Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-927/2018 ~ М-843/2018 от 05.06.2018

Дело № 2-927/2018

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

23 августа 2018 года                                          г. Шатура Московской области

Шатурский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Хавановой Т.Ю.

при секретаре судебного заседания Симоновой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Егоровой Евгении Васильевны к открытому акционерному обществу «Шатурская управляющая компания» о взыскании переплаты за коммунальные услуги, неустойки, штрафа, компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л :

Егорова Е.В. обратилась в суд с указанным иском к ОАО «Шатурская управляющая компания» по следующим основаниям.

Истец является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Управление указанным многоквартирным домом осуществляет ОАО «Шатурская управляющая компания».

В период с ДД.ММ.ГГГГ ответчиком для расчета ежемесячной платы за коммунальные услуги по отоплению, горячему водоснабжению и водоотведению применялись завышенные тарифы, неправомерно установленные Советом депутатов Шатурского муниципального района Московской области, вместо тарифов, установленных Комитетом по ценам и тарифам Московской области, обязательность применения которых предусмотрена законом.

Общая сумма переплаты за услуги ЖКХ (отопление и ГВС) за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила 53004,64 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика была направлена письменная претензия с требованием перерасчета платы за коммунальные услуги, которая оставлена без удовлетворения.

Просит взыскать с ответчика переплату за коммунальные услуги за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в указанном выше размере, компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей.

Истец Егорова Е.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.

Третьи лица Тимофеева Н.А., Тимофеева Е.Г. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Представитель ответчика ОАО «Шатурская управляющая компания» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представил суду письменные возражения, которые приобщены к материалам дела, требования о перерасчете платы за ЖКУ в части сумм, указанных в представленных ответчиком расчетах, иск признал, заявил о применении 3-летнего срока исковой давности.

Исследовав представленные доказательства, выслушав объяснения представителя истца, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Егорова Е.В. является сособственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> где проживает совместно с членами своей семьи (4 человека), споров о порядке оплаты за жилое помещение между ними нет.

При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками за оказание услуг, выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержащие общего имущества в доме и качество которых должно соответствовать установленным требованиями (части 2.2, 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ).

Управление указанным выше многоквартирным домом осуществляет ОАО «Шатурская управляющая компания», что ответчиком не оспаривается.

Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (ч. 2 ст. 157 Жилищного кодекса РФ).

Согласно пункту 12.2 Положения «О комитете по ценам и тарифам Московской области», утвержденного Постановлением Правительства Московской области от ДД.ММ.ГГГГ Комитет осуществляет установление цен (тарифов) на товары и услуги в сфере услуг коммунального комплекса.

В соответствии с приведенными нормами законодательства Комитетом по ценам и тарифам Московской области были установлены тарифы:

- в отношении коммунальной услуги «отопление»:

Распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области от ДД.ММ.ГГГГ -р «Об установление тарифов в сфере теплоснабжения»;

Распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области от ДД.ММ.ГГГГ -р «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов в сфере теплоснабжения на 2016-2018 годы»;

Распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области от ДД.ММ.ГГГГ -р «Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения и внесении изменений в Распоряжение Комитета по ценам и тарифам Московской области от ДД.ММ.ГГГГ -р «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов в сфере теплоснабжения на 2016-2018 год»;

Распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области от ДД.ММ.ГГГГ -Р «Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения»;

Распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области от ДД.ММ.ГГГГ -р «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов в сфере теплоснабжения на 2018-2020 годы»;

- в отношении коммунальной услуги «горячее водоснабжение»:

Распоряжениями Комитета по ценам и тарифам Московской области на 2015 год - -р от ДД.ММ.ГГГГ, на 2016 года - 164-р от ДД.ММ.ГГГГ, на 2017 год - -р от ДД.ММ.ГГГГ.

В нарушение установленных правил расчета платы за коммунальные услуги Ответчиком ОАО «ШУК» для начисления платы за отопление и горячее водоснабжение до ДД.ММ.ГГГГ и платы за водоотведение в период до ДД.ММ.ГГГГ использовались тарифы, установленные Решениями Совета депутатов Шатурского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении размера платы за коммунальные услуги», которые были отменены Распоряжениями Комитета по ценам и тарифам Московской области -р от ДД.ММ.ГГГГ, -р от ДД.ММ.ГГГГ, -р от ДД.ММ.ГГГГ, -р от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, -р от ДД.ММ.ГГГГ.

Незаконность применение тарифов, установленных Решениями Совета депутатов Шатурского муниципального района в 2015, 2016, 2017 годы представителем ответчика признается.

В указанные выше периоды на основании Распоряжений Комитета по ценам и тарифам Московской области действовали следующие тарифы:

одноставочный тариф на тепловую энергию для населения (за услугу «теплоснабжение» (отопление):

на 2015 год: с ДД.ММ.ГГГГ - 1223 руб./Гкал; с ДД.ММ.ГГГГ - 1379,89 руб./Гкал.;

на 2016 год: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 1379,89 руб./Гкал; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 1433,96 руб./Гкал.;

на 2017 год: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 1433,96 руб./Гкал; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 2178,52 руб./Гкал;

на 2018 год с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 2178,52 руб./Гкал;

на горячее водоснабжение:

на 2015 год: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 78,92 руб./м3; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 88,83 руб./м3.;

на 2016 год: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 88,83 руб./м3; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- 92,34 руб./м3;

на 2017 год: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- 92,34 руб./м3.

Поскольку тарифы, установленные отмененными решениями Совета депутатов Шатурского муниципального района, применяемые при определении платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, установленные Комитетом по ценам и тарифам Московской области, за те же услуги, суд полагает установленным факт осуществления истцом переплаты за соответствующие услуги в указанные выше периоды.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по услугам отопление и горячее водоснабжение управляющей компанией применялись тарифы, установленные Мособлкомцен.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в управляющую компанию с претензией о производстве перерасчета платы за отопление и горячее водоснабжения исходя из обоснованных тарифов (л.д. 5).

Суд полагает обоснованными доводы ответчика о пропуске истцом установленного ст. 196 ГК РФ общего 3-летнего срока исковой давности относительно требования о перерасчете платы за коммунальные услуги за период, превышающий соответствующие три года, специальные нормы о сроке исковой давности иной продолжительности законодательством относительно спорных правоотношений не установлены.

При этом необходимо исчислять указанный срок исковой давности относительно даты предъявления претензии о производстве перерасчета, т.е. правомерным будет требование о перерасчет платы за ЖКУ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, учитывая установленный расчетный период по оплате за ЖКУ 1 месяц.

За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с данными платежных документов (л.д. 13-16, 18-26), выдаваемых ответчиком, по тарифам, установленным отмененными Решениями Совета депутатов Шатурского муниципального района, истцом произведена оплата услуг

по отоплению в размере - 52074,84 рубля (с 0ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 1852,42 руб. х 2 мес., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 1980,29 руб. х 12 мес., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 2050,56 руб. х 12 мес.);

по горячему водоснабжению в размере - 42108,63 рубля (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 1520,80 руб. х 2 мес., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 10384,32 руб., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 10683,02 руб.).

За те же периоды по тарифам, установленным Комитетом по ценам и тарифам Московской области, оплата услуг по отоплению и горячему водоснабжению должна была производиться в следующих размерах:

по отоплению - 35458,96 рублей (при площади жилого помещения - 57,6 кв.м., нормативе потребления 0,017 Гкал/кв.м. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 1197,56 х 2 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 1351,19 руб. х 12 мес., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 1404,13 руб. х 12 мес.);

по горячему водоснабжению (при отсутствии приборов учета - норматив 3,192 м3/мес. согласно решения Совета депутатов Шатурского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ ) в размере - 29785,46 рубля (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 2015,30 руб., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 13610,16 руб., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 14160 руб.).

Таким образом, переплата по коммунальным услугам за указанные выше периоды составила:

по отоплению - 16615,88 рубля (52074,84 руб. - 35458,96 руб.);

по ГВС - 12323,17 рублей (42108,63 руб. - 29785,46 руб.),

всего - 28939,05 рубля.

При расчете сумм, подлежащих уплате в счет коммунальной услуги по отоплению суд обращает внимание на необоснованное использование истцом в формуле 2(1) приложения к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ коэффициента периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению в размере 7/12, где 7 - это фактическое количество месяцев отопительного периода.

В соответствии с п. 6 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ в период до ДД.ММ.ГГГГ расчет платы за коммунальную услугу по отоплению при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги определялся в порядке, установленном п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", а именно, по установленной формуле, как произведение общей площади помещения (квартиры) в многоквартирном доме, норматива потребления тепловой энергии на отопление и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации, т.е. без коэффициента.

В последующем пунктами 2, 3 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право принять решение в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, об изменении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года).

Указанное решение принимается не чаще одного раза в год в срок до 1 октября и подлежит опубликованию на официальном сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение 5 рабочих дней со дня его принятия.

До вступления в силу принятого в установленном порядке органами государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", с учетом способа оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года), используемого при осуществлении расчетов с потребителями по состоянию на дату вступления в силу настоящего постановления.

Решение о переходе платы за отопление в отопительный период на территории муниципального образования (в спорный период - городское поселение Шатура Московской области) в соответствии с Правилами Министерством жилищно-коммунального хозяйства Московской области не принималось.

Многоквартирный дом, где расположена квартира истца, не оборудован коллективными (общедомовыми), общими (квартирными) и индивидуальными приборами учета (по услуге отопление).

В связи с этим расчет платы за отопление производится исходя из нормативов потребления.

Согласно п. 2.3. Распоряжения Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от ДД.ММ.ГГГГ -РВ до введения в действие нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях применяются действующие в муниципальных образованиях Московской области нормативы потребления коммунальных услуг.

Действующий на территории Шатурского муниципального района Московской области (в настоящее время городского округа Шатура) норматив утвержден Решением Совета депутатов Шатурского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ "О нормативах потребления коммунальных услуг населением Шатурского муниципального района", исходя из установленной нормативной продолжительности отопительного периода равной 12 месяцев, с круглогодичной оплатой услуги.

Согласно п. 2(2) Приложения к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, в случае использования при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, действовавших по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме и размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил определяются по формулам 2 и 2(1), исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.

В связи с этим, при расчете платы за отопление в формуле 2(1) должен применяться коэффициент периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению, равный отношению количества месяцев отопительного периода, определенных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации для установления соответствующих нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденных на отопительный период в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , к количеству месяцев в календарном году, а именно - в размере 12/12 (или 1), при установленной (не фактической) продолжительности отопительного периода в применяемом нормативе - 12 месяцев.

С учетом изложенного, переплаты истцом за коммунальную услугу отопление при применении управляющей компанией с ДД.ММ.ГГГГ тарифов, установленных Мособлкомцен, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не имеется, требования истца в соответствующей части являются необоснованными.

Таким образом, взысканию в пользу истца подлежит переплата по коммунальным услугам в указанном выше размере - 28939,05 рублей.

Разрешая заявленные требования о компенсации морального вреда суд приходит к следующему.

В силу ст. 15 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Учитывая характер нарушения прав истца, требования разумности и справедливости, суд считает необходимым взыскать с ответчика ОАО «Шатурская управляющая компания» в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 3 000 руб.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

С ответчика подлежит взысканию госпошлина в размере 1068,17 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 98, 103, 194 - 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

исковые требования Егоровой Евгении Васильевны удовлетворить частично.

Взыскать с открытого акционерного общества «Шатурская управляющая компания» в пользу Егоровой Евгении Васильевны излишне оплаченную сумму по коммунальным услугам отопление и горячее водоснабжение за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 28939 (Двадцать восемь тысяч девятьсот тридцать девять) рублей 05 копеек, в счет компенсации морального вреда 3000 (Три тысячи) рублей.

В части требования о взыскании переплаты по услуге отопление за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в иске Егоровой Евгении Васильевны отказать.

Взыскать с открытого акционерного общества «Шатурская управляющая компания» в доход бюджета городского округа Шатура Московской области государственную пошлину в размере 1068 (Одна тысяча шестьдесят восемь) рублей 17 копеек.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Шатурский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                                                                                              Т.Ю. Хаванова

Мотивированное решение изготовлено 28 августа 2018 года

Судья                                                                      Т.Ю. Хаванова

2-927/2018 ~ М-843/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Егорова Евгения Васильевна
Ответчики
ОАО "Шатурская управляющая компания"
Другие
Тимофеева Наталья Александровна
Тимофеева Екатерина Геннадьевна
Суд
Шатурский городской суд Московской области
Судья
Хаванова Татьяна Юрьевна
Дело на странице суда
shatura--mo.sudrf.ru
05.06.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.06.2018Передача материалов судье
06.06.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.06.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.06.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.07.2018Судебное заседание
03.08.2018Вынесено определение о рассмотрении дела по общим правилам искового производства
23.08.2018Судебное заседание
28.08.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.08.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.09.2018Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
17.09.2018Изучение поступившего ходатайства/заявления
26.09.2018Судебное заседание
05.10.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
17.03.2020Дело оформлено
17.03.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее