Дело 2- 5005/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Волжский городской суд Волгоградской области
В составе председательствующего Топильской Л.Н.
При секретаре Фироновой Е.Н.
С участием представителей истца ФИО9, ФИО10, ФИО11, представителей ответчиков ФИО5, ФИО6, ФИО7
15 ноября 2017 года в городе Волжском
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Д.М.А. к Администрации городского округа-<адрес>, Комитету благоустройства и дорожного хозяйства администрации городского округа-<адрес>, Управлению архитектуры и градостроительства администрации городского округа-<адрес>, МБУ «Комбинат благоустройства» о понуждении об обязании демонтировать бортовой камень и произвести устройство проезда,-
У С Т А Н О В И Л
Д.М.А. обратилась в суд с иском к к Администрации городского округа-г. Волжский Волгоградской области, Комитету благоустройства и дорожного хозяйства администрации городского округа-г. Волжский Волгоградской области, Управлению архитектуры и градостроительства администрации городского округа-г. Волжский Волгоградской области, МБУ «Комбинат благоустройства» о понуждении об обязании демонтировать бортовой камень и произвести устройство проезда. В обоснование иска указала, что она является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. На указанном земельном участке расположен торговый павильон. Для осуществления подъезда транспортных средств от <адрес> к торговому павильону она обратилась в администрацию городского округа-<адрес>. Письмом от "."..г. ей было разъяснео, что организация проезда с <адрес> к зданию павильона возможна при условии получения разрешения следующих организаций : УТиДК, МУП «Комбинат благоустройства», ГАИБДД, организаций, эксплуатирующих инженерные коммуникации и разработке генерального плана устройства проезда с привязкой к местности. Для разработки проектной документации она обратилась в ООО «Даскон Экология», которым была разработана проектная документация, произведены все согласования. С целью обеспечения подъезда транспортных средств от <адрес> к торговому павильону ею было выполнено благоустройство территории с устройством покрытия дорожной одежды жесткого типа. В настоящее время Комитетом благоустройства и дорожного хозяйства администрации городского округа –<адрес> выполнена ликвидация существующего премыкания, а также установлен бортовой камень. На её обращения администрация городского округа-г. Волжский Волгоградской области направляет ответы, что существующий подъезд к дому №... по <адрес> является незаконным. В настоящее время из-за установки бордюрного камня она не может осуществлять проезд к магазину. В то же время согласно действующему земельному и градостроительному законодательству каждый земельный участок, на котором имеются капитальные строения должен обеспечиваться проездом. Таким образом, отсутствие подъезда к её собственности влечет нарушение её прав как собственника земельного участка и как гражданина. Кроме того, нарушены право всех собственников земельных участков, выходящих на <адрес>, так как они ранее пользовались проездом к своим домам через организованный ею благоустроенный подъезд. Других проездов с <адрес> в настоящее время не существуют. К домам на <адрес> не могут подъехать такси, скорая помощь, пожарная машина. Сама <адрес> до настоящего времени грунтовая, узкая, на ней не разъедутся два транспортных средства. Просит обязать администрацию городского округа0г. Волжский Волгоградской области и Комитет благоустройства и дорожного хозяйства администрации городского округа0г. Волжский Волгоградской области в лице МБУ «Комбинат Благоустройства» демонтировать бортовой камень и произвести устройство проезда с <адрес> к зданию магазина, расположенного по адресу: <адрес>,, 82 в соответствии с согласованной рабочей документацией №...-БДД от 2012 года.
Представитель администрации городского округа-г. Волжский Волгоградской области и Комитета благоустройства и дорожного хозяйства администрации городского округа-<адрес> иск не признала. Возражая, указала, что Д.М.А. не согласовала устройство проезда с организациями, эксплуатирующими инженерные коммуникации, расположенные в районе проектирования парковки. Рабочая документация на устройство примыкания не согласована с Управлением архитектуры и градостроительства. Строительство примыкания в соответствии с несогласованной в установленном порядке разработанной рабочей документацией является незаконным.
Представитель МБУ «Комбинат Благоустройства» иск не признал и пояснил суду, что летом 2016 года производился ремонт дороги по <адрес> проект на ремонт и реконструкцию дороги не предусматривал наличие проездов и примыканий <адрес> к <адрес>, проводя ремонт и реконструкцию дороги, подрядчик уложил бордюрный камень вдоль <адрес> в удовлетворении иска отказать, поскольку проезд и подъезд к магазину по <адрес> с <адрес> не согласован с администрацией городского округа- <адрес>.
Представитель Управления архитектуры и градостроительства администрации городского округа-г. Волжский Волгоградской области иск не признала, мотивируя тем, что Д.М.А. представила в Управление архитектуры и градостроительства рабочую документацию, которая регулирует исключительно вопрос организации дорожного движения в период эксплуатации объекта по адресу: <адрес>. Истицей нарушен порядок согласования, строительства, ремонта пересечений и примыканий автомобильных дорог местного значения, утвержденный постановлением ВГД от 26.06.2015 № 184-ВГД – не представлены все документы по согласованию проезда с энергоснабжающими организациями, поэтому Управление архитектуры своего согласия на устройство проезда не давал.
Суд, выслушав объяснения сторон, допросив свидетелей, изучив материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению.
В соответствии с п. 5 ст. 16 Федерального закона от "."..г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесены дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся и в ст.6 Устава городского округа-<адрес>, принятого Волжской городской Думой "."..г. №....
В силу п. 4 ст. 6, ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к полномочиям органов местного самоуправления городского округа при осуществлении дорожной деятельности относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, в число которых входит и обеспечение соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам, на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Осуществляя строительство объектов недвижимости, предназначенных для использования в торговле (магазинов, торговых центров, павильонов и иных объектов), организации проводят работы по асфальтированию прилежащей территории, организации подъездных путей, парковок, погрузочно-разгрузочных площадок, по устройству внешнего освещения. По мнению Минфина России, содержащемуся в Письме от "."..г. N 03-03-04/1/487, перечисленные объекты не подлежат амортизации в целях налогообложения прибыли организаций и не относятся к основным фондам, поскольку относятся к объектам внешнего благоустройства. Расходы, связанные с благоустройством территории, непосредственно не относятся к каким-либо производственным зданиям и сооружениями и напрямую не связаны с коммерческой деятельностью организации.
Как указано в решении Волжской городской Думы Волгоградской обл. от 26.06.2015 N 184-ВГД (ред. от 25.12.2015) "О принятии Порядка согласования строительства, реконструкции, капитального ремонта и ремонта пересечений и примыканий автомобильных дорог местного значения городского округа - город Волжский Волгоградской области", к заявлению о выдаче согласия должны прилагаться следующие документы:
1) план предполагаемого пересечения или примыкания в отношении автомобильной дороги общего пользования местного значения, составленный не ранее двух лет до даты обращения, выполненный на основе топографической съемки, в масштабе 1:500, отображающий элементы обустройства автомобильной дороги (дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, стоянки (парковки) транспортных средств, тротуары), наименование и направление автомобильной дороги. На плане указываются границы земельного участка, к которому предполагается устройство примыкания для последующего подъезда;
2) выписка из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на земельный участок (участки), на котором(ых) планируется выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту.
В судебном заседании установлено, что автодорога по <адрес> протяженностью 12300км и автодорога по <адрес> протяженностью 1280км находятся в непосредственной близости и относятся к автомобильным дорогам городского округа-<адрес>. Данный факт подтвержден постановлением администрации городского округа-<адрес> от "."..г. №....
Д.М.А. является собственником земельного участка площадью 300кв.м с категорией земель : земли населенных пунктов-магазины,- расположенного по адресу: <адрес>.
На данном земельном участке расположено пристроенное здание магазина непродовольственных товаров, разрешение на которое получено Д.М.А. на основании постановления администрации городского округа-<адрес> от "."..г. №.... Данные факты подтверждены свидетельствами о государственной регистрации права и выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ними, постановкой на кадастровый учет.
В январе 012 года Д.М.А. обратилась в администрацию городского округа-г. Волжский Волгоградской области с заявлением об организации устройства проезда к магазину.
Письмом №... от "."..г. Управление транспорта и дорожных коммуникаций администрации городского округа-<адрес>, в ведении которого ранее находилось обустройство автомобильных дорог в <адрес>, согласовало устройство подъездной дороги по адресу: <адрес>, магазин непродовольственных товаров, при выполнении следующих технических условий : дорожную одежду на подъездной дороге предусмотреть равнопрочной с дорожной одеждой примыкаемой дороги; в период эксплуатации выполнять содержание и ремонт подъездной дороги; разработать схему организации подъездного пути <адрес> – <адрес> и согласовать ее с ГАИБДД и УТиДК.
Д.М.А. выполнила требования Управления транспорта и дорожных коммуникаций; представив необходимые документы и рабочую документацию «Технические средства безопасности дорожного движения» №...-БДД от 2012 года, выполненную ООО «Даскон Экология», имевшую свидетельство о доступе к работам по подготовке проектной документации. Как видно из представленной рабочей документации, технические условия и проект согласованы с ГИБДД, УТиДК, МУП «Комбинат благоустройства», зарегистрирован Управлением архитектуры и градостроительства администрации городского округа-г. Волжский Волгоградской области. При этом указано, что техническое решение, принятое в рабочем проекте соответствует требованиям экологических, санитарно-гигиеническим, противопожарным и другим норм и обеспечивают безопасную для жизни и здоровья людей.
После согласования с администрацией городского округа-<адрес> в октябре 2012 года Д.М.А. за счет собственных денежных средств произвела обустройство проезда к магазину и других объектов внешнего благоустройства.
Летом 2016 года подрядчик, проводя реконструкцию и ремонт автодороги по <адрес>, заложил бордюрным камнем проезд к магазину истицы.
Комитет благоустройства и дорожного хозяйства администрации городского округа-г. Волжский Волгоградской области обратился с иском к Д.М.А. о возмещении компенсационных затрат за счет виновных в незаконном возведении сооружений и других объектов.
Вступившим в законную силу решением мирового судьи судебного участка № <адрес> от "."..г. Комитету благоустройства и дорожного хозяйства администрации городского округа-г. Волжский в удовлетворении иска отказано. При этом мировой судья установил, что Д.М.А. в 2012 году выполнила свою обязанность по согласовании и получению разрешения на организацию проезды с <адрес>) к зданию магазина, расположенного по адресу: <адрес>.
Как видно из представленных фотографий и карт, в настоящее время <адрес> не имеет проездов на <адрес> на всем своем протяжении (1280кв.), что не соответствует ГОСТу Р 52398-20015.
В соответствии с ГОСТ Р 52398-2005 "Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования" и п. 19 "Порядка установления и использования полос отвода, автомобильных дорог федерального значения", утвержденных Приказом Минтранса России от "."..г. N 5, для автомобильных дорог второй технической категории расстояние от планируемого к размещению примыкания до ближайшего должно быть не менее 600 метров.
Свидетель Свидетель №1 суду показал, что он проживает по <адрес> очень узкая, по ней невозможно разъехаться двум автомобилям, Сама дорога не имеет асфальтированного покрытия. Администрация установила на улице остановку и теперь мимо неё не всякая машина проедет. У жителей улицы имеются затруднения с проездом скорой помощи, такси, не говоря уже о подъезде пожарной машины. Ранее с <адрес> был асфальтированный проезд возле магазина, который за свои деньги обустроила Д.М.А. для погрузки и разгрузки товара. Все жители улицы пользовались эти проездом для подхода к своим гаражам. Летом 2017 года администрация закрыла этот проезд, установив бордюрные камни. Тем самым она практически закрыла всем жителям улицы подъезды к своим гаражам.
Свидетель Свидетель №2 суду показал, что он проживает по <адрес> с 1987 года, имеет в собственности дом, гараж и транспортное средство. В настоящее время он заезжает и выезжает на <адрес> задним ходом, так как ширина <адрес> не позволяет развернуться, что является нарушением ПДД. На дороге <адрес> нет асфальта, на ней постоянно грязь, мимо остановки приходится прижиматься к забору, царапая автомобиль. Его уже несколько раз штрафовали на <адрес> за грязную машину. Ранее до лета 2017 года возле магазина была обустроена асфальтированная площадка и съезд с <адрес> улица пользовалась этим съездом, свободно заезжала скорая помощь, такси. Теперь заезд для них невозможен.
Свидетель ФИО8 суду показал, что он проживает по <адрес>. Лет 20 назад администрация пообещала жителям улицы сделать дорогу, покрыть её асфальтом. Однако до настоящего времени дорога не сделана, хотя по документам она значится асфальтобетонной. На <адрес> всегда ужасная грязь. У магазина ФИО15 был благоустроенный проезд, которым пользовалась вся улица, через него заезжала скорая помощь, такси, мелкие грузовички. Летом 2017 года этот проезд закрыли бордюрными камнями. Теперь скорая помощь, такси, машины для установки окон, или которые привозят крупные покупки, останавливаются на <адрес>, так как на <адрес> негде развернуться.
По заключению ООО «Колор» <адрес> заканчивается тупиком, не обеспеченным разворотной площадкой, что противоречит СП 4.1330.2013. Кроме того, нарушено расстояние между примыканиями местных проездов к основанной дорожной части, земельные участки и объекты капитального строения не обеспечены проездами в нарушение ст.27 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», ограничение доступа с <адрес> противоречит техническим регламентам, нормативным документам, земельному законодательству.
В то же время, существует необходимость устройства около остановки съезда(примыкания ) с <адрес>, а существующий проезд не противоречит нормативным документам.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о незаконности действий администрации городского округа-г. Волжский по установке бордюрного камня в месте проезда к магазину и ограничении доступа к объекту благоустройства.
Сам факт строительства примыкания (проезда и объектов внешнего благоустройства) напротив магазина к автомобильной дороге общего пользования по <адрес> не препятствует осуществлению собственником автомобильной дороги прав владения, пользования автомобильной дорогой. Действия администрации городского округа-<адрес> по ликвидации построенного примыкания могут быть признаны законными лишь при существенном нарушении требований статьи 20 Федерального закона от "."..г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", при представлении доказательств угрозы безопасности движения, существенного нарушения градостроительных норм и правил, несоответствия построенного примыкания строительным нормам и правилам.
Само по себе отсутствие письма от администрации городского округа, где было бы четко указано: разрешение на строительство либо согласие собственника, - не является безусловным основанием для отказа в удовлетворения настоящего иска.
Поскольку ответчиками не представлено доказательств того, что построенное примыкание угрожает безопасности движения на данном участке автомобильной дороги, что примыкание построено с нарушением требований строительных норм, влекущих невозможность его эксплуатации в существующем виде, суд к выводу о возложении на администрацию городского округа-г. Волжский Волгоградской области как на собственника автомобильных дорог местного значения обязанности демонтировать бортового камня и восстановления устройства проезда с <адрес>) к зданию магазина, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с согласованной рабочей документацией № 273-2012-БДД от 2012 года.
Комитет благоустройства и дорожного хозяйства, Управление архитектуры и градостроительства, МБУ «Комбинат благоустройства» являются структурными подразделениями администрации городского округа-<адрес>, поэтому гражданской ответственности перед истицей не могут.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд,-
Р Е Ш И Л
Обязать администрацию городского округа-<адрес> демонтировать бортовой камень и восстановить устройство проезда с <адрес> к зданию магазина, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с согласованной рабочей документацией № 273-2012-БДД от 2012 года.
Комитет благоустройства и дорожного хозяйства администрации городского округа-г. Волжский Волгоградской области, Управление архитектуры и градостроительства администрации городского округа-г. Волжский Волгоградской области, МБУ «Комбинат благоустройства» администрации городского округа-г. Волжский Волгоградской области от гражданско-правовой ответственности освободить.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд в течение месяца со дня принятия рещения в окончательной форме.
Судья
Мотивированное решение
Составлено 20.11.2017 года
Судья