РЕШЕНИЕ Дело №2-337/2016
Именем Российской Федерации
г. Минусинск 14 марта 2016 года
Минусинский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Шкарина Д.В.,
при секретаре Богданове Д.И.,
с участием помощника прокурора Глуховеровой Г.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Минусинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Ника» о понуждении к действию,
УСТАНОВИЛ:
Минусинский межрайонный прокурор, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исками к ООО «УК Ника», просил признать незаконным бездействие ответчика в части непринятия мер по содержанию и ремонту многоквартирных жилых домов: №18 по ул. Ванеева, №5 по ул. Кретова, №1 «а» по ул. Манская г. Минусинска и обязать ООО «УК Ника» в течении 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить частичные нарушения штукатурно-окрасочного слоя помещений общего пользования в подъездах №1, 2 многоквартирного дома д. 18 «а» ул. Ванеева, г. Минусинска; в подъезде № 3 многоквартирного дома д. 5 по ул. Кретова, г. Минусинска и в подъезде 1 многоквартирного дома д. 1 «а» по ул. Манская, г. Минусинска,. Свои требования прокурор мотивировал тем, что им была проведена проверка соблюдения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства ООО «УК Ника» в части управления вышеуказанными многоквартирными домами. В ходе проверки установлено, что в нарушение требований ч.1 ст. 161 ЖК РФ, п. 3.2.9 «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» от 27 сентября 2003 года № 170, п. 10 «Правил содержания общего имущества многоквартирного дома» (утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491) ответчиком не организованы работы по надлежащему содержанию общего имущества указанных многоквартирных домов. В частности была выявлена неисправность штукатурно-окрасочного слоя в местах общего пользования в вышеуказанных подъездах домов. Указанные нарушения ведут к ухудшению условий проживания неопределенного круга граждан и могут представлять непосредственную угрозу их жизни, здоровью и имуществу, связи, с чем исковые требования подлежат удовлетворению.
Определением суда от 30 октября 2015 года указанные гражданские дела объединены в одно производство (л.д. 41).
В судебном заседании помощник прокурора Глуховерова Г.А. исковые требования поддержала в полном объеме, пояснив, что до настоящего времени ответчиком указанные нарушения в добровольном порядке не устранены.
Представитель ответчика ООО «УК Ника» по доверенности Малей И.Ф. (л.д.108) исковые требования прокурора не признала, предоставила суду письменные возражения (л.д. 107-108). Не оспаривая наличие указанных прокурором недостатков, пояснила, что многоквартирные дома: №18 по ул. Ванеева, №5 по ул. Кретова и №1«а» по ул. Манская г. Минусинска перешли в управление их организации лишь в 2014-2015 годах. На основании решений собственников помещений было принято решение о проведении ремонта подъездов вышеуказанных домов в летний период 2016 года. Просила в удовлетворении иска прокурору отказать.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 158 ЖК РФ, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Согласно ч. 2 ст. 154 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с ч.1 ст.161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно п.1.1 указанной статьи, надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Судом установлено, что ООО «УК Ника» является юридическим лицом, основным видом деятельности, которого является управление эксплуатацией жилого фонда и управление эксплуатацией нежилого фонда, что подтверждается уставом (л.д 25-40.
На основании договора управления многоквартирным жилым домом от 20.03.2015г. ООО «УК Ника» осуществляет управление многоквартирным жилым домом № 18 «а» по ул. Ванеева в г. Минусинска (л.д.28-40).
На основании договора управления многоквартирным жилым домом от 01.03.2015г. ООО «УК Ника» осуществляет управление многоквартирным жилым домом № 5 по ул. Кретова в г. Минусинска (л.д. 52-70).
Согласно договора от 01.04.2013г. ООО «УК Ника» осуществляет управление многоквартирным жилым домом № 1 «а» по ул. Манская в г. Минусинска (л.д.85-103).
Минусинской межрайонной прокуратурой была проведена проверка соблюдения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства ООО «УК Ника» при управлении указанными многоквартирными жилыми домами. В ходе проверки были выявлены нарушения штукатурно-окрасочного слоя помещений общего пользования в подъездах №1, 2 многоквартирного дома д. 18 «а» ул. Ванеева, г. Минусинска; в подъезде № 3 многоквартирного дома д. 5 по ул. Кретова, г. Минусинска и в подъезде 1 многоквартирного дома д. 1 «а» по ул. Манская, г. Минусинска,
Указанные обстоятельства подтверждаются пояснениями сторон, договорами управления указанными многоквартирными домами, уставом ООО «УК Ника и фотографиями (л.д. 5-23, 45-50, 74-84).
Частью 2 ст. 162 ЖК РФ, установлено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Часть 3 ст. 39 Жилищного кодекса РФ гласит, что правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые устанавливают требования к содержанию общего имущества.
На основании п. 2 указанных Правил в состав общего имущества включаются, в том числе: помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы.
Пунктом 10 Правил предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Подпунктом «з» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме предусмотрено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил.
В соответствии с п. 2.3.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.02г. №170, периодичность текущего ремонта следует принимать в пределах трех-пяти лет с учетом группы капитальности зданий, физического износа и местных условий. В соответствии с п. 3.2.9 Правил периодичность ремонта подъездов должна быть соблюдена один раз в пять или три года в зависимости от классификации зданий и физического износа.
Как следует из пояснений представителя ответчика, оснований не доверять которым суд не находит и которые подтверждаются представленными в материалы дела протоколом общего собрания собственников помещений в д.1»а» по ул. Манская в г. Минусинске от 15.08.2015г.; протоколом общего собрания собственников помещений в д.5 по ул. Комарова в г. Минусинске от 17.12.2015г.; протоколом общего собрания собственников помещений в д.18»а» по ул. Ванеева в г. Минусинске от 12.01.2016г. (л.д. 109-113, 119-121),отчетами о выполненных работах, локально-сметными расчетами, мероприятия по текущему ремонту общего имущества указанных многоквартирных домов осуществляются ответчиком на основании утвержденного решением общего собрания собственников помещений дома плана текущего ремонта на 2016 год. В этот план, помимо прочего, включены и работы по текущему ремонту подъездов дома, в том числе и штукатарно-окрасочного слоя в этих подъездах. При этом, исходя из состояния этих подъездов и необходимости в проведении текущего ремонта иного имущества, стоимости работ и количество денежных средств, поступающих в качестве платы на это, собственниками принято решение о проведении ремонта подъездов в 2016 году. Несоблюдение указанного плана, в частности досрочного проведения текущего ремонта подъездов, приведет к невозможности проведения иных работ по текущему ремонту, запланированных на 2016 год, нуждаемость в которых больше.
Каких-либо доказательств того, что имеющиеся нарушения штукатурно-окрасочного слоя в подъездах создают угрозу обрушения отделочных слоев или нарушения защитных свойств отделки по отношению к несущим конструкциям и инженерному оборудованию прокурор суду не представил, не следует этого и из представленных прокурором фотографий (л.д. 5-23, 45-50, 74-84). Кроме визуального осмотра подъездов помощником прокурора, каких-либо иным обследований не проводилось.
При таких обстоятельствах, доводы прокурора о наличии в связи с нарушениями штукатурно-окрасочного слоя в подъездах угрозы жизни, здоровью и имуществу граждан суд считает необоснованными.
С учётом этого и того, что в силу пункту 4.1 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса РФ принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и установленный пунктом 3.2.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.02г. №170 предельный срок, в течение которого ответчику надлежит произвести текущий ремонт подъездов не истек, проведение текущего ремонта подъездов ответчиком запланировано, определена их предварительная стоимость, суд не может согласиться с доводами прокурора о незаконности бездействия ответчика в части содержания и ремонта дома, нарушении этим бездействием прав неопределенного круга лиц и необходимости возложения на ответчика в судебном порядке обязанности по устранению нарушений штукатурно-окрасочного слоя.
По мнению суда, удовлетворение иска и возложение на ответчика обязанности по проведению ремонтных работ в подъездах, вопреки утвержденному большинством собственников дома плану ремонта, при отсутствии угрозы нарушения их прав и прав других граждан, будет противоречить вышеуказанным положениям ст.ст. 44, 162 ЖК РФ.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:исковые требования Минусинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Ника» о понуждении к действию – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение одного месяца, со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий:
Мотивированный текст решения изготовлен 01 апреля 2016 года
Копия: верно
Судья Минусинского городского суда: Д.В. Шкарин