Дело № 2-2279/2020
Решение
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«16» марта 2020 года
Одинцовский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Васиной Д.К.
при помощнике Зориковой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Дёминой Зои Константиновны к Администрации Одинцовского городского округа Московской области о прекращении права собственности, признании права собственности на самовольную постройку,
УСТАНОВИЛ:
Дёмина З.К. обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации Одинцовского городского округа Московской области о прекращении права собственности на помещение, назначение жилое, площадью 15,2 кв.м, этаж 1, по адресу: МО, АДРЕС о признании права собственности на часть жилого дома, назначение жилое, 1-этажный, общей площадью 75,6 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу АДРЕС.
В обоснование исковых требований истец сослался на то, что в 2015г. истцом была произведена реконструкция жилого дома (лит.А1), холодной пристройки (лит.а), после переоборудования площадь изменилась, разрешение на переоборудование не получалось. В 2016г. был осуществлен раздел жилого дома и прекращении общей долевой собственности между собственниками домовладения, однако при регистрации права истца не были учтены наименования объекта права и его этажность.
Представитель истца поддержала исковые требования в полном объёме.
Представитель ответчика и третьи лица в судебное заседание не явились, извещены.
Изучив материалы дела, выслушав представителя истца, суд приходит к следующему.
Согласно п. п. 1 - 3 ст. 222 ГК РФ самовольный постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В силу п. п. 1 и 4 ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В п. 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
Как следует из материалов дела, Дёминой З.К., на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 290 кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: АДРЕС.
Земельный участок принадлежит истцу на основании Постановления Главы администрации Волковского сельского Совета народных депутатов Одинцовского района Московской области от 30.11.1992 № 118, Постановления Главы администрации Волковского сельского округа Одинцовского района Московской области от 04.07.2000 № №
В границах указанного земельного участка расположен жилой дом, назначение жилое, 1-этажный, общей площадью 88,9 кв.м., адрес местонахождения: АДРЕС, на основании Постановления Главы администрации АДРЕС № от 15.11.1994г., Выписки из похозяйственной книги № от 12.02.2008г., доля в праве общей долевой собственности Деминой З.К. в жилом доме составляет 1/4.
В 2015 году истцом за свой счет и своими силами была произведена реконструкция жилого дома (лит.А1), холодной пристройки (лит.а). После переоборудования площади жилой комнаты № (лит.А 1) составила 8,9 кв.м., площадь жилой комнаты № (лит.а) составила 2,6 кв.м. Так же помещение № (лит.а4) было переоборудовано, ввиду чего площадь его стала составлять 10,8 кв.м. Разрешения на переоборудование истцом не случалось.
В 2016 году между сособственниками домовладения, расположенного по адресу: АДРЕС, Антоновой Н.Ю., Дёминой З.К. и Трифоновой И.В. было заключено соглашение о реальном разделе жилого дома и прекращении общей долевой собственности.
В соответствии с данным соглашением истцу, Дёминой З.К., в собственность было передано: лит.А 1 - часть жилой пристройки с отдельным входом, общей площадью жилых “смещений 15,2 кв.м., в том числе жилой площадью 10,2 кв.м., а также помещения вспомогательного назначения: лит.а - часть холодной пристройки (комнаты № и 4) площадью 11,6 кв.м., лит.а4 - остекленная веранда (комната №), площадью 11,0 кв.м., лит.а1
часть остекленной веранды (комната №), площадью 4,0 кв.м. Кроме того, Дёминой З.К. были переданы служебные постройки и сооружения: Г7 - беседка; Г12 - баня; Г13 - предбанник; Г15 - сарай; Г2 - уборная; Г8 – 1/2 колодца.
Раздел жилого дома произведен в соответствии с техническим паспортом №- /5700 от 10.09.2007г., выданным Звенигородским отделом Одинцовского филиала ГУП МО МОБТИ» ГУП Московской области «Московское областной бюро технической инвентаризации».
Однако, согласно свидетельства о государственной регистрации права, выданного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области 15.07.2016 года сделана запись о регистрации права №, на объект права - помещение, назначение жилое, площадь 15,2 кв.м., этаж: 1, с кадастровым номером №, адрес местонахождения: АДРЕС.
При регистрации права истца не были учтены документы технического описания объекта, а именно технический паспорт № от 25.09.2015г., выданный Звенигородским отделом Одинцовского филиала ГУП МО «МОБТИ», согласно которого наименование объекта права - жилой дом, а также не верно указана его площадь.
При обращении в Администрацию Одинцовского муниципального района Московской области (Администрация Одинцовского городского округа Московской области) 3-му лицу, Антоновой Н.Ю., было отказано в получении разрешения на строительство и акта ввода объекта недвижимого имущества в эксплуатацию, поскольку на основании представленных документов, а именно материалов технической инвентаризации, вышеуказанный объект недвижимости расположен в границах земельного участка с кадастровым номером № и представляет собой отдельно стоящий жилой дом, имеющий фундамент, независимые стены и кровлю, что позволяет его рассматривать как объект соответствующий требованиям ч.39 ст.1 Градостроительного кодекса РФ. То есть ответчиком, при рассмотрении материалов технической инвентаризации, установлен и признан факт того, что объекты с кадастровыми номерами № и № являются отдельно стоящими жилыми домами, имеющими отдельные фундаменты, независимые стены и кровли.
Одноэтажный жилой дом (1908г. постройки) с кадастровым номером № не нарушает прав и интересов других лиц, соответствует требованиям строительных и градостроительных нормативов, сохранение постройки не создает угрозы жизни и здоровью граждан.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат возврату.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Прекратить право собственности Дёминой Зои Константиновны на помещение, назначение жилое, площадью 15,2 кв.м, этаж 1, по адресу: АДРЕС
Признать право собственности Дёминой Зои Константиновны на жилой дом, назначение жилое, 1 – этажный, общей площадью 75,6 м? с кадастровым номером №, расположенного по адресу АДРЕС.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Одинцовский городской суд в течение месяца со дня постановления решения в окончательной форме.
Судья Д.К. Васина
Мотивированный текст решения изготовлен 17 марта 2020 года.