Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-131/2016 ~ М-150/2016 от 07.07.2016

Решение

Именем Российской Федерации

04 августа 2016 года                                                                                              город Самара

Самарский гарнизонный военный суд в составе председательствующего Картовенко С.С., с участием административного истца - Якуниной Е.А., представителя административного истца Якуниной Е.А. - адвоката Хобни Н.И., представителя административных ответчиков по доверенности - командира войсковой части и войсковой части - Ждановой Т.Г., представителя заинтересованного лица на стороне административного ответчика по доверенности - 1 отдела (город Самара) федерального государственного казённого учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее - 1 отдел (город Самара) ФГКУ «Центррегионжильё» МО РФ) - Некуш К.Б., прокуроров - помощников военного прокурора Самарского гарнизона капитана юстиции Паргоненко С.Г. и лейтенанта юстиции Бородина А.А., при секретаре - Бочарове Я.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-131/2016 по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего войсковой части <данные изъяты> Якуниной <данные изъяты> об оспаривании действий командира войсковой части , связанных с увольнением административного истца с военной службы без обеспечения жилищной субсидией

установил:

Якунина проходила военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации             с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также с ДД.ММ.ГГГГ, в том числе с ДД.ММ.ГГГГ в войсковой части . Общая продолжительность военной службы административного истца в календарном исчислении по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет более 16 лет.

При этом административный истец с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована и проживает в служебном жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, где также в настоящее время зарегистрированы и проживают члены семьи Якуниной.

ДД.ММ.ГГГГ приказом командующего 2 гвардейской общевойсковой армии                    <данные изъяты> Якунина досрочно уволена с военной службы с зачислением в запас по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе (подпункт «б» пункта 3 статьи 51 Федерального закона от           28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»)                               с оставлением на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Посчитав свои права нарушенными, административный истец обратилась в Самарский гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором, просила суд признать приказ командующего 2 гвардейской общевойсковой армии от ДД.ММ.ГГГГ , в части касающейся досрочного увольнения её с военной службы с зачислением в запас, незаконным и недействующим с момента его издания, обязать указанное должностное лицо отменить данный приказ в соответствующей его части, восстановить её на военной службе.

Кроме того, Якунина просила взыскать с федерального казённого учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Самарской области» (далее - ФКУ «УФО МО РФ по Самарской области») в её пользу судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины при обращении с административным исковым заявлением в суд в размере 300 рублей и расходы по оплате услуг представителя в размере 20000 рублей.

В судебном заседании Якунина поддержала заявленные требования, просила удовлетворить их в полном объёме, пояснив, что приказ о её увольнениис военной службы, является незаконным. Так, в обосновании своей позиции административный истец и её представитель, каждый в отдельности, пояснили, что вопреки требованиям абзаца второго пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», пункта 17 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от                    16 сентября 1999 года № 1237, а также пункта 48 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», в которых прямо указано на невозможность увольнения военнослужащих с военной службы, к категории которых относится административный истец, состоящих на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, без их согласия, до предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии.

Также Якунина пояснила, что перед увольнением её с военной службы с ней                 17 февраля 2016 года командиром войсковой части была проведена беседа, по итогам которой был составлен лист беседы, в котором она выразила несогласие с увольнением с военной службы до получения жилищной субсидии. При этом административный истец отметила, что каких-либо уведомлений о предложенном ей жилом помещении по месту прохождения военной службы она не получала, от жилищной субсидии не отказывалась, однако до настоящего времени жилищная субсидия ей не предоставлена.

Представитель административных ответчиков - командира войсковой части и войсковой части Жданова, в судебном заседании, требования административного истца не признала, просила оставить административное исковое заявление без удовлетворения и пояснила, что увольнение административного истца с военной службы произведено с соблюдением требований действующего законодательства, в связи с чем оснований для отмены оспариваемого приказа командира войсковой части не имеется.

Так, пояснил далее представитель административных ответчиков, Якунина в настоящее время проживает со своей семьёй в трёхкомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес>, являющейся служебным жилым помещением и административный истец после увольнения с военной службы не может быть выселен из занимаемого служебного жилого помещения, до предоставления ей на состав семьи жилищной субсидии, в связи с чем, препятствий для пользования служебным жилым помещением, в котором проживает Якунина со своей семьёй, не имеется.

В судебном заседании представитель 1 отдела (город Самара) ФГКУ «Центррегионжильё» МО РФ - Некуш К.Б., указала на необходимость отказа в удовлетворении административного искового заявления, поскольку увольнение Якуниной с военной службы произведено на законных основаниях. Также Некуш отметила, что в настоящее время Якунина и члены её семьи состоят на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Жилищная субсидия административному истцу не предоставлялась в связи с тем, что командованием воинской части до апреля 2016 года в ФГКУ «Центррегионжильё»               МО РФ, необходимые документы в отношении военнослужащих не обеспеченных жилыми помещениями, не представлялись. При этом, планирование денежных средств на получение военнослужащими жилищной субсидии, уполномоченными органами производится один раз в полугодие.

Извещённый надлежащим образом о месте и времени проведения судебного заседания, представитель заинтересованного лица на стороне административного ответчика по доверенности - ФКУ «УФО МО РФ по Самарской области» -                Кармышев И.А. в судебное заседание не явился и просил рассмотреть административное дело без его участия. Поскольку ходатайств об отложении судебного заседания по уважительным причинам, не поступило, суд в соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие указанного лица.

В представленных в суд возражениях Кармышев, указал на необоснованность требований административного истца и необходимость отказа в удовлетворении административного искового заявления. Также в своих возражениях представитель ФКУ «УФО МО РФ по Самарской области» указал, что заявленные требования Якуниной к ФКУ «УФО МО РФ по Самарской области» о взыскании расходов на оплату услуг представителя административного истца в размере 20000 рублей являются необоснованными и чрезмерно завышенными, в связи с чем, просил суд в случае удовлетворения требований Якуниной, исходя из принципа разумности, снизить сумму расходов на оплату услуг представителя административного истца.

Заслушав пояснения сторон, заключение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить требования административного истца, исследовав имеющиеся в материалах административного дела, а также представленные в судебное заседание доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о необходимости частичного удовлетворения требований административного истца, по следующим основаниям.

Так, согласно подпункту «б» пункта 3 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, имеет право на досрочное увольнение с военной службы по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе.

В соответствии с выпиской из приказа командующего 2 гвардейской общевойсковой армии (по личному составу) от ДД.ММ.ГГГГ , <данные изъяты>, <данные изъяты> Якунина Е.А. досрочно уволена с военной службы с зачислением в запас по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе (подпункт «б» пункта 3 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»). Также из указанного приказа, видно что Якунина имеет выслугу лет в Вооруженных Силах в календарном исчислении более 16 лет, в льготном исчислении - более 28 лет.

По результатам заключения госпитальной военно-врачебной комиссии (хирургического профиля) федерального государственного казённого учреждения                «426 военный госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного 20 января 2016 года Якунина признана ограничена годной к военной службе (категория «В»).

Как видно из копии рапорта от 25 декабря 2015 года, исполненной Якуниной на имя командира войсковой части , административный истец просит уволить её с военной службы по состоянию здоровья после обеспечения жильём.

Из копии листа беседы от ДД.ММ.ГГГГ следует, что командир войсковой части провёл беседу с Якуниной по вопросу её увольнения с военной службы по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годной к военной службе.

Также из указанного выше копии листа беседы усматривается, что Якунина своего согласия на увольнение её с военной службы до получения жилищной субсидии не давала и просила уволить её из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации после обеспечения жилищной субсидией.

Согласно заявлению от 29 декабря 2015 года, исполненной <данные изъяты> Якуниной на имя начальника 1 отдела (город Самара) ФГКУ «Центррегионжильё»            МО РФ, административный истец просит изменить способ обеспечения жильём на «жилищную субсидию».

Из копии договора найма специализированного (служебного) помещения                     от ДД.ММ.ГГГГ , видно, что между домоуправлением № 1 федеральным государственным учреждением «Чернореченская квартирно-эксплуатационная часть района» в лице начальника ФИО10 и Якуниной Е.А. заключён договор найма служебного жилого помещения, в соответствии с которым прапорщику Якуниной Е.А.,проходящую военную службы в войсковой части и членам её семьи (муж - ФИО11, дочь - ФИО12 и сын - ФИО13) предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, состоящей из трёх комнат общей площадью <данные изъяты> квадратных метра (жилая площадь - <данные изъяты> квадратных метров) для временного проживания в нём.

Административный истец в суде подтвердила названые выше обстоятельства и пояснила, что в указанной квартире помимо бывшего мужа - ФИО11, также зарегистрированы и проживают её дочь - ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ рождения, сын - ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ рождения, внук - ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ рождения и внук - ФИО16, рождения. Данное обстоятельство, также подтверждается копиями справок от ДД.ММ.ГГГГ и , соответственно, выданными техником абонентского пункта общества с ограниченной ответственностью «Главное управление жилищным фондом» обособленного подразделения «Самарский» - ФИО17

В судебном заседании установлено и сторонами не оспаривается, что <данные изъяты> Якунина Е.А. и члены её семьи: сын - ФИО13, дочь - ФИО14, внук -               ФИО15, приняты на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, что также подтверждается копиями решений 1 отдела (город Самара) ФГКУ «Центррегионжильё» МО РФ от 18 ноября 2015 года № 1/153, от 04 июля 2016 года № 1/73, а также копией сообщения начальника 1 отдела (город Самара) ФГКУ «Центррегионжильё» МО РФ от 08 июля 2016 года № 14/1-2434, направленного в адрес Самарского гарнизонного военного суда.

Как усматривается из заявления от 15 июня 2016 года, Якунина обратилась в адрес начальника 1 отдела (город Самара) ФГКУ «Центррегионжильё» МО РФ с просьбой о принятии на учёт нуждающихся в жилом помещении в качестве члена её семьи - внука ФИО16, ДД.ММ.ГГГГ рождения.

Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 27 мая              1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим настоящего пункта. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту жительства в порядке, предусмотренном пунктом        14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Аналогичная правовая норма содержится в пункте 17 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237.

В силу пункта 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счёт средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путём выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

Из содержания данных норм закона следует, что в них установлены дополнительные гарантии для отдельных категорий военнослужащих, согласно которым, в частности, они не могут быть уволены с военной службы без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии.

Учитывая изложенное, а также то, что Якунина не обеспечена жилищной субсидией, суд приходит к выводу о том, что увольнение её с военной службы следует признать незаконным, а требования административного истца подлежащими удовлетворению.

Приходя к выводу о необходимости удовлетворения требований административного истца, суд принимает во внимание, что при наличии у административного истца общей продолжительности военной службы более 10 лет и наступившего права на увольнение с военной службы по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе, Якунина на законных основаниях избрала способ обеспечения её жилищной субсидией и установленным порядком правомерно принята на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Своего согласия на увольнение с военной службы без обеспечения её жилищной субсидией не давала.

Также суд учитывает, что до настоящего времени в адрес административного истца, какого-либо уведомления от жилищного органа о готовности предоставить ей жилищную субсидию, не поступало. При этом уполномоченным органом, вопреки требованиям пункта 5 Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября            2010 года № 1280, решения о принятии внука административного истца - ФИО16, ДД.ММ.ГГГГ рождения на учёт или об отказе в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, не принято. Данное обстоятельство, свидетельствует о том, что до настоящего времени вопрос, связанный с количественным составом членов семьи Якуниной, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, а также размер предоставляемой ей жилищной субсидией окончательно не разрешён в связи с чем, Якунина в данном конкретном случае, не может быть уволена с военной службы до разрешения её жилищного вопроса по обеспечению жильём.

Кроме того, суд принимает во внимание и то обстоятельство, что административный истец состоит на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма по месту прохождения военной службы в городе Самаре, однако в судебном заседании установлено, что Якунина проживает в служебном жилом помещении, расположенном в <адрес> и обеспечена служебным жильём не по месту прохождения военной службы, что по мнению суда, также является препятствием для увольнения административного истца с военной службы, так как Якунина по месту прохождения военной службы жилого помещения не имеет.

Также суд учитывает, что принимая решение об увольнении Якуниной с военной службы, командованием войсковой части , своевременных и должных мер, связанных с направлением в уполномоченный жилищный орган необходимых документов для разрешения жилищного вопроса в отношении административного истца не предприняло, представив соответствующие документы в отношении Якуниной в уполномоченный жилищный орган лишь в апреле 2016 года.

С учётом изложенных выше обстоятельств, довод представителя административных ответчиков о том, что Якунина проживает в служебном жилом помещении и после увольнения с военной службы не может быть выселена из занимаемого служебного жилого помещения, на выводы суда о необходимости восстановления Якуниной на военной службе повлиять не может. При этом абзац второй пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих», являясь одной из гарантий жилищных прав военнослужащих, устанавливает запрет на увольнение с военной службы по указанным в нём основаниям военнослужащих, состоящих на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия.

Принимая указанное выше решение, учитывая данные обстоятельства дела, а также, исходя из анализа приведённых выше нормативных актов, исследованных материалов административного дела, пояснений сторон, суд приходит к выводу о том, что Якунина была уволена с военной службы необоснованно, поскольку в период прохождения военной службы она ни жилищной субсидией, ни жилым помещением по месту прохождения военной службы, не обеспечена.

Таким образом, суд считает, что приказ командира войсковой части (по личному составу) от ДД.ММ.ГГГГ в части досрочного увольнения Якуниной с военной службы с зачислением в запас, является незаконным и подлежащим отмене, а требование административного истца в этой части обоснованным.

Принимая решение о способе восстановления нарушенных прав административного истца, суд полагает необходимым возложить на командира войсковой части обязанность, отменить указанный выше приказ в соответствующей его части, восстановить Якунину на военной службе до предоставления жилищной субсидии.

Что же касается требований административного истца о взыскании с ФКУ «УФО МО РФ по Самарской области» в её пользу судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины при обращении с административным исковым заявлением в суд в размере 300 рублей, а также расходов по оплате услуг её представителя в размере 20000 рублей, то суд приходит к следующим выводам.

Так, из исследованной в судебном заседании квитанции № 0061064 от 10 июля 2016 года, оформленной коллегией адвокатов «Самара-Адвокат» усматривается, что по соглашению , Якунина оплатила адвокату Хобни - 20000 рублей за услуги по представительству административного истца Якуниной в Самарском гарнизонном военном суде.

Разрешая вопрос о взыскании расходов на оплату услуг представителя, суд, руководствуясь положениями статьи 112 КАС РФ, учитывая обстоятельства административного дела, возбужденного по административному исковому заявлению Якуниной, его сложность, фактическое участие в судебных заседаниях                  адвоката Хобни - представителя административного истца Якуниной, длительность нахождения данного дела в производстве суда, продолжительность рассмотрения дела, объём заявленных требований, объём оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, а также исходя из принципа разумности и справедливости, гарнизонный суд приходит к выводу о необходимости, удовлетворения данных требований частично и взыскания с ФКУ «УФО МО РФ по Самарской области» в пользу Якуниной денежную сумму в размере - 6000 рублей в счёт возмещения расходов Якуниной, понесённых с оплатой услуг её представителя - адвоката Хобни. В удовлетворении требований о взыскании оставшейся суммы в размере - 14000 рублей, состоящих из расходов Якуниной на оплату услуг адвоката Хобни в качестве её представителя, следует отказать.

При обращении в Самарский гарнизонный военный суд административный истец уплатила государственную пошлину в сумме 300 рублей, что подтверждается чеком-ордером от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со статьей 111 КАС РФ, принимая во внимание, что требования административного истца подлежат частичному удовлетворению, а также что войсковая часть зачислена на финансово-экономическое обеспечение в ФКУ «УФО МО РФ по Самарской области», суд считает необходимым возместить ей понесённые расходы, и взыскать с ФКУ «УФО МО РФ по Самарской области» в пользу Якуниной судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, при обращении с административным исковым заявлением в суд в размере 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180 и 227 КАС РФ, военный суд

решил:

административное исковое заявление бывшего военнослужащего войсковой части <данные изъяты> Якуниной <данные изъяты> об оспаривании действий командира войсковой части , связанных с увольнением административного истца с военной службы без обеспечения жилищной субсидией, удовлетворить частично.

Признать приказ командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ в части досрочного увольнения Якуниной <данные изъяты> с военной службы, незаконным и недействующим с момента его издания.

Обязать командира войсковой части отменить приказ от ДД.ММ.ГГГГ в части досрочного увольнения Якуниной <данные изъяты> с военной службы, восстановить Якунину <данные изъяты> на военной службе в прежней (а с её согласия в равной или не ниже) воинской должности с ДД.ММ.ГГГГ до предоставления ей жилищной субсидии.

Взыскать с федерального казённого учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>» в пользу Якуниной <данные изъяты> денежные средства в сумме 6000 (шесть тысяч) рублей в счёт возмещения судебных расходов, связанных с оплатой услуг адвоката Хобни Н.И. - представителя административного истца Якуниной Е.А., а также денежные средства в сумме 300 (триста) рублей в счёт возмещения судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины при обращении с административным исковым заявлением в суд, в остальной части требования Якуниной Е.А., на сумму 14000 (четырнадцать тысяч) рублей, состоящие из оплаты услуг адвоката Хобни Н.И., отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приволжский окружной военный суд через Самарский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме 09 августа 2016 года.

2а-131/2016 ~ М-150/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Якунина Е.А.
Ответчики
Командующий второй гвардейской общевойсковой армией
Суд
Самарский гарнизонный военный суд (Самарская область)
Судья
Картовенко С. С.
Дело на странице суда
gvs--sam.sudrf.ru
12.07.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.07.2016Судебное заседание
07.07.2016Регистрация административного искового заявления
07.07.2016Передача материалов судье
08.07.2016Решение вопроса о принятии к производству
08.07.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.07.2016Подготовка дела (собеседование)
02.08.2016Судебное заседание
04.08.2016Судебное заседание
09.08.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.10.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.10.2016Дело оформлено
01.12.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее