РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 ноября 2015 года г. Ногинск
Ногинский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Кириченко А.Ю.,
с участием прокурора Паученко Т.И.,
при секретаре Загузове С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Семёнова А. Е. к Главному Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Московской области, Межмуниципальному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации «Ногинское» о признании незаконным заключения служебной проверки, признании незаконными и подлежащими отмене приказов, о восстановлении на службе,
УСТАНОВИЛ:
Истец Семёнов А.Е. обратился в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства:
с 2004 года он проходил службу в Межмуниципальном управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации «Ногинское».
В начале 2013 года ему было предложено проходить службу в подразделении ОИАЗ, при этом, в связи с отсутствием штатной должности инспектора ОИАЗ, ему было предложено подписать контракт от ДД.ММ.ГГГГ о прохождении службы в должности инспектора ППСП мобильного взвода в составе отдельной роты ППСП МУ МВД России «Ногинское».
С должностной инструкцией инспектора ППСП мобильного взвода в составе отдельной роты ППСП МУ МВД России «Ногинское» он ознакомлен не был и, фактически выполнял обязанности инспектора ОИАЗ, работая в указанном подразделении.
С ДД.ММ.ГГГГ, в связи с проведением организационно-штатных мероприятий руководством МУ МВД «Ногинское», на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ ГУ МВД России по Московской области, он был выведен за штат и, передан в распоряжение ГУ МВД России по Московской области.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он находился на амбулаторном и стационарном лечении.
ДД.ММ.ГГГГ он был направлен руководством, для прохождения медосвидетельствования ВВК.
ДД.ММ.ГГГГ по почте он получил письмо, из которого следовало, что приказом от ДД.ММ.ГГГГ его уволили и, он может явиться за получением трудовой книжки и приказа об увольнении.
ДД.ММ.ГГГГ он прибыл в МУ МВД России «Ногинское», где получил копию выписки из приказа ГУ МВД России по Московской области № л/с от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении и, трудовую книжку.
Основанием, для увольнения, указанным в приказе послужило заключение служебной проверки МУ МВД России «Ногинское», а также, приказ ГУ МВД России по Московской области № л/с от ДД.ММ.ГГГГ года.
Поскольку истец находился в распоряжении ГУ МВД России по Московской области, а также, на больничном, после чего был направлен на обследование ВВК, о проводимой служебной проверке не уведомлялся, с его заключением его на знакомили, по его мнению, проверка в отношении него является незаконной.
Основываясь на указанных обстоятельствах, истец Семёнов А.Е. просит суд:
- признать незаконным заключение служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ МУ МВД России «Ногинское» в отношении него,
- признать незаконными и отменить приказы ГУ МВД России по Московской области в отношении него - № л/с от ДД.ММ.ГГГГ и № л/с от ДД.ММ.ГГГГ года,
- восстановить его на службе в органах внутренних дел.
В судебном заседании истец Семёнов А.Е.(далее по тексту решения - Истец) исковые требования поддержал полностью, дал объяснения аналогичные содержанию иска(т.1-л.д.2-4).
Представитель Истца, действующий на основании ордера(т.1-л.д.81) – адвокат Иванов Д.А., в судебном заседании поддержал позицию доверителя, представил письменные доводы(т.2-л.д.17-23), которые поддержал в устной форме.
Представитель ответчика – Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Московской области(далее – ГУ МВД), действующий на основании доверенности(т.1-л.д.30) – Серокуров И.В., в судебном заседании исковые требования не признал, представил письменные возражения(т.1-л.д.82-84), которые поддержал в устной форме.
Представитель ответчика – Межмуниципального управления Министерства внутренних дел Российской Федерации «Ногинское»(далее – МУ МВД РФ «Ногинское»), действующая на основании доверенности(т.1-л.д.31) – Ахтырская О.В., в судебном заседании исковые требования не признала, представила письменные возражения(т.1-л.д.40-44), которые поддержала в устной форме.
Свидетель ФИО суду показал, что он является помощником начальника МУ МВД – начальником ОРЛС, Семёнов А.Е. является бывшим сотрудником, находящимся в распоряжении ГУ МВД.Ему начальникомМУ МВД было поручено провести служебную проверку в отношении Семёнова А.Е., который был отстранен от исполнения должностных обязанностей, в связи с возбуждением в отношении него уголовного дела, до окончания проверки. У Семёнова А.Е. были отобраны объяснения о причинах невыхода на службу. К нему лично Семёнов обращался несколько раз, знает, что Семёнов предъявлял больничные листы и справки в отдел кадров. Семёнов на службу не выходил, но приходил в МУ МВД и к исполнению должностных обязанностей не приступал. Он лично говорил Семёнову, что его руководителем является Первушин, который должен давать ему распоряжения, но Семёнов к нему не являлся. Ни каких бесед с Семёновым не проводилось. В связи с проведением служебной проверки, у Семёнова ДД.ММ.ГГГГ изъяли служебное удостоверение, которое находилось у него на хранении, чтобы, когда Семёнова уволят, он его не оставил у себя. В итоге Семёнова А.Е. уволили за прогулы.
Свидетель ФИО суду показала, что ранее работала в МУ МВД России «Ногинское» в должности заместителя ОРЛС, Семёнов А.Е. является бывшим сотрудником, находящимся в распоряжении ГУ МВД. Ей известно, что на основании ее рапорта по поводу отсутствия на службе Семёнова А.Е., проводилась служебная проверка, которая была поручена ей, т.к. ФИО находился в отпуске. После того, как он вышел из отпуска, она передала все материалы ему, для окончания служебной проверки и составления заключения. Ей известно, что Семёнова Д.В. зачислили в распоряжение ГУ МВД, беседа с ним не проводилась.
Исследовав и оценив доводы сторон, свидетелей, заключение прокурора, письменные доказательства, материал служебной проверки(Приложение), судом установлено следующее:
В силу ст. 56, 60 ГПК РФ каждая сторона должна доказать обстоятельства на которые ссылается в обоснование своих требований и возражений. Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Поскольку истец проходил службу в органах внутренних дел, трудовые правоотношения между сторонами, возникшие в результате прохождения службы, регулируются специальными нормативными актами: Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 3-ФЗ "О полиции", а также Трудовым кодексом Российской Федерации в той части, в какой они не урегулированы вышеперечисленными специальными нормативными актами.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 3-ФЗ "О полиции" служба в полиции осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, с учетом положений настоящего Федерального закона.
Вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, в том числе основания и порядок прекращения прохождения данной службы, порядок наложения дисциплинарных взысканий на сотрудников полиции урегулированы Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии со ст. 4 ФЗ РФ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», служба в органах внутренних дел осуществляется в соответствии с основными принципами построения и функционирования системы государственной службы Российской Федерации, установленными Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации".
Принципами службы в органах внутренних дел являются:
1) единоначалие и субординация (подчиненность) на службе в органах внутренних дел;
2) обязательный профессиональный отбор при равном доступе граждан к службе в органах внутренних дел и создание возможностей для продвижения по службе независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами сотрудника органов внутренних дел;
3) взаимосвязь ограничений, обязанностей, запретов, ответственности на службе в органах внутренних дел и социальных гарантий сотрудника органов внутренних дел (далее также - сотрудник).
Принципы службы в органах внутренних дел реализуются при соблюдении следующих положений:
1) сотрудник органов внутренних дел в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации, никто не имеет права вмешиваться в законную деятельность сотрудника, кроме лиц, прямо уполномоченных на то федеральным законом;
2) сотрудник органов внутренних дел при выполнении служебных обязанностей подчиняется только прямым руководителям (начальникам). Прямыми руководителями (начальниками) сотрудника являются руководители (начальники), которым он подчинен по службе, в том числе временно; ближайший к сотруднику прямой руководитель (начальник) является его непосредственным руководителем (начальником); сотрудники, не подчиненные друг другу по службе, могут быть старшими или младшими по подчиненности; старшинство сотрудников определяется замещаемой должностью, а в случае, если сотрудники замещают равнозначные должности, - по специальному званию;
3) обязательным для сотрудника органов внутренних дел является выполнение приказов и распоряжений руководителей (начальников), отданных в установленном порядке и не противоречащих федеральному закону;
4) ограничение прав и свобод человека и гражданина в отношении сотрудника органов внутренних дел допускается федеральным законом в той мере, в какой это необходимо для выполнения задач, связанных с защитой основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, и для обеспечения безопасности государства;
5) сотрудник органов внутренних дел не вправе отказаться от выполнения своих служебных обязанностей, если эти обязанности предусмотрены контрактом о прохождении службы в органах внутренних дел или должностным регламентом (должностной инструкцией) и для выполнения этих обязанностей приняты необходимые меры безопасности.
В соответствии со ст.10 вышеуказанного Закона, сотрудник органов внутренних дел - гражданин, который взял на себя обязательства по прохождению федеральной государственной службы в органах внутренних дел в должности рядового или начальствующего состава и которому в установленном настоящим Федеральным законом порядке присвоено специальное звание рядового или начальствующего состава.
Сотруднику органов внутренних дел выдаются служебное удостоверение и специальный жетон с личным номером.
Служебное удостоверение сотрудника органов внутренних дел является документом, подтверждающим личность сотрудника, его принадлежность к федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальному органу или подразделению, должность и специальное звание сотрудника.
Служебное удостоверение сотрудника органов внутренних дел подтверждает его право на ношение и хранение огнестрельного оружия и (или) специальных средств, иные права и полномочия, предоставленные сотруднику законодательством Российской Федерации.
Права сотрудника органов внутренних дел регламентированы ст.11 вышеуказанного Закона, к которым в том числе относятся право на:условия, необходимые для выполнения служебных обязанностей и профессионального развития;на ознакомление с должностным регламентом (должностной инструкцией) и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности, с критериями оценки эффективности выполнения служебных обязанностей, показателями результативности служебной деятельности и условиями продвижения по службе в органах внутренних дел; на ознакомление с отзывами о его служебной деятельности и другими определенными федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел документами до внесения их в личное дело, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов.
Права сотрудника органов внутренних дел, которому присвоено специальное звание полиции, определяются также Федеральным законом "О полиции".
Права сотрудника органов внутренних дел по замещаемой должности в органах внутренних дел определяются должностным регламентом (должностной инструкцией).
В соответствии с ч.1 ст. 49 вышеуказанного Закона, нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав.
В соответствии с п.2 ч.2 ст. 49 вышеуказанного Закона, грубым нарушением служебной дисциплины сотрудником органов внутренних дел является отсутствие сотрудника по месту службы без уважительных причин более четырех часов подряд в течение установленного служебного времени.
По правилам п.6 ч.1 ст.50 указанного Закона, на сотрудника органов внутренних дел в случае нарушения им служебной дисциплины, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, может бытьналожено дисциплинарное взыскание - увольнение со службы в органах внутренних дел.
До наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника органов внутренних дел, привлекаемого к ответственности, должно быть затребовано объяснение в письменной форме. Перед наложением дисциплинарного взыскания по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя в соответствии со статьей 52 настоящего Федерального закона может быть проведена служебная проверка (ч. 8).
В соответствии со ст. 52 указанного Закона, служебная проверка проводится по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя при необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона, а также по заявлению сотрудника.
При проведении служебной проверки в отношении сотрудника органов внутренних дел должны быть приняты меры по объективному и всестороннему установлению:
1) фактов и обстоятельств совершения сотрудником дисциплинарного проступка;
2) вины сотрудника;
3) причин и условий, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка;
4) характера и размера вреда, причиненного сотрудником в результате совершения дисциплинарного проступка;
5) наличия или отсутствия обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в органах внутренних дел.
Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника органов внутренних дел, в отношении которого проводится служебная проверка, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время отсутствия сотрудника на службе по иным уважительным причинам.
Результаты служебной проверки представляются руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки, в письменной форме в виде заключения не позднее чем через три дня со дня завершения проверки.
Указанное заключение утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем, принявшими решение о проведении служебной проверки, не позднее чем через пять дней со дня представления заключения.
Сотрудник органов внутренних дел, в отношении которого проводится служебная проверка:
1) обязан давать объяснения в письменной форме по обстоятельствам проведения служебной проверки, если это не связано со свидетельствованием против самого себя;
2) имеет право:
а) представлять заявления, ходатайства и иные документы;
б) обжаловать решения и действия (бездействие) сотрудников, проводящих служебную проверку, руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки;
в) ознакомиться с заключением по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну;
г) потребовать провести проверку своих объяснений с помощью психофизиологических исследований (обследований).
В заключении по результатам служебной проверки указываются:
1) установленные факты и обстоятельства;
2) предложения, касающиеся наложения на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания.
Заключение по результатам служебной проверки подписывается лицами, ее проводившими, и утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем, принявшими решение о проведении служебной проверки.
Организация работы по проведению служебных проверок в территориальных органах МВД России определена Порядком проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 161, в силу п. 3 которого служебная проверка проводится в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 3-ФЗ "О полиции", Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1377. Проведение служебной проверки может быть поручено как отдельному сотруднику (п. 14 Порядка), так и комиссии в составе не менее трех сотрудников (п. 24, п. 26 Порядка).
В соответствии с п.39 Дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1377, сотрудник привлекается к дисциплинарной ответственности только за то нарушение служебной дисциплины, в совершении которого установлена его вина.
Пунктами 36 и 37 Дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, установлено, что основанием для наложения на сотрудника дисциплинарного взыскания, которое объявляется приказом, является нарушение им служебной дисциплины, если иное не предусмотрено Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и другими федеральными законами; до наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника, привлекаемого к ответственности, должно быть затребовано объяснение в письменной форме, в случае отказа дать которое составляется соответствующий акт.
ДД.ММ.ГГГГСемёнов А.Е. заключил с МУ МВД РФ «Ногинское» контракт(т.1-л.д.45-46) о службе в органах внутренних дел в должности инспектора ППСП мобильного взвода в составе ОР ППСП Межмуниципального управления МВД России «Ногинское».
Условия, необходимые, для выполнения сотрудником служебных обязанностей и профессионального развития, обязался обеспечить начальник МУ МВД России «Ногинское» - ФИО
Приказом начальника МУ МВД «Ногинское» № л/с от ДД.ММ.ГГГГ года(т.1-л.д.47) Семёнов А.Е. принят на службу в органах внутренних дел в должности инспектора ППСП мобильного взвода в составе ОР ППСП Межмуниципального управления МВД России «Ногинское».
Приказом ГУ МВД № от ДД.ММ.ГГГГ года(т.1-л.д.85-90) утвержден Перечень изменений в штатных расписаниях подчиненных ГУ МВД России по Московской области территориальных органов МВД России на районном уровне, утвержденных приказом ГУ МВД от ДД.ММ.ГГГГ №45.
Из указанного Перечня следует, что отдельная рота патрульно-постовой службы полиции ликвидирована.
ДД.ММ.ГГГГ Семёнов А.Е. был уведомлен о сокращении его должности, в связи с проведением организационно-штатных мероприятий в соответствии с приказом ГУ МВД России по Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организационно-штатных вопросах»(т.1-л.д.48).
Приказом ГУ МВД № л/с от ДД.ММ.ГГГГ года(т.1-л.д.91-93) Семёнов А.Е. – инспектор ППСП мобильного взвода в составе отдельной роты ППСП МУ МВД России «Ногинское», с ДД.ММ.ГГГГ, с сохранением ранее установленных надбавок и выплат, зачислен в распоряжение ГУ МВД России по Московской области.
Приказом ГУ МВД России по Московской области № от ДД.ММ.ГГГГ года(т.1-л.д.205), с ДД.ММ.ГГГГ сотрудники ППСП территориальных органов МВД России на районном уровне, подчиненные ГУ МВД России, должности которых сокращены в связи с изданием приказа ГУ МВД от 24 сентября № «Об организационно-штатных вопросах», зачислены в распоряжение ГУ МВД России по Московской области(п.1).
Этим же приказом(п.2), установлено, что указанные сотрудники выполняют служебные обязанности по ранее замещаемым должностям по месту дислокации У(О)МВД.
Начальникам У(О)МВД в порядке, установленном ФЗ РФ «О службе в
органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» обеспечить:
прохождение службы сотрудниками, зачисленными в распоряжение в соответствии с настоящим приказом(п.3),
предоставление в ОК УРЛС ГУ МВД не позднее, чем за 10 календарных дней до окончания сроков нахождения в распоряжении ГУ МВД документов, необходимых, для принятия решения о назначении на должность, увольнения со службы или переводе по службе в органах внутренних дел Российской Федерации в отношении сотрудников, зачисленных в распоряжение в соответствии с настоящим приказом(п.3.4).
УРЛС ГУ МВД (ФИО) совместно с начальником У(О) МВД в установленном порядке принять меры по решению вопросов об условиях дальнейшего прохождения службы сотрудников, указанных в п.1(п.4).
Из рапорта заместителя начальника ОРЛС МУ МВД России «Ногинское» ФИО от ДД.ММ.ГГГГ на имя начальника МУ МВД России «Ногинское»(т.1-л.д.49) следует, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время старший лейтенант полиции ФИО не приступил к исполнению служебных обязанностей. Об отсутствии на службе уведомлял, но с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, информации о наличии уважительных причин и документов не представил.
На указанном рапорте в левом углу имеется резолюция: «ФИО провести служебную проверку».
ДД.ММ.ГГГГ помощник начальника МУ МВД начальником ОРЛС подполковником внутренней службы ФИО на основании указания начальника МУ МВД полковника полиции А.Н. Фёдорова от ДД.ММ.ГГГГ, проведена служебная проверка по факту грубого нарушения служебной дисциплины находящимся в распоряжении ГУ МВД России по Московской области, бывшим инспектором ППСП мобильного взвода в составе ОР ППСП МУ МВД России «Ногинское» старшим лейтенантом полиции ФИО(т.1-л.д.50-54).
Права по должности начальника отдела по работе с личным составом майора внутренней службы ФИО определены должностной инструкцией помощника начальника МУ МВД России «Ногинское» (т.1-л.д.240-245) в совокупности с Положением об отделе по работе с личным составом МУ МВД России «Ногинское»(т.2-л.д.1-16), в которой указано, что он имеет право(в том числе), согласовывать заключения по результатам служебных проверок, вносит предложения начальнику МУ МВД о привлечении виновных сотрудников к ответственности. Право проведения служебной проверки должностной инструкцией не предусмотрено.
При этом, из должностной инструкции заместителя начальника отдела по работе с личным составом МУ МВД России «Ногинское» ФИО(т.1-л.д.246-249) следует, что в соответствии с приказом начальника МУ МВД проводит служебные проверки в отношении личного состава ОРЛС или МУ МВД, в части его должностных обязанностей.
Согласно Приказу Министерства внутренних дел Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка проведения служебных проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации», зарегистрированному в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ N 28587, 5. служебная проверка проводится по решению Министра внутренних дел Российской Федерации, заместителя Министра, руководителя (начальника) органа, организации или подразделения МВД России, заместителя руководителя (начальника) территориального органа МВД России на окружном, межрегиональном или региональном уровнях, руководителя (начальника) структурного подразделения территориального органа МВД России на окружном, региональном уровнях, в составе которого имеется кадровое подразделение, в отношении сотрудника органов внутренних дел, подчиненного ему по службе (п.5).
Судом установлено, что вышеуказанным приказом ГУ МВД № л/с от ДД.ММ.ГГГГ года(т.1-л.д.91-93) Семёнов А.Е. – инспектор ППСП мобильного взвода в составе отдельной роты ППСП МУ МВД России «Ногинское», с ДД.ММ.ГГГГ, с сохранением ранее установленных надбавок и выплат, зачислен в распоряжение ГУ МВД России по Московской области.
Таким образом, поскольку должность Семёнова А.Е. в МУ МВД была сокращена, суд приходит к выводу, что в соответствии с вышеуказанным приказом, он не находился в подчинении МУ МВД, поскольку был зачислен в распоряжение ГУ МВД, вследствие чего, служебную проверку в отношении него должно было проводить ГУ МВД или же, по поручению ГУ МВД – МУ МВД, где Семёнову А.Е. было определено место прохождения службы.
Согласно п.п.15,16,17Приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка проведения служебных проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации», зарегистрированному в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ N 28587, решение о проведении служебной проверки должно быть принято не позднее двух недель с момента получения соответствующим руководителем (начальником) информации, являющейся основанием для ее проведения.
В соответствии с частью 4 статьи 52 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении.
В срок проведения служебной проверки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время отсутствия сотрудника на службе по иным уважительным причинам, подтвержденные соответствующей справкой кадрового подразделения органа, организации или подразделения МВД России.
В соответствии с ч.6 ст.51 ФЗ РФ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», дисциплинарное взыскание должно быть наложено не позднее чем через две недели со дня, когда прямому руководителю (начальнику) или непосредственному руководителю (начальнику) стало известно о совершении сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, а в случае проведения служебной проверки или возбуждения уголовного дела - не позднее чем через один месяц со дня утверждения заключения по результатам служебной проверки или вынесения окончательного решения по уголовному делу. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке.
Согласно ч.8 ст.51 ФЗ РФ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», до наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника органов внутренних дел, привлекаемого к ответственности, должно быть затребовано объяснение в письменной форме. В случае отказа сотрудника дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Перед наложением дисциплинарного взыскания по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя в соответствии со статьей 52 настоящего Федерального закона может быть проведена служебная проверка.
Судом установлено, что Семёнову А.Е. вменяется отсутствие на службе в периоды: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, как прогулы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Заключение служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ утверждено начальником МУ МВД России «Ногинское» ДД.ММ.ГГГГ(т.1-л.д.33).
ДД.ММ.ГГГГ у Семёнова А.Е. отобраны объяснения по факту отсутствия его на службе ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ(т.1-л.д.56).
Объяснений отсутствия Семёнова А.Е. на службе в периоды ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ не отбирались, акты об отказе дать объяснения не составлялись.
Согласно приказу ГУ МВД № л/с от ДД.ММ.ГГГГ года(т.1-л.д.38-39) Семёнов А.Е. привлечен к дисциплинарной ответственности в виде увольнения.
Согласно выписке из приказа ГУ МВД № л/с от ДД.ММ.ГГГГ года(т.1-л.д.212) Семёнов А.Е. уволен и исключен из реестра сотрудников органов внутренних дел.
Таким образом, дисциплинарное взыскание на Семёнова А.Е., наложено с нарушением, установленного с ч.6 ст.51 ФЗ РФ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» срока. При этом в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Семёнов А.Е. временной нетрудоспособным не является, в отпуске или в командировке не находился.
При вынесении решения суд обращает внимание на то, что ДД.ММ.ГГГГ Семёнов А.Е. получил направление № на медицинское освидетельствование(т.1-л.д.218-219), а также, на то, что ДД.ММ.ГГГГ(почтовый штемпель) Семёнову А.Е. МУ МВД направлено первичное уведомление об увольнении от ДД.ММ.ГГГГ(т.1-л.д.221,223).
При этом, суд соглашается с позицией Истца о том, что из многочисленных актов личного дела(личное дело –л.33-101), в том числе: ДД.ММ.ГГГГ(ЛД-л.100), ДД.ММ.ГГГГ(ЛД-л.89), ДД.ММ.ГГГГ(ЛД-л.78), период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ(ЛД-л.53-67), ДД.ММ.ГГГГ(ЛД-л.42), следует присутствие Семёнова А.Е. на службе и, отказ его от подписи в подтверждение отсутствия на рабочем месте, что ставит под сомнение представленные доказательства, как допустимые и полученные в соответствии с требованиями закона, в связи с чем, суд отвергает их, а к позиции ответчиков относится критически, поскольку, ответчики фактически в ходе служебной проверки, признали уважительности причин отсутствия Семёнова А.Е. на службе в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, за исключением вышеуказанного периода.
Порядок зачисления сотрудника органов внутренних дел в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения и порядок нахождения сотрудника в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Согласно Приказу МВД России № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка зачисления и нахождения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в распоряжение органов внутренних дел Российской Федерации», зарегистрированного в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ N 28234, сотрудник может находиться в распоряжении в течение сроков, установленных частью 11 статьи 36 Закона о службе. В срок нахождения сотрудника в распоряжении не засчитываются периоды временной нетрудоспособности и нахождения в отпуске, предусмотренные Законом о службе(п.4).
В соответствии с ч.11 ст.36 ФЗ РФ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», сотрудник органов внутренних дел может находиться в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения в течение следующего срока: не более двух месяцев - в случаях, предусмотренных пунктами 1(упразднение (ликвидация) территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или подразделения либо сокращение замещаемой сотрудником должности в органах внутренних дел) и 3 части 10 настоящей статьи (проведение процедуры увольнения сотрудника со службы в органах внутренних дел).
Согласно Приказу МВД России № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка зачисления и нахождения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в распоряжение органов внутренних дел Российской Федерации», в период нахождения сотрудника в распоряжении руководителем (начальником) подразделения центрального аппарата МВД России, территориального органа, организации, подразделения МВД России, руководителем (начальником), поручения которого выполняет сотрудник, кадровым подразделением в установленном порядке проводятся мероприятия по переводу сотрудника на другую должность в органах внутренних дел либо увольнению его со службы в органах внутренних дел(п.5).
Судом установлено, что должность Семёнова А.Е. в МУ МВД, в связи с ликвидацией отдельной роты патрульно-постовой службы полиции, сокращена.
Таким образом, в распоряжении ГУ МВД России Семёнов А.Е. должен был находиться в соответствии со сроками, установленными вышеприведенными нормами закона, т.е. не более двух месяцев.
При этом, если следовать буквальному толкованию содержания приказов ГУ МВД № от ДД.ММ.ГГГГ года, № от ДД.ММ.ГГГГ и приказа об увольнении № л/с от ДД.ММ.ГГГГ года, Семёнов А.Е. находился в распоряжении ГУ МВД России в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, руководителем (начальником), поручения которого он должен был выполнять, кадровым подразделением в установленном порядке переведен на другую должность в органах внутренних дел либо уволен со службы в органах внутренних дел, не был.
Согласно Приказу МВД России № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка зачисления и нахождения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в распоряжение органов внутренних дел Российской Федерации», зачисление сотрудника в распоряжение оформляется приказом(п.11).
В приказе о зачислении в распоряжение указываются основание для зачисления сотрудника в распоряжение, дата зачисления в распоряжение, перечень и размеры дополнительных выплат в период нахождения в распоряжении в соответствии с частью 23 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <1>, а также возложение на сотрудника служебных обязанностей по ранее замещаемой должности и (или) его служебное место или определяется руководитель (начальник), который будет давать сотруднику поручения и (или) определять его служебное место(п.12).
Перечень поручений руководителя (начальника), которые будет выполнять сотрудник, находящийся в распоряжении, а также служебное место в случае, если руководитель (начальник) уполномочен его определить, оформляются правовым актом указанного руководителя (начальника) (п. 14).
С приказом (выпиской из приказа) о зачислении в распоряжение сотрудник ознакомляется под расписку в течение пяти рабочих дней с даты его издания, а при невозможности ознакомления - копия приказа (выписка из приказа) направляется сотруднику по почте(п.15).
В случае отказа сотрудника от ознакомления с приказом (выпиской из приказа) о зачислении в распоряжение составляется соответствующий акт в произвольной форме(п.16).
При ознакомлении сотрудника с приказом (выпиской из приказа) о зачислении в распоряжение кадровым подразделением с участием непосредственного руководителя (начальника) проводится беседа, в ходе которой сотруднику, зачисленному в распоряжение, разъясняются порядок и особенности прохождения службы во время нахождения в распоряжении, права, обязанности и гарантии социальной защиты. При необходимости к участию в беседе привлекаются представители правовых (юридических), медицинских и финансовых подразделений(п.17).
Результаты беседы отражаются в листе беседы, составляемом в произвольной форме. В случае отказа сотрудника от участия в беседе составляется соответствующий акт в произвольной форме(п.18).
Как следует из выписки из приказа ГУ МВД № л/с от ДД.ММ.ГГГГ года(т.1-л.д.203) указанный приказ поступил в МУ МВД ДД.ММ.ГГГГ(вх.№ л/с).
Судом установлено, что на основании вышеуказанного приказа ГУ МВД № л/с от ДД.ММ.ГГГГ года(т.1-л.д.91-93)Семёнов А.Е. – инспектор ППСП мобильного взвода в составе отдельной роты ППСП МУ МВД России «Ногинское», с ДД.ММ.ГГГГ, с сохранением ранее установленных надбавок и выплат, зачислен в распоряжение ГУ МВД России по Московской области.
Кроме этого, суд при вынесении решения, обращает внимание, что временная должностная инструкция находящегося в распоряжении ГУ МВД России по Московской области, бывшего инспектора ППСП мобильного взвода в составе отдельной роты патрульно-постовой службы полиции Межмуниципального управления Министерства внутренних дел Российской Федерации «Ногинское» старшего лейтенанта полиции Семёнова А.Е. утверждена и.о. начальника МУ МВД России «Ногинское» ДД.ММ.ГГГГ(ЛД-л.8-11), в то время, как сотрудники ППСП территориальных органов МВД России на районном уровне, подчиненные ГУ МВД России, должности которых сокращены, в связи с изданием приказа ГУ МВД № от ДД.ММ.ГГГГ «Об организационно-штатных вопросах», зачислены в распоряжение ГУ МВД России по Московской области приказом ГУ МВД № от ДД.ММ.ГГГГ года(т.1-л.д.205).
Кроме этого, с временной инструкцией Семёнова А.Е. не ознакомили, что ответчиками не оспаривается.
Также, вопреки установленному Порядку зачисления сотрудника органов внутренних дел в распоряжение и, вышеуказанному приказу № от ДД.ММ.ГГГГ УРЛС ГУ МВД(ФИО) совместно с начальником У(О) МВД в установленном порядке не приняли мер по решению вопросов об условиях дальнейшего прохождения службы сотрудниками ППСП территориальных органов МВД России на районном уровне, подчиненных ГУ МВД России, должности которых сокращены, в связи с изданием приказа ГУ МВД № от ДД.ММ.ГГГГ «Об организационно-штатных вопросах», о чем свидетельствует отсутствие, как в материалах дела, так и в личном деле Семёнова А.Е., соответствующих распоряжений.
Как следует из представленных суду доказательств, с приказом (выпиской из приказа) о зачислении в распоряжение Семёнов А.Е. в установленном порядке ознакомлен не был, копия приказа (выписка из приказа) ему не направлялась, соответственно, беседа при ознакомлении его с приказом (выпиской из приказа) о зачислении в распоряжение кадровым подразделением с участием непосредственного руководителя (начальника) беседа, в ходе которой ему, разъясняются порядок и особенности прохождения службы во время нахождения в распоряжении, права, обязанности и гарантии социальной защиты, не проводилась.
В вышеуказанных приказах о зачислении Семёнова А.Е. в распоряжение ГУ МВД не указаны возложенные на него обязанности и его служебное место, не определен руководитель (начальник), который будет давать ему поручения и (или) определять его служебное место.
Перечень поручений руководителя (начальника), которые должен был выполнять сотрудник – Семёнов А.Е., находящийся в распоряжении, а также его служебное место правовым актом указанного руководителя (начальника) не оформлены, до сведения сотрудника не доведены.
Кроме этого, как следует из объяснения сторон и объяснений свидетеля ФИО, у Семёнова А.Е., в связи с его отстранением от выполнения служебных обязанностей с ДД.ММ.ГГГГ, было изъято служебное удостоверение, взамен которого, ему была выдана справка.
Не доверять объяснениям свидетелей ФИО и ФИО у суда нет оснований, поскольку заинтересованности в рассмотрении дела судом не установлено.
В соответствии с п.п.88,88.1 Приказа МВД России № от ДД.ММ.ГГГГ «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции», зарегистрированного в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ N <данные изъяты>, заступающие на службу сотрудники должны при себе иметь служебное удостоверение.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о неправомерности действий МУ МВД в отношении Семёнова А.Е., в результате которых, он фактически, лишилсявозможности исполнять служебные обязанности в период с ДД.ММ.ГГГГ по день увольнения.
Таким образом, доказательств того, что служебная проверка от ДД.ММ.ГГГГ проведена в отношении Семёнова А.Е. законно и, заключение по ее результатам составлено уполномоченным лицом, равно, как и соблюдения порядкаприменения взыскания, и, установленного ст. 51 ФЗ N 342-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ и, порядка увольнения Семёнова А.Е., а также, грубого нарушения последним служебной дисциплины, выразившемся в его отсутствии по месту службы без уважительных причин более четырех часов подряд в течение установленного служебного времени, в нарушение требований ст.56 ГПК РФ, не добыто и суду не представлено.
В ходе судебного разбирательства, судом установлены неустранимые многочисленные противоречия в вышеприведенных доказательствах, которые при вынесении решения судом учитываются и, оцениваются критически.
При таких обстоятельствах, служебную проверку от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Семёнова А.Е. и порядок привлечения его к дисциплинарной ответственности нельзя признать законными; увольнение со службы Семёнова А.Е. нельзя признать законным также, следствие чего, приказы ГУ МВД № л/с от 11.03 2014 года о привлечении Семёнова А.Е. к дисциплинарной ответственности и № л/с об увольнении и исключении из реестра сотрудников органов внутренних дел, подлежат отмене.
В соответствии с ч.2 ст. 74 ФЗ РФ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», сотрудник органов внутренних дел, находившийся в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения и признанный в установленном порядке незаконно уволенным со службы в органах внутренних дел, подлежит восстановлению на службе и зачислению в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения до решения вопроса об условиях дальнейшего прохождения службы или о ее прекращении по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
При таких обстоятельствах, оценив представленные доказательства, как в отдельности, так и в совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме, как законных и обоснованных.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Семёнова А. Е. к Главному Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Московской области, Межмуниципальному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации «Ногинское» о признании незаконной служебной проверки, признании незаконными и подлежащими отмене приказов, о восстановлении на службе, удовлетворить.
Признать незаконным и отменить заключение служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ по факту грубого нарушения служебной дисциплины, находящимся в распоряжении ГУ МВД России по Московской области, бывшим инспектором ППСП мобильного взвода в составе ОР ППСП МУ МВД России «Ногинское» старшим лейтенантом полиции Семёновым А. Е..
Признать незаконными и отменить приказ Главного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Московской области № л/с от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к дисциплинарной ответственности находящегося в распоряжении ГУ МВД России по Московской области, бывшего инспектора ППСП мобильного взвода в составе ОР ППСП МУ МВД России «Ногинское» старшего лейтенанта полиции Семёнова А. Е..
Признать незаконными и отменить приказ Главного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Московской области № л/с от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении и исключении из реестра сотрудников внутренних дел старшего лейтенанта полиции, находящегося в распоряжении ГУ МВД России по Московской области, бывшего инспектора ППСП мобильного взвода в составе ОР ППСП МУ МВД России «Ногинское» Семёнова А. Е..
Восстановить Семёнова А. Е. на службе в органах внутренних дел ДД.ММ.ГГГГ.
На основании ст.211 ГПК РФ решение в части восстановления на работе исполнить немедленно.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд, в течение месяца со дня принятия в окончательной форме, через Ногинский городской суд.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: