Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1561/2014 ~ М-1832/2014 от 22.07.2014

Дело №2-1561/2014

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Сочи                                                                                                  31 июля 2014 года

Хостинский районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе

председательствующего судьи                            Крижановской О.А.

при секретаре                                                        Квачевой Т.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Ревоненко А.В., Ревоненко Г.В., Ревоненко В.А. признании незаконным бездействия администрации Хостинского района г. Сочи,

УСТАНОВИЛ:

Ревоненко А.В., Ревоненко Г.В., Ревоненко В.А. обратились в суд с заявлением об оспаривании отказа администрации Хостинского района г. Сочи в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка.

В судебном заседании представитель заявителей по доверенности Паньшина И.Н. уточнила требования, пояснив, что незаконным по мнению заявителей является бездействие администрации Хостинского района г. Сочи выразившееся в неутверждении и невыдаче Схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для эксплуатации жилого дома по улице <адрес> в Хостинском районе города Сочи, с указанными в ней площадью 670 кв.м и определенными точными координатами местоположения границ испрашиваемого земельного участка.

В обоснование заявления представитель заявителей указала, что им на основании Договора о безвозмездной передаче жилья в собственность от 04 августа 1998 года, зарегистрированного в БТИ г. Сочи 15.09.1998 года под , инв.дело , на праве общей совместной собственности принадлежит жилой дом общей площадью 44,1 кв.м., жилой площадью 15,6 кв.м., кадастровый номер , расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, <адрес>

Указанный Договор заключен на основании постановления Главы Администрации г. Сочи от 29.06.1994 года «О порядке приватизации жилищного фонда в г. Сочи», в Приложении к которому в пункте 17 указывается, что «Пользование земельными участками, на которых размещены приватизированные дома и придомовые территории, осуществляется в порядке и на условиях, установленных нормами Земельного законодательства». У жилого дома <адрес> имеется придомовая территория.

В соответствии с Постановлением Администрации Хостинского района г. Сочи от 31 января 1995 года, на основании ходатайства ТОО <данные изъяты>», жилой дом по <адрес> закреплен за Ревоненко А.В., на жилую площадь 15,6 кв.метра в указанном доме выдан ордер на всех членов его семьи. Как следует из данного документа, в указанном доме семья Ревоненко постоянно проживает с 1987 года. Письмом Министерство жилищно-коммунального хозяйства РСФСР в 1987 году дало разъяснение, что в случае отсутствия землеотводных документов при оформлении актов пользования земельными участками следовало руководствоваться данными первичной инвентаризации, которые определяли границы и размеры земельного участка индивидуального землевладения. С момента вселения в дом семья Ревоненко добросовестно и открыто и непрерывно владеет и пользуется данным земельным участком, ведет там личное хозяйство, заявители занимаются обработкой земельного участка при домовладении, ими разбит сад, огород, клумбы, по периметру участок огорожен забором.

В августе 2013 года лицензированная организация <данные изъяты> провела геодезические работы, определив точные координаты местоположения земельного участка при жилом доме <адрес> и установив его точные границы, подготовила только Схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, масштаб 1:500, уточнив площадь земельного участка при жилом доме <адрес>, которая составила 670 кв.м., т.к. из-за отсутствия правоудостоверяющих документов заявители не могут провести межевание указанного земельного участка.

Указанная Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории для эксплуатации жилого дома по улице <адрес> в Хостинском районе города Сочи согласована с начальником архитекторы и градостроительства Хостинского района города Сочи К..

10.09.2013 года заявители обратились в Администрацию Хостинского района г. Сочи с заявлением об издании постановления об утверждении Схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для эксплуатации жилого дома по ул. <адрес> в Хостинском районе г. Сочи, приложив копии своих паспортов и два подлинных экземпляра Схемы.

     До настоящего времени от органа муниципальной власти не получено какого - либо решения по результатам рассмотрения данного заявления.

    По мнению заявителей, это является явным проявлением бездействия администрации Хостинского района г. Сочи в вопросе формирования земельного участка на кадастровом плане территории для эксплуатации жилого дома по ул. <адрес> в Хостинском районе г. Сочи.

По причине длительного отсутствия ответа, с целью реализации исключительного права, предусмотренного статью 36 ЗК РФ, 29.03.2014 года заявители через службу «Одного окна» в многофункциональном центре г. Сочи обратились в Администрацию Хостинского района г. Сочи с заявлением о передаче им в собственность земельного участка, прилегающего к жилому дому по <адрес> в Хостинском районе города Сочи.

Согласно Расписки-описи от 29.03.2014 года в получении документов для оказания муниципальной услуги: предоставление земельных участков, на которых расположены объекты индивидуального жилищного строительства, принадлежащего заявителям на праве собственности <адрес>, Заявители Ревоненко А.В., Ревоненко Г.В., Ревоненко В.Ан, представили следующие документы:

- Перечень зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке;

- Документ, удостоверяющий личность (паспорт);

- Договор о безвозмездной передаче жилья в собственность;

- Ордер на жилое помещение;

- Заявление по форме (приложение 1);

- Информационная справка о градостроительном зонировании территории;

- Постановление об утверждении порядка приватизации;

- Документ, подтверждающийполномочия представителя получателя (нотариальная форма заверенные доверенности);

- Постановление о закреплении жилого дома;

- Схема расположения земельного участка.

14.04.2014 года по итогам рассмотрения данного обращения Исполняющий обязанности главы администрации Хостинского района г. Сочи С. в письменном ответе отказал Заявителям в предоставлении муниципальной услуги - в предоставлении земельного участка для эксплуатации принадлежащего на праве собственности жилого дома по улице <адрес> в Хостинском районе города Сочи, по причине того, что испрашиваемый земельный участок не сформирован, а Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории для эксплуатации жилого дома по <адрес> вХостинском районе города Сочи не утверждена в установленном порядке.

С данным Отказом исполняющего обязанности главы администрации Хостинского района г. Сочи С. Заявители не согласны по следующим основаниям.

Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории для эксплуатации жилого дома по улице <адрес> в Хостинском районе города Сочи 03.08.2013 года согласована начальником архитекторы и градостроительства Хостинского района города Сочи К. и вопрос о её утверждении с 10.09.2013 года по настоящее время не рассмотрен по существу Главой администрации Хостинского района г.Сочи.

При указанных обстоятельствах заявители считают, что бездействие муниципального органа власти не законно и нарушает их права и законные интересы на приобретение земельного участка, расположенного подпринадлежащим заявителям на праве собственности жилом доме. В связи с тем, что бездействие администрации Хостинского района г.Сочи выразившееся в не утверждении и невыдачи уже согласованной начальником архитекторы и градостроительства Хостинского района города Сочи К. Схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для эксплуатации жилого дома по улице <адрес> в Хостинском районе города Сочи, препятствует заявителям реализовать их право на оформление земельно-правовых отношений на спорный земельный участок, заявители вынуждены обратиться с настоящими требованиями в суд.

        Представитель Администрации Хостинского района города Сочи заявление не признала, просила в его удовлетворении отказать.

       Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям:

      В соответствии со ст.46 Конституции РФ,ст.3 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», главой 25 ГПК РФ суды рассматривают жалобы на любые действия (решения), нарушающие права и свободы граждан, кроме действий (решений), проверка которых отнесена законодательством к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ, а также действий (решений),в отношении которых законодательством предусмотрен иной порядок судебного обжалования.

       На основании ст.254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

      В силу ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию), оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.Правоотношения, связанные с участием граждан в решении вопросов, касающихся их прав на землю, регулируются Земельным кодексом Российской Федерации.

     Согласно ч.1 ст.7 Закона Краснодарского края от 5 ноября 2002 года № 532-К3 «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

       В соответствии с ч.3 ст.8 указанного Закона Краснодарского края предоставление земельных участков для строительства в аренду осуществляется на торгах (аукционах, конкурсах), за исключением случаев, предусмотренных Земельным кодексом РФ и настоящим Законом.

Статьей 29 ЗК РФ определено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст.ст. 9, 10 и 11 настоящего кодекса

В соответствии со ст.11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Переход права на земельный участок при переходе права собственности на здание, строение, сооружение осуществляется по правилам ст. 35 Земельного Кодекса РФ.

При переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

В соответствии с п. 1 ст. 35 Земельного Кодекса РФ случае перехода права собственности на здание, строение, сооружение к нескольким собственникам порядок пользования земельным участком определяется с учетом долей в праве собственности на здание, строение, сооружение или сложившегося порядка пользования земельным участком. Данная норма права распространяется на те случаи, когда собственник здания (строения, сооружения) не имеет права собственности на земельный участок, на котором находится здание (строение, сооружение). При совершении сделок с возведенной на земельном участке недвижимостью к новому собственнику переходит и право на использование соответствующей части земельного участка. Покупатель здания, строения, сооружения вправе требовать оформления соответствующих прав на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости, с момента государственной регистрации перехода права собственности на здание, строение, сооружение.

Согласно п. 2 ст. 35 ЗК РФ площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с п. 3 ст. 33 ЗК РФ. Таким образом, в данном случае предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.

Собственник здания, строения, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу.

Если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, то применяются правила, установленные п. 1 ст. 36 ЗК РФ.

Граждане и юридические лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания (строения, сооружения), расположенные на вышеуказанных земельных участках, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с нормами Кодекса (см. п. 1 ст. 36 ЗК РФ).

По общему правилу, установленному в п. 4 ст. 35 ЗК РФ, отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком.

        Не допускается отчуждение земельного участка без находящихся на нем здания, строения, сооружения в случае, если они принадлежат одному лицу.

Исходя из смысла подп. 5 п. 1 ст. 1 Земельного Кодекса РФ, в числе основных принципов земельного законодательства называется принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, в силу которого все прочно связанные с земельными участками объекты, в том числе здания и сооружения, должны следовать судьбе земельных участков. Изъятия из этого принципа могут быть установлены только федеральными законами.

          В случаях приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, применяются правила ст. 36 ЗК РФ.

          Согласно п. 1 ст.36 Земельного Кодекса РФ, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Кодексом.

         Рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.        В соответствии с п. 5-8 постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 г. N 11 следует, что согласно абзацу второму пункта 1 статьи 36 ЗК РФ исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане и юридические лица, являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на этих участках. Приватизация таких земельных участков осуществляется в порядке и на условиях, установленных ЗК РФ, а также федеральными законами. Поскольку данное право является исключительным, то есть никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого соответствующим зданием, строением, сооружением, при рассмотрении споров, связанных с осуществлением этого исключительного права, следует исходить из того, что установленный пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации) запрет юридическим лицам, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25 процентов, покупать государственное и муниципальное имущество не применяется при приватизации указанными юридическими лицами земельных участков, на которых расположены принадлежащие им на праве собственности объекты недвижимости.

В соответствии с п. 3 ст. 36 Земельного Кодекса РФ в случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено Кодексом, федеральными законами.

      Пункты 5 и 6 ст. 36 Земельного Кодекса РФ определяют конкретные процедуры реализации прав на приобретение земельного участка, на котором расположены здания, строения, сооружения, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в ст. 36 Земельного Кодекса РФ, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, наделенный правом предоставления земельных участков, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.

В соответствии с ч. 2 п. 10 Федерального закона РФ от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ (в ред. от 22 июля 2010 года) «О введении в действие Земельного кодекса РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и дорожной деятельности.

         В соответствии с п. 2 ст. 15 ЗК РФ, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Судом установлено, что 04.08.1998 года между Ревоненко А.В., Ревоненко Г.В., Ревоненко В.А. и ТОО <данные изъяты> был заключен договор о безвозмездной передаче жилья в собственность. Указанный Договор заключен на основании постановления Главы Администрации г. Сочи от 29.06.1994 года «О порядке приватизации жилищного фонда в г. Сочи», в Приложении к которому в пункте 17 указывается, что «Пользование земельными участками, на которых размещены приватизированные дома и придомовые территории, осуществляется в порядке и на условиях, установленных нормами Земельного законодательства». В соответствии с Постановлением Администрации Хостинского района г. Сочи от 31 января 1995 года, на основании ходатайства ТОО <данные изъяты>, жилой дом по ул. <адрес> закреплен за Ревоненко А.В., на жилую площадь 15,6 кв.метра в указанном доме выдан ордер на всех членов его семьи. Как следует из данного документа в указанном доме семья Ревоненко постоянно проживает с 1987 года.

     С момента вселения в дом заявители добросовестно и открыто и непрерывно владеют и пользуются данным земельным участком, ведут личное хозяйство, занимаются обработкой земельного участка при домовладении, ими разбит сад, огород, клумбы, по периметру участок огорожен забором.

29.03.2014 г. в администрацию Хостинского района г. Сочи через МФЦ г. Сочи поступили заявления, в которых заявители в соответствии со ст.36 ЗК РФ просят предоставить им в собственность земельный участок для эксплуатации жилого дома по улице <адрес> в Хостинском районе города Сочи. Площадь, местоположение и координаты границ испрашиваемого земельного участка отражены в приложенной к заявлениям Схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории для эксплуатации жилого дома по улице <адрес> в Хостинском районе города Сочи, согласованной начальником архитекторы и градостроительства Хостинского района города Сочи <адрес>.

     14.04.2014г. заявителям на указанные заявления дан ответ Исполняющим обязанности главы администрации Хостинского района г. Сочи С.. Заявителям отказано в предоставлении муниципальной услуги –в предоставлении земельного участка для эксплуатации принадлежащего на праве собственности жилого дома по улице <адрес> в Хостинском районе города Сочи, по причине того, что испрашиваемый земельный участок не сформирован, не поставлен на государственный кадастровый учет, его границы не определены в соответствии с требованиями действующего законодательства. а Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории для эксплуатации жилого дома по улице <адрес> в Хостинском районе города Сочи не утверждена и не выдана в установленном порядке.

Исходя из содержания заявлений Ревоненко А.В., Ревоненко Г.В., Ревоненко В.А. от 29.03.2014 года администрацией Хостинского района г. Сочи подлежал рассмотрению вопрос о предоставлении заявителям в собственность земельный участок для эксплуатации принадлежащего на праве собственности жилого дома по улице <адрес> по правилам ст.36 ЗК РФ.

В соответствии с п. 7 ст. 36 Земельного Кодекса РФ, который в случае отсутствия кадастрового учета испрашиваемого земельного участка обязывает орган местного самоуправления: буквально дословно - в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

       Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

      Вышеприведенная норма права, безусловно обязывает орган местной власти рассмотреть заявление от 29.03.2014 года о предоставлении испрашиваемого заявителями земельного участка в режиме «Одного окна», в том числе утвердить и выдать заявителям Схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории для эксплуатации жилого дома по улице <адрес> в Хостинском районе города Сочи уже согласованную начальником архитекторы и градостроительства Хостинского района города Сочи К., а после осуществления государственного кадастрового учета испрашиваемого земельного участка, предоставить его заявителям на праве собственности бесплатно, как собственникам жилого дома по улице <адрес>.

     Главой города Сочи 27.05.2009 года издано постановление №180 «О форме схемы расположения земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане соответствующей территории и инструкции о порядке подготовки схемы». В п.3 данного Постановления (в ред. от 24.10.2012 г. № 2228) установлено, что схемы расположения земельных участков на кадастровых картах или кадастровых планах соответствующих территорий для индивидуального жилищного строительства (ИЖС), ведения личного подсобного хозяйства (ЛПХ), садоводства, дачного и гаражного строительства, занятых зданиями, строениями, сооружениями, принадлежащими гражданам и юридическим лицам на праве собственности, подлежат согласованию архитектором внутригородского района города Сочи и утверждению главой администрации внутригородского района города Сочи в форме распоряжения.

        Согласно п.3.1 Инструкции о порядке подготовки схемы расположения земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане соответствующей территории Схема с приложением заявления и перечисленных документов сдается на согласование и утверждение:

    Главе города Сочи - в администрацию города Сочи;

    главе администрации внутригородского района - в администрацию внутригородского района города Сочи, в пределах установленных полномочий.

        В п.3.2 определено, что Схема подлежит рассмотрению администрацией города Сочи или администрацией внутригородского района в течение 10 дней на предмет соответствия установленным требованиям. По истечении указанного срока, при соответствии Схемы предъявляемым требованиям, но отсутствии документов, указанных в пунктах 2.1, 2.4 настоящей Инструкции, согласование и утверждение Схемы приостанавливается на срок до 2 месяцев, и лицо, уполномоченное на рассмотрение Схемы, уведомляет заявителя о необходимости предоставления недостающих документов. С момента представления заявителем необходимых документов Схема подлежит согласованию и утверждению в порядке и сроках, указанных в подпункте 3.2.2 настоящей Инструкции.

         Судом установлено, что заявители обращались в администрацию Хостинского района г. Сочи с отдельным заявлением об издании постановления об утверждении согласованной 03.08.2013 года архитектором внутригородского района города Сочи К. и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории. При этом в нарушение установленного самим же органом местного самоуправления порядка, заявление не было рассмотрено.

Таким образом, обращение Ревоненко А.В., Ревоненко Г.В., Ревоненко В.А. от 29.03.2014г. с указанием такой цели использования испрашиваемого земельного участка, как эксплуатация жилого дома по улице <адрес> в Хостинском районе города Сочи, подлежало рассмотрению органом местного самоуправления в соответствии с порядком, установленным для приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственностии на которых расположены здания, строения, сооружения, то есть в порядке ст.36 ЗК РФ, с учетом того, что ранее, 10.09.2013 года заявители обращались в администрацию Хостинского района г. Сочи с отдельным заявлением об издании постановления об утверждении согласованной 03.08.2013 года архитектором внутригородского района города Сочи К. и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о наличии у администрации Хостинского района г. Сочи предусмотренной законом обязанности по утверждению и выдаче заявителямв порядке п.7 ст.36 ЗК РФ схемы расположения земельного участка площадью 670 кв.м, с месторасположением и координатами границ, указанными в Схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории для эксплуатации жилого дома по улице <адрес> в Хостинском районе города Сочи, согласованной начальником архитекторы и градостроительства Хостинского района города Сочи К..

Заявители подтвердили наличие у них действительного права и охраняемого законном интереса в приобретении в собственность земельного участка под принадлежащим им на праве собственности жилого дома, которые они защищают, оспаривая бездействие органа власти, проявившееся в не утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории, т.к. орган муниципальной власти обязан утвердить указанную схему в порядке, установленном п.7 ст.36 ЗК РФ под объектом недвижимости, принадлежащим на праве собственности заявителям.

      Однако без утверждения уже согласованной архитектором внутригородского района города Сочи Схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории формирование испрашиваемого земельного участка, его кадастровый учет исключен, следовательно предоставление земельного участка при доме <адрес>, принадлежащего заявителям на праве собственности, невозможно.

Суд критически относится к письменному ответу администрации Хостинского района г. Сочи от 14.04.2014 года в лице исполняющего обязанности главы администрации Хостинского района г. Сочи С., т.к. отказывая заявителям в предоставлении муниципальной услуги по предоставлению испрашиваемого ими земельного участка по причине не установления границ этого земельного участка в соответствии с требованиями действующего законодательства, орган муниципальной власти одновременно не согласовывает Схему, чем создает для заявителей непреодолимые препятствия в формировании земельного участка и постановке его на государственный кадастровый учет, чем ставит под сомнение общедоступность процедуры предоставления земельных участков собственникам жилых домов и других зданий и сооружений в Хостинском районе г. Сочи, исключает наличие какого-либо определенного порядка подготовки документов, установление сроков исполнения и последовательности действий, необходимых для предоставления земельных участков.

Из изложенного следует, что требования заявителей законны и обоснованы.

Согласно требований ст.249 ГПК РФ обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а так же законности оспариваемых решений действий (бездействий) органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагается на орган, принявших нормативный правовой акт, органы и лица, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия.

Статьей 2 Конституции Российской Федерации определено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

На основании ст. 11 ГК РФ, судебная защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется в судебном порядке.

В силу изложенного, суд признает бездействия администрации Хостинского района г. Сочи выразившиеся в неутверждении и невыдаче Схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для эксплуатации жилого дома по улице <адрес> в Хостинском районе города Сочи незаконными, нарушающими права и создающими препятствия к осуществлению гражданами Ревоненко А.В., Ревоненко Г.В., Ревоненко В.А. их прав и свобод, законных интересов в приобретении спорного земельного участка и в силу положений ст.258 ГПК РФ обязывает администрацию Хостинского района г. Сочи утвердить и выдать заявителям Схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории для эксплуатации жилого дома по улице <адрес> в Хостинском районе города Сочи.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 254-258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Ревоненко А.В., Ревоненко Г.В., Ревоненко В.А. о признании незаконным бездействия администрации Хостинского района г. Сочи - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Хостинского района г. Сочи выразившееся в неутверждении и невыдаче Схемы расположения земельного участка площадью 670 кв.м, с месторасположением и координатами границ, указанными в Схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории для эксплуатации жилого дома по <адрес> в Хостинском районе города Сочи, согласованной начальником архитекторы и градостроительства Хостинского района города Сочи К..

Возложить на администрацию Хостинского района г. Сочи обязанности устранить нарушение прав и законных интересов заявителей путем утверждения Схемы расположения испрашиваемого ими земельного участка площадью 670 кв.м, с месторасположением и координатами границ, указанными в Схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории для эксплуатации жилого дома по <адрес> в Хостинском районе города Сочи, согласованной начальником архитекторы и градостроительства Хостинского района города Сочи К., с выдачей заявителям.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья                                                                                               О.А.Крижановская

На момент опубликования не вступило в законную силу.

СОГЛАСОВАНО

Судья                                                 Крижановская О.А.

2-1561/2014 ~ М-1832/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ревоненко Анатолий Владимирович
Ревоненко Галина Викторовна
Ревоненко Виктория Анатольевна
Другие
администрация Хостинского района г. Сочи
Суд
Хостинский районный суд г. Сочи Краснодарского края
Судья
Крижановская О.А.
Дело на странице суда
sochi-xostinsky--krd.sudrf.ru
22.07.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.07.2014Передача материалов судье
24.07.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.07.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.07.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.07.2014Судебное заседание
31.07.2014Судебное заседание
05.08.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.08.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.11.2014Дело оформлено
25.11.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее