Решение по делу № 3а-28/2019 от 06.02.2019

дело № 3а-28/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Майкоп    13.05.2019

Верховный суд Республики Адыгея в составе –

председательствующего судьи Мейстер В.М.,

при секретаре – помощнике судьи Лобановой Е.М.,

с участием представителя административного ответчика Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям – Матыжева <данные изъяты>,

рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сомичева <данные изъяты> к Комитету Республики Адыгея по имущественным отношениям и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости, выслушав объяснения лица участвующего в деле,

У С Т А Н О В И Л:

Сомичев Ю.В. обратился к Комитету Республики Адыгея по имущественным отношениям и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества.

В обоснование заявленных требований указал, что на основании договора купли-продажи владеет земельным участком кадастровый , категория земель: «земли населенных пунктов» вид разрешенного использования – для размещения оптовой базы, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенным по адресу: <адрес>

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 20.12.2018 № КУВИ-001/2018-16432218 кадастровая стоимость данного объекта недвижимости (земельного участка) составляет 62 057 641,36 (шестьдесят два миллиона пятьдесят семь тысяч шестьсот сорок один) рублей.

Однако его рыночная стоимость существенно отличается от установленной кадастровой стоимости, что подтверждается отчетом о рыночной стоимости объекта недвижимости № 140/12-2018 от 24.12.2018, выполненного ИП ФИО1 и по состоянию на 01.01.2016 составляет 10 151 440 (десять миллионов сто пятьдесят одна тысяча четыреста сорок) рублей.

Таким образом, указанная кадастровая стоимость объекта недвижимости (земельного участка) значительно превышает его рыночную стоимость.

Просил суд установить кадастровую стоимость земельного участка кадастровый общей площадью <данные изъяты> кв.м, по адресу: <адрес> в размере 10 151 440 рублей.

В судебное заседание представитель административного истца, надлежащим образом извещенный о дате слушания дела, не явился.

Представители административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея и заинтересованных лиц ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» Филиал по Республике Адыгея и администрации муниципального образования «Город Майкоп», Федерального агентства по управлению государственным имуществом – Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея), будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела не просили.

Представитель административного ответчика – Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям по доверенности Матыжев Х.А. полагал, что рыночная стоимость объекта, указанная в судебной экспертизе – достоверна, решение оставил на усмотрение суда.

Суд, выслушав явившегося участника процесса, находит возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие не явившихся лиц, надлежаще извещенных о дате и месте рассмотрения дела.

Заслушав объяснения явившегося участника процесса, исследовав материалы дела, суд считает, что административный иск об установлении кадастровой стоимости недвижимости в размере рыночной подлежит удовлетворению ввиду следующего.

Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В силу части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:

1) недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;

2) установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

То есть, действующее законодательство допускает возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.

В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

На основании договора купли-продажи № 01-14/123 от 29.10.2018 административный истец владеет земельным участком кадастровый , категория земель: «земли населенных пунктов» вид разрешенного использования – для размещения оптовой базы, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенным по адресу: <адрес> Налог на земельный участок рассчитывается исходя из кадастровой стоимости земельного участка определенной в размере 62 057 641,36 рублей.

Следовательно, результаты определения кадастровой стоимости названного земельного участка влияют на права и обязанности административного истца Сомичева Ю.В. как плательщика налоговых платежей.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Таким образом, административный истец вправе требовать установления кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной на дату определения его кадастровой стоимости, то есть на 01.01.2016, в связи с чем, 06.02.2019 обратился в суд с настоящим иском.

Согласно части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.

Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.

Сомичев Ю.В. в обоснование заявленных требований о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка представлен отчет об оценке № 140/12-2018 от 24.12.2018, подготовленный по заданию заявителя ИП ФИО1, в котором рыночная стоимость объекта оценки по состоянию на 01.01.2016 определена в размере 10 151 440 (десять миллионов сто пятьдесят одна тысяча четыреста сорок) рублей (л.д. 10 – 73).

Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года № 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).

В целях устранения возникших сомнений относительно обоснованности представленного в материалы дела отчета, определением суда от 28.02.2019 была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту ФИО2, перед которым поставлены вопросы о том, допущены ли оценщиком нарушения требований ФСО и иные нарушения и о размере рыночной стоимости земельного участка.

Согласно заключению судебной оценочной экспертизы № 0109/19 от 01.04.2019, выполненному ФИО12 отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка, представленный административным истцом, не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки, поскольку оценщиком нарушены требования главы V и пункта 22 ФСО –7, пункт 10 ФСО-1, пункт 5 ФСО-3, которые повлияли на определение итоговой величины рыночной стоимости. Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 01.01.2016 по результатам судебной экспертизы составляет 12 785 621 рублей.

Представитель административного ответчика Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям – Матыжев А.Х. полагал заключение судебной экспертизы достоверным и обоснованным, выводы эксперта относительно допущенных оценщиком нарушений требований Федеральных стандартов оценки не оспаривал.

Оценивая экспертное заключение по правилам статьи 168 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд исходит из того, что определенная в нем итоговая рыночная стоимость объекта оценки не является произвольной, при оценке объекта эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объекте оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; корректировки в заключении эксперта приведены по всем значимым группам элементов сравнения; расчеты, проведенные в рамках используемых экспертом подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объекта оценки по состоянию на 1 января 2016 года. Эксперт был предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса РФ.

Суд учитывает, что все выводы судебного эксперта были сделаны в рамках его профессиональных знаний. Таким образом, ставить указанное экспертное заключение под сомнение у суда оснований не имеется. В названной ситуации, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемого земельного участка сделано экспертом на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.

Каких-либо доказательств, опровергающих выводы судебной экспертизы, суду не представлено.

При таких обстоятельствах, суд полагает возможным установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости в сумме 12 785 621 рублей.

Согласно разъяснениям, данным в абзаце 2 пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению суда новые сведения применяются с 01 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (часть пятая статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Административный иск Сомичева Ю.В. подан 06.02.2019.

Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости.

На основании изложенного, руководствуясь статьёй 249 Кодекса административного судопроизводства, суд

Р Е Ш И Л :

административное исковое заявление Сомичева <данные изъяты> к Комитету Республики Адыгея по имущественным отношениям и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости, удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером категория земель: «земли населенных пунктов» вид разрешенного использования – для размещения оптовой базы, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на 01.01.2016 в размере в размере 12 785 621 (двенадцать миллионов семьсот восемьдесят пять тысяч шестьсот двадцать одна тысяча) рублей.

Датой подачи административного искового заявления Сомичева <данные изъяты> о пересмотре кадастровой стоимости указанного земельного участка считать дату 06.02.2019, что является основанием для внесения указанных сведений в Государственный кадастр недвижимости.

Настоящее решение с момента вступления в законную силу является основанием для внесения соответствующих изменений в Государственный кадастр недвижимости в части указания кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером категория земель: «земли населенных пунктов» вид разрешенного использования – для размещения оптовой базы, общая площадь <данные изъяты> кв.м, по адресу: Российская Федерация, <адрес>, по состоянию на 01.01.2016 в размере в размере 12 785 621 (двенадцать миллионов семьсот восемьдесят пять тысяч шестьсот двадцать одна тысяча) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного суда Республики Адыгея в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, то есть с 17.05.2019.

Судья Верховного суда

Республики Адыгея                            В.М. Мейстер

3а-28/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Сомичев Юрий Владимирович
Ответчики
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея
Комитет Республики Адыгея по имущественным отношениям
Другие
ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра по РА"
Представитель истца Нагороков Руслан Аскарбиевич
администрация МО "Город Майкоп"
Суд
Верховный Суд Республики Адыгея
Дело на странице суда
vs.adg.sudrf.ru
21.08.2020Регистрация административного искового заявления
21.08.2020Передача материалов судье
21.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
21.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.08.2020Подготовка дела (собеседование)
21.08.2020Производство по делу приостановлено
21.08.2020Производство по делу возобновлено
21.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.08.2020Судебное заседание
22.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.06.2020Дело оформлено
22.06.2020Дело передано в архив
13.05.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее