УИД 24RS0033-01-2020-002139-30
№ 5-346/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
27 октября 2020 года город Лесосибирск
Судья Лесосибирского городского суда Красноярского края Бурдуковская Л.А.,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ в отношении Власовой О.А., <данные изъяты>, работающей продавцом магазина «Престиж» ООО «ЛиД», <данные изъяты>,
установил:
согласно протоколу об административном правонарушении от 23 сентября 2020 года № 24520002026, составленному участковым уполномоченным ОУУП и ПДН Отдела МВД России по г. Лесосибирску, 28 июля 2020 года в 14 часов 50 минут Власова О.А., являющаяся должностным лицом (продавцом) магазина «Престиж», принадлежащего ООО «ЛиД», в магазине «Престиж» по адресу г. Лесосибирск, Победы, 32 «А», в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ, в период угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, вызванного продолжающимся глобальным распространением, угрозой завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Российской Федерации, осуществления на территории Красноярского края ограничительных мероприятий, введенных Указами Губернатора Красноярского края от 16.03.2020 №54-ут, 31.03.2020 № 73-уг отдельных ограничительных мероприятий для граждан и работодателям, осуществляющим свою деятельность на территории Красноярского края, достоверно зная о необходимости выполнения Превентивных мер, совершила действия, не повлекшие причинения вреда здоровью человека или имущества: не приняла в полном объеме комплекс защитных мер (отсутствие защитного стекла либо прозрачного экрана на кассе и на прилавке выдачи товаров, либо отсутствие у подчиненных работников защитных очков, масок, отсутствие в торговом зале и в очереди на кассу специальной разметки, для соблюдения дистанции между покупателями, а также не ведение с 29.06.2020 г. журнала санитарной обработки помещения), санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий, при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, что привело к работе персонала в условиях, создающих риск распространения новой коронавирусной инфекции и в свою очередь могло повлечь за собой распространение заболевания.
В судебном заседании Власова О.А. вину признала частично, суду показала, что работает продавцом в магазине «Престиж» ООО «Лид», 28 июля 2020 года в 14 часов 50 минут в момент проверки магазина работала без защитной макси и перчаток, в отсутствии защитного экрана на прилавке и кассе. Одновременно заявила, что в распоряжением директора ООО «ЛиД» от 01.04.2020, согласно которому она назначается ответственным лицом, она не ознакомлена, подпись, выполненная от ее имени, ей не принадлежит.
Исследовав материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно частям 1,3 и 4 ст. 1,5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Участковый уполномоченным ОУУП и ПДН Отдела МВД России по г. Лесосибирску, составляя протокол об административном правонарушении в отношении Власовой О.А., пришел к выводу о том, что Власова О.А. в период введения на территории Красноярского края ограничительных мероприятий в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), допустила как должностное лицо нарушение обязательных для исполнения гражданами и организациями при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлениями Правительства Правительства Красноярского края и Указами губернатора Красноярского края в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В подтверждение вины Власовой О.А. в совершении административного правонарушения представлены следующие доказательств:
- протокол № 24520002026 от 23 сентября 2020 года об административном правонарушении;
- рапорт инспектора ГИАЗ ФИО1 о том, что 28 июля 2020 года в 14 часов 50 минут по адресу г. Леоссибирск, улица Победы, 32 «а» было установлено, что продавец продуктового магазина осуществляет свою деятельность без средств защиты (маски и отсутствие защитного экрана);
- протокол осмотра принадлежащих ООО «ЛиД» помещений от 28 июля 2020 года, согласно которому при осмотре магазина «Престиж» ООО «ЛиД» по адресу г. Лесосибирск, ул. Победы, 32 «А» установлено отсутствие в торговом зале разметки, отсутствие перчаток и масок одноразовых, защитного экрана либо защитного стекла, ненадлежащее заполнение журналов температурного режима и обработки помещения;
- письменные объяснения Власовой О.А., согласно которым в магазине отсутствует защитный экран на кассе, защитные маски и очки имеются у всех продавцом, но она их потеряла и 28 июля 2020 года работала без них, на входе отсутствуют дезинфицирующие средства и маски для покупателей, имеется средство дезинфекции на кассе, записи в журнал уборки и измерения температуры перестали вносить в конце июня 2020 года, о мерах по предупреждению распространения СОVID-19 известно всем продавцам;
- распоряжение директора ООО «ЛиД» от 01.04.2020 о соблюдении санитарных норм в связи с сложившейся ситуацией с коронавирусной инфекцией СОVID-19 для должностного лица, согласно которому ответственным за выполнение распоряжения в маг. «Престиж» по адресу г. Лесосибирск, ул. Победы, 32, назначена Власова О.А.
В вину Власовой О.А. вменено нарушение статьи 11 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ, Указа Губернатора Красноярского края от 16.03.2020 №54-уг, Указа Губернатора Красноярского края от 31.03.2020 №73-уг 04.04.2020.
Такие выводы нельзя признать обоснованными, соответствующими установленным по делу обстоятельствам и сделанными на основе правильно применения норм права.
Из материалов дела следует, что Власова О.А. на основании трудового договора от 01 сентября 2019 года № 112 принята в ООО «ЛиД» в качестве продавца магазина «Престиж».
При составлении административного протокола не учтено, что должностными лицами, которые могут быть привлечены к административной ответственности за правонарушения в области предпринимательской деятельности, исходя из положений, закрепленных в примечании к статье 2.4 КоАП РФ, являются совершившие такие правонарушения руководители и иные работники организаций в связи с выполнением ими организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, а также приравненные к ним индивидуальные предприниматели. К должностным лицам относятся и лица, находящиеся в трудовых отношениях с индивидуальными предпринимателями, осуществляющие указанные выше функции.
Лица, не наделенные организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями, работающие в организации или у индивидуального предпринимателя (например, продавцы, кассиры), не являются должностными лицами.
Нарушение, вмененное Власовой О.А., является нарушением дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, предусмотрена ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Диспозиция указанной статьи носит бланкетный( отсылочный характер), то есть при описании совершенного лицом правонарушения должно быть в обязательном порядке, какое именно положение, в том числе действующих санитарных правил и гигиенических нормативов допущено, какими нормами законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения предусмотрена обязанность проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья данного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (часть 2 статьи 28.2 КоАП РФ).
Вместе с тем, в протоколе о привлечении к административной ответственности не приведены какие-либо нормы, введенные на территории Красноярского края в период режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения в Красноярском крае новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), которые бы нарушила или не выполнила Власовой О.А.
Указание в протоколе об административном правонарушении на нарушение Власовой О.А. ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Указа Губернатора Красноярского края от 16.03.2020 N 54-уг, Указа Губернатора Красноярского края от 31.03.2020 N 73-уг не свидетельствует о том, что в действиях Власовой О.А. содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ.
Режим повышенной готовности на территории Красноярского края в связи с осуществлением мер по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции введен с 16 марта 2020 года Постановлением Правительства Красноярского края от 16.03.2020 №152-п "О введении режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения в Красноярском крае новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)"
Правила поведения для работодателей, осуществляющих деятельность на территории Красноярского края, в связи с введением режима повышенной готовности установлены, в том числе Постановлением Правительства Красноярского края от 05.04.2020 N 192-п (ред. от 15.05.2020) "Об утверждении превентивных мер, направленных на предупреждение распространения коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, и порядка осуществления контроля за их соблюдением работодателями на территории Красноярского края", а также Указом Губернатора Красноярского края от 27.03.2020 N 71-уг (ред. от 01.10.2020) "О дополнительных мерах, направленных на предупреждение распространения коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, на территории Красноярского края".
Так, согласно п. 2.9 Указа Губернатора Красноярского края 27.03.2020 N 71-уг с момента вступления в силу настоящего Указа до улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки хозяйствующие субъекты, осуществляющие розничную торговлю, деятельность которых не приостановлена в соответствии с федеральными и краевыми правовыми актами, направленными на предупреждение распространения коронавирусной инфекции, обязаны не допускать на территорию торгового объекта и не обслуживать граждан, не использующих средства индивидуальной защиты органов дыхания (лицевые маски одноразового использования, медицинские маски, ватно-марлевые маски, респираторы и иные их заменяющие текстильные изделия).
Согласно пункту 4 Постановлением Правительства Красноярского края от 05.04.2020 N 192-п (ред. от 15.05.2020) "Об утверждении превентивных мер, направленных на предупреждение распространения коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, и порядка осуществления контроля за их соблюдением работодателями на территории Красноярского края" работодатели, осуществляющие розничную торговлю продовольственными товарами и (или) непродовольственными товарами посредством организации торговой сети, дополнительно обеспечивают выполнение следующих Превентивных мер: 1) организуют использование работниками (линейным персоналом) средств индивидуальной защиты (маски, перчатки), спецодежды (нижний слой) с длинным рукавом; 2) обеспечивают использование работниками повышенного риска заражения (кассиры) индивидуальных средств защиты лица (защитные очки, маски) либо оснащение их рабочего места защитным прозрачным экраном; 7) обеспечивают соблюдение мер социального дистанцирования (не менее 1,5 метра) по всему торговому объекту (нанесение разметки на полу, нанесение специальных указателей для соблюдения дистанции).
Согласно подпункту 5 пункта 2 Постановлением Правительства Красноярского края от 05.04.2020 N 192-п работодатели организуют выполнение качественной уборки помещений с применением дезинфицирующих средств вирулицидного действия с обязательной обработкой каждые 2 часа дверных ручек, выключателей, поручней, перил, контактных поверхностей (столов и стульев работников, оргтехники), мест общего пользования (комнаты приема пищи, отдыха, туалетных комнат, комнат и оборудования для занятия спортом) во всех помещениях.
Согласно пункту 5 Постановлением Правительства Красноярского края от 05.04.2020 N 192-п в целях обеспечения выполнения Превентивных мер работодатель определяет локальным правовым актом работника, ответственного за их практическую реализацию, и доводит указанный локальный правовой акт для сведения иных работников.
Согласно пункту 7 Постановлением Правительства Красноярского края от 05.04.2020 N 192-п работодатели, допустившие нарушение требований Превентивных мер, подлежат привлечению к административной ответственности в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанное свидетельствует, что протокол об административном правонарушении в отношении Власовой О.А. в нарушение требований ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, составлен без описания события правонарушения, которое могло бы быть квалифицировано по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Несоблюдение требований, предъявляемых статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к содержанию протокола об административном правонарушении, ненадлежащее описание события административного правонарушения влечет нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу.
Согласно части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Из содержания пункта 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Таким образом, на стадии подготовки дела к рассмотрению протокол об административном правонарушении, составленный с нарушением требований статьи 28.2 названного выше Кодекса, и иные материалы подлежали возвращению должностному лицу, их составившему, для устранения недостатков. В настоящий момент возможность утрачена, возвращение протокола для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено.
В соответствии с п. 1 ч. 1.1. ст. 29.9 КоАП РФ постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса.
На основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения,
Руководствуясь статьями 24.5,29.9,29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
постановил:
Дело об административном правонарушении, возбужденное в отношении должностного лица Власовой О.А. по ч. 1 ст. 20.6.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня получения копии в Красноярский краевой суд подачей жалобы через Лесосибирский городской суд.
Судья Л.А. Бурдуковская