Дело №2-3057/31-2014
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 апреля 2014 года г.Петрозаводск
Петрозаводский городской суд в составе председательствующего судьи Тарабриной Н.Н. при секретаре Курносенко О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Крошниной Л.М. к Администрации Петрозаводского городского округа о предоставлении земельного участка,
установил:
Истец обратился в суд с иском по тем основаниям, что она является <данные изъяты>. Администрация Петрозаводского городского округа отказала ей в удовлетворении заявления о предоставлении в первоочередном порядке земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства. Ссылаясь на положения ст.ст. 11, 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», п.п. 7, 17 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 года №901, истец просит признать ответ Администрацию Петрозаводского городского округа от 05.03.2014 года №1-1-1-46-568-Д незаконным, обязать Администрацию Петрозаводского городского округа предоставить ей в первоочередном порядке земельный участок для индивидуального жилищного строительства.
В судебном заседании истец и ее представитель Долбикова Н.В. по устному заявлению исковые требования поддержали, пояснили, что истец в собственности жилья не имеет, одна проживает и зарегистрирована в квартире, принадлежащей Д., площадь квартиры <данные изъяты> квартира находится в старом доме, имеются основания для улучшения жилищных условий.
Представитель Администрации Петрозаводского городского округа в судебное заседание не явился, извещен судом о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, из письменного отзыва следует, что ответчик с иском не согласен.
Заслушав истца, исследовав письменные материалы дела, суд считает заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что Крошнина Л.М., ДД.ММ.ГГГГ является <данные изъяты>, что подтверждается справкой Министерства здравоохранения и социального развития РФ <данные изъяты>.
Истец на основании ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обращалась в Администрацию Петрозаводского городского округа с заявлением о предоставлении ему земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Администрация Петрозаводского городского округа в ответе № от ДД.ММ.ГГГГ указала, что в настоящее время возможность предоставления земельных участков в районах существующей индивидуальной жилой застройки гражданам, имеющим право на получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства без торгов, исчерпана. Для предоставления земельных участков гражданам, имеющим в соответствии с законодательством право на получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства без торгов, Администрация планирует продолжить разработку схем земельных участков в районе перспективной индивидуальной и блокированной застройки «Кукковка III». В связи с тем, что жилой район «Кукковка III» имеет значительную площадь -<данные изъяты>, для разработки схем земельных участков Администрация планирует привлечь проектные организации при условии выделения для этих целей средств из бюджета Петрозаводского городского округа. В настоящее время сроки разработки схем в кадастровом квартале <данные изъяты> не определены. Фактически в ответе не содержится указания на отказ в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка.
Истец обратился в суд с требованием о признании ответа Администрацию Петрозаводского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным и о понуждении Администрации Петрозаводского городского округа к предоставлению земельного на территории Петрозаводского городского округа для индивидуального жилищного строительства.
В соответствии с положениями статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
К числу таких гарантий относятся и положения части 14 статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Вместе с тем статья 17 указанного Федерального закона поименована как «Обеспечение инвалидов жилой площадью» и регламентирует способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.
В соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. № 901, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил.
Исходя из системного анализа приведенных норм закона, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.
Таким образом, первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, а на тех относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на жилищный учет.
Данный подход соответствует принципу справедливости как соразмерности предоставления прав субъектам правоотношений.
С учетом изложенного по делам, связанным с правами инвалидов на первоочередное обеспечение земельными участками, одним из юридически значимых обстоятельств, имеющих юридическое значение и подлежащих установлению, является наличие или отсутствие нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий.
Установление данного юридически значимого обстоятельства включает в себя как исследование вопроса состояния инвалида на жилищном учете, так и проверку наличия у инвалида оснований для постановки на учет нуждающихся в жилом помещении.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и порядок постановки их на учет в качестве нуждающихся урегулирован ст.ст. 51-52 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом, Крошнина Л.М. в собственности жилых помещений не имеет, зарегистрирован и имеет право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>. Квартира по указанному адресу находится в собственности дочери истца Д., ее площадь по пояснения стороны истца составляет <данные изъяты>. В указанном жилом помещении зарегистрирован только один человек - истец. Доказательств непригодности указанного жилого помещения для проживания истцом не представлено.
Сведений о состоянии Крошниной Л.М. на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не представлено.
При таких обстоятельствах доказательств нуждаемости в улучшении жилищных условий истцом в порядке ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истом не представлено.
На основании изложенного суд приходит к выводу о необоснованности заявленных требований истца о предоставлении земельного участка на момент рассмотрения настоящего гражданского дела, ввиду отсутствия у нее оснований для улучшения жилищных условий, в том числе в порядке, определенном ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Поскольку фактически в ответе Администрации Петрозаводского городского округа в ответе № от ДД.ММ.ГГГГ не содержится указания на отказ в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка, а разъясняется порядок возможных действий истца, суд не находит оснований для признания ответа незаконным.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым в удовлетворении заявленных истцом требований отказать.
Руководствуясь ст. 12, 55, 56, 194-199 Гражданского Процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд в течение месяца.
Судья Тарабрина Н.Н.
Мотивированное решение изготовлено
в соответствии со ст. 199 ГПК РФ 18.04.2014 года