Дело № 2-616/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Шатура Московской области 31 мая 2017 года
Шатурский городской суд Московской области в составе:
председательствующего – судьи Жигаревой Е.А.,
при секретаре Туркиной М.Н.,
с участием истиц Китаевой В.М. и Журавлевой Л.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Китаевой ФИО8, Журавлевой ФИО9 к администрации городского округа Шатура Московской области о сохранении жилого дома в переоборудованном состоянии и признании права собственности на жилой дом в реконструированном виде,
установил:
Китаева В.М. и Журавлева Л.П. обратились в суд с иском к администрации городского округа Шатура Московской области о признании права собственности в порядке наследования, указывая, что после смерти их матери ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ, осталось наследственное имущество в виде жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. В установленный законом срок истицы обратились к нотариусу с заявлением о принятии наследства, однако в выдаче свидетельства было отказано, поскольку при жизни наследодателя в указанном жилом доме, без соответствующих разрешений, были произведены неотделимые улучшения – пристроена веранда и произведена перепланировка. Согласно заключению перепланировка и реконструкция жилого дома соответствуют требованиям градостроительных норм, не нарушают интересы граждан и не создают угрозу их жизни и здоровью. С учетом уточнений просят сохранить жилой дом в переоборудованном состоянии, признать за ними право общей долевой собственности на жилой дом (по ? доли в праве за каждой) в реконструированном виде в порядке наследования.
В судебном заседании истицы Китаева В.М. и Журавлева Л.П. заявленные требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в уточненном иске, просят их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации городского округа Шатура Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного слушания извещен надлежащим образом, ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 37).
Выслушав объяснения истиц, исследовав представленные доказательства, оценив их в совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Согласно статье 35 (часть 4) Конституции Российской Федерации право наследования гарантируется. Это право включает в себя как право наследодателя распорядиться своим имуществом на случай смерти, так и право наследников по закону и по завещанию на его получение.
В соответствии со ст. ст. 1113-1114 ГК РФ со смертью гражданина открывается наследство, днем открытия наследства является день смерти гражданина.
ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о смерти – л.д. 8), в связи с чем, в этот день к ее имуществу было открыто наследство.
В соответствии со ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью жилых помещений 51,8 кв. м принадлежал при жизни наследодателю ФИО1 (технический паспорт – л.д. 9-17, свидетельство о праве на наследство по завещанию).
В Едином государственном реестре недвижимости сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества – жилой дом, расположенный по указанному адресу, отсутствуют (л.д. 18-19).
Согласно технической документации в спорном жилом доме, без соответствующих разрешений, произведено переоборудование лит. А1, пристроена веранда лит. а.
В соответствии с пунктом 1 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Пунктом 3 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Согласно разъяснениям, данным в п. 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 10/22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку.
Как разъяснено в п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», положения статьи 222 ГК РФ распространяются на самовольную реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возник новый объект.
Если объект недвижимости самовольно изменен посредством пристройки к нему дополнительных помещений, право собственника может быть защищено путем признания этого права в отношении всего объекта в реконструированном виде, а не в отношении пристройки.
Положения ст. 222 ГК РФ распространяются на самовольную реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возник новый объект, однако не применяются в случае перепланировки, переустройства (переоборудования) жилого помещения (обзор судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.03.2014).
Переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения (ч. 1 ст. 25 ЖК РФ).
Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения (ч. 2 ст. 25 ЖК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Согласно ч. 1 ст. 29 Жилищного кодекса РФ самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного ч. 6 ст. 26 Жилищного кодекса РФ, или с нарушением проекта переустройства (перепланировки), представляющегося в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 26 ЖК РФ.
Частью 4 ст. 29 Жилищного кодекса РФ предусмотрено право суда сохранить жилое помещение в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
Из материалов дела следует, что спорный жилой дом претерпел переоборудование (перепланировку) лит. А1, вместе с этим, его площадь увеличилась в виду реконструкции – пристройки веранды лит. а.
Согласно экспертному заключению ООО «Архитектурно-планировочное предприятие» пристройка лит. а конструктивно безопасная, переоборудование основного строения лит. А1 соответствуют действующим нормам и правилам и не создают угрозу жизни и здоровья граждан (л.д. 27-28).
Доказательств, опровергающих вывод специалиста, обладающего специальными познаниями в области строительства и эксплуатации зданий и сооружений, материалы дела не содержат.
Учитывая, что самовольная постройка не является имуществом, принадлежащим наследодателю на законных основаниях, она не может быть включена в наследственную массу. Вместе с тем это обстоятельство не лишает наследников, принявших наследство, права требовать признания за ними права собственности на самовольную постройку.
Однако такое требование может быть удовлетворено только в том случае, если к наследникам в порядке наследования перешло право собственности или право пожизненного наследуемого владения земельным участком, на котором осуществлена постройка, при соблюдении условий, установленных статьей 222 ГК РФ (п. 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 10/22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»).
В соответствии со ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.
Согласно ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В силу ст. 1116 ГК РФ к наследованию призываются граждане, находящиеся в живых в день открытия наследства. Наследниками первой очереди по закону, в соответствии со ст. 1142 ГК РФ, являются дети, супруг и родители наследодателя.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что наследниками к имуществу умершей ФИО1 являются ее дочери Журавлева Л.П. (свидетельство о рождении – л.д. 22, справка о заключении брака л.д. 23) и Китаева В.М. (свидетельство о рождении – л.д. 24, свидетельство о заключении брака – л.д. 24), других наследников первой очереди не имеется.
Согласно п. 1 ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства (п. 1 ст. 1154 ГК РФ).
Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство либо путем совершения действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства (ст. 1153 ГК РФ).
Согласно сообщению нотариуса <данные изъяты>
Наследственное имущество, на которое выданы свидетельства о праве на наследство, состоит из земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 25, 26).
В соответствии со ст. 1152 ГК РФ принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Оценив представленные доказательства по правилам ст. ст. 56, 67 ГПК РФ, суд находит требования истиц о сохранении спорного жилого дома в перепланированном (переоборудованном) состоянии и признании права собственности на жилой дом в реконструированном состоянии законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Китаевой ФИО10, Журавлевой ФИО11 удовлетворить.
Сохранить жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в перепланированном (переоборудованном) состоянии.
Признать за Китаевой ФИО12 право общей долевой собственности (1/2 доля в праве) на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в реконструированном состоянии: лит. А (основное строение), лит. А1 (основное строение), лит. а (веранда), в порядке наследования.
Признать за Журавлевой ФИО13 право общей долевой собственности (1/2 доля в праве) на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в реконструированном состоянии: лит. А (основное строение), лит. А1 (основное строение), лит. а (веранда), в порядке наследования.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Шатурский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Е.А. Жигарева