РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 октября 2020 года г. Тольятти
Ставропольский районный суд Самарской области в составе председательствующего судьи Безденежного Д.В.,
с участием представителя административного истца Потехина С.А. по доверенности с дипломом о высшем юридическом образовании,
представителя административного ответчика Миронова Е.В. по доверенности с дипломом о высшем юридическом образовании,
при секретаре Дзанаевой З.В
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2244/2020 по административному иску Межрайонной ИФНС России № 15 по Самарской области к Пынзарь Ивану Ивановичу о взыскании недоимки по налогам и пени,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная ИФНС России №15 по Самарской области в лице представителя, обратилась с административным исковым заявлением о взыскании недоимки и пени. Просит взыскать с административного ответчика Пынзаря Ивана Ивановича недоимку по транспортному налогу с физических лиц за период 2018 г. в размере 32944 рубля, пени по транспортному налогу в размере 147 рублей 70 копеек.
Заявленные требования мотивированы тем, что Пынзарь И.И. является налогоплательщиком транспортного налога в связи с наличием объектов налогообложения. В установленные законом сроки налоговый орган направил ответчику налоговое уведомление, однако в установленный срок, должник не исполнил обязанность по уплате исчисленных в налоговом уведомлении сумм налогов, в связи, с чем налоговым органом начислены пени. Позднее в адрес ответчика было направлено требование об уплате налога, которое оставлено ответчиком также без исполнения.
В судебном заседании представитель административного истца Потехина С.А. исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении по основаниям, изложенным в иске.
Представитель административного ответчика Миронов Е.В. в судебном заседании признал исковые требования частично. Пояснил, что автомобиль с государственным регистрационным знаком № 11 мая 2014 года сгорел. По данному факту было возбуждено уголовное дело. Пынзарь И.И. ездил в ГАИ, чтобы снять транспортное средство с регистрационного учета, но данный автомобиль с регистрационного учета не снимают. Кроме того, ответчиком 10.03.2016 года был продан по договору купли-продажи автомобиль ЗИЛ-530Я0 г/н №, однако новый собственник в ГИБДД не зарегистрированный данный факт. Считает, что с Пынзаря И.И. подлежит взысканию транспортный налог без учете сгоревшего и проданного автомобилей.
Суд, выслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы административного дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, находит заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. В случае просрочки налогоплательщиком исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, за каждый календарный день просрочки начисляется пени (п. 3 ст. 75 НК РФ).
К налогам, обязанность уплаты которых возложена на налогоплательщиков - физических лиц, транспортный налог (гл. 28 НК РФ), земельный налог (гл. 31 НК РФ), налог на имущество физических лиц (гл. 32 НК РФ).
Сведения о наличии у налогоплательщиков - физических лиц объектов налогообложения по указанным налогам предоставляется в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств (п. 4 ст. 85 НК РФ).
Как усматривается из материалов дела административный ответчик является лицом, обязанным уплачивать транспортный налог, поскольку за ним зарегистрированы транспортные средства:
- ВИС 23450000012, модель №, государственный регистрационный знак №
ВАЗ 21093, модель №, государственный регистрационный знак №
- МЕРСЕДЕС Е320, модель №, государственный регистрационный знак №
- ЗИЛ 5301ЯО, модель №, государственный регистрационный знак №
- КАМАЗ55102, государственный регистрационный знак №
- №, модель №, государственный регистрационный знак №
Данный факт, наличия по сведениям органа обязанного регистрировать транспортные средства – РЭО ГИБДД, в собственности у Пынзаря И.И. вышеуказанных транспортных средств, по существу стороной ответчика не оспаривался, и у суда сомнений не вызывает.
Вместе с тем, обязанность по уплате транспортного налога административным ответчиком не исполнена надлежащим образом, в связи с чем у него сложилась задолженность по транспортному налогу за период 2018 года.
В силу п. 2 ст. 52 НК РФ обязанность по исчислению сумм данных налогов в отношении налогоплательщиков - физических лиц возложена на налоговый орган. В связи с чем налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Пынзарю И.И. было направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ, а в последующем ДД.ММ.ГГГГ требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов, со сроком оплаты до ДД.ММ.ГГГГ, которые оставлены административным ответчиком без исполнения.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В случае, указанном в абз. 2 данного пункта, при условии исполнения налогоплательщиком в установленный срок обязанности, предусмотренной п. 2.1 ст. 23 НК РФ, исчисление суммы налога производится начиная с того налогового периода, в котором была исполнена эта обязанность.
Согласно п. 4 ст. 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 4 ст. 31 НК РФ, п. 4 ст. 52 НК РФ).
Датой получения налогоплательщиком налогового уведомления в электронном виде является дата, указанная в подтверждении о получении налогоплательщиком налогового уведомления с использованием Интернет-сервиса «Личный кабинет налогоплательщика» (п. 4 ст. 31 НК РФ, Приказ ФНС РФ № ММВ-7-11/324@ от 23.05.2011г. «Об утверждении форматов и порядка направления налогоплательщику налогового уведомления в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи").
Из материалов дела следует, что Пынзарю И.И. ДД.ММ.ГГГГ было направлено требование об уплате налога №, из которого следует, что задолженность по транспортному налогу составляет 32944 рубля.
Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (п.п. 1, 2 ст. 69 НК РФ). Требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 4 ст. 31 НК РФ, п. 6 ст. 69 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган, направивший требование об уплате налога (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, а также пени, начисленной за каждый календарный день просрочки.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
На территории Самарской области транспортный налог установлен и введен в действие, определены ставки налога, порядок, сроки его уплаты и льготы по данному налогу Законом Самарской области от 06.11.2002 N 86-ГД (ред. от 14.05.2019) "О транспортном налоге на территории Самарской области" (принят Самарской Губернской Думой 22.10.2002).
Статьей 2 Закона закреплены ставки данного налога с каждой лошадиной силы в зависимости от наименования объектов налогообложения (автомобили легковые, мотоциклы и мотороллеры, автобусы, автомобили грузовые и т.д.) и мощности двигателя.
Налогоплательщиками данного налога положениями статьи 357 НК РФ признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Статья 358 НК РФ в качестве объектов налогообложения признает автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.
Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Налог - необходимое условие существования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе могут быть нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Согласно ст. ст. 363, 397, 409 НК Российской Федерации налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог, земельный налог и налог на имущество физических лиц на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
В случае если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункты 2, 4 статьи 52 НК Российской Федерации).
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 НК Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 70 НК Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Согласно пункту 6 статьи 69 НК Российской Федерации в случае направления требования об уплате налога по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Согласно ст. 69 НК РФ, требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
В соответствии с пунктом 4 статьи 69 НК Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В соответствии со ст.48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов, налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств в банке наличных денежных средств данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Из представленных налогового уведомления и требования об уплате налога, суд приходит к выводу, что процедура принудительного взыскания транспортного налога соблюдена.
В соответствии с пунктом 3 статьи 48 НК РФ (в редакции Федерального закона от 08 марта 2015 года N 23-ФЗ) рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Согласно материалам административного дела №2а-1274/2020 года, по заявлению административного истца, поступившего 29.04.2020 года, мировым судьей судебного участка № 157 Ставропольского судебного района Самарской области был вынесен судебный приказ №2а—1274/2020 о взыскании с Пынзаря И.И. недоимки по транспортному налогу за 2018 год.
26 мая 2020 года определением мирового судьи судебного участка № 157 Ставропольского судебного района Самарской области судебный приказ по заявлению должника, вынесенный в отношении Пынзарь И.И., по его возражениям, отменен.
Обращение в суд 17.08.2020 года с настоящим административным иском последовало в пределах шести месяцев, что позволяет суду сделать вывод, что в рассмотренном деле сроки обращения в суд соблюдены.
Выражая несогласие с рассматриваемым административным иском, административный ответчик Пынзарь И.И. ссылается на то, что автомобиль марки «Феникс» был сожжен, что подтверждается постановлением о возбуждении уголовного дела от ДД.ММ.ГГГГ, по факту умышленного уничтожения, путем поджога, неустановленным лицом имущества Пынзаря И.И. автомобиль марки «Феникс», государственный регистрационный знак №, а также заключением эксперта №, постановлением от ДД.ММ.ГГГГ о признании потерпевшим, решением Ставропольского районного суда Самарской области от 30.01.2015 года, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, по иску Пынзаря И.И. к ООО «Страховая компания «Согласие» о взыскании страхового возмещения, в котором судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ наступил страховой случай – произошло возгорание застрахованного автомобиля, принадлежащего Пынзарь И.И. (транспортное средство марка (модель) №, год выпуска 2013, г/н №, в результате чего наступила конструктивная гибель транспортного средства, денежные средства в счет наступления страхового случая были выплачены ООО «Сетелем Банк».
Согласно пункту 5 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24 ноября 2008 года N 1001, собственники (владельцы) транспортных средств обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Госавтоинспекции, в которых они зарегистрированы, или изменить регистрационные данные в случае истечения срока временной регистрации, утилизации транспортных средств, изменения собственника (владельца).
В отношении утраченных транспортных средств, либо транспортных средств, находящихся в розыске, регистрация прекращается по заявлению их собственников (владельцев).
В соответствии с пунктом 31 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 7 августа 2013 года N 605, в рамках предоставления государственной услуги подразделениями Госавтоинспекции осуществляются регистрационные действия:
регистрация транспортного средства;
изменение регистрационных данных;
прекращение регистрации транспортного средства;
снятие с учета транспортного средства.
Согласно пункту 32 и подпункту 32.3 указанного Административного регламента предоставление государственной услуги включает в себя, в том числе осмотр транспортного средства.
В соответствии с пунктом 60 и подпунктом 60.2 Административного регламента регистрация транспортного средства прекращается в случае хищения транспортного средства.
Согласно пункту 61 Административного регламента, прекращение регистрации транспортных средств, в связи с утратой транспортного средства или в связи с хищением транспортного средства производится по заявлению их владельцев. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств, регистрационные знаки в случае их наличия сдаются и утилизируются в установленном порядке в подразделениях Госавтоинспекции, а при их отсутствии выставляются в розыск. Внесенная в автоматизированные информационные системы информация заверяется электронной подписью.
Пунктом 24 Административного регламента установлено, что государственная услуга не предоставляется при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных).
Учитывая совокупность вышеприведенных обстоятельств, суд приходит к выводу, что Пынзарь И.И. объективной возможности получить государственную услугу по прекращении регистрации автомашины №, государственный номерной знак год №, не имел, поскольку само транспортное средство повреждено в результате пожара (а не похищено), что не является основанием, предусмотренным пунктом 60 Административного регламента для прекращения регистрации транспортного средства.
Вместе с тем фактическое место нахождение поврежденного автомашины, являющегося номерным агрегатом, в настоящее время не установлено, что влечет невозможность предъявления агрегата транспортного средства к осмотру сотрудникам Госавтоинспекции, и является основанием для не предоставления государственной услуги по прекращении регистрации транспортного средства в силу прямого указания п. 24 Административного регламента.
Между тем фактически автомобиль выбыл из пользования, владения Пынзаря И.И. по указанной выше причине в 2014 году, в связи с чем не может рассматриваться в качестве объекта налогообложения за 2018 год, а потому не подлежит взысканию транспортным налог за 2018 года на вышеуказанное сгоревшее транспортное средство в размере 4120 рублей, и начисленные на него пени в размере 18,46 рублей.
Также стороной административного ответчика заявлено, что ДД.ММ.ГГГГ им по договору купли-продажи продан автомобиль ЗИЛ 530ЯО, государственный регистрационный №, однако новый собственник в ГИБДД не зарегистрировал данный факт.
Судом установлено, что Пынзарю И.И. принадлежит на праве собственности: транспортное средство марки ЗИЛ 5301 ЯО государственный регистрационный знак №, ДД.ММ.ГГГГ выпуска, дата регистрации права собственности ДД.ММ.ГГГГ за который образовалась задолженность по транспортному налогу за 2018 год.
В связи с вышеизложенным, у административного ответчика возникла обязанность уплаты в рассматриваемом налоговом периоде транспортного налога и пени по транспортному налогу за указанное имущество.
Федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика, что само по себе не может рассматриваться как нарушение прав налогоплательщиков.
Пунктом 4 статьи 362 НК РФ на органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, возложена обязанность сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которые зарегистрированы транспортные средства, в течение 10 дней после их регистрации или снятия с регистрации.
Из вышеуказанных норм следует, что признание лица плательщиком транспортного налога производится на основании сведений о транспортных средствах, зарегистрированных в уполномоченных органах, а также о лицах, на которые эти транспортные средства зарегистрированы. Таким образом, юридическим фактом, свидетельствующим о возникновении объекта обложения транспортным налогом, являются сведения о регистрации транспортного средства за конкретным лицом (физическим или юридическим), представленные налоговому органу соответствующим уполномоченным государственным органом.
Данный вывод согласуется и с позицией Министерства финансов Российской Федерации, выраженной в Письме от 06.05.2006 N 03-06-04-04/15, где указано, что обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства, а не от фактического наличия его на балансе у налогоплательщика и его использования.
Никем из лиц, участвующих в деле, не оспаривается, что в период 2018 год заявлений, а также документов, подтверждающих факт продажи транспортного средства ЗИЛ 5301ЯО государственный регистрационный знак №, 2002 года выпуска, ни в налоговый орган, ни орган осуществляющий регистрационные действия в отношении транспортного средства ЗИЛ 5301ЯО государственный регистрационный знак №, 2002 года выпуска (ГИБДД) не направлялось. Факт продажи автомобиля не имеет значения без регистрации его в регистрирующем органе, а как следствие имеется обязанность уплачивать налог.
Суд считает, что истцом представлены достаточные доказательства в подтверждение административного иска в части наличия задолженности по транспортному налогу, а также начислению пени за несвоевременную оплату указанного налога административным ответчиком, в связи с чем, заявленные требования подлежат удовлетворению в части начисления налога и пени за период 2018 год, за транспортное средство ЗИЛ 5301 ЯО государственный регистрационный знак №, 2002 года выпуска.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, а также исследованных в судебном заседании доказательств, суд приходит к выводу, о взыскании с Пынзаря И.И. недоимки по транспортному налогу за 2018 год, без учета сгоревшего транспортного средства в размере 28824 рубля.
В связи с неуплатой налога в соответствии со ст. 75 НК РФ на сумму неуплаченного налога начисляются пени. Согласно п. 4 ст. 75 НК РФ, процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Проверив расчет представленный стороной административного истца, и признавая его верным, суд с учетом вышеизложенного, приходит к выводу, что с ответчика подлежат взысканию пени начисленные на недоимку по транспортному налогу за период 03.12.2019 года по 23.12.2019 года в размере 129 рублей 24 копейки (147,70-18,46).
В связи с тем, что истец на основании п.п.19 п.1 ст. 333.36 НК РФ, освобожден от уплаты государственной пошлины, последняя, в размере 1 609 рублей подлежит взысканию с ответчика.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с Пынзаря Ивана Ивановича проживающего по адресу: <адрес>, в пользу Межрайонной ИФНС России № 15 по Самарской области недоимку по транспортному налогу с физических лиц за период 2018 год в размере 28824 рубля, пени по транспортному налогу за 2018 год за период с 03.12.2019 по 23.12.2019 в размере 129 рублей 24 копейки.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с Пынзаря Ивана Ивановича в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1609 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Ставропольский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено 26.10.2020 года.
Судья подпись Д.В. Безденежный
Копия верна:
Судья
УИД - 63RS0027-01-2020-002504-24