможность предоставления жилых помещений гражданам по договорам социального найма во внеочередном порядке, если они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Одновременно суд обращает внимание, что поскольку жилое помещение гражданам предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи со сносом дома, то предоставляемое жилье должно быть равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, без учета обстоятельств, влияющих на улучшение жилищных условий. При этом граждане, которым предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если у них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 Жилищного кодекса РФ).
Довод представителя администрации города Тулы о том, что администрация не имеет возможности одновременно осуществить переселение всех граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилом фонде, не опровергает вышеуказанный вывод суда. Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 05.03.2009 года № 376-О-П в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, обязанность оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся жилища и не имеющим возможности обеспечить себя жильем самостоятельно, лежит на государстве в лице органов государственной и муниципальной власти.
На основании изложенного, рассмотрев дело в пределах заявленных и поддержанных первоначального и встречного исковых требований, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковое требование администрации города Тулы к Гришиной О.Ю., Салтыкову А.С., действующему в собственных интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, о выселении с предоставлением жилого помещения маневренного фонда удовлетворить.
Встречное исковое заявление Гришиной О.Ю., Салтыкова А.С., действующего в собственных интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, к администрации города Тулы о предоставлении благоустроенного жилого помещения удовлетворить.
Выселить Гришину О.Ю., Салтыкова А.С., ФИО, ФИО, ФИО, ФИО из аварийного жилого помещения – комнаты жилой площадью 14,8 кв. м, расположенной по адресу: <адрес>, во временное специализированное жилое помещение маневренного фонда - комнату 32, состоящую из двух смежных комнат площадью 18,6 кв. м и 18,7 кв. м, расположенную по адресу: <адрес>, до предоставления другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма взамен жилого помещения, признанного аварийным и подлежащим сносу.
Обязать администрацию города Тулы предоставить Гришиной О.Ю., Салтыкову А.С., ФИО, ФИО, ФИО, ФИО вне очереди иное благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 21,3 кв. м, в границах населенного пункта – город Тула, взамен непригодного для проживания.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тульский областной суд через Пролетарский районный суд г. Тулы в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Е.В. Чарина