Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 ноября 2014 года город Иваново
Ивановский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего – Смирнова Е.И., при секретаре судебного заседания Черновой М.Н., с участием представителя заявителя адвоката Мута В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда гражданское дело по заявлению военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в войсковой части 00000 Поповой О.Н. об оспаривании решения начальника территориального отделения в Ивановской области – г. Иваново федерального государственного казённого учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, которым она снята с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях,
УСТАНОВИЛ:
Попова О.Н. через своего представителя обратилась в военный суд с заявлением, сославшись на следующее.
В настоящее время в связи с предстоящим увольнением с военной службы она зачислена в распоряжение командира войсковой части 00000, а 18 апреля 1994 года в установленном порядке была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Несмотря на это начальник территориального отделения в Ивановской области – г. Иваново федерального государственного казённого учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации своим решением от 03 сентября 2014 года № сняла её с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В обоснование данного решения начальник территориального отделения в Ивановской области – г. Иваново сослалась на то обстоятельство, что ей на праве собственности принадлежит 1/12 доли жилого помещения, расположенного по адресу: город <адрес>. Кроме того, её дочь является собственником жилого помещения общей площадью 31,2 квадратных метров, находящегося по адресу: <адрес>, то есть она обеспечена жильём по установленной в Ивановской области учётной норме. Наряду с этим начальником территориального отделения в Ивановской области – г. Иваново указано, что она не представила выписки из домовой книги за последние пять лет до подачи заявления.
Полагая, что её права нарушены, заявитель, с последующими уточнениями, сделанными её представителем, просила суд о нижеследующем:
- признать незаконным и отменить решение начальника территориального отделения в Ивановской области – г. Иваново федерального государственного казённого учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от 03 сентября 2014 года № о снятии её с учёта нуждающихся в жилых помещениях;
- обязать начальника территориального отделения в Ивановской области – г. Иваново федерального государственного казённого учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации восстановить её на учёте нуждающихся в жилых помещениях.
В судебном заседании представитель Поповой – адвокат Мут заявленные уточнённые требования поддержал и дал следующие объяснения. Его доверителю действительно принадлежит 1/12 доли жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Вместе с тем общая площадь этого строения составляет 50,2 квадратных метров, то есть Попова обладает правом на 4,18 квадратных метров, что составляет менее учётной нормы жилья, установленной для Ивановской области. Кроме того, этот жилой дом ввиду его технического состояния не пригоден для проживания и является ветхим. Мут также пояснил, что дочь заявителя является собственником жилого помещения общей площадью 31,2 квадратных метров, находящегося по адресу: <адрес>, однако Попова никогда в этой квартире не проживала, и, следовательно, не является членом семьи собственника этой квартиры. Таким образом, к ней не могут быть применены положения статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации. Копия домовой книги за последние пять лет до подачи Поповой заявления, пояснил далее представитель заявителя, находится в материалах её учётного дела, то есть доводы начальника территориального отделения в Ивановской области – г. Иваново в этой части являются несостоятельными. Исходя из изложенного, Мут просил суд требования Поповой удовлетворить полностью. Наряду с этим представитель заявителя указал, что федеральное государственное казённое учреждение «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации было им привлечено к участию в деле исключительно как юридическое лицо, статусом которого не обладает территориальное отделение этого учреждения в городе Иваново. При этом каких-либо требований к ФГКУ «Западрегионжильё», пояснил далее Мут, его доверитель в настоящее время не имеет.
Начальник территориального отделения в Ивановской области – г. Иваново федерального государственного казённого учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации и представитель федерального государственного казённого учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации по доверенности Досягова И.Г. в письменных возражениях от 07 ноября 2014 года требования заявителя не признала, поддержав доводы, приведённые в оспариваемом решении. Одновременно начальник территориального отделения просила рассмотреть гражданское дело по заявлению Поповой в её отсутствие.
Руководитель федерального казённого учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по городу Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республике Карелия», установленным порядком уведомленный о месте, дате и времени судебного заседания, в суд не прибыл, своего представителя и возражений по существу заявленных Поповой требований не направил.
Выслушав объяснения представителя заявителя, исследовав материалы дела, военный суд приходит к следующим выводам.
Пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» определено, что государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Из содержания части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что правом на признание нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, обладают, помимо иных категорий, граждане не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Согласно части 1 статьи 31 данного кодекса к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Пунктом 1 Решения Ивановской городской думы от 24 мая 2005 года № 513 «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения (учетная норма) и нормы предоставления площади жилого помещения (нормы предоставления)» определено установить учетную норму площади жилого помещения (учетная норма) в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях – 10,0 квадратных метра общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
Решением Исполнительного комитета Ивановского областного совета народных депутатов, президиума областного совета профсоюзов от 12 марта 1985 года № 80 утверждены Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Ивановской области.
Пунктами «а» и «б» части 7 данных правил установлено, что нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане:
а) имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи: менее 6 квадратных метров в отдельных квартирах; менее 8 квадратных метров в квартирах с общей кухней на несколько квартиросъемщиков;
б) владеющие жилым домом (частью дома) на праве личной собственности или проживающие в таких домах у родителей, принимаются на учет нуждающихся в жилье, если на члена семьи имеется менее 6 квадратных метров жилой площади;
В соответствии с подпунктом «б» пункта 1 раздела II постановления Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 20 февраля 2004 года № 10 «Об утверждении критериев и технических условий отнесения жилых домов (жилых помещений) к категории ветхих или аварийных» к непригодным для проживания относятся ветхие жилые дома.
Согласно пунктам 4 и 5 этого же раздела приведённого постановления ветхий жилой дом – жилой дом с физическим износом, при котором его прочностные и деформационные характеристики равны или ниже предельно допустимых характеристик, установленных нормативными документами для действующих нагрузок и условий эксплуатации.
К ветхим жилым домам относятся, в том числе, деревянные дома и дома со стенами из местных материалов, а также мансарды с физическим износом свыше 65 процентов. Степень физического износа определяется в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.
Согласно копии решения начальника территориального отделения в Ивановской области – г. Иваново от 03 сентября 2014 года № заявитель снята с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В этом же решении указано, что основаниями для него послужили следующие обстоятельства:
- Поповой на праве собственности принадлежит 1/12 доли жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, что составляет 7,2 квадратных метров;
- заявитель, как член семьи собственника жилого помещения общей площадью 31,2 квадратных метров, находящегося по адресу: <адрес>, и принадлежащего её дочери, обеспечена жильём по установленной в Ивановской области учётной норме;
- Поповой не представлена выписка из домовой книги за последние пять лет до подачи заявления.
Исходя из изложенного, начальник территориального отделения в Ивановской области – г. Иваново пришла к выводу о том, оснований для признания Поповой нуждающейся в жилом помещении не имелось.
Исследованием в судебном заседании отметок Федеральной миграционной службы Российской Федерации в паспорте Поповой установлено, что она с 28 ноября 1981 года зарегистрирована по адресу: <адрес>.
Как усматривается из договора дарения от 31 августа 1984 года, заявитель и гражданка ФИО1 получили в дар в равных долях одну шестую долю домовладения, общая площадь которого составляет 50,2 квадратных метров, находящегося по адресу: <адрес>.
Указанная общая площадь строения в размере 50,2 квадратных метров также подтверждается исследованным в суде техническим паспортом инвентаризационный № на индивидуальный жилой дом <адрес>.
В соответствии со справкой Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии от 17 сентября 2014 года за гражданкой Поповой значится следующее недвижимое имущество на праве собственности – 1/12 доли в доме <адрес>.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что заявителю на праве собственности принадлежит 1/12 доли в доме <адрес>, площадь которой составляет 4,18 квадратных метров, то есть менее учётной нормы, установленной по городу Иваново.
При этом ссылки начальника территориального отделения в Ивановской области – г. Иваново в оспариваемом решении на наличие в собственности Поповой 7,2 квадратных метров указанного жилого дома опровергаются вышеприведёнными доказательствами, исследованными в суде.
Кроме того, согласно письменному сообщению начальника управления жилищно-коммунального хозяйства исполнительного комитета Ивановского областного Совета народных депутатов от 08 октября 1987 года № Л-П физический износ дома <адрес> составляет 74 процента.
Исходя из изложенного, военный суд приходит к выводу о том, что наличие в собственности заявителя 4,18 квадратных метров общей площади индивидуального жилого дома, находящегося по адресу: <адрес>, не может служить основанием для снятия Поповой с жилищного учёта.
Исследованием в суде контракта о прохождении военной службы установлено, что он заключён 18 августа 1994 года между Поповой и командиром войсковой части 00001.
Согласно справке начальника Ивановской квартирно-эксплуатационной части от 14 февраля 2011 года № 7/295, заявитель состоит на компьютерном учёте нуждающихся в жилье с 31 марта 2003 года.
Дата постановки Поповой на жилищный учёт также подтверждается выпиской из единого реестра по жилью для военнослужащих и записями в карточке учёта жилой площади, предоставляемой военнослужащему.
Из письменного обращения заявителя во второй отдел ФГУ «Западрегионжилье», зарегистрированного в данном отделе 08 июня 2012 года, явствует, что Попова просит исключить из числа нуждающихся в улучшении жилищных условий её дочь, как имеющую в собственности однокомнатную квартиру.
Вместе с тем из материалов учётного дела заявителя усматривается, что она до 03 сентября 2014 года состояла на жилищном учёте с составом семьи из двух человек, то есть с дочерью.
Как следует из копии свидетельства о государственной регистрации №, за гражданкой ФИО2 с 07 сентября 2005 года зарегистрировано право собственности на жилое помещение общей площадью 31,2 квадратных метров, расположенное по адресу: <адрес>.
Свидетель ФИО3 в судебном заседании показал, что в период с 1988 года по 2000 год Попова без заключения письменного договора найма проживала в принадлежащей ему квартире, находящейся по адресу: <адрес>.
ФИО4, будучи допрошенным в суде в качестве свидетеля, показал, что в 2005 году помогал делать ремонт в квартире <адрес>, принадлежащей дочери заявителя. При этом Попова в этот период проживала по адресу: <адрес>, поскольку её дочь создала свою семью и жила отдельно.
Свидетель ФИО5 в суде показала, что её сослуживица Попова в период с 2005 года по 2010 год проживала по адресу: <адрес> по договору поднайма и она неоднократно навещала её по этому месту жительства.
Допрошенная в судебном заседании свидетель ФИО6 показала, что с сентября 2010 года по настоящее время Попова проживает по адресу: <адрес>, и они являются соседями.
Из письменного сообщения командира войсковой части 00000 от 07 ноября 2014 года № 17/2183 усматривается, что в системе оповещения военнослужащих данной воинской части указан адрес проживания заявителя – <адрес>.
С учётом изложенного военный суд приходит к выводу о том, что Попова не проживала в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности её дочери и находящемся по адресу: <адрес>, то есть в силу положений статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации не является членом семьи собственника данной квартиры.
Кроме того, по делу установлено, что ФИО2 и её муж ФИО7 с февраля 2014 года трудоустроены в городе Саранске, где проживают по адресу: <адрес>.
Таким образом, доводы начальника территориального отделения в Ивановской области – г. Иваново в оспариваемом решении на обеспеченность Поповой жилым помещением по установленным нормам, как члена семьи её дочери, не нашли своего подтверждения в судебном заседании.
Наряду с этим, вопреки доводам начальника территориального отделения в Ивановской области – г. Иваново, в материалах учётного дела заявителя имеются копии листов домовой книги, подтверждающие её регистрацию по адресу: <адрес> с даты рождения по настоящее время.
Подлинник указанной домовой книги исследован в ходе судебного заседания.
В суде также установлено, что заявитель, имеющая выслугу более 26 лет, приказом от 22 октября 2014 года № уволена с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями.
При таких обстоятельствах оспариваемое решение начальника территориального отделения в Ивановской области – г. Иваново не соответствует закону, так как заявитель, при отсутствии иных, не исследованных судом обстоятельств имеет право состоять на учёте нуждающихся в жилых помещениях с составом семьи один человек.
Исходя из изложенного, военный суд в целях восстановления нарушенных прав Поповой возлагает на начальника территориального отделения в Ивановской области – г. Иваново обязанность отменить решение от 03 сентября 2014 года № о снятии заявителя с учёта нуждающихся в жилых помещениях и восстановить её на жилищном учёте.
Из банковской квитанции от 06 сентября 2014 года следует, что Попова при подаче заявления в суд уплатила государственную пошлину в размере 200 рублей.
Частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Вместе с тем Поповой и её представителем не заявлено требований о возмещении судебных расходов, в связи с чем суд в настоящее время не находит оснований для взыскания в пользу заявителя суммы уплаченной государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 и 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, военный суд
РЕШИЛ:
Заявление Поповой 00000 – удовлетворить.
Признать незаконным решение начальника территориального отделения в Ивановской области – г. Иваново федерального государственного казённого учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от 03 сентября 2014 года № о снятии Поповой О.Н. с учёта нуждающихся в жилых помещениях и обязать данное должностное лицо отменить это решение.
Возложить на начальника территориального отделения в Ивановской области – г. Иваново федерального государственного казённого учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации обязанность восстановить Попову О.Н. с составом семьи один человек на учёте нуждающихся в жилых помещениях.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский окружной военный суд через Ивановский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Е.И. Смирнов