Судья Новикова И.В. Дело № 12-163/2019
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Республики Коми Колесникова Д.А.,
рассмотрев 26 июня 2019 года в г. Сыктывкаре в открытом судебном заседании жалобу законного представителя юридического лица, в отношении которого велось производство по делу об административном правонарушении – ООО «Пригородные перевозки» ФИО1 на постановление судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 28 февраля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 11.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ООО «Пригородные перевозки»,
установил:
государственным инспектором отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Юровым А.М. 8 февраля 2019 года в отношении юридического лица ООО «Пригородные перевозки» составлен протокол об административном правонарушении по признакам состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 11.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Материалы дела об административном правонарушении переданы на рассмотрение в Сыктывкарский городской суд Республики Коми.
Судьей Сыктывкарского городского суда Республики Коми принято постановление, которым ООО «Пригородные перевозки» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 11.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением судьи городского суда, законный представитель юридического лица ООО «Пригородные перевозки» Черепанов Д.В. обратился в Верховный Суд Республики Коми с жалобой в порядке, предусмотренном статьями 30.1 – 30.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Не оспаривая наличия в действиях юридического лица состава вмененного административного правонарушения, просит о применении положений статьи 4.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и изменении назначенного судом административного наказания в виде штрафа на предупреждение, обосновывая это тем, что Общество является субъектом малого предпринимательства, по вмененной статье административного правонарушения привлекается впервые, отсутствует вред или возникновение угрозы в результате совершенного правонарушения, отсутствует факт причинения имущественного вреда.
По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судьей Верховного Суда Республики Коми принято решение 24 апреля 2019 года, которым постановление судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 28 февраля 2019 года отменено, дело направлено на рассмотрение мировому судье Пушкинского судебного участка г. Сыктывкара Республики Коми. Суд исходил из того, что судом первой инстанции при принятии материала и рассмотрении его по существу были нарушены правила подведомственности, постановление вынесено неправомочным судьей.
Определением мирового судьи Пушкинского судебного участка г. Сыктывкара Республики Коми от 6 мая 2019 года дело об административном правонарушении в отношении ООО «Пригородные перевозки» о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 11.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях прекращено за истечением срока давности.
Постановлением заместителя председателя Верховного Суда Республики Коми от 7 июня 2019 года приведенные решение судьи Верховного Суда Республики Коми от 24 апреля 2019 года, определение мирового судьи Пушкинского судебного участка г. Сыктывкара Республики Коми от 6 мая 2019 года отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Верховный Суд Республики Коми.
Лицо, в отношении которого велось производство по делу об административном правонарушении, ООО «Пригородные перевозки» своего представителя в судебное заседание Верховного Суда Республики Коми при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не направило; должностное лицо административного органа, составившее протокол об административном правонарушении государственный инспектор отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Юров А.М. в судебное заседание не явилось, о времени и месте слушания дела стороны дела об административном правонарушении извещены надлежащим образом, в связи с чем, нахожу возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, явка которых судом обязательной не признается.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
Частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
Согласно части 3 статьи 11.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается действие (бездействие), предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное умышленно.
Как следует из материалов дела, в соответствии с распоряжением Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта <Номер обезличен>-р от 31 января 2019 года, заданием на проведение планового (рейдового) осмотра, обследования транспортных средств автомобильного транспорта в процессе их эксплуатации <Номер обезличен>.<Номер обезличен> от 31 января 2019 года в период с 16:10 по 16:17 05 февраля 2019 года проведен плановый (рейдовый) осмотр, обследование транспортного средства автомобильного транспорта в процессе его эксплуатации перевозчиком ООО «Пригородные перевозки».
В ходе планового (рейдового) осмотра автобуса ПАЗ 32054 с государственным регистрационным знаком «Р 432 МА 11», эксплуатируемого ООО «Пригородные перевозки», установлено неисполнения требований по обеспечению транспортной безопасности ООО «Пригородные перевозки», а именно: не информируются в наглядной и доступной форме все физические лица, находящиеся на транспортном средстве, о требованиях законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности и организационно-распорядительных документах, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности транспортного средства, в части, их касающейся, что является нарушением части 1 статьи 4, части 1 статьи 8 Федерального закона от <Дата обезличена> №16-ФЗ «О транспортной безопасности», подпункта 13 пункта 7 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного и городского наземного электрического транспорта, утвержденных постановлением Правительства РФ от <Дата обезличена> <Номер обезличен>.
Установлено и подтверждено материалами дела, что ООО «Пригородные перевозки» является перевозчиком и субъектом транспортной инфраструктуры, имеет лицензию на перевозку пассажиров №АСС-11-006041 от <Дата обезличена>.
По договору субаренды транспортного средства, заключенному 1 мая 2018 года между ИП Рехвиашвили О.В. (арендатор) и ООО «Пригородные перевозки» (субарендатор), ООО «Пригородные перевозки» принимает во временное владение и пользование за плату, в том числе транспортное средство: ПАЗ 32054, которому соответствует государственный регистрационный знак «Р 432 МА 11».
Согласно части 9 статьи 1 Федерального закона от <Дата обезличена> №16-ФЗ «О транспортной безопасности» субъекты транспортной инфраструктуры юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законом основании.
Пунктом 11 статьи 1 упомянутого Федерального законно определено, что транспортные средства - устройства, предназначенные для перевозки физических лиц, грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, животных или оборудования, установленных на указанных транспортных средствах устройств, в значениях, определенных транспортными кодексами и уставами, и включающие в себя: транспортные средства автомобильного транспорта, используемые для регулярной перевозки пассажиров и багажа или перевозки пассажиров и багажа по заказу либо используемые для перевозки опасных грузов, на осуществление которой требуется специальное разрешение.
Пунктом 4 данной статьи предусмотрено, что обеспечение транспортной безопасности - это реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.
Обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено указанным Федеральным законом и иными федеральными законами (часть 1 статьи 4 Федерального закона от 9 февраля 2007 года №16-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 9 февраля 2007 года №16-ФЗ «О транспортной безопасности» требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.
Постановлением Правительства РФ от 14 сентября 2016 года №924 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного и городского наземного электрического транспорта.
Подпунктом 13 пункта 7 названных Требований установлено, что субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортных средств обязаны: информировать в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на транспортном средстве, о требованиях законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности и организационно-распорядительных документах, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности транспортного средства, в части, их касающейся.
Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми пришел к выводу, что ООО «Пригородные перевозки», являясь лицом, ответственным за обеспечение транспортной безопасности не выполнило требования подпункта 13 пункта 7 Требований №294 от 14 сентября 2016 года, допустило бездействие, выразившееся в неисполнении требований транспортной безопасности транспортного средства, направленных на предотвращение вредных последствий, тогда как ему было известно о необходимости выполнения таких требований. Указанные обстоятельства свидетельствуют, что административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, совершено ООО «Пригородные перевозки» умышленно, в связи с чем, его следует квалифицировать по части 3 статьи 11.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Оснований не согласиться с данными выводами судьи городского суда не нахожу.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении от <Номер обезличен> от 8 февраля 2019 года; распоряжением Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта <Номер обезличен>-р от 31 января 2019 года «Об утверждении задания на проведение планового (рейдового) осмотра, обследования транспортных средств автомобильного транспорта в процессе их эксплуатации в области транспортной безопасности»; заданием <Номер обезличен> от 31 января 2019 года на проведение планового (рейдового) осмотра, обследования транспортных средств автомобильного транспорта в процессе их эксплуатации; актом <Номер обезличен>(Р) планового (рейдового) осмотра, обследования транспортного средства автомобильного транспорта; выпиской из ЕГРЮЛ; договором субаренды транспортного средства <Номер обезличен> от 1 мая 2018 года; актом приема-передачи; соглашением к договору субаренды транспортного средства; лицензией <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, выданного Министерством транспорта Российской Федерации Федеральной службой по надзору в сфере транспорта; фотоматериалами; путевым листом автобуса; свидетельством о регистрации транспортного средства и другими доказательствами по делу, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Собранные по делу доказательства объективно свидетельствуют о доказанности факта нарушения ООО «Пригородные перевозки» приведенных выше положений законодательства, ответственность за совершение которого установлена частью 3 статьей 11.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Согласно части 1 статьи 4.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением возможна являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 названного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 3.4 указанного Кодекса предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 11.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, относится к административным правонарушениям на транспорте, что указывает на высокую степень общественной опасности правонарушения, затрагивающего интересы государства в данной сфере.
Невыполнение требований законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения транспортной безопасности, направленного на устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защиту интересов личности, общества и государства в сфере транспорта от актов незаконного вмешательства в сфере транспортного комплекса, увеличивает угрозу совершения таких актов, тем самым ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, сохранность имущества, за данное правонарушение для юридических лиц предусмотрена строгая административная ответственность и отсутствие вредных последствий не свидетельствует о его малозначительности. Правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 11.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, носит формальный характер и направлено на предотвращение возможных последствий.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 названного Кодекса. Указанной совокупности в рассматриваемом деле с учетом вышеизложенного, не имеется.
В данном случае назначенное ООО «Пригородные перевозки» административное наказание согласуется с его предупредительными целями, соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Суд нижестоящей инстанции оценил обстоятельства конкретного дела и сделал вывод об избрании в отношении ООО «Пригородные перевозки» той меры ответственности, которая наиболее соразмерна характеру и последствиям совершенного правонарушения и степени вины лица, привлекаемого к административной ответственности, назначив административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере санкции вмененной статьи.
Тот факт, что ООО «Пригородные перевозки» относится к субъектам малого и среднего предпринимательства, а также, что оно привлекается к административной ответственности впервые, не является безусловным основанием для применения положений статьи 4.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Постановление судьи мотивировано, отвечает требованиям статьи 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, оснований не согласиться с его законностью и обоснованностью не имеется.
Каких-либо существенных процессуальных нарушений требований Кодекса РФ об административных правонарушениях при производстве по делу, влекущих за собой отмену постановления судьи, допущено не было.
Руководствуясь статьёй 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Республики Коми
решил:
постановление судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 28 февраля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 11.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ООО «Пригородные перевозки» - оставить без изменения, жалобу законного представителя ООО «Пригородные перевозки» ФИО1 – без удовлетворения.
Судья Д.А. Колесникова