Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1553/2016 ~ М-995/2016 от 18.02.2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Самара                       25 мая 2016 года

Ленинский районный суд г.Самары в составе

председательствующего судьи Фоминой И.А.

при секретаре Космынцевой Г.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1553/2016 по административному исковому заявлению Мусаевой Л. И. к Департаменту управления имуществом г.о.Самара о признании распоряжения незаконным, возложении обязанности рассмотреть обращение,

У С Т А Н О В И Л:

Мусаева Л.И. обратилась в суд с административным иском к Департаменту управления имуществом г.о.Самара о признании распоряжения незаконными, возложении обязанности издать распоряжение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, указав, что является собственником 1/2 доли в праве нажилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, переулок Водников, <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 13.11.2015г. Собственником второй 1/2 является Абдрахманова К.А. Данный жилой дом расположен на участке площадью 735,0 кв.м.С целью оформить права на занимаемый жилым домом земельный участок, ДД.ММ.ГГГГ истица совместно с Абдрахмановой К.А. обратились в Департамент строительства и архитектуры г.о.Самара с заявлением № СП-1/8332 о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов, приложив все необходимые документы, предусмотренные Административным регламентом предоставления государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на который не разграничена, отдельным категориям физических и юридических лиц без проведения торгов», утвержденным приказом министерства строительства <адрес> -п от 30.06.2015г. Из Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара их заявление было перенаправлено в Департамент управления имуществом г.о.Самара, которым по данному заявлению было принято Распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка. С данным Распоряжением истица не согласна по следующим основаниям. Ответчиком указаны ссылки на нормы действующего законодательства и административные регламенты предоставления государственной услуги, а именно пп.1 п.8 ст.39.15, пп.3 п.16 ст.11.10, п.4 и п.6 ст.11.9, п.12 ст.85 Земельного кодекса РФ, пп.3 п.2.13 Административного регламента министерства строительства <адрес> по предоставлению государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, отдельным категориям физических и юридических лиц без проведения торгов», как на основания для отказа в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка. Распоряжение ДУИ не содержит мотивированных оснований, по которым невозможно предварительное согласование предоставления испрашиваемого земельного участка, на земельном участке нет и никогда не было мест общего пользования, границы земельного участка сформированы по существующему на местности забору, спора по границам земельного участка нет. Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просила суд признать незаконным распоряжение Департамента управления имуществом г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Абдрахмановой К.А., Мусаевой Л.И. в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: <адрес>, пер.Водников, <адрес>; обязать Департамент управления имуществом г.о.Самара издать распоряжение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенный по адресу: <адрес>, переулок Водников, <адрес>.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Чернов А.К. требования административного иска поддержал, с учетом уточнений просил суд признать незаконным распоряжение Департамента управления имуществом г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ , возложить на ответчика обязанность возобновить работу по заявлению Мусаевой Л.И. и Абдрахмановой К.А. о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов, расположенный по адресу: <адрес>, пер.Водников, <адрес>.

Представитель Департамента управления имуществом г.о.Самара по доверенности Грицюк А.В. иск не признал по основаниям, указанным в возражениях, пояснил, что согласно заключению Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ -<адрес> часть испрашиваемого земельного участка относится к территории общего пользования, в связи с чем п.12.ст.85 ЗК РФ установлен запрет на его приватизацию, а также испрашиваемый земельный участок находится в зоне Ж4 (многоэтажной жилой застройки 5-16 этажей).

Представитель заинтересованного лица Департамента градостроительства г.о.Самара по доверенности Кочергина Л.В. возражала против удовлетворения заявленных требований, поскольку сведения, представленные Департаментом градостроительства г.о.Самара в Департамент управления имуществом г.о.Самара, получены из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г.о.Самара.

Заинтересованное лицо Абдрахманова К.А. в судебное заседание не явилась, о причинах не явки суду не сообщила, извещена надлежащим образом.

В силу ст.150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.

Изучив материалы дела, представленные сторонами доказательствами, выслушав лиц, участвующих в деле, суд считает, что уточненные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

           Согласно ч.9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Судом установлено, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Мусаева Л.И. является собственником 1/2 доли в праве на жилой дом, назначение: жилое, площадь <данные изъяты> кв.м, количество этажей: 1, расположенный по адресу: <адрес>, переулок Водников, <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ собственником другой 1/2 доли в праве жилой дом, назначение: жилое, площадь <данные изъяты> кв.м, количество этажей: 1, расположенный по адресу: <адрес>, переулок Водников, <адрес>, является Абдрахманова К.А., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Мусаева Л.И., Абдрахманова К.А. года обратились в Департамент строительства и архитектуры г.о.Самара с заявлением № <данные изъяты> о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов, расположенного по адресу: <адрес>, пер.Водников, <адрес> общую долевую собственность по 1/2 доли по договору купли-продажи.

Согласно п.1 ст.39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Приказом министерства строительства <адрес> -п от ДД.ММ.ГГГГ утвержден административный регламент предоставления государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на который не разграничена, отдельным категориям физических и юридических лиц без проведения торгов».

Согласно п.13 и ч.6 Таблицы 1 данного регламента получателями данной государственной услуги являются физические и юридические лица - собственники зданий, сооружений либо помещений в них в отношении земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.

Распоряжением Департамента управления имуществом г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ отказано в предварительном согласовании Мусаевой Л.И., Абдрахмановой К.А. предоставления земельного участка государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов, расположенного по адресу: <адрес>, пер.Водников, <адрес>.

В качестве оснований для отказа в распоряжении указаны пп.1 п.8 ст.39.15, пп.3 п.16 ст.11.10, п.4 и п.6 ст.11.9, п.12 ст.85 Земельного кодекса РФ, пп.3 п.2.13 Административного регламента министерства строительства <адрес> по предоставлению государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, отдельным категориям физических и юридических лиц без проведения торгов».

Подпунктом 1 пункта 8 ст.39.15 ЗК РФ установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставлении земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п.16 ст.11.10 настоящего Кодекса.

Согласно п/п 3 пункта 16 ст.11.10 ЗК РФ, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является, в том числе, разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей                                 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.

В соответствии с п.4 ст.11.9 Земельного кодекса РФ, не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.

Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами (п.6 ст.11.9 ЗК РФ).

Пунктом 12 ст.85 ЗК РФ установлено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Подпунктом 3 пункта 2.13 Административного регламента установлено, что основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги в части предварительного согласования предоставления земельного участка, в том числе, является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации требований к образуемым земельным участкам.

Оспариваемое Распоряжение Департамента управления имуществом не содержит мотивированных указаний, объясняющих конкретные нарушения, допущенные заявителем при разработке схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подлежащей утверждению.

В соответствии со ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражении

Административным ответчиком не представлены доказательства законности оспариваемого распоряжения. В судебном заседании ответчику неоднократно предлагалось представить суду доказательства невозможности утверждения, представленной Мусаевой Л.И. схемы расположения земельного участка, подтвердить факт расположения земельного участка, либо его части на территории общего пользования, представить иные доказательства.

Норма п.12.ст.85 ЗК РФ указывает на недопустимость приватизации земельных участков уже занятых местами (объектами) общего пользования, а исключительное право гражданина на оформление прав на занимаемый его зданием земельный участок не может быть ограничено п.12 ст.85 ЗК РФ, если доказано, что на испрашиваемом земельном участке мест общего пользования нет.

Ссылку представителя административного ответчика на сведения из ИСОГД г.о.Самара суд не может признать достаточными для разрешения данного спора, поскольку из представленной суду схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, выполненной в отношении испрашиваемого Мусаевой Л.И. земельного участка площадью 735,0 кв.м. расположенного в границах кадастрового квартала 63:01:091707 усматривается, что границы земельного участка сформированы по границам смежных земельных участков, уже состоящих на государственном кадастровом учете, что исключает возможность образования ничтожности границ между ними (чересполосицы), вклинивания границ и раздробленности земель. Все смежные земельные участки находятся в частной собственности граждан и имеют, согласно сведениям государственного кадастра недвижимости, вид разрешенного использования «под индивидуальный жилой дом с приусадебным участком» или «для индивидуального жилого строительства», отсутствие споров о границах образуемого Мусаевой Л.И. земельного участка подтверждается актом согласования местоположения границ земельного участка площадью 735,0 кв.м.

Каких - либо нарушений истцом установленных законом требований при подготовке схемы расположения земельного участка и ее оформлению, Департаментом управления имуществом г.о.Самара не установлено.

Указанные обстоятельства подтверждаются также заключением от ДД.ММ.ГГГГ кадастрового инженера Кондратьевой И.Ю., из которого следует, что предоставленная кадастровому инженеру схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории по своей форме соответствует требованиям Приказа Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ , содержание данной схемы содержит актуальную информацию, в том числе, о смежных земельных участках согласно данным государственного кадастра недвижимости, схема может быть использована для утверждения уполномоченным органом в целях образования земельного участка.

Кроме того, по заключению кадастрового инженера, анализ предоставленных геоданных, полученных в результате полевых измерений путем их сравнения с данными государственного кадастра недвижимости, полученными по запросу от органа кадастрового учета (ФКБУ «ФКП Росреестра по <адрес>») позволяет установить отсутствие вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, черезполосицы и иных недостатков, препятствующих образованию земельного участка в обозначенных в схеме границах. Площадь образуемого по схеме земельного участка соответствует представленным данным геодезических измерений, что также позволяет утверждать об отсутствии дополнительных занятий (прирезок и прихватов) смежной территории. Также установлено, что указанная в схеме конфигурация образуемого земельного участка, его площадь, определены по существующему на местности забору.

При таких обстоятельствах распоряжение Департамента управления имуществом г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: <адрес>, пер.Водников, <адрес>» нельзя признать законным и обоснованным.

Суд считает, что с учетом указанных обстоятельств Департаменту управления имуществом г.о.Самара следует возобновить работу по рассмотрению заявления Мусаевой Л.И., Абдрахмановой К.А. о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена без проведения торгов, расположенного по адресу: <адрес>, переулок Водников <адрес>.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Мусаевой Л.И. к Департаменту управления имуществом городского округа Самара - удовлетворить.

Признать незаконным Распоряжение Департамента управления имуществом г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Абдрахмановой К.А. и Мусаевой Л.И. в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: <адрес>, переулок <адрес>, <адрес>.

Обязать Департамент управления имуществом г.о.Самара возобновить работу по рассмотрению заявления Мусаевой Л.И., Абдрахмановой К.А. о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена без проведения торгов, расположенного по адресу: <адрес>, переулок <адрес> <адрес>.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г.Самары.

Мотивированное решение изготовлено 30 мая 2016 года.

Судья                  (подпись)                                                  И.А.Фомина

Копия верна:

Судья

2а-1553/2016 ~ М-995/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Мусаева Л.И.
Ответчики
Депратамент управления имуществом г.о.Самара
Другие
Департамент градостраительства г.о.Самара
Абдрахманова К.А.
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Фомина И. А.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
18.02.2016Регистрация административного искового заявления
22.02.2016Передача материалов судье
22.02.2016Решение вопроса о принятии к производству
22.02.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.02.2016Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
17.03.2016Предварительное судебное заседание
06.04.2016Судебное заседание
11.04.2016Судебное заседание
18.05.2016Судебное заседание
25.05.2016Судебное заседание
30.05.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.06.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.07.2016Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее