Дело № 2-1894/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Воркутинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Круковской А.В.,
при секретаре судебного заседания Стасюк И.В.,
с участием представителя истца Бабенко С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Воркуте 23 октября 2017 года гражданское дело по иску Рубченкова С.К. к администрации МО ГО «Воркута» и Министерству строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми о признании права на социальную выплату для приобретения жилья за пределами г.Воркуты, восстановлении в списках граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, об обязании выдать ГЖС,
установил:
истец обратился в суд с иском к ответчикам, в котором просил признать его право на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами ... с датой постановки на учет 27.04.1993 по категории «инвалиды» с составом семьи 1 человек, обязать администрацию МО ГО «Воркута» восстановить его в очереди на получение жилищной субсидии (с учетом даты постановки на учет с 27.04.1993 по категории «инвалиды» и очередности предоставления жилищной субсидии), обязать Министерство строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства РК через администрацию МО ГО «Воркута» выдать государственный жилищный сертификат.
В обоснование исковых требований истец указал, что состоял на учете граждан, имеющих право на приобретение жилья за пределами г.Воркуты с составом семьи два человека включая его и супругу Рубченкову Е.Я.. Письмом от 28.04.2012 Минархстроя РК ему было отказано в выдаче государственного жилищного сертификата выпуска 2012 года, поскольку в собственности Рубченковой Е.Я. имеется квартира, расположенная по адресу: ..., которая приобретена в период брака и является совместной собственностью. С указанным отказом он не согласен, поскольку вышеуказанная квартира на основании договора приватизации перешла в собственность Рубченковой Е.Я. и не является совместно нажитым имуществом, следовательно, он имеет право на получение сертификата на состав семьи один человек. На момент постановки в очередь, а также при оформлении заявлений на участие в подпрограмме от ... и заявления на выдачу сертификата от ... у него в собственности не было жилья за пределами г.Воркуты.
Ответчик администрация МО ГО «Воркута» в письменном отзыве просил в удовлетворении исковых требований истца отказать, поскольку требования истца не основаны на законе. Указал, что Рубченков С.К. состоял в списках граждан, имеющих право на получение социальной выплаты с датой постановки на учет ... по категории «инвалиды» с составом семьи 2 человека, в том числе, включая его супругу Рубченкову Е.Я., и указывал её в заявлениях в 2008, 2009, 2010, 2011. При прохождении ежегодной перерегистрации истец не сообщил в Администрацию сведения о наличии в собственности его супруги жилых помещений за пределами РКС, в связи с чем, подлежал снятию с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, в связи с выявлением в представленных документах сведений не соответствующих действительности.
Ответчик Минстрой Республики Коми в отзыве просил в удовлетворении исковых требований истца отказать, указал, что в 2012 году Рубченков С.Н. являлся претендентом на получение социальной выплаты с составом семьи 2 человека, включая Рубченкову Е.Л.. Согласно представленной в 2012 году выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества от ..., Рубченкова Е.Я. имеет на праве собственности жилое помещение, расположенное по адресу: .... При этом истец, в период времени до даты снятия его с учета на получение социальной выплаты, а также при оформлении заявления (рапорта) об участии в подпрограмме, нотариально заверенного заявления (рапорта) о выдаче государственного жилищного сертификата, включал в состав своей семьи супругу Рубченкову Е.Я.. В заявлениях указывал, что в настоящее время он и члены его семьи жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации не имеют, однако указные сведения не соответствовали действительности, поскольку в собственности его супруги имелось жилое помещение за пределами .... Таким образом, Рубченков С.К. не исполнил свою обязанность о предоставлении регистрирующим органам достоверных сведений и лишил орган местного самоуправления возможности проверить в рамках предоставленных им полномочий, законность и обоснованность сохранения за ним права состоять на учете в соответствующей очереди на получение жилищного сертификата с заявленным составом семьи.
Истец в судебном заседании участия не принимал, просил дело рассмотреть без его участия.
Представитель истца в судебном заседании требования иска поддержал, просил его удовлетворить, указал, что квартира, принадлежащая супруге истца - Рубченковой Е.Я., является её личной собственностью и не может являться совместно нажитым имуществом. Также указал, что даже при наличии в собственности указанной жилой площади они оставались нуждающимися в улучшении жилищных условий. Права собственности на квартиру супруги истец не имеет. Эта квартира выделена супруге истца до вступления в брак по договору приватизации. Жилых помещений за переделами г.Воркуты на праве собственности у истца нет.
Администрация МО ГО «Воркута» и Минстрой Республики Коми, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании не участвовали, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со свидетельством ... ... Рубченков С.К. 23.04.1988 вступил в брак с Тимошенко Е.Я., после регистрации брака супруге присвоена фамилия Рубченкова.
Сведения о расторжении брака в материалах дела отсутствуют.
Судом установлено, что Рубченков С.К., ... года рождения, как заявитель состоял в общереспубликанских списках на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с датой постановки на учет 27.04.1993 по категории «инвалиды» с составом семьи два человека, включая супругу Рубченкову Е.Я..
Решением общественной комиссии по жилищным вопросам от 04.05.2012 (протокол ... от 04.05.2012) Рубченков С.К. снят с очереди на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами г. Воркуты, в соответствии с п.21 «д» Постановления Правительства от 10.12.2002 ... (приобретение жилья в других субъектах Российской Федерации).
Основанием для снятия с регистрационного учета послужила выписка из ЕГРП по Брянской области от ..., согласно которой супруга Рубченкова С.К. - Рубченкова Е.Я. имела в частной собственности жилой дом, полученный в порядке наследства, по адресу: ... ..., в период с 20.06.2011 – 20.06.2011 а также имеет в частной собственности квартиру по адресу: ..., с 28.07.2005.
Из материалов учетного дела Рубченкова С.К. следует, что в заявлении от 13.03.2007 Рубченков С.К. просил включить его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». В заявлении указано, что заявитель признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и состоит в очереди с 27.04.1993 в ГУП ПШС, является пенсионером, в настоящее время ни он, ни члены его семьи жилых помещений для постоянного проживания не территории Российской Федерации не имеют, кроме в г.Воркута. В составе своей семьи Рубченков С.К. указывал супругу - Рубченкову Е.Я..
В заявлениях о выделении жилищного сертификата от 30.01.2008, 24.02.2009, 24.02.2010 и 12.04.2011 Рубченков С.К. просил выделить ему жилищный сертификат на состав семьи из двух человек, в том числе и на супругу.
Решением общественной комиссии по жилищным вопросам администрации МО ГО «Воркута» от 22.04.2011 (протокол ... от 22.04.2011) очередь Рубченкова С.К. на основании его заявления от 12.04.2011 переведена в категорию инвалиды согласно дате постановки на учёт – 27.04.1993.
В заявлении (рапорте) от 26.03.2012 Рубченков С.К. просил выдать ему государственный жилищный сертификат для приобретения жилья на территории г.Москвы на состав семьи из двух человек, в том числе, супругу Рубченкову Е.Я., указав при этом что ни он, ни члены его семьи жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации не имеют кроме жилья в г.Воркута.
Из представленных в материалы дела выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним следует, что супруге истца Рубченковой Е.Я. на праве собственности принадлежат: с 1995 года на основании договора о передаче квартиры в собственность жилое помещение, расположенное по адресу: ..., площадь объекта 61,8 кв.м.; 1/5 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: ..., площадь объекта 44, 4 кв.м. на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 10.03.1992, дата прекращения права собственности – 20.06.2011.
Согласно договору на передачу квартиры в собственность граждан от 05.01.1995 Рубченкова Е.Я. безвозмездно приобрела в 100% собственность квартиру, состоящую из 4 комнат общей площадью 62,61 кв.м., в том числе жилой 47,5 кв.м. по адресу: ..., указанный договор в установленном законе порядке зарегистрирован в органах БТИ.
В соответствии с п.1 ст.256 ГК РФ и п.1 ст.34 СК РФ имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, если договором между ними не установлен иной режим этого имущества. К такому имуществу относятся, в том числе приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи независимо от того, на имя кого из супругов они приобретены (п.2 ст.34 СК РФ).
В соответствии со ст.36 СК РФ имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, а также имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар, в порядке наследования или по иным безвозмездным сделкам (имущество каждого из супругов), является его собственностью.
Сделка приватизации являлась бесплатной передачей жилого помещения из собственности муниципального образования ... в собственность Рубченковой Е.Я..
Таким образом, квартира, расположенная по адресу: ..., действительно, не является совместно нажитым супругами имуществом, поскольку является личным имуществом Рубченковой Е.Я., полученным ею в период брака по безвозмездной сделке.
Также не может быть признано совместно нажитым в период брака имуществом супругов Рубченковых 1/5 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: ..., поскольку имущество приобретено в порядке наследования Рубченковой Е.Я..
Несмотря на указанные обстоятельства, суд не может согласиться с доводами истца о том, что наличие в собственности супруги жилых помещений не должно влиять на его право на получение жилищного сертификата, поскольку в его собственности жилых помещений нет в силу следующего.
Переселение жителей Республики Коми, состоящих на учете в органах местного самоуправления северных городов и районов за счет средств федерального бюджета осуществляется в рамках реализации Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее - Закон №125-ФЗ от 21.10.2002), Подпрограммы и Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы».
Право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (ст.1 Закона №125-ФЗ от 21.10.2002).
Как ранее действующим законодательством - Положением о предоставлении гражданам РФ, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство и приобретение жилья, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 3.08.1996 N937, Федеральным законом №131-ФЗ от 25.07.1998 «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из Районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», так и нормами Федерального Закона от 25.10.2002 N125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" предусмотрено, что право на получение субсидий имеют граждане, наряду с наличием иных условий, которые не имеют жилья в других регионах Российской Федерации или нуждаются в его улучшении, и не получившие субсидии на эти цели.
Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 №879 (далее - Положение), устанавливает порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета на приобретение (строительство) жилья в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
В соответствии с пунктами 24, 25 Положения органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно утверждают единые списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, формируемые на основании списков, указанных в п. 17 настоящего Положения, которые являются основанием для предоставления социальных выплат для приобретения жилья.
Согласно п. 20 данного Положения в случае изменения условий, на основании которых указанные граждане были поставлены на учет, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления социальных выплат для приобретения жилья определяется с момента возникновения права на переход в другую категорию очередности, подтвержденного документами, приложенными к заявлению, представленному гражданином в соответствии с пунктом 17(1) настоящего Положения, а при возникновении права на переход в категорию граждан, к которой гражданин относился до изменения указанных условий, исходя из первоначальной очередности для этой категории).
Пунктом 21 Положения определено, что граждане снимаются с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в ряде случаев, включая такие как: в) выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений; д) приобретения (строительства) жилья в других субъектах Российской Федерации (кроме случаев приобретения (строительства) жилья за счет ипотечных кредитов при условии использования средств социальных выплат для приобретения жилья на погашение основной ссудной задолженности по указанным кредитам).
Необходимо учитывать, что снятие с учета по названному основанию возможно при предоставлении гражданином не любых недостоверных сведений, а лишь тех, предоставление которых преследовало цель создания искусственного мнения о наличии определенного права, требующего участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении его жильем.
Администрация МО ГО «Воркута» проводит перерегистрацию граждан, во время которой гражданин обязан подтвердить своё право состоять на учете на получение субсидии (социальной выплаты) или представить документы об изменившихся обстоятельствах.
При этом снятие гражданина с учета - не право, а обязанность соответствующего органа.
По смыслу указанных выше законодательных и нормативных актов граждане, состоящие на учете, обязаны представлять в орган, осуществляющий учет, сведения и документы, подтверждающие, что состояние нуждаемости не прекратилось, а уполномоченные органы вправе требовать представления соответствующих сведений, а также проверять наличие указанных обстоятельств.
Норами статьи 1 Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ и п.п. «з» п.5 Правил, предусмотрено, что право на получение субсидий имеют граждане, наряду с наличием иных условий, которые не имеют жилья в других регионах Российской Федерации или нуждаются в его улучшении, и не получившие субсидии на эти цели. Т.е. сохранение права за гражданином состоять в очереди на получение социальной выплаты возможно при условии, если и после приобретения жилья на собственные средства, гражданин при этом остался нуждающимся в улучшении жилищных условий. Члены семьи гражданина учитываются при постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат, а также при определении размера данной выплаты.
Таким образом, законом предусмотрено, что при определении факта нуждаемости в улучшении жилищных условий учитываются не только жилые помещения, принадлежащие непосредственно лицу, признаваемому нуждающимся, но и членам его семьи.
Члены семьи, желающие получить жилищную субсидию в составе лица, состоящего на учете граждан, имеющих право на получение социальной выплаты также должны отвечать требованиям об отсутствии у них на праве собственности жилых помещений за пределами г.Воркуты.
В соответствии с ч.4,5 статьи 50 Жилищного кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, которая устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Как было установлено судом в период с 1992 года по 20.06.2011 у супруги истца Рубченковой Е.Я. в собственности находилась 1/5 доля жилого дома по адресу: ... ..., площадь объекта 44, 4 кв.м. на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 10.03.1992 и с 1995 года по настоящее время она является собственником квартиры по адресу: ..., площадь объекта 61,8 кв.м..
По данным администрации Клетнянского района в соответствии с Жилищным кодексом РФ на территории Клетнянского городского поселения решением Клетнянского поселкового Совета народных депутатов утверждены учетная норма площади жилого помещения при принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма:1)согласно решения от 25.12.2007 №12-4 – учетная норма-18 кв.м общей площади жилого помещения на 1 чел., норма предоставления -18 кв.м. общей площади жилого помещения на 1 чел.;2)согласно решения от 20.11.2009 №2-5/2 –учетная норма – 14 кв.м. общей площади жилого помещения на 1 чел., норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на семью из двух человек -42 кв.м.; согласно решения от 18.12.2009 №3-9 с 01.12.2009 учетная норма -16 кв.м. общей площади жилого помещения на 1 чел.. До вступления в силу Жилищного кодекса РФ (01.03.2005) на территории поселка Клетня учетная норма и норма предоставления определялись в соответствии с ЖК РСФСР: учетная норма – 8кв.м. жилой площади на 1 чел., норма предоставления – 9 кв.м. жилой площади на 1 чел..
По сведениям администрации муниципального района «Город Людиново и Людиновский район» с 1995 года по 2005 год на территории МР «Город Людиново и Людиновский район» учетная норма жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, составила 12 кв.м. жилой площади на одного члена семьи.
Решением Городской Думы городского поселения №078-р от 06.12.2006 была установлена норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого из муниципального жилищного фонда по договору социального найма, в размере 14 кв.м общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Учетная норма площади жилого помещения, в целях постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых из муниципального жилищного фонда по договору социального найма, установлена в размере не более 10 кв.м общей площади на одного члена семьи.
Согласно материалам дела состав семьи Рубченкова С.К. составлял два человека – он и супруга.
Из чего следует, что при наличии у супруги истца в собственности квартиры и 1/5 доли жилого дома, расположенных за пределами районов Крайнего Севера и районов, приравненных к ним, с учетом заявленного и подтвержденного состава семьи 2 человека, истец и член его семьи перестали быть нуждающимися в жилом помещении, поскольку причитающаяся общая площадь на каждого члена семьи превысила установленную учетную норму.
Таким образом, истец и член его семьи подлежали снятию с учета и не подлежали перерегистрации с включением в единую созданную в администрации МО ГО «Воркута» очередь граждан, претендующих на получение жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами г.Воркуты.
Кроме того, следует отметить, что истец, являясь претендентом на получение жилищного сертификата и, заявляя супругу в качестве члена его семьи, как получателя жилищного сертификата, в администрацию МО ГО «Воркута» не сообщил о том, что в собственности его супруги имеется квартира и 1\5 доля жилого дома, расположенные за пределами районов Крайнего Севера, во всех заявлениях указывал об отсутствии жилых помещений как у него, так и у члена его семьи, чем не исполнил свою обязанность о предоставлении регистрирующим органам достоверных сведений, и продолжал состоять на учете в списках граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, тем самым лишил органы местного самоуправления возможности проверить в рамках предоставленных им полномочий, законность и обоснованность сохранения за ним и его семьей права состоять на учете в соответствующей очереди на получение жилищного сертификата. Данные обстоятельства, сами по себе являлись основанием, для снятия с учета в качестве, нуждающихся в переселении из районов Крайнего Севера.
При таких обстоятельствах, учитывая заявленный Рубченковым С.К. состав семьи, действия администрации МО ГО «Воркута» по снятию его с учета граждан имеющих право на получение жилищной субсидии, являются законными и обоснованными.
В силу п. 22 Положения снятие граждан с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья осуществляется органами, по решению которых граждане были поставлены на учет. В случае, если у указанных граждан после снятия с учета вновь возникло право на получение социальных выплат для приобретения жилья, их повторная постановка на учет производится на общих основаниях.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований истца о признании его права на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами г. Воркуты с датой постановки на учет 27.04.1993 по категории «инвалиды» с составом семьи 1 человек и возложении обязанности на администрацию МО ГО «Воркута» восстановить его в очереди на получение жилищной субсидии (с учетом даты постановки на учет с 27.04.1993 по категории «инвалиды» и очередности предоставления жилищной субсидии).
Также не подлежат удовлетворению исковые требования истца об обязании Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства РК через администрацию МО ГО «Воркута» выдать государственный жилищный сертификат, поскольку они являются производными требованиями от основных, в удовлетворении которых судом отказано.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Рубченкова С.К. к администрации МО ГО «Воркута» и Министерству строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми о признании права на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами г. Воркуты с датой постановки на учет 27.04.1993 по категории «инвалиды» с составом семьи 1 человек, об обязании администрации МО ГО «Воркута» восстановить его в очереди на получение жилищной субсидии (с учетом даты постановки на учет с 27.04.1993 по категории «инвалиды» и очередности предоставления жилищной субсидии) и об обязании Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства РК через администрацию МО ГО «Воркута» выдать государственный жилищный сертификат, -отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Воркутинский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения, которое изготовлено 27.10.2017.
Судья А.В. Круковская