Дело № 2-467/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 февраля 2014 года Октябрьский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Зезюна А.М.,
при секретаре Донгак Д.Р.,
представителя заявителя Захарова А.В.,
заинтересованного лица Слепаков С.И.,
помощника прокурора Самсонова А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по заявлению Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 3» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Томской области об установлении административного надзора в отношении Слепакова С. И.,
установил:
Федеральное казенное учреждение Исправительная колония № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Томской области (далее - ФКУ ИК-3 УФСИН России по Томской области) обратилось в суд с заявлением об установлении административного надзора сроком на три года в отношении освобождающегося из мест лишения свободы осужденного Слепакова С.И. В качестве административных ограничений заявитель просит запретить Слепакову С.И. посещать места проведения массовых и иных мероприятий и участвовать в них; запретить нахождение на территории образовательных учреждений, запретить пребывать вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства в период с 22.00 до 06.00 часов; запретить выезд за пределы муниципального образования по избранному месту жительства или пребывания и обязать являться четыре раза в месяц в районный орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
В обоснование заявленного требования заявителем указано, что освобождаемый из мест лишения свободы осужденный Слепаков С.И., был осужден и отбывает уголовное наказание в виде лишения свободы за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего лица, в связи с чем, в соответствии с требованиями ст. 3 Федерального закона № 64-ФЗ от 06.04.2011 «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее Закона об административном надзоре) за осужденным Слепаковым С.И. должен быть установлен административный надзор с возложением на него указанных административных ограничений.
В судебном заседании представитель ФКУ ИК-3 УФСИН России по Томской области Захаров А.В., действующий на основании доверенности от 10.01.2014 года, заявленное требование подержал в полном объеме, уточнив административное ограничение - запретить нахождение на территории школьных и дошкольных образовательных учреждений.
Заинтересованное лицо – осужденный Слепаков С.И. в судебном заседании против установления административного надзора не возражал, однако просил не налагать запрет на нахождение на территории школьных и дошкольных образовательных учреждений, т.к. возможно в будущем у него появятся дети, которых необходимо будет водить в данные учреждения.
Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, изучив представленные доказательства, суд находит заявление подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.
В целях предупреждения совершения определенной категорией лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, преступлений и других правонарушений, а также оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов 06.04.2011 был принят Федеральный закон № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее – Закон об административном надзоре) (ст. 2 Закона).
Согласно ч.2 ст. 3 Федерального закона № 64-ФЗ от 06.04.2011 «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 настоящей статьи, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 06.04.2011 г. N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается в отношении: 1) лиц, указанных в части 1 (пункты 1 и 2) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости; 2) лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом (ч.4 ст. 61 ГПК РФ).
Судом установлено, что Слепаков С.И., в отношении которого ставится вопрос об установлении административного надзора, является совершеннолетним лицом – ... года рождения; в настоящее время отбывает наказание в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Томской области в виде реального лишения свободы сроком на 5 лет 10 месяцев - приговором Ленинского районного суда г.Томска от 19.06.2009 (с учетом приговоров Ленинского районного суда г. Томска от 26.12.2005 по ст. 132 ч.2 п. «б,д», 73 УК РФ к 5 г. лишения свободы условно с испытательным сроком 5 лет, Октябрьского районного суда г. Томска от 28.11.2008 по ст. 264 ч.2, 74 ч.5, 70 УК РФ к 5 годам 6 месяцам лишения свободы) за совершение им преступлений, предусмотренных п.«а» ч.3 ст.158, ч.2 ст.159, ч.3 ст.69, ч.5 ст.69 УК РФ назначено наказание в виде 6 лет лишения свободы, кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Томского областного суда от 10 июня 2010 года окончательное наказание назначено в 5 лет 10 месяцев лишения свободы.
Таким образом, на основании вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что поскольку Слепаков С.И. был осужден и отбывает уголовное наказание за совершение тяжкого преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, в соответствии с требованиями Закона об административном надзоре в отношении него должен быть установлен административный надзор.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Уголовного кодекса РФ, преступление, предусмотренное п."б" ч.2 ст.132 УК РФ, относится к категории тяжких.
На основании ст. 10 УК РФ уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Согласно п. «г» ч.3 ст. 86 УК РФ (в редакции ФЗ от 23.07.2013) судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, по истечении восьми лет после отбытия наказания.
Ранее действующая редакция названной статьи предусматривала срок погашения судимости равный шести годам.
В соответствии со ст. 95 УК РФ для лиц, совершивших преступления до достижения возраста восемнадцати лет, сроки погашения судимости, предусмотренные ч.3 ст. 86 настоящего Кодекса, сокращаются и соответственно равны трем годам после отбытия лишения свободы за тяжкое или особо тяжкое преступление.
Учитывая, что преступление против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего лица совершено Слепаковым С.И. до достижения им возраста восемнадцати лет и до 2013 года, то при определении срока административного надзора необходимо руководствоваться положениями ст. 86 УК РФ в прежней редакции, следовательно в соответствии со ст. 95 УК РФ, он должен составлять 3 года после отбытия наказания.
Срок административного надзора в отношении лица, указанного в ч.2 ст. 3 ФЗ от 06.04.2011 № 64-ФЗ, исчисляется со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания (п.1 ч.3 ст. 5 ФЗ от 06.04.2011 № 64-ФЗ).
Решая вопрос об установлении Слепакову С.И. конкретных административных ограничений, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.
Как следует из имеющейся в материалах дела характеристики, за период отбывания уголовного наказания Слепаков С.И. характеризуется отрицательно, а именно принятые в обществе нравственные нормы поведения, правила внутреннего распорядка нарушает. К персоналу, иным лицам, посещающим учреждение, а также к другим осужденным относится лояльно. За период отбывания наказания имеет семь взысканий (в настоящее время одно взыскание действующее), одно поощрение. Привлекается без оплаты труда к выполнению работ по благоустройству исправительного учреждения и прилегающей к нему территории в порядке очередности. К работе относится посредственно. Принимает участие в воспитательных мероприятиях, предусмотренных распорядком дня исправительного учреждения. Отношение безразличное. Положительных выводов для себя не делает. В коллективе осужденных не уживчив, возможны конфликты. Дружеских отношений ни с кем не поддерживает. В период нахождения в учреждении раскаяние в совершенном преступлении не высказывал.
Учитывая, что Слепаков С.И. судим за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего лица, а также за преступление против собственности, принимая во внимание характеристику Слепакова С.И., суд приходит к выводу о необходимости более строго контроля за его поведением после освобождения для предупреждения совершения им преступлений и других правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Суд считает обоснованным требование заявителя о необходимости установления административного надзора и обязании Слепакова С.И. являться 4 раза в месяц в районный орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации, уточнив последнее ограничение, а именно: обязать являться 4 раза в месяц в определенные органом внутренних дел по месту жительства или пребывания дни для регистрации.
В статье 4 Закона об административном надзоре закреплен исчерпывающий перечень возможных административных ограничений, устанавливаемых при административном надзоре, в том числе запрещение пребывания в определенных местах, запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях.
Учитывая категорию, совершенных Слепаковым С.И. преступлений, суд считает целесообразным в целях предупреждения совершения последним новых преступлений, установить запрет на посещение мест проведения массовых и иных мероприятий, где будет находиться значительное число людей, установить запрет нахождения Слепакова С.И.. на территории школьных и дошкольных образовательных учреждений.
Кроме того, суд принимает во внимание то обстоятельство, что административный надзор - это наблюдение органов внутренних дел за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, наложенных на него временных ограничений прав и свобод, а также за исполнением этим лицом возложенных на него Законом обязанностей (подп. 1 ч. 1 ст. 1 ФЗ от 06.04.2011 № 64-ФЗ).
В частности, в ч. 3 ст. 12 ФЗ от 06.04.2011 № 64-ФЗ закреплено положение о том, что по исключительным личным обстоятельствам орган внутренних дел дает разрешение поднадзорному лицу, в отношении которого установлены административные ограничения, предусмотренные пп. 3, 4 и 5 ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания этого лица, и (или) на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории.
В связи с необходимостью более строгого контроля за поведением Слепакова С.И. после освобождения, суд признает обоснованными требования заявителя об установлении осужденному как способствующих такому контролю административных ограничений в виде запрета ежедневно пребывать вне жилого или иного помещения по избранному месту жительства в период с 22.00 до 06.00 часов и запрета выезда за пределы муниципального образования по избранному месту жительства, но с учетом вышеизложенных положений закона и с целью соблюдения конституционного права Слепакова С.И. на осуществление трудовой деятельности, установить данные административные ограничения в виде запрета ежедневно пребывать вне жилого или иного помещения по избранному месту жительства либо пребывания в период с 22.00 до 06.00 часов и запрета выезда за пределы муниципального образования по избранному месту жительства либо пребывания, если отсутствие Слепакова С.И. не связано с официальной трудовой деятельностью.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199, 245-250, 261.8 ГПК РФ, суд
решил:
заявление Федерального казенного учреждения Исправительная колония № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Томской области об установлении административного надзора в отношении Слепакова С. И. удовлетворить.
Установить административный надзор в отношении освобождающегося из мест лишения свободы Слепакова С. И., ... года рождения, уроженца г. Томска, сроком на три года, исчисляя данный срок со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
На весь срок административного надзора установить Слепакову С. И. административные ограничения:
- запретить посещать места проведения массовых и иных мероприятий и участвовать в указанных мероприятиях;
- запретить пребывание ежедневно с 22.00 до 06.00 часов вне жилого или иного помещения по избранному месту жительства или пребывания, если это не связано с официальной трудовой деятельностью,
- запретить выезд за пределы муниципального образования по избранному месту жительства либо пребывания, если это не связано с официальной трудовой деятельностью,
- запретить нахождение на территории школьных и дошкольных образовательных учреждений,
- обязать являться четыре раза в месяц в определенные органом внутренних дел по месту жительства или пребывания дни для регистрации.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Томска.
Председательствующий судья: А.М. Зезюн
Мотивированное решение суда изготовлено 03.03.2014 года.