Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
17 ноября 2017 годаКлинский городской суд Московской области в составе
председательствующего судьи Борща А.П.,
при секретаре Овчинниковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2260/2017 по иску ВАЛТЕНБЕРГ Е.И. к Администрации Клинского муниципального района и Отделу по вопросам миграции ОМВД России по Клинскому району о признании жилого дома пригодным для постоянного проживания, присвоении почтового адреса жилому дому и регистрации по месту жительства,
Установил
На основании договора купли-продажи земельного участка от /дата/ 2012 года (л.д. 7-9) Управлением Росреестра по Московской области /дата/ 2012 года зарегистрировано право собственности Валтенберг Е.И. на земельный участок с кадастровым номером /номер/:2593 общей площадью /площадью/ кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: под дачное строительство, расположенный по адресу: /адрес/, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от /дата/ 2012 года (л.д. 13).
На основании того же Договора, а также декларации об объекте недвижимого имущества от /дата/ 2016 года Управлением Росреестра по Московской области /дата/ 2016 года зарегистрировано право собственности Валтенберг Е.И. на дом, назначение: жилое, 1-этажный, общей площадью /площадью/ кв. м, кадастровый номер /номер/:5263, расположенный по адресу: /адрес/, что подтверждено выпиской из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от /дата/ 2016 года (л.д. 14) и выпиской из ЕГРН от /дата/ 2017 года (л.д. 15-17).
/дата/ 2017 года Валтенберг Е.И. обратилась в суд с иском к ОВМ ОМВД России по Клинскому району о признании принадлежащего ей жилого дома по указанному выше адресу пригодным для постоянного проживания, присвоении ему адреса и регистрации по месту жительства в указанном доме, ссылаясь на то, что она, т.е. истица, постоянно проживает в указанном доме, другого жилого помещения в собственности или в пользовании у неё нет; в доме имеются все необходимые коммуникации: водоснабжение, электричество, водяное отопление, канализация, газоснабжение; установление пригодности дома для постоянного проживания необходимо истице для регистрации по месту жительства, т.к. в настоящее время у неё не имеется регистрации по месту жительства, что существенно ограничивает предоставленные ей законом права и свободы.
Определением суда от /дата/ 2017 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация Клинского муниципального района.
Истица Валтенберг Е.И. в судебном заседании иск поддержала, по изложенным в нём основаниям, и пояснила, что из-за накопившихся долгов по квартплате и кредитам она была вынуждена продать имевшуюся у неё в собственности квартиру, и вместе с сыном она стала проживать в дачном доме по вышеуказанному адресу; иного жилого помещения у неё и её сына в собственности не имеется, равно как у них нет и регистрации по месту жительства; из-за отсутствия регистрации она не может воспользоваться предусмотренными законом льготами для пенсионеров, жителей Московской области, уплатить налог на имущество и т.д.
Представитель ответчика - Администрации Клинского муниципального района - Кузнецова О.В. в судебное заседание не явилась, предоставив /дата/ 2017 года ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Администрации (л.д. 89) и отзыв с возражениями на исковое заявление (л.д. 90-92).
Представитель ответчика - Отдела по вопросам миграции ОМВД России по Клинскому району - Марченко А.В. в судебное заседание не явился, предоставив /дата/ 2017 года ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Отдела, у которого отсутствуют возражения по исковому заявлению (л.д. 88).
Третье лицо Валтенберг И.И., сын истицы, в судебном заседании поддержал иск и объяснения истицы.
Выслушав объяснения явившихся участников процесса и проверив материалы дела, суд удовлетворяет заявленный иск, по следующим основаниям.
Согласно ст. 1 абзац второй Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", садовый земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации и проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений).
Постановлением Конституционного Суда РФ от 14 апреля 2008 г. N 7-П "По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в связи с жалобами ряда граждан", признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 27 (часть 1) и 55 (часть 3), абзац второй статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в той части, в какой им ограничивается право граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относится к землям населенных пунктов.
В соответствии с правовой позицией Конституционного суда РФ, изложенной в указанном выше постановлении, действительно допускается возможность в порядке установления фактов, имеющих юридическое значение, признавать жилые строения пригодными для постоянного проживания.
В п. 3.3 того же Постановления отмечено о том, что, предоставляя собственнику земельного участка право возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам, пункт 1 статьи 263 ГК Российской Федерации одновременно обязывает его соблюдать помимо градостроительных и строительных норм и правил требования пункта 2 статьи 260 данного Кодекса об использовании земельного участка в соответствии с его целевым назначением. Между тем на назначении садовых земельных участков, находящихся на землях населенных пунктов, отразилось принятие Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно его статье 85 в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к определенным территориальным зонам, в частности жилой зоне и зоне сельскохозяйственного использования (пункт 1), причем земельные участки в населенных пунктах в составе зоны сельскохозяйственного использования (в отличие от земель сельскохозяйственного назначения, предоставляемых, как указано в статье 77, для нужд сельского хозяйства) используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки (пункт 11).
Так, в п. 4.3 данного Постановления Конституционным Судом РФ указано, что норма абзаца второго статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в системе правового регулирования, характеризующегося рассогласованностью норм гражданского, земельного и градостроительного законодательства, порождает правовую неопределенность, нарушает принцип равенства, позволяет органам регистрационного учета отказывать в регистрации по месту жительства гражданам, которые постоянно проживают в возведенных на садовых земельных участках жилых строениях, принадлежащих им на законных основаниях, пригодных для постоянного проживания и являющихся для них единственно возможным местом жительства, и тем самым противоречит статьям 19 (части 1 и 2), 27 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
В п. 6 Постановления Конституционного Суда РФ от 30 июня 2011 г. N 13-П "По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в связи с жалобой гражданина А.В. Воробьева" также указано о том, что нормативное положение абзаца второго статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в части, исключающей возможность регистрации граждан по месту жительства в принадлежащих им на праве собственности жилых строениях, которые пригодны для постоянного проживания и расположены на садовых земельных участках, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения, не соответствует Конституции Российской Федерации, ее статьям 27 (часть 1) и 55 (часть 3).Этим не ставится под сомнение прерогатива федерального законодателя - исходя из того, что целевое назначение земельного участка, как публичный компонент его правового режима, может оказывать существенное влияние на правовой режим расположенных на нем объектов недвижимости, - при внесении в правовое регулирование изменений, вытекающих из настоящего Постановления, уточнить в рамках своей дискреции критерии реализации собственниками земельных участков права возводить на них здания и сооружения, осуществлять их перестройку, разрешать строительство другим лицам (пункт 1 статьи 263 ГК Российской Федерации) с учетом различного целевого назначения дачных и садовых земельных участков, не нарушая при этом конституционный принцип поддержания доверия граждан к закону.
Вместе с тем собственникам таких земельных участков следует учитывать, что регистрация по месту жительства в расположенных на них пригодных для постоянного проживания жилых строениях не приводит к приобретению соответствующей территорией статуса населенного пункта и, следовательно, не возлагает на органы публичной власти обязанности по ее благоустройству, созданию и поддержанию коммунальной, транспортной и иных инфраструктур, за исключением решения вопросов, непосредственно связанных с осуществлением основных прав и свобод человека и гражданина. Поэтому, выбирая в качестве места жительства жилое строение, расположенное на земельном участке, отнесенном к землям сельскохозяйственного назначения, граждане должны осознанно принимать и те возможные неудобства, которые являются следствием проживания вне территории населенных пунктов.
По п. 9 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов(утв. постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2014 г. N 1221), при присвоении адресов зданиям, сооружениям и объектам незавершенного строительства такие адреса должны соответствовать адресам земельных участков, в границах которых расположены соответствующие здания, сооружения и объекты незавершенного строительства.
На основании договора купли-продажи земельного участка от /дата/ 2012 года (л.д. 7-9) Управлением Росреестра по Московской области /дата/ 2012 года зарегистрировано право собственности Валтенберг Е.И. на земельный участок с кадастровым номером /номер/:2593 общей площадью /площадью/ кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: под дачное строительство, расположенный по адресу: /адрес/, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от /дата/ 2012 года (л.д. 13).
На основании того же Договора, а также декларации об объекте недвижимого имущества от /дата/ 2016 года Управлением Росреестра по Московской области /дата/ 2016 года зарегистрировано право собственности Валтенберг Е.И. на дом, назначение: жилое, 1-этажный, общей площадью /площадью/ кв. м, кадастровый номер /номер/:5263, расположенный по адресу: /адрес/, что подтверждено выпиской из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от /дата/ 2016 года (л.д. 14) и выпиской из ЕГРН от /дата/ 2017 года (л.д. 15-17).
По экспертному заключению ООО «/организация/» от /дата/ 2017 года, жилой дом площадью /площадью/ кв. м является капитальным строением, жилым, соответствует градостроительным, строительным, противопожарным и санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам, оборудован всеми видами инженерного обеспечения, отступлений от строительных норм и правил не имеется, права и охраняемые законом интересы других лиц не нарушаются, его сохранение не создаёт угрозу жизни и здоровью граждан, он полностью пригоден для постоянного проживания (л.д. 48-78).
Изложенное свидетельствует о возможности постоянного проживания истицы в жилом доме и в зимний период, т.е. постоянно.
На основании упоминавшегося выше п. 4.3 Постановления Конституционного Суда РФ, установление факта признания жилого строения пригодным для постоянного проживания будет иметь юридическое значение и порождать определенные правовые последствия в том случае, если у гражданина отсутствует регистрация по месту жительства, тем самым он лишается возможности своего конституционного права на социальное обеспечение, медицинскую помощь, не может пользоваться иными правами и льготами, а также если гражданин постоянно проживает в жилом строении, расположенном на садовом земельном участке и оно является для него единственным постоянным местом жительства.
Из представленной истицей Справки председателя ДПК «Алешкино-3» от /дата/ 2017 г. следует, что с /дата/ 2015 года по настоящее время Валтенберг Е.И. и И.И. постоянно проживают в дачном поселке «Алешкино-3» по адресу: /адрес/ (л.д. 26).
По схеме архитектурно-планировочной организации территории ДПК «Алешкино-3» и схеме размещения зон жилой застройки Кооператива, дом, указанный в выписке из ЕГРН, и домовладение, указанное в справке, являются одним и тем же жилым домом (л.д. 79, 81).
В выписке из ЕГРН о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости от /дата/ 2017 года указаны имеющиеся в собственности Валтенберг Е.И. лишь указанные выше земельный участок и жилой дом (л.д. 22-23).
У Валтенберг Е.И. имелась регистрация по месту жительства, /дата/ 2017 года она была снята с регистрационного учета по данному адресу, что подтверждено её паспортом и адресным листком убытия (л.д. 37, 38), и теперь, фактически, она является лицом без определённого места жительства, в связи с чем она лишается возможности своего конституционного права на социальное обеспечение, медицинскую помощь, не может пользоваться иными правами и льготами.
Жилой дом на дачном участке, в котором Валтенберг Е.И. желает зарегистрироваться по месту жительства, является единственным местом для её постоянного жительства.
Доводы представителя ответчика в Отзыве заседании об отказе в иске по основанию отсутствия разработанного и утвержденного проекта планировки территории, в связи с чем решением начальника сектора по архитектуре Управления по вопросам строительства и архитектуры Администрации Клинского МР от /дата/ 2016 № /номер/ Валтенберг Е.И. было отказано в присвоении объекту адресации адреса (л.д. 36), суд считает несостоятельными, т.к. отсутствие такового проекта в течение неопределённо долгого времени не может быть основанием для ограничения конституционных прав и свобод Валтенберг Е.И.
Руководствуясь ст. ст. 196-198 ГПК РФ, суд
Решил
Признать жилой дом, 1-этажный, общей площадью /площадью/ кв. м, кадастровый номер /номер/:5263, расположенный по адресу: /адрес/, принадлежащий на праве собственности ВАЛТЕНБЕРГ Е.И., пригодным для постоянного проживания.
Обязать Администрацию Клинского муниципального района присвоить принадлежащему на праве собственности ВАЛТЕНБЕРГ Е.И. жилому дому, 1-этажный, общей площадью /площадью/ кв. м, кадастровый номер /номер/:5263, расположенному по адресу: /адрес/, адрес: /адрес/.
Обязать Отдел по вопросам миграции ОМВД России по Клинскому району зарегистрировать по месту жительства ВАЛТЕНБЕРГ Е.И. по адресу: /адрес/.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Клинский городской суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья: подпись А. П. Борщ
Мотивированное решение по делу составлено /дата/ 2017 года.
Судья: подпись А. П. Борщ