Судья Картавых М.Н. |
№ 33а-802/2019 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 февраля 2019 г. |
г. Петрозаводск |
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Сильченко Р.П.,
судей Соляникова Р.В., Щепалова С.В.
при секретаре Сафоновой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 18 декабря 2018 г. по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Соломенский лесозавод» к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий об оспаривании предписания.
Заслушав доклад судьи Соляникова Р.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Административный иск заявлен по тем основаниям, что предписанием ГУ МЧС России по Республике Карелия от (.....) ООО «Соломенский лесозавод» вменено в обязанность устранить нарушения установленных требований в области гражданской обороны. Административный истец просил признать незаконными п.п. 4, 6, 8, 11, 12, 14-22 предписания, указывая на то, что данные пункты применимы лишь к организациям, отнесенным в установленном порядке к категориям по гражданской обороне. Критериям, позволяющим отнести административного истца к числу таковых, он не отвечает, не имеет в собственности объектов, имеющих статус защитных сооружений при гражданской обороне.
Решением суда заявленные требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе административный истец просит отменить состоявшееся по делу судебное постановление и принять новое решение об удовлетворении административного иска. В обоснование жалобы указывает, что наличие защитного сооружения гражданской обороны не является доказательством отнесения организации к категориям по гражданской обороне. Судом не дана оценка несоответствия административного истца критериям, позволяющим отнести организацию к категориям по гражданской обороне. Письмо административного ответчика от (.....) о включении ООО «Соломенский лесозавод» в сводный перечень организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне в Республике Карелия, не является надлежащим доказательством, поскольку суду не представлен ни сам перечень, ни выписка из него. Имеющееся у административного истца подвальное помещение здания ремонтно-механических мастерских не может быть охарактеризовано как убежище. Приобщенные к материалам дела копии учетной карточки защитного сооружения гражданской обороны подписаны (.....), который никогда не являлся руководителем и работником ЗАО «Соломенский лесозавод». Паспорт убежища не позволяет однозначно идентифицировать объект.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца Ведюков Ю.С. поддержал доводы жалобы.
Представители административного ответчика Хайкичев В.О. и Пушкаревич Н.С. выразили согласие с решением суда.
Заслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
По делу установлено, что по итогам проведенной в период с (...) по (.....) плановой проверки по выполнению административным истцом требований в области гражданской обороны (.....) ГУ МЧС России по Республике Карелия вынесено предписание (...) о необходимости в срок до (.....) устранить ряд выявленных нарушений.
Так, руководитель организации, отнесенной к категории по гражданской обороне, не прошел подготовку в области гражданской обороны (п. 4 предписания). В организации, отнесенной к категории по гражданской обороне, с количеством работников до 500 человек включительно отсутствует 1 освобожденный работник по гражданской обороне (п. 6). Не созданы нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне (п. 8); не определен и не разработан порядок сбора и обмена информацией (п. 11), не разработан план осуществления комплексной маскировки территории организации на случай использования современных средств поражения (п. 12). Не осуществляется поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию объектов гражданской обороны - защитного сооружения гражданской обороны (п. 14). В организации не планируются мероприятия по подготовке защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, техническому обслуживанию защитных сооружений гражданской обороны, текущему и капитальному ремонтам защитных сооружений гражданской обороны (п. 15). Не обеспечено содержание инженерно-технического оборудования защитного сооружения гражданской обороны в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению (п. 16). Не соблюдаются противопожарные требования при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны в мирное время (в ЗС ГО отсутствуют автоматические системы пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (п. 17). В защитном сооружении гражданской обороны отсутствуют: паспорт защитного сооружения гражданской обороны с обязательным приложением заверенных копий поэтажного плана и экспликации помещений, журнал оценки технического состояния защитного сооружения гражданской обороны, сигналы оповещения гражданской обороны, план перевода защитного сооружения гражданской обороны на режим приема укрываемых, план защитного сооружения гражданской обороны с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации, планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств, список личного состава группы (звена) по обслуживанию защитного сооружения гражданской обороны, эксплуатационная схема водоснабжения и канализации защитного сооружения гражданской обороны, эксплуатационная схема электроснабжения защитного сооружения гражданской обороны, инструкция по технике безопасности при обслуживании оборудования, инструкции по использованию средств индивидуальной защиты, инструкции по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правила пользования приборами, инструкция по обслуживанию дизельных электростанций, инструкция по противопожарной безопасности, правила поведения укрываемых в защитном сооружении гражданской обороны, журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха, журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью, журнал учета работы дизельных электростанций, журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования, схема эвакуации укрываемых из очага поражения, список телефонов (п. 18). Не проводятся мероприятия по оценке технического состояния: ограждающих конструкций и защитных устройств, системы фильтровентиляции и герметичности, фильтров-поглотителей, систем водоснабжения, систем канализации, энергетических устройств (п. 19). Не проводится техническое обслуживание технических систем защитных сооружений гражданской обороны в полном объеме и с установленной периодичностью, в том числе: техническое обслуживание и ремонт технических систем, планово-предупредительный ремонт строительных конструкций (п. 20). Не проводится подготовка к проведению мероприятий по приведению защитных сооружений гражданской обороны в готовность к приему укрываемых, в том числе: обозначение защитных сооружений гражданской обороны, маршрутов движения укрываемых к защитным сооружениям гражданской обороны, порядок заполнения защитных сооружений гражданской обороны укрываемыми (п. 21). Не созданы звенья для обслуживания защитного сооружения гражданской обороны в мирное время (п. 22).
Нарушение своих прав оспариваемыми пунктами предписания административный истец мотивирует тем, что он не является организацией, включенной в какую-либо категорию по гражданской обороне, и не имеет в собственности зданий или сооружений, имеющих режим защитных сооружений гражданской обороны.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, - это организации в зависимости от оборонного и экономического значения, имеющие мобилизационные задания (заказы) и (или) представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, а также уникальные в историко-культурном отношении объекты.
Согласно ч. 2 ст. 9 названного закона организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2016 № 804 утверждены Правила отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения. Согласно п. 5 данных Правил организации представляют соответствующие сведения в уполномоченные органы, к которым в том числе отнесены органы местного самоуправления, осуществляющие мероприятия по гражданской обороне на территории муниципального образования. На основании п. 6 Правил органы местного самоуправления вносят в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации предложения по отнесению организаций к категориям по гражданской обороне. Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с МЧС России утверждают перечень организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, и направляют выписки из перечня в органы местного самоуправления (п. 8 Правил).
Письмом от (.....) (.....) ООО «Соломенский лесозавод» направило в адрес управления по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям администрации Петрозаводского городского округа предложения для включения в перечень организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне. Данное письмо поступило в администрацию (.....) и было зарегистрировано под входящим номером (...).
На основании предложений Петрозаводского городского округа, оформленных письмом от (...) ООО «Соломенский лесозавод» было включено в Перечень организаций Республики Карелия, отнесенных к категориям по гражданской обороне, который, как сообщил суду апелляционной инстанции Государственный комитет Республики Карелия по обеспечению жизнедеятельности и безопасности населения, (.....) был согласован с МЧС России и (.....) утвержден Главой Республики Карелия.
Выписка из указанного перечня представлена в материалы дела, оснований сомневаться в достоверности указанных в ней сведений, а также в информации, полученной от Государственного комитета Республики Карелия по обеспечению жизнедеятельности и безопасности населения и администрации Петрозаводского городского округа, у судебной коллегии не имеется.
О включении его в названный перечень административный истец был уведомлен письмом администрации Петрозаводского городского округа от (...)
Изложенное опровергает довод административного истца об отсутствии у него статуса организации, отнесенной к категориям по гражданской обороне, и обязанной выполнять мероприятия по гражданской обороне.
Непредставление в материалы дела полного текста Перечня организаций Республики Карелия, отнесенных к категориям по гражданской обороне, на правильность постановленного по делу решения не влияет, поскольку к числу юридически значимых обстоятельств, подлежащих установлению по делу, включение в перечень иных организацией не относится. Доказательства включения в него ООО «Соломенский лесозавод» представлены.
Несогласие административного истца с включением его в данный перечень, с учетом направления непосредственно им предложений для его отнесения к категориям по гражданской обороне и его последующего уведомления о включении в перечень, не свидетельствует о незаконности оспариваемого предписания.
Относительно довода об отсутствии у административного истца в собственности объектов, которые можно определить как объекты гражданской обороны, судебная коллегия исходит из следующего.
Согласно п. 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 №1309, убежище - это защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых в течение нормативного времени от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного и химического оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств и поражающих концентраций аварийно химически опасных веществ, возникающих при аварии на потенциально опасных объектах, а также от высоких температур и продуктов горения при пожарах.
В соответствии с п. 2 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного приказом МЧС России от 21.07.2005 № 575, содержание защитных сооружений гражданской обороны в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки к использованию по предназначению и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружений гражданской обороны, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. Для поддержания защитных сооружений гражданской обороны в готовности к использованию по предназначению в организациях создаются группы (звенья) по их обслуживанию.
На основании п.п. 1.3, 1.4, 3.4.4 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583, в организациях, эксплуатирующих защитные сооружения гражданской обороны, назначаются ответственные должностные лица, в обязанности которых входит организация их правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования. Для ремонта и обслуживания помещений и оборудования защитных сооружений гражданской обороны ответственные лица разрабатывают необходимую проектно-сметную документацию и организуют выполнение спланированных работ. Для обслуживания защитных сооружений гражданской обороны в мирное время в организациях, эксплуатирующих эти сооружения, создаются звенья по обслуживанию защитных сооружений гражданской обороны. Для поддержания защитных сооружений гражданской обороны в готовности к использованию по предназначению в период пребывания в них укрываемых создаются группы (звенья) по обслуживанию сооружений из расчета одна группа (звено) на каждый объект гражданской обороны в зависимости от их вместимости. При режиме повседневной деятельности выполняется комплекс требований, обеспечивающих сохранность и техническую готовность конструкций и оборудования защитных сооружений гражданской обороны.
По договору купли-продажи недвижимого имущества от (.....) административный истец приобрел у (...) недвижимое имущество, в том числе здание (...), площадью (...), по адресу: (.....).
В техническом паспорте на здание (...) в экспликации площадей указано (...) общей площадью (...) вспомогательной (...). Также в материалы дела представлена учетная карточка защитного сооружения гражданской обороны (...)
Довод апелляционной жалобы о подписании (.....) учетной карточки (...), не являвшимся работником (...) опровергается сообщением ГУ-УПФ Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия от (.....) о том, что по сведениям персонифицированного учета страхователем (...) предоставлялись индивидуальные сведения на работника (...) за периоды работы с (.....) по (.....)
Во всяком случае, в силу п. 3 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны административный истец, как организация, отнесенная к категориям по гражданкой обороне, обязана иметь убежище для работников наибольшей работающей смены.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о наличии у административного ответчика правовых оснований для вынесения в отношении административного истца оспариваемого предписания.
По изложенным мотивам решение суда первой инстанции является законным, а оснований для его отмены в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 18 декабря 2018 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи