Дело № 2-№(2015год)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ июня 2015 года <адрес>
Судья Ромненского районного суда <адрес> Вельдяйкин К.В.,
с участием помощника прокурора <адрес> Самойленко А.С.,
представителя администрации Ромненского сельсовета - главы сельсовета С.Л.Н.,
представителя третьего лица по доверенности К.Т.П.,
при секретаре Павловой О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ромненского сельсовета о признании бездействия администрации Ромненского сельсовета незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес> обратился в Ромненский в Ромненский районный суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ромненского сельсовета о признании бездействия администрации Ромненского сельсовета незаконными.
В обоснование заявления указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения жилищного законодательства в части соблюдения правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, норм и правил содержания общего имущества жилых домов на территории <адрес>. В ходе проверки было установлено, что на территории <адрес> имеется 38 выгребных колодцев (септиков), из которых осуществляется вывоз жидких бытовых отходов, являются бесхозным имуществом. Недвижимое имущество выгребные колодцы (септики), расположенные на территории <адрес>, в силу требований ст. 225 ГК РФ являются бесхозными, так как право собственности на него не оформлено в установленном законом порядке. Однако, администрацией Ромненского сельсовета заявление на учёт бесхозной недвижимой вещи в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, не направлялось. По результатам проверки прокуратурой района главе Ромненского сельсовета вносилось представление об устранении выявленных нарушений закона, с требованием: произвести обследование всех выгребных колодцев (септиков), определить в каком состоянии находятся, обеспечить регистрацию права муниципальной собственности на выгребные колодцы (септики), расположенные на территории <адрес>, из которых осуществляется вывоз жидких бытовых отходов. Представление прокурора рассмотрено, требования оставлены без удовлетворения. Таким образом, в случае неисправности (поломки, выхода из строя) выгребного колодца (септиков), произойдёт утечка и попадание жидких бытовых отходов на поверхность, что повлечёт возникновение угрозы жизни и здоровья, неопределённого круга лиц, нарушению их права на безопасное и благоприятное проживание в многоквартирных жилых домах. В связи с эти просит признать бездействие администрации Ромненского сельсовета по не направлению заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, о принятии на учёт бесхозяйного недвижимого имущества выгребных колодцев (септиков), расположенных на территории <адрес>: по <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>.
Обязать администрацию Ромненского сельсовета обратиться с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, о принятии на учет безхозяйного недвижимого имущества выгребных колодцев (септиков) расположенных на территории <адрес>: по <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>.
Администрация Ромненского сельсовета прислала отзыв на заявление, в котором указывает, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2013 года № 290 «О минимальном перечне услуг и работ необходимым для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения», услуга по вывозу бытовых сточных вод из септиков отнесена к перечню работ и услуг по содержанию иного общего имущества. Сбор и вывоз жидких бытовых отходов в соответствии с пп. «д» п. 11 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме» утверждённых Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, является составной частью деятельности по содержанию общего имущества многоквартирного дома. На основании вышеперечисленных нормативно правовых документов септики не являются бесхозными недвижимыми вещами, органы местного самоуправления не имеют права на оформление данного имущества, так как септики входят в общее имущество многоквартирного дома. Администрацией Ромненского сельсовета работы по оформлению земельных участков многоквартирных домов планируется провести до конца 2015 года, ранее оформленные земельные участки выполнены не верно, брался земельный участок только под многоквартирным домом для налогообложения, согласно правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, Постановление Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 земельный участок формируется на котором расположен многоквартирный дом и границы земельного участка с элементами озеленения, благоустройства, иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации многоквартирного дома. Таким образом, администрация Ромненского сельсовета просит в иске отказать.
Помощник прокурора <адрес> Самойленко А.С., в судебном заседании поддержал заявленные требования, и уточнил их просил признать бездействие администрации Ромненского сельсовета <адрес>, выразившиеся по не направлению заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, о принятии на учет безхозяйного недвижимого имущества выгребных колодцев (септиков) и канализационных сетей на территории муниципального образования Ромненский сельсовет <адрес> незаконными. Обязать администрацию Ромненского сельсовета обратиться с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, о принятии на учет безхозяйного недвижимого имущества выгребных колодцев (септиков) и канализационных сетей подходящих к ним от внешней границы многоквартирного жилого дома, расположенных на территории <адрес> и обслуживающих следующие многоквартирные дома: по <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>.
Ответчик представитель администрации Ромненского сельсовета глава сельсовета С.Л.Н., исковые требования не признала, поддерживает доводы, которые изложены в отзыве.
Привлечённое третье лицо не заявляющее самостоятельных требований по доверенности К.Т.П., с исковыми требованиями прокурора согласилась, и пояснила, что действительно выгребные колодцы находящиеся на территории <адрес> являются бесхозными. Их организация занимается только откачкой и вывозом жидких бытовых отходов с данных колодцев. Ремонтом данных колодцев они не занимаются, так как в собственности они не находятся.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землёй, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершённого строительства.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ к вопросам местного значения сельского поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
Согласно ст. 51 вышеназванного закона органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти РФ (органам государственной власти субъектов РФ) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
В силу ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации.
Статьёй 4 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» определено, что государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним.
В соответствии со ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учёт орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Согласно ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с п. 1 правил содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждённых Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 состав общего имущества определяется: собственниками помещений в многоквартирном доме – в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества; органами государственной власти – в целях контроля за содержанием общего имущества; органами местного самоуправления – в целях подготовки и проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации в соответствии с ч. 4 ст. 161 ЖК РФ.
Согласно п. 2 вышеназванных правил в состав общего имущества включаются: помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого или нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи, и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование; крыши; ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома; земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учёта, с элементами озеленения и благоустройства; иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
В ходе судебного заседания было установлено и не оспаривалось сторонами, что кадастровые паспорта оформлены только на земельные участки, которые расположены непосредственно под многоквартирными домами, также в судебном заседании было установлено, что МУП «Ромненские коммунальные сети» является управляющей организацией многоквартирными домами на территории <адрес>, и при исследовании договоров управления многоквартирными домами было установлено, что выгребные колодцы (септики), из которых осуществляется вывоз жидких бытовых отходов не входят в состав общего имущества многоквартирных жилых домов.
Таким образом, в ходе судебного заседания было установлено, что выгребные колодцы (септики) находящиеся на территории <адрес> из которых осуществляется вывоз жидких бытовых отходов являются бесхозяйными и по физическим и техническим свойствам подлежат отнесению к объектам недвижимости в силу ст. 130 ГК РФ, так как они прочно связаны с землёй, и их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.
Оспариваемые бесхозные выгребные колодцы (септики) находящиеся на территории <адрес> никем не обслуживаются и их техническое состояние не проверяется, на них происходят аварии, однако, лица, ответственные за техническое состояние объектов, не определены. Таким образом, своевременный текущий ремонт, поддержание работоспособности и функционирования объектов никем не ведётся и не обеспечивается. Отсутствие надлежащего контроля за техническим состоянием и проведением своевременного ремонта участка канализационной сети может привести к возникновению чрезвычайной ситуации, развитию массовых инфекционных, паразитарных и неинфекционных заболеваний, причинить ущерб окружающей природной среде.
Поскольку такого рода объекты расположены в административных границах муниципального образования Ромненский сельсовет, необращение администрации поселения в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии указанных объектов на учёт как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, закреплённой в п. 3 ст. 225 ГК РФ, в силу которой бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Довод ответчика, что выгребные колодцы (септики) в ходят в общее имущество многоквартирного дома, так как они отнесены к иным объектам, предназначенные для обслуживания, эксплуатации многоквартирного дома, судом не может быть принят, так как входе судебного заседания было установлено, что кадастровые паспорта оформлены только на земельные участки, которые расположены непосредственно под многоквартирными домами, кроме этого согласно договоров управления многоквартирными домами выгребные колодцы (септики) не входят в состав общего имущества многоквартирных жилых домов.
Довод стороны ответчика, что работа по переоформлению земельных участков уже началась и будет закончена до конца 2015 года, так же судом не может быть принят, так как ответчиком не представлено никаких доказательств, что работа по переоформлению земельных участков уже ведётся.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что обращение с заявлением о принятии данного бесхозяйного имущества на учёт в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, является обязанностью органа местного самоуправления. Отсутствие регистрации данного имущества как бесхозяйного, свидетельствует о незаконном бездействии органа местного самоуправления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес>, в интересах неопределённого круга лиц удовлетворить.
Признать бездействие администрации Ромненского сельсовета <адрес> выразившиеся по не направлению заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, о принятии на учет безхозяйного недвижимого имущества выгребных колодцев (септиков) и канализационных сетей на территории муниципального образования Ромненский сельсовет <адрес> незаконными.
Обязать администрацию Ромненского сельсовета обратиться с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, о принятии на учет безхозяйного недвижимого имущества выгребных колодцев (септиков) и канализационных сетей подходящих к ним от внешней границы многоквартирного жилого дома, расположенных на территории <адрес> и обслуживающих следующие многоквартирные дома: по <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд в течение месяца со дня его вынесения.
Судья К.В. Вельдяйкин
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.