Дело № 2 – 287/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 мая 2018 года г. Канск
Канский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Гришаниной Н.В.,
при секретаре Ляпуновой О.В.,
прокурора - Поздняковой Л.О.,
материального истца – Барановой О.А.,
представителя третьего лица – Будаева А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Канского межрайонного прокурора, в интересах Барановой ФИО6 к Муниципальному казенному учреждению культуры «Централизованная клубная система администрации Терского сельсовета Канского района» о взыскании заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Канский межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением, в интересах Барановой О.А., о взыскании заработной платы, мотивируя свои требования тем, что в Канскую межрайонную прокуратуру обратилась Баранова О.А. с заявлением о защите трудовых прав, выразившихся в начислении и выплате заработной платы за период с января по декабрь 2017 года ниже минимального размера оплаты труда.
По данному заявлению проведена проверка, в ходе которой было выявлено нарушение трудовых прав работника Барановой О.А. со стороны его работодателей выразившееся в начислении и выплате ей заработной платы за период с января по декабрь 2017 г. ниже минимального размера оплаты труда.
Прокурор просит взыскать в пользу Барановой О.А. с ответчика МКУК «Централизованная клубная система администрации Терского сельсовета Канского района» задолженность по заработной плате за период с января по декабрь 2017 года в размере 9840 рублей 27 копеек.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица привлечена администрация Терского сельсовета Канского района Красноярского края, как учредитель МКУК «Централизованная клубная система администрации Терского сельсовета» Канского района.
В судебном заседании истец – помощник Канского межрайонного прокурора Позднякова Л.О. заявленные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Материальный истец Баранова О.А. в судебном заседании иск поддержала, по изложенным в иске доводам.
Представитель ответчика – МКУК «Централизованная клубная система администрации Терского сельсовета» Канского района в судебное заседание не явился, представлена информация о нахождении учреждения в стадии ликвидации.
Представитель третьего лица – администрации Терского сельсовета Канского района в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил.
Представитель третьего лица – администрации Канского района Красноярского края Будаев А.В. в судебном заседании возражений по существу исковых требований не высказал.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, с учетом мнения явившихся участников процесса и требований ст. 167 ГПК РФ, и, заслушав стороны, а также исследовав письменные материалы дела, находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Статья 15 Конституции Российской Федерации предусматривает, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. В соответствии с п. 3 ст. 37 Конституции РФ, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Статья 72 Конституции РФ относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации вопросы трудового законодательства. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 76 Конституции РФ). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с ч. 1 и 2 настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (п. 5 ст. 76).
Согласно ст. 11 ТК РФ все работодатели (физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих норму трудового права. В силу ст. 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим договором, правилами внутреннего трудового распорядка,
Статья 133 ТК РФ предусматривает, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ.
Министерство труда Российской Федерации в разъяснении от 11.09.1995 г. № 3, утв. Постановлением Министра труда Российской Федерации от 11.09.1995 года № 49 «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностям, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего, Востока и коэффициентов» процентные надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициенты (районные, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях, подтвердив сложившуюся правоприменительную практику, указало, что процентные надбавки и коэффициенты начисляются на фактический заработок, включая вознаграждение за выслугу лет.
Таким образом, районный коэффициент и процентная надбавка должны начисляться на заработок, определенный в соответствии с установленной системой оплаты труда.
В силу прямого предписания Конституции РФ (ч. 3 ст. 37) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с ч. 1 ст. 133 ТК РФ величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории РФ, т.е. без учета природно-климатических условий различных регионов страны.
Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции РФ и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
Постановлением Администрации Красноярского края от 21.08.92 № 311-п «Об установлении районного коэффициента» установлен единый районный коэффициент к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных на территории городов и районов края, равный 1,3. Постановлением Совета Министров и ВЦСПС от 24 сентября 1989 года № 794 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных южных районах Иркутской области и Красноярского края» введена выплата процентной надбавки к заработной плате за непрерывный стаж работы южных районах Красноярского края, которым ранее не была установлена такая надбавка (в их состав входит, в том числе, и Канский район). В соответствии с п. 1 Постановления № 794, определенные им надбавки к заработной плате устанавливаются в размере 10% по истечении первого года работы с увеличением на 10% за каждые последующие два года работы, но не свыше 30%. Данные акты в настоящее время не отменены и не изменены, следовательно, применяются при регулировании трудовых правоотношений.Статьей 1 ФЗ от 02.06.2016 № 164-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 01.01.2017 г. на территории РФ установлен минимальный размер оплаты труда (МРОТ) в сумме 7500 рублей в месяц.
Статьей 1 Федерального закона от 19.12.2016 № 460-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 01.07.2017 г. на территории РФ установлен МРОТ в сумме 7800 рублей в месяц.
Следовательно, заработная плата за отработанную месячную норму рабочего времени и выполнения нормы труда должна быть начислена не менее МРОТ: 7500 руб. (с января по июнь 2017 года) и 7800 руб. (с июля по декабрь 2017 года), с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента 30% и надбавки за стаж работы 30%, т.е. не менее 12 000 руб. (с января по июнь 2017 года) и 12480 руб. (с июля по декабрь 2017 года). Данная позиция закреплена Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2017 № 38-п.
Как установлено в судебном заседании, Баранова О.А. ДД.ММ.ГГГГ принят на работу в МКУК «Централизованная клубная система администрации Терского сельсовета Канского района» на должность сторожа-дворника, с ней заключен трудовой договор, определена тарифная ставка (оклад) в размере 2454 руб. и надбавки к заработной плате – 30% районный коэффициент и 30% надбавка за работу в тяжелых климатических условиях).
В ходе прокурорской проверки было выявлено нарушение трудовых прав Барановой О.А., выразившееся в начислении и выплате ей заработной платы за период с января по декабрь 2017 г. ниже минимального размера оплаты труда. Поскольку судом установлено, что работодателем заработная плата работнику начислялась и выплачивалась с нарушением вышеуказанных требований трудового законодательства, то причитающиеся суммы заработной платы подлежат взысканию в размере:
- за отработанные 140 часов в январе 2017 года в размере 1760,9 рублей, которая рассчитана по следующей схеме: 12 000 руб. / 136 час. (норма времени в январе 2017 г.) * 140 час (отработано работником) = 12353,9руб. (должно быть начислено) – 10592 руб. (фактически начислено) = 1760,9 руб. (недоначислено).
- за отработанные 102 часа в феврале 2017 года в размере 374,67 рублей, которая рассчитана по следующей схеме: 12 000 руб. / 143 час. (норма времени в феврале 2017 г.) * 102 часа (отработано работником) = 8559,4 руб. (должно быть начислено) – 8184,73 руб. (фактически начислено) = 374,67 руб. (недоначислено).
- за отработанные 6 часов в марте 2017 года в размере 19,1 рублей, которая рассчитана по следующей схеме: 12 000 руб. / 175 час. (норма времени в марте 2017 г.) * 6 час (отработано работником.) = 411,4 руб. (должно быть начислено) – 392,3 руб. (фактически начислено) = 19,1 руб. (недоначислено).
- за отработанные 156 часов в апреле 2017 года в размере 1108 рублей, которая рассчитана по следующей схеме: 12 000 руб. / 160 час. (норма времени в апреле 2017 г.) * 156 час (отработано работником) = 11700 руб. (должно быть начислено) – 10 592 руб. (фактически начислено) = 1108 руб. (недоначислено).
- за отработанные 156 часов в мае 2017 года в размере 1108 рублей, которая рассчитана по следующей схеме: 12 000 руб. / 160 час. (норма времени в мае 2017 г.) * 156 час. (отработано работником) = 11700 руб. (должно быть начислено) - 10 592 руб. (фактически начислено) = 1108 руб. (недоначислено).
- за отработанные 156 часов в июне 2017 года в размере 550,9 рублей, которая рассчитана по следующей схеме: 12 000 руб. / 168 час. (норма времени в июне 2017 г.) * 156 час. (отработано работником) = 11142,9 руб. (должно быть начислено) – 10592 руб. (фактически начислено) = 550,9 руб. (недоначислено).
- за отработанные 156 часов в июле 2017 года в размере 996,6 рублей, которая рассчитана по следующей схеме: 12 480 руб. / 168 час. (норма времени в июле 2017 г.) * 156 час. (отработано работником) = 11588,6 руб. (должно быть начислено) – 10592 руб. (фактически начислено) = 996,6 руб. (недоначислено).
- за отработанные 162 часа в августе 2017 года в размере 395,8 рублей, которая рассчитана по следующей схеме: 12 480 руб. / 184 час. (норма времени в августе 2017 г.) * 162 час. (отработано работником) = 10987,8 руб. (должно быть начислено) — 10592 руб. (фактически начислено) = 395,8 руб. (недоначислено).
- за отработанные 156 часов в сентябре 2017 года в размере 996,6 рублей, которая рассчитана по следующей схеме: 12 480 руб. /168 час. (норма времени в сентябре 2017 г.) * 156 час. (отработано работником) = 11588,6 руб. (должно быть начислено) - 10 592 руб. (фактически начислено) = 996,6 руб. (недоначислено).
- за отработанные 156 часов в октябре 2017 года в размере 469,8 рублей, которая рассчитана по следующей схеме: 12 480 руб. / 176 час. (норма времени в октябре 2017 г.) * 156 час. (отработано работником) = 11061,8 руб. (должно быть начислено) - 10 592 руб. (фактически начислено) = 469,8 руб. (недоначислено).
- за отработанные 150 часов в ноябре 2017 года в размере 617,6 рублей, которая рассчитана по следующей схеме: 12 480 руб./167 час. (норма времени в ноябре 2017 г.) * 150 час. (отработано работником) = 11209,6 руб. (должно быть начислено) - 10 592 руб. (фактически начислено) = 617,6 руб. (недоначислено).
- за отработанные 162 часа в декабре 2017 года в размере 1442,3 рублей, которая рассчитана по следующей схеме: 12 480 руб. / 168 час. (норма времени в декабре 2017 г.) * 162 час. (отработано работником) = 12034,3 руб. (должно быть начислено) - 10 592 руб. (фактически начислено) = 1442,3 руб. (недоначислено); всего на сумму 9840 рублей 27 копеек.
Расчеты недоначисленной заработной платы, представленные стороной истца, судом проверены, их достоверность в ходе судебного разбирательства ответчиком не оспорена, в связи с чем, они представляются суду правильным, при этом, расчет содержит алгоритм получения оспариваемых сумм, соответствующий данным начислениям заработной платы за указанные периоды, согласно имеющихся в деле расчетных листков за спорный период, а также с учетом данных, представленных по запросу процессуального истца ответчиком.
При таких обстоятельствах суд полагает, что исковые требования Канского межрайонного прокурора, действующего в интересах Барановой О.А., к Муниципальному казенному учреждению культуры «Централизованная клубная система администрации Терского сельсовета» Канского района о взыскании недоначисленной заработной платы подлежат удовлетворению, и с работодателя, в лице Муниципального казенного учреждения культуры «Централизованная клубная система администрации Терского сельсовета» Канского района, в пользу Барановой О.А. подлежит взысканию заработная плата за период с января по декабрь 2017 года в размере 9840,27 рублей.
Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. В силу ст. 13 НК РФ государственная пошлина относится к федеральным налогам и сборам. Согласно п. 6 ст. 52 НК РФ, сумма налога исчисляется в полных рублях. Сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а сумма налога 50 копеек и более округляется до полного рубля.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. С учетом положений ст. 103 ГПК РФ, п. п. 1 и 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ, суд полагает необходимым взыскать с ответчика Муниципального казенного учреждения культуры «Централизованная клубная система администрации Терского сельсовета» Канского района в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 400 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Канского межрайонного прокурора, действующего в интересах Барановой ФИО7, к Муниципальному казенному учреждению культуры «Централизованная клубная система администрации Терского сельсовета» Канского района о взыскании заработной платы – удовлетворить.
Взыскать с Муниципального казенного учреждения культуры «Централизованная клубная система администрации Терского сельсовета» Канского района в пользу Барановой ФИО8 заработную плату за период с января по декабрь 2017 года в размере 9 840 рублей 27 копеек.
Взыскать с Муниципального казенного учреждения культуры «Централизованная клубная система администрации Терского сельсовета» Канского района в доход местного бюджета сумму государственной пошлины в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Канский районный суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Судья Н.В. Гришанина