21 декабря 2016 года город Самара
Самарский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего Антонова А.М. при секретаре: Богдановой М.С., с участием административного истца, его представителя адвоката Спиридонова Д.Г., представителя Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, председателя и жилищной комиссии Приволжского регионального центра указанного Министерства - Веденеевой О.А., её же в качестве представителя Приволжского регионального центра по делам гражданской обороны чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, представителя федерального казначейства Российской Федерации Шумеева Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении суда административное дело № 2а-202/2016 по административному исковому заявлению военнослужащего ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> Пашигина <данные изъяты>, оспаривающего бездействие Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и жилищной комиссии Приволжского регионального центра указанного Министерства, связанные с непринятием в установленный срок решения о представлении административному истцу субсидии для приобретения или строительства жилого помещения,
установил:
Военнослужащий Пашигин, обратился в суд с заявлением, в котором просил:
- признать незаконным бездействие Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее МЧС РФ), связанные с непринятием в установленный срок решения о предоставлении ему субсидии для приобретения или строительства жилого помещения,
- признать незаконным бездействие жилищной комиссии Приволжского регионального центра по делам гражданской обороны чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее Приволжский РЦ МЧС РФ), выразившееся в непредставлении административному истцу субсидии для приобретения или строительства жилого помещения;
- обязать жилищную комиссию Приволжского РЦ МЧС РФ принять решение о предоставлении Пашигину субсидии для приобретения или строительства жилого помещения.
В обоснование своих требований Пашигин указал суду, что решением жилищной комиссии Приволжского РЦ МЧС РФ, он с 01 апреля 2016 года признан нуждающимся в жилом помещении. 21 июня 2016 года им в упомянутую жилищную комиссию направлено заявление о перечислении субсидии, которое поступило адресату 28 июня 2016 года.
Однако до настоящего времени указанная выше жилищная комиссия не приняла решение о предоставлении ему субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, чем нарушила его права, предусмотренные ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76 «О статусе военнослужащих» и приказом МЧС РФ от 16 мая 2016 года № 262.
Мотивируя свое административное исковое заявление, Пашигин также обратил внимание суда на то, что он имеет более 20 лет календарной выслуги лет на военной службе, в связи с чем ему на основании указанной статьи Федерального закона МЧС РФ обязано предоставить жилищную субсидию для приобретения им жилого помещения по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 упомянутого Федерального закона.
В судебном заседании Пашигин поддержал заявленные требования в полном объеме и настаивал на их удовлетворении. При этом сообщил суду, что прав на внеочередное предоставление субсидии для приобретения или строительства жилого помещения он не имеет.
Представитель Пашигина адвокат Спиридонов Д.Г. поддержал правовую позицию своего доверителя и пояснил суду, что административные ответчики, получив заявление Пашигина о предоставлении ему субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, обязаны были в текущем году предоставить ему указанную субсидию, однако этого не сделали, чем нарушили права Пашигина на своевременное получение указанной субсидии.
Своевременно извещенные о времени и месте судебного заседания административные ответчики МЧС РФ, Приволжский РЦ МЧС РФ, жилищная комиссия указанного центра требования Пашигина не признали. Их представитель Веденеева О.А. в своих возражениях обратила внимание суда на то, что её доверители выполнили все требования действующего законодательства, касающиеся своевременного предоставления Пашигину жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения в частности:
- после представления Пашигиным необходимых документов, признали его нуждающимся в жилом помещении, а затем включили согласно очередности в список военнослужащих, изъявивших желание быть обеспеченными жилыми помещениями, путем предоставления жилищной субсидии;
- своевременно, в соответствии с требованиями подпункта «а» п. 1 приказа МЧС РФ от 27 апреля 2016 года № 222 «Об организации распределения в системе МЧС России финансовых средств, направленных на выполнение мероприятий по жилищному обеспечению сотрудников МЧС России» представляли в федеральное казенное учреждение «Управление капитального строительства МЧС России» включили в общее количество военнослужащих, желающих получить субсидию для строительства и приобретения жилого помещения, а также необходимую потребность в финансовых средствах на указанные цели, в связи с чем, просила суд в удовлетворении требований административного истца отказать.
В судебном заседании представитель указанных административных ответчиков Веденеева, вместе с тем обратила внимание суда на то обстоятельство, что Пашигиным не представлено в жилищную комиссию доказательств о том, что он подлежит внеочередному обеспечению жилым помещением.
Федеральное казначейство Российской Федерации, своевременно извещенное о времени и месте судебного заседания, требования Пашигина не признало. Его представитель Шумеев Д.В. в своих возражениях просил суд отказать в удовлетворении требований Пашигина поскольку согласно ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет, за исключением установленных ч. 2 указанной статьи ЖК РФ случаев.
В судебном заседании Шумеев Д.В. настаивал на занятой правовой позиции при этом пояснил суду, что стороной административного истца не представлено доказательств о том, Пашигин подлежит внеочередному обеспечению жилым помещением.
Выслушав заинтересованные стороны, исследовав представленные ими доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
При этом военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 настоящего Федерального закона.
По убеждению суда основанном на указанной статье Федерального закона «О статусе военнослужащих» Пашигин, как военнослужащий имеющий более 20 лет календарной выслуги лет и заключивший контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года подлежит обеспечению жилым помещением, путем предоставления жилищной субсидии за счет МЧС РФ.
В силу ч. 1 ст. 57 ЖК РФ порядок обеспечения жилыми помещениями, установленный законодательством РФ, в качестве одного из важнейших условий для предоставления жилья содержит положение о том, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет.
Руководствуясь этой нормой ЖК РФ Пашигин может быть обеспечен субсидией для приобретения или строительства жилого помещения после обеспечения всех военнослужащих, которые были приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях, ранее 01 апреля 2016 года.
Что же касается доводов административного истца и его представителя адвоката Спиридонова Д.В. о том, что административные ответчики бездействуют при разрешении вопроса о своевременном предоставлении Пашигину субсидии, то суд полагает их несостоятельными, в связи со следующим.
Так, в МЧС РФ обеспечение военнослужащих жилыми помещениями производится в соответствии с приказом от 16 мая 2016 года № 262
«Об организации в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий мероприятий по учету военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в спасательных воинских формированиях МЧС России, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставления им жилых помещений (социальных выплат), (вместе с «Порядком учета военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в спасательных воинских формированиях МЧС России, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставления им жилых помещений (социальных выплат)» (далее Порядок).
Согласно п. п. 43, 44 указанного Порядка признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется комиссией в соответствии со ст. 51 ЖК РФ и с учетной нормой площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления, но не более восемнадцати квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Военнослужащие не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях ранее истечения пяти лет после совершения ими действий по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых на военнослужащих и членов их семей стало приходиться менее установленной учетной нормы площади жилого помещения (далее именуются - действия по намеренному ухудшению жилищных условий), в том числе связанных с изменением порядка пользования жилыми помещениями, обменом жилых помещений, невыполнением условий договора социального найма жилого помещения, расторжением брака, выделением доли жилых помещений собственниками, отчуждением жилых помещений или их частей.
Как усматривается из материалов этого административного дела право у Пашигина на признание его нуждающимся в жилом помещении возникло не ранее 18 февраля 2016 года, несмотря на заключение им контракта о прохождении военной службы до 1 января 1998 года.
Это обстоятельство подтверждается выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества, датированной 29 февраля 2016 года № 63/116/700/2016-3556.
Согласно, которой Пашигин до 18 февраля 2011 года был собственником 1/3 жилого помещения общей площадью 55,9 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
После чего произвел отчуждение принадлежавшей ему доли в упомянутом жилом помещении.
В соответствии с требованиями ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Дождавшись истечения установленного упомянутой статьей ЖК РФ срока Пашигин, с 20 февраля 2016 года начал собирать необходимые документы для признания его нуждающимся в жилом помещении, о чем свидетельствует справка, выданная ему врио начальника спасательного центра.
В силу п. 46 Порядка военнослужащие для признания нуждающимися в жилом помещении военнослужащие подают в установленном порядке через структурное подразделение территориального органа и образовательной организации МЧС России, на которое возложены функции по ведению делопроизводства, рапорт с указанием избранного постоянного места жительства.
01 апреля 2016 года Пашигин обратился по команде с рапортом о признании его нуждающимся в жилом помещении предоставляемом по договору социального найма.
Согласно п.п. 49, 51 Порядка решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет принимается комиссией по результатам рассмотрения рапорта о принятии на учет и представленных или полученных по межведомственным запросам документов не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.
Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет оформляется протоколом заседания комиссии. В протоколе указываются сведения о военнослужащем и членах его семьи, дата принятия на учет, положения нормативных правовых актов Российской Федерации, послуживших основанием для принятия решения.
Как усматривается из выписки из пункта 1.1 протокола заседания жилищной комиссии Приволжского РЦ МЧС РФ от 20 июня 2016 года № 2 Пашигин признан нуждающимся в жилом помещении и принят на учет для обеспечения жилым помещением в г. Екатеринбурге с 01 апреля 2016 года.
Согласно п. 82 Порядка для перечисления жилищной субсидии военнослужащие, представляют в комиссию договор об открытии банковского счета и заявление о перечислении жилищной субсидии с указанием реквизитов банковского счета, подписанное ими и всеми членами их семей.
Как усматривается из материалов дела на следующий день после признания Пашигина нуждающимся в жилом помещении он обратился в упомянутою жилищную комиссию с заявлением о перечислении жилищной субсидии, которое как видно из почтового уведомления поступило адресату 28 июня 2016 года.
Это обстоятельство подтверждается исследованной в судебном заседании копией заявления Пашигина от 21 июня 2016 года о перечислении ему субсидии.
В силу п.83 Порядка в течение десяти рабочих дней со дня поступления информации о доведении лимитов бюджетных обязательств до территориальных органов МЧС России, комиссия в целях получения сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах военнослужащих (граждан) и членов их семей на жилые помещения на всей территории Российской Федерации направляет запрос в территориальные органы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
В судебном заседании представитель административного истца утверждал, что после получения заявления Пашигина о перечислении субсидии для строительства или приобретения жилого помещения, МЧС РФ должно было незамедлительно довести лимиты бюджетных обязательств, для получения Пашигиным указанной субсидии.
Данное утверждение представителя истца адвоката Спиридонова суд полагает несостоятельным в связи со следующим.
В силу п. 58 Приказа жилые помещения по договору социального найма распределяются комиссией военнослужащим, принятым на учет нуждающихся в жилых помещениях, по очередности, которая определяется датой принятия военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях, в случае если указанные даты совпадают, очередность определяется с учетом общей продолжительности военной службы на дату принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Жилые помещения вне очереди предоставляются военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, имеющим трех и более детей, а также относящимся к иным категориям граждан, которым в соответствии с другими федеральными законами жилые помещения предоставляются вне очереди.
Как усматривается из возражений ответчиков, Пашигин включен в список военнослужащих Приволжского федерального округа за номером 8 с 1 апреля 2016 года. Также из этих возражений следует, что после включения Пашигина в список военнослужащих, решивших получить субсидию для приобретения или строительства жилого помещения 30 июня 2016 года Приволжский РЦ МЧС РФ направил в управление капитального строительства МЧС РФ список военнослужащих, в который был включен Пашигин.
Кроме того, Региональный центр МЧС РФ ежеквартально 29 июля и 10 октября 2016 года представлял в упомянутое Управление общее количество военнослужащих, изъявивших желание получить субсидию, а также данные о количестве денежных средств, необходимых на указанные цели.
Более того, 27 апреля 2016 года Министр МЧС РФ издал приказ № 222 «Об организации распределения в системе МЧС России финансовых средств, направленных на выполнение мероприятий по жилищному обеспечению сотрудников МЧС России» (далее Приказ) из п. 3 которого следует, что в целях реализации ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в части предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, предоставляемой проходящим военную службу по контракту в спасательных воинских формированиях МЧС России, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы (далее - военнослужащие):
а) Начальникам территориальных органов и учреждений МЧС России организовать:
работу по сбору от военнослужащих, изъявивших желание получить субсидию, договоров об открытии банковского счета и заявлений о перечислении жилищной субсидии с указанием реквизитов банковского счета;
формирование списка военнослужащих, изъявивших желание получить субсидию, с выявлением военнослужащих, имеющих приоритетное право получения субсидии по основаниям, предусмотренным ч. 17 ст. 15 Закона «О статусе военнослужащих»;
ежеквартальное представление в ФКУ УКС МЧС России общего количества военнослужащих, изъявивших желание получить субсидию, общей потребности жилой площади, необходимой для обеспечения военнослужащих, изъявивших желание получить субсидию, а также необходимой потребности в финансовых средствах на указанные цели.
Как усматривается из сопроводительного письма от 30 июня 2016 года № 8480-8-11 начальника отдела капитального строительства Приволжского регионального центра МЧС сводный список военнослужащих, в котором указан и Пашигин, как военнослужащий изъявивший желание получить жилищную субсидию с указанием предварительного размера жилищной субсидии направлен в ФКУ УКС МЧС России. Также из материалов дела следует, что 18 октября 2016 года за № 13628-8-11 в указанное Управление в очередной раз направлены сведения о Пашигине, как о военнослужащем, состоящем на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Кроме того, из материалов дела следует, что на Пашигина заведена карточка учета участника жилищной программы за № 8 877, в которой указаны форма его обеспечения жильем субсидия.
Согласно подпункта «б» п. 3 Приказа директору ФКУ УКС МЧС России необходимо было организовать:
обобщение и формирование необходимой потребности в финансовых средствах на предоставление субсидий военнослужащим, изъявившим желание получить субсидию, на соответствующий финансовый год;
вынесение на Лимитную комиссию МЧС России предложений о распределении между территориальными органами и учреждениями МЧС России лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидий пропорционально жилой площади, необходимой для обеспечения военнослужащих, изъявивших желание получить субсидию в территориальном органе и учреждении МЧС России, с учетом приоритетного права на получение субсидии.
Согласно п. 87 Порядка субсидия вне очереди предоставляется военнослужащим, имеющим трех и более детей, а также относящимся к иным категориям граждан, которым в соответствии с другими федеральными законами жилые помещения предоставляются вне очереди.
В ходе судебного заседания административным истцом и его представителем суду не представлено доказательств, что Пашигин подлежит обеспечению жилым помещением вне очереди.
Исходя из изложенного, учитывая, что за жилищной субсидией Пашигин обратился 21 июня 2016 года, а согласно подпункта «б» п. 3 которого лимиты бюджетных обязательств на Пашигина могут быть запланированы только на соответствующий, то есть следующий за годом обращения год, то доводы Пашигина о том, что ответчики бездействуют по разрешению вопроса о предоставлении ему жилищной субсидии, суд полагает надуманными, поскольку из исследованных доказательств следует, что должностные лица выполнили возложенные на них обязанности по выполнении необходимых действий, касающихся предоставления Пашигину субсидии для строительства или приобретения жилого помещения.
Как было установлено выше, на момент обращения в суд в едином реестре военнослужащих, признанных нуждающимися в жилом помещении и избравших способ обеспечения жилым помещением субсидию для приобретения или строительства жилого помещения, состояло семь человек, с датой постановки на учет ранее 01 апреля 2016 года.
Таким образом, перед Пашигиным находилось семь человек, претендующих на получение жилищной субсидии, по отношению к ним, как было установлено в судебном заседании, он каких-либо льгот или преимуществ, касающихся получения этой субсидии не имел, хотя право у них возникло раньше, чем у административного истца, а в силу ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
При таких данных, поскольку лимиты бюджетных обязательств на выдачу Пашигину субсидии для приобретения или строительства жилого помещения в 2015 году на 2016 год не планировались, а оснований перераспределять денежные средства, выделенные другим военнослужащим, в пользу Пашигина у административных ответчиков не имелось, суд, руководствуясь приведенными нормами Федерального закона, ЖК РФ, Порядка, Приказа, оценивая совокупность исследованных в судебном заседании доказательств, приходит к убеждению, что право Пашигина на обеспечение жилым помещением путем предоставления субсидии для приобретения или строительства субсидии должно реализовываться в порядке очередности, в связи с чем в удовлетворении заявленных им требований необходимо отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175 - 180, 227 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления военнослужащего <данные изъяты>» <данные изъяты> Пашигина <данные изъяты>, оспаривающего бездействие Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и жилищной комиссии Приволжского регионального центра указанного Министерства, связанные с непринятием в установленный срок решения о представлении административному истцу субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, - отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приволжский окружной военный суд, через Самарский гарнизонный военный суд в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме 26 декабря 2016 года.