Дело № 2-2125/16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 ноября 2016 года п. Емельяново
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Демидовой В.В.,
при секретаре Баталовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации Емельяновского района Красноярского края о признании недействующим постановления администрации Емельяновского района № № от ДД.ММ.ГГГГ года,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд иском к администрации Емельяновского района Красноярского края о признании недействующим постановления от ДД.ММ.ГГГГ №. Требования мотивировал тем, что он является собственником земельных участков с кадастровыми номерами № и № по адресу: <адрес>. Постановлением администрации Емельяновского района Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ № установлен публичный сервитут на <данные изъяты> земельных участка на период строительства объекта - <данные изъяты> Установление права ограниченного пользования чужим земельным участком в целях строительства воздушной линии электропередачи противоречит Земельному кодексу РФ и нарушает его права, как собственника, на использование принадлежащих ему земельных участков, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения, по их целевому назначению. Просил признать недействующим постановление Администрации Емельяновского района Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ № со дня его принятия (т. №).
Представитель истца ФИО4 (по доверенности - л.д. № № исковые требования поддержала. ФИО1 в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом (л.д. №). Администрация Емельяновского района, в судебное заседание не явилась извещалась своевременно и надлежащим образом (л.д. №). ГПКК «Красноярский региональный центр энергетики и экспертизы», АО «Красноярская региональная энергетическая компания», Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края, КГКУ «УКС» в судебное заседание не явились, извещались своевременно и надлежащим образом (л.д. №).
Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, полагает исковые требования ФИО1 подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ч. 2,3 ст. 36 Конституции РФ).
В силу требований п. 2 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.
Согласно пункту 3 указанной статьи могут устанавливаться публичные сервитуты для прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе; использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры; размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним; проведения дренажных работ на земельном участке; забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя; прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок; сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям; использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства); временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ.
Под другими работами, указанными в п.п.9 ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации, понимаются такие работы, которые как изыскательские и исследовательские носят временный характер, последствия проведения которых устраняются после окончания таких работ, соответственно, строительство воздушной линии электропередачи нельзя отнести к таким видам работ.
В соответствии с Требованиями к границам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 160 от 24.02.2009 года «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон», охранные зоны устанавливаются вдоль воздушных линий электропередачи в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте опор воздушных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при неотклоненном их положении на следующем расстоянии: при напряжении линии 110 кВ - 20 метров с каждой стороны.
Как следует из материалов дела, ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м. и соседнего с ним земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенных <адрес> (л.д. №).
В связи со строительством <адрес> и необходимостью установления публичного сервитута на земельные участки администрацией Емельяновского района в соответствии с решением <адрес> Совета депутатов Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ № № «О проведении общественных слушаний (обсуждений)» ДД.ММ.ГГГГ принято решение о проведении общественных слушаний по вопросу установления публичного сервитута (л.д. №).
Постановление администрации Емельяновского района от ДД.ММ.ГГГГ опубликовано в общественно-политической газете «Емельяновские вести» от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. №).
По результатам проведения общественных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ принято решение об одобрении установления публичного сервитута на земельные участки, в том числе, принадлежащие истцу, с разрешенным видом использования «для дачного строительства».
Постановлением администрации Емельяновского района Красноярского края № от ДД.ММ.ГГГГ установлен публичный сервитут на <данные изъяты> земельных участка, на период строительства объекта - <данные изъяты> В перечень указанных <данные изъяты> земельных участков входят земельные участки, принадлежащие истцу (л.д. №
Согласно заключению кадастрового инженера и схеме расположения земельных участков на земельном участке с кадастровым номером № располагается анкерный столб, линия электропередач проходит над земельными участками с кадастровыми номерами № и № (л.д. №).
Разрешение на строительство нового центра электропитания - <адрес> по адресу: <адрес>, выдано МКУ администрация Солонцовского сельсовета ДД.ММ.ГГГГ на срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. № №).
При этом в выписках из ЕГРП на принадлежащие ФИО1 земельные участки с кадастровыми номерами № и №, срок устанавливаемого сервитута не указан (л.д. №
Сфера публичного сервитута распространяет свое действие на участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м. и кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м.
По договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ объекты подстанции <данные изъяты> переданы АО «Красноярская региональная энергетическая компания» (л.д. №).
В судебном заседании ФИО4 пояснила, что установление публичного сервитута в целях строительства электрических линий и сетей законодателем не предусмотрена, ФИО1 не может использовать свои земельные участки, в соответствии с видом разрешенного использования, поскольку оба участка целиком попадают в охранную зону ЛЭП ВЛ 110 кВ и линий электропередач, без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются строительство на участке.
В представленном письменном отзыве на иск администрация Емельяновского района просит в удовлетворении требований ФИО1 отказать, ссылаясь на то, что разрешение на строительство линейного объекта <данные изъяты> выдано администрацией Солонцовского сельсовета, доказательства того, что оспариваемое постановление администрации Емельяновского района Красноярского края № от ДД.ММ.ГГГГ каким-либо образом нарушает права и свободы, либо заявителю созданы препятствия к осуществлению его прав и свобод, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности, в материалы дела не представлено, заявителем не подтверждено, что право собственности или законное владение каким-то образом нарушаются установлением публичного сервитута (л.д. №).
Суд учитывает, что в связи со строительством <данные изъяты> и необходимостью установления публичного сервитута на земельные участки администрацией Емельяновского района в соответствии с решением Емельяновского районного Совета депутатов Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ № «О проведении общественных слушаний (обсуждений)» ДД.ММ.ГГГГ принято решение о проведении общественных слушаний по вопросу установления публичного сервитута. Постановление администрации Емельяновского района от ДД.ММ.ГГГГ опубликовано в общественно-политической газете «Емельяновские вести» от ДД.ММ.ГГГГ №. По результатам проведения общественных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ принято решение об одобрении установления публичного сервитута на земельные участки, в том числе, и принадлежащие истцу с разрешенным видом использования «для дачного строительства». Постановлением администрации Емельяновского района Красноярского края № от ДД.ММ.ГГГГ установлен публичный сервитут на <данные изъяты> земельных участка на период строительства объекта - <данные изъяты>. В перечень указанных <данные изъяты> земельных участков входят земельные участки, принадлежащие истцу. Согласно заключению кадастрового инженера и схеме расположения земельных участков, на земельном участке с кадастровым номером № располагается анкерный столб, линия электропередач проходит над земельными участками с кадастровыми номерами № и №.
В материалах дела сведений о существовании линии электропередачи, в том числе, анкерной опоры, на земельных участках на момент приобретения их ФИО1 не имеется. Разрешение на строительство нового центра электропитания - <адрес> по адресу: <адрес>, выдано МКУ администрация Солонцовского сельсовета ДД.ММ.ГГГГ на срок до ДД.ММ.ГГГГ. При этом в выписках из ЕГРП на принадлежащие ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ земельные участки с кадастровыми номерами № и № срок устанавливаемого сервитута не указан.
В постановлении администрации Емельяновского района Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ № об установлении публичного сервитута, а также в выписках ЕГРП не указано, каким образом собственник земельных участков обязан обеспечить предоставление сервитута - путем предоставления возможности беспрепятственного проезда строительной техники или совершить иные действия.
Согласно буквальному толкованию ст. 23 ЗК РФ публичный сервитут может быть установлен в целях ремонта, а не строительства коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей (п.п. №).
Вследствие чего строительство линии электропередачи, по смыслу подпункта 9 пункта 3 статьи 23 ЗК РФ не может быть отнесено к работам временного характера, после проведения, которых могут быть устранены их последствия.
Рассматривая дело по представленным доказательствам, оценивая их в совокупности, учитывая положения Земельного кодекса Российской Федерации и законов, регулирующих спорные правоотношения, суд полагает возможным признать недействующим постановления администрации Емельяновского района № от ДД.ММ.ГГГГ в части установления публичного сервитута на земельных участках с кадастровым № по адресу <адрес>, с кадастровым № по адресу <адрес>, со дня его принятия.
Довод ответчика о том, что публичный сервитут необходим в общественных интересах, не свидетельствует об отсутствии нарушений прав истца как собственника земельных участков по использованию и владению этим имуществом, поскольку фактически в результате строительства линии электропередачи и установки анкерного столба у истца была изъята часть одного из земельных участков, а остальные части земельных участков располагаются в охранной зоне, что исключает возможность свободного использования указанного имущества. При этом, ширина охранной зоны, учитывая силу напряжения в сети, составляет 40 метров.
Строительство линии электропередачи с установкой на земельном участке истца анкерной опоры предполагает постоянное использование части земельного участка, занятого этой опорой, нахождение обоих участков в охранной зоне линии электропередачи означает невозможность для ФИО1 без письменного разрешения сетевых организаций осуществлять целевое использование принадлежащего ему земельного участка (дачное строительство).
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать недействующим постановления администрации Емельяновского района № от ДД.ММ.ГГГГ в части установления публичного сервитута на земельных участках с кадастровым № по адресу <адрес>, с кадастровым № по адресу <адрес> со дня его принятия.
Решение может быть обжаловано сторонами путем подачи апелляционной жалобы в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение месяца.
Председательствующий В.В. Демидова