Решение
Именем Российской Федерации
15 марта 2017 года <адрес>
Самарский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Коваленко О.П.,
при секретаре Бреенковой М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Конощенко ВВ, Конощенко НВ, Конощенко АВ, Конощенко АВ к ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ о признании права на обеспечение жилым помещением и возложении обязанности включить в реестр лиц, нуждающихся в жилых помещениях,
Установил:
Истцы обратились в суд с иском к ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ о признании права на обеспечение жилым помещением и возложении обязанности включить в реестр лиц, нуждающихся в жилых помещениях, указав, что Конощенко В.В. проходил военную службу по контракту в различных воинских должностях, уволен с военной службы приказом от ДД.ММ.ГГГГ на основании подпункта «а» пункта 2 статьи 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями. Приказом командира войсковой части 21208 № от ДД.ММ.ГГГГ исключен из списка личного состава части с ДД.ММ.ГГГГ. В период прохождения военной службы истцу на состав семьи из 4 человек было предоставлено служебное жилое помещение – квартира, расположенная по адресу: <адрес>, в котором проживают по настоящее время. В период, предшествующий увольнению с военной службы, Конощенко В.В. изъявил желание быть обеспеченным постоянным жилым помещением в городе Самаре, для чего подавал соответствующий рапорт с необходимыми документами, его просьба быть обеспеченным жилым помещением в городе Самаре отражена в листе беседы, а также в представлении командира войсковой части 21208 на его увольнение с военной службы. В 2013 году Конощенко В.В. обратился в 1-й отдел ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ с заявлением о постановке его и членов его семьи на учет нуждающихся в получении жилого помещения в городе Самаре. Однако ему в этом было отказано в связи с тем, что в период прохождения военной службы Конощенко В.В. и члены его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях в установленном порядке приняты не были, отсутствуют какие-либо документы, свидетельствующие о факте принятия истца и членов его семьи на жилищный учет, а действующий порядок, установленный приказом Министерства обороны РФ № от 2010 года не предусматривает принятие на учет нуждающихся в жилых помещениях уволенных ранее с военной службы граждан. Истцы считают, что утверждение ответчика об отсутствии оснований для восстановления их жилищных прав является незаконным и необоснованным и просят суд признать за ними право на обеспечение жилым помещением для постоянного проживания в избранном месте жительства в городе Самаре за счет средств Министерства обороны РФ, а также обязать ответчика включить их в реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, с датой постановки на учет с 11.03.2005г.
В судебном заседании представитель истцов Скороходов А.В., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал, подтвердив доводы, изложенные в иске. Просил исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчиков Некуш К.Б., действующая по доверенности, иск не признала, в удовлетворении исковых требований просила отказать.
Представитель третьего лица – Войсковой части 21208 – в судебное заседание не явился, представил суду отзыв на исковое заявление, в котором просил принять решение в соответствии с действующим законодательством.
Выслушав явившиеся стороны, исследовав материалы дела, личное дело, суд полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
На момент увольнения Конощенко В.В. с военной службы порядок учета военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, регламентировался Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». Инструкцией о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации (утверждена Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, утратила силу с ДД.ММ.ГГГГ), Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №).
В силу п. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N» 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим, признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Таким образом, помимо необходимого стажа военной службы и оснований увольнения военнослужащему для целей реализации права на жилье необходимо к моменту увольнения обладать статусом нуждающегося в получении жилья.
В соответствии с п. 26 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее Инструкция) учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), на момент увольнения истца с военной службы осуществлялся жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ районов по спискам очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) с одновременным заведением на военнослужащего карточки учета жилых помещений, предоставляемых военнослужащему и внесением содержащейся в ней информации в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий).
Для принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) военнослужащими должен был подаваться в порядке подчиненности рапорт (п. 27 Инструкции).
В силу п. 28 Инструкции военнослужащие включались в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей.
При указанных обстоятельствах, право состоять на учете нуждающихся, в случае его приобретения военнослужащим, не прерывалось и после изменения условий и порядка обеспечения жильем, связанного с отменой приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ No 80 и вступлением в силу приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, утвердившим Инструкцию о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма.
В соответствии с п. 12 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (в редакции, действовавшей на момент увольнения истца с военной службы) ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления или специально назначенными должностными лицами и военными комиссариатами.
Согласно п.п. 13,14 указанных Правил военнослужащие подают рапорт по команде не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями с просьбой ходатайствовать перед органами местного самоуправления избранного ими постоянного места жительства о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий. На основе рапорта и представленных документов командир (начальник) воинской части принимает решение о ходатайстве перед органом местного самоуправления о постановке военнослужащего на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.
Поскольку право на жилище, гарантированное Федеральным законом «О статусе военнослужащих», носит не абсолютный, а заявительный характер, для его реализации необходимо выполнение определенных действий, а именно обращение с рапортом о постановке на учет нуждающихся.
Судом при рассмотрении дела установлено, что истец являлся военнослужащим Министерства обороны РФ и уволен с военной службы 24.08.2005г. в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями на основании п. «а» ч.2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
Приказом командира войсковой части № № от ДД.ММ.ГГГГ Конощенко В.В. исключен из списка личного состава части. Истец, согласившись с данными приказами, в установленном законом порядке их не оспорил.В силу п. 10 Приказа Министра обороны РФ № за военнослужащим, ранее принятым на учет нуждающихся в жилых помещениях, сохраняется право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договору социального найма.
В период прохождения военной службы по контракту, заключенному ДД.ММ.ГГГГ, на основании ордера № от 06.12.1995г., выданному КЭЧ Чернореченская ПриВО, Конощенко В.В. на состав семьи из 4 человек было предоставлено служебное жилое помещение – квартира, расположенная по адресу: <адрес>А, <адрес>, по месту прохождения военной службы (л.д. 6).
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с заявлением в 1 отдел ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ о постановке его и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. Какие-либо документы, свидетельствующие о признании его нуждающимся в получении жилого помещения в период военной службы и его постановке на соответствующий учет Чернореченской КЭЧ района, к заявлению не приложил.
Из сообщения ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ от 18.12.2012г. № следует, что Конощенко В.В. отказано в постановке его и членов его семьи на учет нуждающихся в получении жилого помещения в городе Самаре в связи с тем, что в период прохождения военной службы Конощенко В.В. и члены его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях в установленном порядке приняты не были, отсутствуют какие-либо документы, свидетельствующие о факте принятия истца и членов его семьи на жилищный учет, а действующий порядок, установленный приказом Министерства обороны РФ № от 2010 года не предусматривает принятие на учет нуждающихся в жилых помещениях уволенных ранее с военной службы граждан.
Указанное решение ответчика в установленном порядке оспорено не было.
Имеющиеся в личном деле рапорт Конощенко В.В. от ДД.ММ.ГГГГ о досрочном увольнении с просьбой поставить его на учет нуждающихся в жилых помещениях по избранному месту жительства в <адрес> или <адрес>, согласованный ДД.ММ.ГГГГ с командиром в/ч 21208, лист беседы с военнослужащим перед увольнением от июня 2005 года и представление от ДД.ММ.ГГГГ командира в/ч 21208 А. Керсова об увольнении Конощенко В.В. с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями, в которых также указано, что на указанную дату ДД.ММ.ГГГГ истец не обеспечен служебной жилой площадью по нормам, установленным законодательством, и желание военнослужащего быть обеспеченным жилым помещением по избранному месту жительства (л.л.7-9), суд не может принять во внимание как допустимые и достоверные доказательства обращения истца в войсковую часть и признании его нуждающимся в жилом помещении в виду следующего.
Как пояснили в судебном заседании свидетели Королев С.Ю., являющийся в спорный период времени начальником отделения кадров и строевого в/ч 21208, и Исрафилова Р.З., специалист отделения кадров в/ч 21208 до 2009 года, подпись в листе беседы и представлении стоит не Королева С.Ю., а его заместителя, которая и оформляла документы.
Между тем, в указанных документах указано, что беседу проводил лично командир в/ч 21208 А. Керсов, а присутствовал начальник отделения кадров войсковой части С. Королев.
В листе беседы и представлении содержится информация о выслуге лет в календарном и льготном исчислении военнослужащего Конощенко В.В. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, аналогичная что и на дату его увольнения в приказе командующего войсками Приволжско –Уральского военного округа от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении истца (л.д. 11), который был вынесен на два месяца позже названных документов. Вместе с тем, на момент оформления листа беседы и представления командиру войсковой части и сотруднику отделения кадров в/ч не могло быть известно о дате увольнения военнослужащего в связи с организационно-штатными мероприятиями и соответственно о выслуге лет истца на момент увольнения.
В выписке из приказа командующего войсками Приволжско –Уральского военного округа от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении истца (л.д. 11) в качестве основания увольнения указан рапорт от ДД.ММ.ГГГГ При этом, в представлении также имеется ссылка на обращение Конощенко В.В. с рапортом об увольнении от ДД.ММ.ГГГГ. Данный рапорт истца от ДД.ММ.ГГГГ в материалах личного дела военнослужащего отсутствует.
Между тем, на рапорте истца от ДД.ММ.ГГГГ, согласованном командиром в/ч 21208 и хранящимся в личном деле, отсутствует штамп входящей корреспонденции войсковой части 21208, что свидетельствует о том, что указанный документ не проходил через документооборот войсковой части.
В представлении от ДД.ММ.ГГГГ неправильно указано звание командира войсковой части 21208 А. Керсова на июнь 2005 года, вместо «генерал-майор» указано «полковник».
В связи с имеющимися противоречиями в представленных суду документах представителем ответчика заявлено ходатайство о назначении судебной технической экспертизы, которая определением суда от 14.10.2016г. назначена в ООО «МЛСЭ», на разрешение которой были поставлены вопросы о соответствии фактического времени выполнения документов – листа беседы со ст. прапорщиком Конощенко В.В. от июня 2005 года, рапорта на увольнение Конощенко В.В. от 11.03.2005г., представления командира войсковой части 21208 А. Керсова от 21.06.2005г. датам, указанным в листе беседы – июня 2005 года, представлении – 21.06.2005г., в рапорте – 11.03.2005г.
Из заключения эксперта № от 28.02.2017г. следует, что установить соответствие (несоответствие) фактического времени выполнения рапорта на увольнение Конощенко В.В. от 11.03.2005г., листа беседы со ст. прапорщиком Конощенко В.В. от июня 2005 года не представилось возможным. Фактическое время выполнения представления командира войсковой части 21208 А. Керсова на старшего прапорщика Конощенко В.В. от 21.06.2005г. в представленном на исследование виде не соответствует указанной дате 21.06.2005г., данный документ в представленном на исследование виде выполнен позже, не ранее 2010 года. Кроме того, на оборотной стороне первого и второго листов представления командира войсковой части 21208 А. Керсова на ст. прапорщиком Конощенко В.В. от 21.06.2005г. сначала были выполнены оттиски печати от имени Войсковой части 21208, а затем печатные реквизиты (распечатан текст и линии графления).
Допрошенная в качестве эксперта Набокина Е.С. в суде выводы экспертизы поддержала, указав, что рапорт и подписи командира в/ч выполнены гелиевыми ручками, самый верхний срок выветривания растворителей в пасте гелиевых ручек составляет максимально до 4-х лет. Растворитель штемпельной краски оттисков печати может удерживаться в документах максимально до 5-6 лет. В результате проведенного гжх-исследования установлено отсутствие растворителей в подписях от имени Конощенко В.В., С. Королева и А. Керсова в представленных документах, что сделало их непригодными для оценки времени выполнения, поэтому установить время их выполнения не представляется возможным.
Заключение является полным, всесторонним, дано в соответствии с Федеральным законом РФ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» от 31.05.2001г. № 73-ФЗ. В определении Самарского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ эксперты предупреждены об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения. Экспертное заключение надлежащим образом оформлено. Ходатайств о назначении повторной судебной экспертизы сторонами не заявлено. Оснований не доверять заключению эксперта Набокиной Е.С. у суда не имеется, ее выводы логичны и обоснованы.
Анализ названных выше обстоятельств, выводов заключения эксперта об изготовлении представления от ДД.ММ.ГГГГ не ранее 2010 года, имеющихся неточностей и несоответствий в представленных документах, отсутствие штампа входящей корреспонденции войсковой части 21208 на рапорте от ДД.ММ.ГГГГ, а также показаний свидетеля Исрафиловой Р.З. о том, что рапорт, лист беседы и представление были лично вшиты ею, как специалистом отдела кадров в/ч 21208, в личное дело военнослужащего в одно и тоже время одной нитью, позволяют суду прийти к выводу, что фактическое выполнение представленных документов не соответствуют дате их изготовления.
Между тем, в базе данных Чернореченской КЭЧ района, переданной ответчику, не содержится информация о постановке на учет истца в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в 1 отделе ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ какой-либо протокол заседания жилищной комиссии о признании истца нуждающимся в жилом помещении отсутствует. Указанный документ также не представлен войсковой частью 21208 и отсутствует в личном деле истца.
Иных допустимых и достоверных доказательств, подтверждающих постановку истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по избранному месту жительства на момент увольнения с военной службы, истцом суду не предоставлено.
Учитывая вышеизложенное, Конощенко В.В., не признанный в установленном законом порядке в период военной службы нуждающимся в жилом помещении, утратив статус военнослужащего после увольнения с военной службы, не вправе претендовать на предоставление жилищным органом Министерства Обороны РФ жилых помещений.
Вместе с тем, данные обстоятельства не препятствуют реализации права истцов на обеспечение жильем на общих основаниях в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, по решению органа самоуправления по месту жительства.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения иска не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Конощенко ВВ, Конощенко НВ, Конощенко АВ, Конощенко АВ к ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ о признании права на обеспечение жилым помещением и возложении обязанности включить в реестр лиц, нуждающихся в жилых помещениях, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Самарского областного суда через суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Судья О.П. Коваленко