Решение в окончательной форме изготовлено 03 сентября 2018 года (с учетом выходных дней)
Дело № 2-2558/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 августа 2018 года город Мурманск
Ленинский районный суд города Мурманска в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой Т.С.
при секретаре Ковган Л.И.
с участием представителя истца Коваль О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации города Мурманска, действующей в интересах Привалова А.В., к обществу с ограниченной ответственностью «Севжилэксплуатация» о защите прав потребителя,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Мурманска, действуя в интересах Привалова А.В., обратилась в суд с иском к ООО «Севжилэксплуатация» о защите прав потребителя.
В обоснование заявленных требований в иске указано, что в администрацию города Мурманска поступило обращение Привалова А.В. с жалобой на действия (бездействие) управляющей организации ООО «Севжилэксплуатация» по вопросу неудовлетворительного технического состояния общего имущества многоквартирного дома № по улице *** в городе Мурманске.
02 июля 2018 года специалистами МКУ «Новые формы управления» проведено обследование подвального помещения указанного дома на предмет проверки санитарно-технического состояния общего имущества дома. По результатам обследования комиссией принято решение о необходимости ООО «Севжилэксплутация» выполнить работы по устранению выявленных нарушений.
Поскольку в добровольном порядке ответчиком необходимые работы не произведены, просит обязать ответчика в течение семи дней со дня вступления решения суда в законную силу организовать и обеспечить выполнение работ по приведению в надлежащее санитарно-техническое состояние подвального помещения дома № по улице *** в городе Мурманске, устранить утечки на инженерных сетях, а также произвести дезинфекцию и дезинсекцию в подвальном помещении указанного дома.
Истец Привалов А.В. в судебное заседание не явился, извещался о времени и месте судебного разбирательства.
Представитель истца Коваль О.А. в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивала по доводам, приведенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ООО «Севжилэксплуатация» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен, об уважительности причин неявки суду не сообщил, письменных возражений по иску не представил.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с действующим законодательством истец свободен в выборе способа защиты своих прав.
Статьей 34 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) входит в структуру органов местного самоуправления.
В соответствии со статьей 44 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» в целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования органы местного самоуправления вправе рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав потребителей; обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).
Учитывая, что администрация города Мурманска обратилась в суд с иском в интересах потребителя Привалова А.В., суд приходит к выводу, что заявление подано администрацией города Мурманска в пределах предоставленных ей законом полномочий.
Частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения (пункты 1, 3).
Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме (часть 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Пункт 1 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Как следует из преамбулы Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», данный Закон регулирует отношения, возникающие, в частности, между потребителями и исполнителями при оказании услуг, устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, а также определяет механизм реализации этих прав.
В силу статьи 4 Закона продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
В соответствии положениями части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны, в частности, состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление; перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация; порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы.
В силу статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, состав общего имущества определяется собственниками помещений в многоквартирном доме в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества.
Согласно пункту 2 Правил в состав общего имущества включаются, в частности, помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры); иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома.
Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц (пункт 10 Правил).
В соответствии с подпунктом «а» пункта 16 Правил надлежащее содержание общего имущества обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (пункт 42 Правил).
Требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда определяется Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года № 170.
В соответствии с пунктами 3.4.1 - 3.4.4 Правил организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: температурно-влажностный режим помещений подвалов и технических подполий, препятствующий выпадению конденсата на поверхностях ограждающих конструкций; чистоту и доступность прохода ко всем элементам подвала и технического подполья; защиту помещений от проникновения животных: грызунов, кошек, собак.
Подвалы и технические подполья должны иметь температурно-влажностный режим согласно установленным требованиям.
Подвалы и технические подполья должны проветриваться регулярно в течение всего года с помощью вытяжных каналов, вентиляционных отверстий в окнах и цоколе или других устройств при обеспечении не менее чем однократного воздухообмена.
Продухи в цоколях зданий должны быть открыты. Проветривание подполья следует проводить в сухие и неморозные дни.
В случае выпадения на поверхностях конструкций конденсата или появления плесени необходимо устранить источники увлажнения воздуха и обеспечить интенсивное проветривание подвала или технического подполья через окна и двери, устанавливая в них дверные полотна и оконные переплеты с решетками или жалюзи.
В подвалах и подпольях с глухими стенами при необходимости следует пробить в цоколе не менее двух вентиляционных отверстий в каждой секции дома, расположив их в противоположных стенах и оборудовав жалюзийными решетками или вытяжными вентиляторами.
В соответствии с пунктами 4.10.2.1, 4.1.1 Правил организации по обслуживанию жилищного фонда в процессе эксплуатации жилых домов должны обеспечить нормируемый температурно-влажностный режим подвалов и техподполий; исправное состояние фундаментов и стен подвалов зданий; устранение повреждений фундаментов и стен подвалов по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; предотвращение сырости и замачивания грунтов оснований и фундаментов и конструкций подвалов и техподполий; работоспособное состояние внутридомовых и наружных дренажей, в том числе регулярно осуществлять мероприятия по устранению причин, вызывающих увлажнение ограждающих конструкций (поддержание надлежащего температурно-влажностного режима и воздухообмена в жилых и вспомогательных помещениях, включая чердаки и подполья; содержание в исправном состоянии санитарно-технических систем, кровли и внутренних водостоков, гидро- и пароизоляционных слоев стен, перекрытий, покрытий и пола, герметизации стыков и швов полносборных зданий, утепление дефектных ограждающих конструкций, тепло- и пароизоляции трубопроводов, на поверхности которых образуется конденсат, обеспечение бесперебойной работы дренажей, просушивание увлажненных мест, содержание в исправном состоянии отмосток и водоотводящих устройств и др.).
В силу пунктов 4.1.3, 4.1.15 Правил подвальные помещения должны быть сухими, чистыми, иметь освещение и вентиляцию, не допускается подтопление подвалов и техподполий из-за неисправностей и утечек от инженерного оборудования и захламлять и загрязнять подвальные помещения.
В соответствии с санитарными нормами и правилами организация по обслуживанию жилищного фонда должна регулярно проводить дератизацию и дезинфекцию по уничтожению грызунов и насекомых в местах общего пользования, подвалах, технических подпольях (пункт 3.4.8).
Судом установлено, что управление многоквартирным домом № по улице *** в городе Мурманске осуществляет осуществляет ООО «Севжилэксплуатация», до 13 июня 2018 года имевшее наименование ООО «Севжилсервис».
Из материалов дела следует, что истец является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Учитывая, что между собственниками помещений в многоквартирном доме и управляющей организацией заключен договор управления многоквартирным домом, предметом которого является оказание за плату собственникам жилых помещений услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества, суд приходит к выводу, что на правоотношения, возникшие между сторонами, распространяется действие Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».
Из материалов дела следует, что 02 июля 2018 года специалистом ОТН МКУ «Новые формы управления» проведено обследование общего имущества многоквартирного дома № по улице *** в городе Мурманске. В ходе проверки при обследовании подвального помещения указанного многоквартирного дома установлена необходимость проведения работ по приведению его в надлежащее санитарно-техническое состояние, устранения протечек на инженерных сетях, а также необходимость произвести дезинфекцию и дезинсекцию в подвальном помещении указанного дома.
Доказательств, свидетельствующих о выполнении указанных работ на момент рассмотрения дела, а также об отсутствии необходимости выполнения данных работ ответчиком суду не представлено.
Таким образом, факт ненадлежащего санитарно-технического состояния кровли вышеуказанного многоквартирного дома нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела.
В соответствии с вышеприведенными положениями действующего законодательства подвальное помещение в многоквартирном доме относится к общему имуществу дома и находятся в зоне ответственности управляющей организации, обслуживающей жилой дом.
Из договора управления многоквартирным домом, заключенного с ООО «Севжилэксплуатация», следует, что управляющая организация по заданию собственника в течение согласованного срока и в объеме поступающих денежных средств от собственников помещений многоквартирного дома обязалась осуществлять управление многоквартирным домом, включающее в себя услуги и работы по надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставлению коммунальных услуг, а также осуществлять иную, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом, деятельность (пункт 2.1).
Согласно пункту 2.2 указанного договора договаривающиеся стороны утверждают состав общего имущества многоквартирного дома в приложении № 1 к данному договору.
Согласно приложению № 1 договора в состав общего имущества многоквартирного дома включаются, в том числе, помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме.
Пунктом 3.1.2.1 договора установлено, что управляющая организация обязана оказывать собственнику услуги по содержанию и выполнять работы по текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с перечнем и периодичностью, указанных в приложениях № 2 и № 3 к договору, в объеме поступающих от собственников помещений дома денежных средств, при соблюдении утвержденных договором управления условий.
Приложениями № 2, 3 к договору управления не предусмотрен весь перечень заявленных истцом работ, необходимость выполнения которых установлена в ходе судебного разбирательства.
Вместе с тем, суд учитывает, что вышеуказанными Правилами № 170 определены требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
В данных Правилах перечислены те работы и услуги, которые должны включаться в перечень работ и услуг по содержанию и техническому обслуживанию дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должно отвечать санитарно-техническое состояние общего имущества дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения или невключения ими соответствующих работ и услуг в договор управления с управляющей организацией.
Предусмотренное Жилищным кодексом Российской Федерации, вышеуказанными Правилами № 491 и № 170 регулирование предполагает, что общее имущество в многоквартирном доме должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности в доме, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических и юридических лиц. Для достижения этих целей указанные нормативно-правовые акты определяют перечень необходимых и обязательных работ при осуществлении содержания общего имущества многоквартирного дома.
С учетом изложенного все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта, и должны осуществляться управляющими организациями независимо от того, упоминаются ли они в договоре, и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения решение общего собрания собственников помещений в доме.
При таких обстоятельствах невключение в перечень обязательных работ, выполняемых управляющей организацией за установленную плату, размер которой установлен собственниками жилых помещений, работ по поддержанию надлежащего санитарно-технического состояния подвального помещения дома не является основанием для освобождения управляющей организации от выполнения этих работ.
Таким образом, поскольку ответчик как управляющая организация в период действия вышеуказанного договора обязан поддерживать общее имущество жилого дома в надлежащем состоянии, своевременно проводить соответствующий текущий ремонт и необходимые профилактические мероприятия, следить за техническим состоянием дома, общедомового имущества, то на ответчика надлежит возложить обязанность по устранению выявленных нарушений.
При определении перечня и объема работ, необходимых для приведения общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме в надлежащее состояние, суд руководствуется актом МКУ «Новые формы управления», учитывая, что ответчиком не представлено доказательств отсутствия необходимости выполнения данных работ.
В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Истец просил обязать ответчика организовать и обеспечить выполнение необходимых работ в течение семи дней со дня вступления решения суда в законную силу. В целях реального исполнения судебного акта, учитывая объем работ, которые необходимо выполнить ответчику, суд находит указанный срок разумным и обоснованным.
В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу бюджета муниципального образования город Мурманск подлежит взысканию государственная пошлина.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования администрации города Мурманска, действующей в интересах Привалова А.В., к обществу с ограниченной ответственностью «Севжилэксплуатация» о защите прав потребителя – удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Севжилэксплуатация» (ИНН 5190000460) в течение семи дней со дня вступления решения суда в законную силу организовать и обеспечить выполнение работ по приведению в надлежащее санитарно-техническое состояние подвального помещения дома № по улице *** в городе Мурманске, устранить утечки на инженерных сетях, а также произвести дезинфекцию и дезинсекцию в подвальном помещении указанного дома.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Севжилэксплуатация» (ИНН 5190000460) государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования город Мурманск в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Т.С. Кузнецова