Судебный акт #1 () по делу № 33а-1618/2021 от 23.03.2021

У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

          У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Бахарева Н.Н.                                                          Дело № 33а-1618/2021

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                  12 мая 2021 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Лифановой З.А.,

судей Трифоновой Т.П. и Смирновой Ю.В.,

при секретаре Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу территориального общественного самоуправления «Родник» на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 14 января 2021 года по делу №2а-301/2021, по которому постановлено:

в удовлетворении исковых требований территориального общественного  самоуправления «Родник» к Управлению Министерства  юстиции  Российской Федерации по Ульяновской области о признании незаконным решения (уведомления) Управления Министерства  юстиции  Российской Федерации по Ульяновской области от 28.08.2020 №73\03-3923  об отказе  в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы территориального общественного  самоуправления «Родник», возложении обязанности  принять решение о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы  территориального общественного  самоуправления «Родник» и направить документы в Управление Федеральной налоговой службы по Ульяновской области для внесения сведений  в ЕГРЮЛ отказать.

 

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., пояснения представителя ТОС «Родник» - Замалетдинова Р.Р., представителя МБУ «ЦУГ» - Тарасова А.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя  Управления Министерства  юстиции  Российской Федерации по Ульяновской области – Бахматовой Н.А., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия

 

установила:

 

Территориальное общественное  самоуправление (ТОС) «Родник» обратилось в суд с административным иском к Управлению Минюста России по Ульяновской области (далее - Управление) о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ТОС «Родник», возложении обязанности принять решение о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы  и направлении их в УФНС России по Ульяновской области для внесения сведений  в ЕГРЮЛ.

Требования мотивированы тем, что ТОС «Родник» было зарегистрировано постановлением мэрии города Ульяновска от 28.10.2011  №4976. В качестве юридического лица ТОС «Родник» было зарегистрировано 21.12.2011, ОГРН 1117300002049. 22.05.2020 на конференции граждан ТОС «Родник» делегатами ТОС было принято решение об утверждении Устава ТОС «Родник» в новой редакции, об избрании руководящих и контрольных органов ТОС в соответствии с новой структурой ТОС «Родник». Устав в новой редакции зарегистрирован Постановлением администрации города Ульяновска от 10.07.2020 №1063.

Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, по форме №Р13001, заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, по форме №Р14001 были предоставлены в Управление 06.08.2020. По итогам рассмотрения указанных документов было вынесено решение о внесении изменений в ЕГРЮЛ сведений о лице, действующем без доверенности от имени юридического лица, а в отношении предоставленных документов к заявлению по форме №Р13001 - отказано в государственной регистрации изменений, вносимых в Устав ТОС «Родник», на основании наличия противоречия Устава законодательству Российской Федерации.

Считает выводы специалистов Управления незаконными, поскольку полное наименование ТОС, утвержденное конференцией граждан, идентично наименованию, указанному в п.1.7 разд. 1 Устава ТОС «Родник», а также в п.1 заявления по форме № Р13001.

Границы территории ТОС утверждены решением Ульяновской Городской Думы от 28.09.2011 № 165 (с изменениями от 10.04.2020 № 44). Словесное описание территории проживания граждан, на которой осуществляется деятельность ТОС «Родник», не противоречит данному решению Ульяновской Городской Думы. Утверждения специалистов Управления о том, что раздел 2 должен полностью соответствовать решению Ульяновской Городской Думы, не имеет под собой правовых оснований и имеет признаки установления государственным органом ограничений по включению в Устав иных положений, относящихся к деятельности общественного объединения, не противоречат закону (ст.20 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ).

Ссылка Управления на решение Ульяновской Городской Думы от 10.04.2020 №44 является некорректной, так как решением об утверждении TOC «Родник» является решение Ульяновской Городской Думы от  28.09.2011 №165. Более того, отказ не содержит конкретных норм закона, которым, по мнению Управления, противоречат положения Устава.           Данный отказ повлек за собой негативные последствия для ТОС «Родник».

Административный истец просил суд признать незаконным решение от 28.08.2020 об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ТОС «Родник», обязать ответчика принять решение о государственной регистрации изменений и направить их в УФНС России по Ульяновской области для внесения сведений  в ЕГРЮЛ.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены УФНС России по Ульяновской области, Ульяновская городская Дума, Управление архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска, МБУ «Центр управления городом».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ТОС «Родник» не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении административных исковых требований.

В обоснование жалобы приводит доводы аналогичные изложенным в административном исковом заявлении. По мнению ТОС «Родник», судом не учтено, что 24.04.2019 было вынесено решение №44 о внесении в решение Ульяновской городской Думы от 28.09.2011 №165 изменений, где утвердились новые границы ТОС «Родник», с включением дома №16 по ул.Геологов. Обращает внимание на то, что в отношении проектов решений №44 от 24.04.2019 и №44 от 10.04.2020 имеется положительное заключение прокуратуры на предмет соответствия законодательству.

Утверждение суда о том, что к материалам дела не приобщено решение представительного органа муниципалитета о включении дома №25 по ул.Геологов в границы ТОС «Родник», несостоятельно, поскольку при подаче административного иска были приложены все документы, включая копию решения Ульяновской городской Думы от 10.04.2020 №44, в котором указано  на включение данного дома в границы ТОС.

В возражениях на апелляционную жалобу Управление Минюста России по Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Представители УФНС России по Ульяновской области, Ульяновской городской Думы, Управления архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о рассмотрении дела.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц согласно ст.150 КАС РФ.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.

В соответствии с ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 06.10.2003              №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, муниципального округа, городского округа, внутригородского района, а также в расположенных на межселенной территории населенных пунктах (либо на части их территории) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются по предложению населения, проживающего на соответствующей территории, представительным органом поселения, внутригородской территории города федерального значения, муниципального округа, городского округа, внутригородского района, а в расположенных на межселенной территории населенных пунктах (либо на части их территории) - представительным органом муниципального района.

Согласно ч.3  ст.27 указанного Федерального закона территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.23  Федерального закона от 19.05.1995           №82-ФЗ «Об общественных объединениях» в государственной регистрации общественного объединения может быть отказано, в том числе если устав и иные представленные для государственной регистрации документы общественного объединения противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч.1 ст.219 КАС РФ).

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий требования удовлетворению не подлежат.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ТОС «Родник» зарегистрировано постановлением мэрии города Ульяновска от 28.10.2011 № 4976. В качестве юридического лица ТОС «Родник» было зарегистрировано 21.12.2011, ОГРН 1117300002049.

22.05.2020 на конференции граждан ТОС «Родник» делегатами ТОС было принято решение об утверждении Устава ТОС «Родник» в новой редакции, об избрании руководящих и контрольных органов ТОС в соответствии с новой структурой ТОС «Родник».

В соответствии со ст. 9 Положения о ТОС Устав ТОС «Родник» в новой редакции зарегистрирован постановлением администрации города Ульяновска от 10.07.2020 № 1063.

Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, по форме №Р13001, Заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, по форме №Р14001, утвержденной приказом Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@, были предоставлены в регистрирующий орган, в  связи с чем  им 19.08.2020 была сделана соответствующая запись в ЕГРЮЛ.

В отношении предоставленных документов к заявлению по форме №Р13001 административным ответчиком  было принято решение (уведомление) от 28.08.2020 №73\03-3923 об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в Устав ТОС «Родник», по основаниям противоречия Устава законодательству Российской Федерации, а именно: наименование ТОС, указанное на титульном листе Устава не соответствует полному наименованию организации, указанной в п.1.7 раздела 1 Устава и сведениям, указанным в протоколе конференции граждан ТОС от 22.05.2020  (присутствует фраза «в новой редакции», что не соответствует требованиям Приказа Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@);  Раздел 2 Устава ТОС, определяющий границы территории, в пределах которой ТОС осуществляет свою деятельность, не соответствует решению Ульяновской Городской Думы от 10.04.2020 №44 (п.2.2. раздела 2 Устава включает перечисление домов, входящих в границы ТОС, в то время как Решение УГД такого перечисления не содержит).

Установив вышеуказанные обстоятельства, дав оценку всем представленным по делу доказательствам в их совокупности,  правильно применив нормы материального права, регулирующие рассматриваемые правоотношения, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что, поскольку границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются представительным органом муниципального образования, то п. 2.2 Устава не соответствует   решению Ульяновской Городской Думы №44  от 10.04.2020. Следовательно, у Управления Министерства  юстиции  Российской Федерации по Ульяновской области имелись законные основания для отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ТОС, в связи с чем оснований для удовлетворения административного иска не имелось.

Вместе с тем, суд также пришел к выводу о том, что наименование административного истца, указанное в тексте Устава, соответствует предоставленным регистрирующему органу документам,  а указание на титульном листе Устава фразы «в новой редакции» нельзя расценить как нарушение.  В данном случае отсутствует  законодательно закрепленная обязанность отделить (выделить)  словосочетание «в новой редакции» от наименования юридического лица путем заключения  его в  скобки, либо указания  его иным шрифтом либо иным способом.   

Однако, как верно указано судом, данное обстоятельство не является  основанием  для  признания решения Управлению Министерства  юстиции  Российской Федерации по Ульяновской области незаконным.

С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, права административного истца оспариваемым решением Управления Министерства  юстиции  Российской Федерации по Ульяновской области  не нарушено, поскольку в силу  положений ст.23  Федерального закона от 19.05.1995 82-ФЗ «Об общественных объединениях» не лишено возможности   повторно  подать документы для государственной регистрации при условии устранения оснований, вызвавших отказ.

Доводы заявителя о том, что административный истец представил решение представительного органа муниципалитета, которым дом №25 по ул. Геологов  был включен в границы ТОС «Родник», материалами дела не подтверждается. Решение  Ульяновской Городской Думы от 28.09.2011 №165 «Об установлении границ территории, на которой осуществляется  территориальное общественное  самоуправления «Родник», изложенное в новой редакции, не содержит указание на то, что в ТОС входят жители  указанного жилого дома.

Ссылка заявителя на то, что в отношении проектов решений №44 от 24.04.2019 и №44 от 10.04.2020 имеется положительное заключение прокуратуры на предмет соответствия законодательству, не указывает на неправомерность отказа административным ответчиком регистрации представленных ТОС документов, поскольку не свидетельствует о соответствии Устава ТОС (раздел 2) соответствующим решениям УГД.

В целом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют правовую позицию административного истца в суде первой инстанции, которой судом дана надлежащая правовая оценка, оснований для несогласия с которой судебная коллегия не усматривает.

При рассмотрении дела судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено. Оснований для отмены решения по доводам, изложенным в жалобе, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 14 января 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу территориального общественного самоуправления «Родник» – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

 

33а-1618/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Территориальное общественное самоуправление Родник
Ответчики
Управление Минюста РФ по Ульяновской области
Другие
МБУ Центр управления городом
Бахматова Н.А.
УФНС России по Ульяновской области
Тарасов А.В.
Замалетдинов Р.Г.
Суд
Ульяновский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--uln.sudrf.ru
24.03.2021Передача дела судье
12.05.2021Судебное заседание
18.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.05.2021Передано в экспедицию
Судебный акт #1 ()

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее