Решение в окончательной форме изготовлено 22 мая 2018 года
Дело № 2-1643\2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 мая 2018 года город Мурманск
Ленинский районный суд города Мурманска в составе:
председательствующего судьи Макаровой Г.В.,
при секретаре Мымриковой В.В.,
с участием истца Малиной Н.С.,
представителя ответчика Мысливец А.В.,
рассмотрев в предварительном открытом судебном заседании гражданское дело по иску Малиной Н.С. к обществу с ограниченной ответственностью «МурманРесурс» о возложении обязанности по внесению в трудовую книжку записи об увольнении и компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Малина Н.С. обратилась в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «МурманРесурс» (далее по тексту - ООО «МурманРесурс») о возложении обязанности по внесению в трудовую книжку записи об увольнении и компенсации морального вреда. В обоснование заявленных требований указала, что в период с 26 мая 2017 года по 29 сентября 2017 года работала в ООО «МурманРесурс», откуда была уволена с нарушением трудового законодательства. До настоящего времени запись об увольнении в трудовой книжке не заверена печатью, возможности получить справку о среднем заработке не имеется из-за отсутствия доступа на территорию предприятия, о чем был поставлен в известность специалист трудовой инспекции. Отсутствие в трудовой книжке печати, заверяющей запись об увольнении, а также справки о среднем заработке препятствует постановке на учет в Центр Занятости населения. Просит обязать ответчика внести в трудовую книжку запись об увольнении, заверить ее печатью организации и взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме 100 000 рублей.
В предварительном судебном заседании истец поддержала заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Пояснила также, что об увольнении из ООО «МурманРесурс» 29 сентября 2017 года ей стало известно 02 октября 2017 года. В тот же день она лично забрала свою трудовую книжку, куда внесла запись об увольнении на том основании, что работала <данные изъяты>, указав дату увольнения 29 сентября 2017 года по просьбе директора. В январе 2018 года была приглашена ответчиком для внесения в трудовую книжку записи об увольнении, куда ее также направляла специалист трудовой инспекции, на что она согласилась, но не явилась в ООО «МурманРесурс», поскольку на ее телефонные звонки представитель ответчика не отвечал. Ранее в суд не обращалась в связи с тем, что предпринимались попытки досудебного урегулирования вопроса с работодателем, а после получения разъяснений специалиста инспекции по труду в Мурманской области обратилась с иском в суд, в связи с чем полагает, что срок для обращения с иском в суд не пропущен, просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика ООО «МурманРесурс» Мысливец А.В. в предварительном судебном заседании пояснила, что истец работала в ООО «МурманРесурс» в должности <данные изъяты> в период с 26.05.2017 по 29.09.2017, в ее должностные обязанности входило заполнение, учет и хранение трудовых книжек, на нее была возложена полная индивидуальная материальная ответственность за обеспечение сохранности вверенных материальных ценностей, бланков строгой отчетности, в том числе трудовых книжек сотрудников. 29 сентября 2017 года истец написала заявление об увольнении по собственному желанию и, не дожидаясь издания приказа об увольнении и расчета, покинула свое рабочее место, оставив все документы и ключи от сейфа на рабочем столе, забрав при этом свою трудовую книжку из сейфа ответчика, а в дальнейшем произвела в ней собственноручно запись о приеме на работу и об увольнении, в связи с чем ответчик не имел возможности внести запись об увольнении в трудовую книжку истца в установленный законом срок. С письменным заявлением о внесении записи в трудовую книжку и выдаче документов в связи с работой истец к ответчику не обращалась. 17.10.2017 и 19.02.2018 ответчиком в адрес истца были направлены письменные уведомления с просьбой явиться в офис ответчика, расположенный в городе Мурманске, проезд Портовый дом 21 для внесения записи об увольнении в трудовую книжку и в журнал учета движения трудовых книжек, что истцом исполнено не было. Указала, что истцом пропущен установленных статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации трехмесячный срок для обращения с настоящим иском в суд, в связи с чем просила в иске отказать без исследования фактических обстоятельств по делу.
Выслушав истца и представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом (часть 3 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации).Судом установлено, что истец Малина Н.С. состояла с ответчиком ООО «МурманРесурс» в трудовых отношениях в период с 26.05.2017 по 29.09.2017.
На основании личного заявления истца от 29.09.2017, согласно которому она просила уволить ее 29.09.2017 по собственному желанию, работодателем издан приказ № от 29.09.2017 об увольнении Малиной Н.С. 29.09.2017 по инициативе работника (собственное желание), пункт 3 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации.
При этом, как следует из пояснений истца, трудовую книжку она забрала лично 02 октября 2017 года и внесла в нее собственноручную запись о периоде работы в ООО «МурманРесурс», не указав номера и даты приказа об увольнении.
Таким образом, судом установлено, что о нарушении своих трудовых прав об отсутствии записи об увольнении из ООО «МурманРесурс» в трудовой книжке истцу было известно непосредственно после получения трудовой книжки, то есть с учетом объяснений истца, 02.10.2017.
Учитывая, что истцу стало известно о предполагаемом нарушении ее трудовых прав работодателем 02.10.2017, при этом само увольнение истцом не оспаривается, суд приходит к выводу о том, что срок для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора о внесении записи в трудовую книжку об увольнении истекал 02.01.2018 года.
Вместе с тем, истец обратилась в Ленинский районный суд города Мурманска с настоящим исковым заявлением лишь 28 апреля 2018 года, то есть с пропуском трехмесячного срока, установленного статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации для разрешения заявленного спора.
В силу части 6 статьи 152 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в предварительном судебном заседании может рассматриваться возражение ответчика относительно пропуска истцом без уважительных причин срока исковой давности для защиты права и установленного федеральным законом срока обращения в суд.
При установлении факта пропуска без уважительных причин срока исковой давности или срока обращения в суд судья принимает решение об отказе в иске без исследования иных фактических обстоятельств по делу.
Как разъяснено в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).
По смыслу части 3 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации и статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации уважительность причин пропуска срока обращения в суд доказывается истцом.
Вместе с тем, истцом не представлено доказательств наличия уважительных причин пропуска срока, установленного статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации. Каких-либо препятствий для своевременного обращения истца в суд не имелось и таких доказательств, как этого требуют положения части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, истцом суду не представлено.
Приведенные истцом доводы о предпринятых попытках досудебного урегулирования вопроса с работодателем и получения разъяснений в Государственной инспекции труда Мурманской области в качестве уважительных причин пропуска срока приняты быть не могут, поскольку данные обстоятельства объективно не препятствовали своевременному обращению истца в суд как в орган, рассматривающий индивидуальные трудовые споры.
Кроме того, для указанной категории споров - трудовых, закон не предусматривает обязательной процедуры досудебного урегулирования спора, а обращение в иные органы за защитой трудовых прав не прерывает течение срока, установленного статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации и не влечет его иное исчисление.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что истцом не представлено доказательств, свидетельствующих об уважительных причинах пропуска срока для обращения с настоящим иском в суд.
Поскольку пропуск срока для обращения в суд за защитой нарушенных прав, о котором заявлено ответчиком, является самостоятельным основанием для вынесения решения об отказе в иске, что установлено в предварительном судебном заседании, суд отказывает истцу в удовлетворении заявленных исковых требований без исследования иных фактических обстоятельств по делу.
На основании изложенного и руководствуясь частью 6 статьи 152, статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.