Дело № 2-10123/23-2014 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 декабря 2014 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Витухиной О.В., при секретаре Ефимовой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федулова Виталия Сергеевича к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Карелия о компенсации морального вреда, причиненного в результате незаконного уголовного преследования,
УСТАНОВИЛ:
Федулов В.С. обратился в Петрозаводский городской суд с вышеуказанным иском по тем основаниям, что приговором Петрозаводского городского суда РК от ДД.ММ.ГГГГ (с учетом апелляционного определения Верховного суда РК от ДД.ММ.ГГГГ) он был признан невиновным по предъявленному ему обвинению в совершении преступления, предусмотренного ч. № ст. № УК РФ, на основании п. № ч. № ст. № УПК РФ – в связи с отсутствием в деянии состава преступления. За истцом признано право на реабилитацию. В отношении истца на протяжении длительного времени велось незаконное уголовное преследование, истец незаконно был обвинен в совершении преступления, наказание за которое предусмотрено от 2 до 4 лет лишения свободы. В результате незаконного уголовного преследования истцу были причинены нравственные страдания, которые выразились в следующем: он переживал за свое будущее, опасался, что будет назначено наказание несправедливое и чрезмерно суровое, потерял покой, сон и аппетит, находился в состоянии апатии и депрессии. В связи с указанными обстоятельствами Федулов В.С. просит взыскать с Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Карелия в его пользу компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Прокуратура Республики Карелия, следователь СУ УМВД России по г. Петрозаводску Журавлев А.В., УМВД России по г. Петрозаводск, следователь СО по г. Петрозаводску СУ СК России Ильницкий В.А., СУ СК России по РК.
Федулов В.С. в судебном заседании не присутствовал, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, содержится в ФКУ ИК-4 УФСИН РФ по Вологодской области, просил рассмотреть дело в его отсутствии.
Представитель ответчика Мартыненко Р.А., действующий по доверенности, иск не признал, поддержал доводы, изложенные в ранее представленном отзыве, указал, что истцом не представлено доказательств причинения нравственных или физических страданий.
Представитель Прокуратуры Республики Карелия Бараева С.Н., действующая по доверенности, считает иск не подлежащим удовлетворению, поддержала доводы, изложенные в ранее представленном отзыве.
Представитель УМВД России по г. Петрозаводску Скачкова О.А., действующая на основании доверенности, иск не поддержала, указав, что спорный эпизод возбуждался сотрудниками следственного комитета, кроме того, истец арестован был не поданному делу 6 декабря, и не представил доказательств нравственных страданий.
Представитель СУ СК России по РК Кудряшов В.А., действующий по доверенности, считает иск не подлежащим удовлетворению, так как истцом не представлено доказательств перенесенных нравственных либо физических страданий.
Третьи лица - следователь СУ УМВД России по г. Петрозаводску Журавлев А.В., следователь СО по г. Петрозаводску СУ СК России Ильницкий В.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, материалы уголовного дела в отношении истца суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что приговором Петрозаводского городского суда Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ (с учетом апелляционного определения Верховного Суда РК от ДД.ММ.ГГГГ) истец признан невиновным по обвинению в совершении преступления, предусмотренного частью № статьи № Уголовного кодекса Российской Федерации на основании пункта 2 части 1 статьи 24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с отсутствием в деянии состава преступления. За Федуловым В.С. признано право на реабилитацию, включающую в себя право на возмещение имущественного ущерба, морального вреда, восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах. Указанным приговором Федулов В.С. также признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью № статьи № Уголовного кодекса Российской Федерации, и назначено наказание в виде <данные изъяты> лет лишения свободы, без штрафа, без ограничения свободы; в соответствии с частью № статьи № Уголовного кодекса Российской Федерации по совокупности преступлений путем частичного сложения с наказанием по приговору Костомукшского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ окончательно назначено Федулову В.С. наказание в виде <данные изъяты> лет лишения свободы, без штрафа, без ограничения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии <данные изъяты> режима.
Ст. 53 Конституции РФ гарантировано право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями органом государственной власти и должностных лиц.
В отношении лиц, незаконно или необоснованно подвергнутых уголовному преследованию, порядок возмещения вреда определен ст.ст. 133-139 Уголовно-процессуального кодекса РФ.
В силу ст. 133 Уголовно-процессуального кодекса РФ право на реабилитацию включает в себя право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах.
Таким образом, понятие реабилитация включает в себя комплекс мер, осуществляемых государством, для восстановления нарушенных прав и законных интересов лица, подвернутого незаконному уголовному преследованию. Обстоятельства причинения вреда и нарушения прав подлежат установлению в ходе судебного разбирательства по требованию (исковому заявлению) лица, подвернутого незаконному уголовному преследованию.
Право на реабилитацию, в том числе право на возмещение вреда, связанного с уголовным преследованием, имеют подозреваемый или обвиняемый, уголовное преследование, в отношении которого прекращено по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 24 Уголовно-процессуального кодекса РФ в связи с отсутствием в деянии состава преступления.
В силу ч. 2 ст. 136 Уголовно-процессуального кодекса РФ иски о компенсации за причиненный моральный вред в денежном выражении предъявляются в порядке гражданского судопроизводства.
В силу положений п. 1 ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, неприкосновенность частной жизни, право свободного передвижения являются личными неимущественными правами гражданина.
На основании ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Способ и размер компенсации морального вреда определяются в соответствии с правилами, установленными ст. 1101 ГК РФ.
По смыслу п.1 ст. 1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом. В этих случаях от имени казны Российской Федерации выступает соответствующий финансовый орган, коим является Министерство финансов Российской Федерации (ст. 1071 ГК РФ, ст. 6 БК РФ).
В развитие данных положений ст. 1100 ГК РФ установлено, что компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде.
Исходя из содержания вышеуказанных статей право на компенсацию морального вреда, причиненного незаконными действиями органов уголовного преследования, возникает у лица только при наличии реабилитирующих оснований.
В пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 « Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вред» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Определяя размер денежной компенсации за соответствующий моральный вред, в каждом конкретном случае, необходимо исходить из требований разумности, справедливости, оценивать характер причиненных потерпевшему физических и особенностями внимания обстоятельствами.
Исходя из изложенного, учитывая положения ст.ст. 1070, 1100 Гражданского кодекса РФ во взаимной связи с положениями гл. 18 Уголовно-процессуального кодекса РФ, принимая во внимание, что истец был подвергнут незаконному уголовному преследованию, что является нарушением его неимущественных прав, уважение и защита которых гарантируется Конституцией РФ, суд полагает установленным факт причинения истцу морального вреда и наличие оснований для его компенсации.
Доводы ответчика и третьих лиц о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие причинение истцу физических и нравственных страданий, несостоятельны, поскольку, сам факт незаконного уголовного преследования свидетельствует о нарушении прав, что само по себе причиняет лицу, подвергшемуся такому преследованию, нравственные страдания.
В силу положений ст. 1101 Гражданского кодекса РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
При решении вопроса о сумме такой компенсации судом принимаются во внимание обстоятельства дела (оправдание по предъявленному обвинению в совершении преступления, предусмотренного ч. № ст. № УК РФ- <данные изъяты> обвинение предъявлено по ч.№ ст. № УК РФ ДД.ММ.ГГГГ); характер и объем нравственных страданий истца; период преследования по данному эпизоду в отношении истца, объем участия истца в следственных действиях по данному эпизоду, личность истца (ранее судимого). При этом суд учитывает, что в силу ст. 56 ГПК РФ истцом не представлено суду доказательств ухудшения состояния здоровья вследствие необоснованного уголовного преследования (потеря сна, аппетит, покоя, тревога за будущее).
Вместе с тем, определяя размер подлежащей взысканию денежной компенсаций, суд находит заявленную истцом сумму (<данные изъяты> руб.) чрезмерно завышенной и полагает необходимым с учетом принципа разумности и справедливости взыскать в пользу истца денежную компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб., в удовлетворении остальной части требований следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Федулова Виталия Сергеевича удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Федулова Виталия Сергеевича компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме, через Петрозаводский городской суд.
Судья: О.В. Витухина
Мотивированное решение
изготовлено 08 декабря 2014 года.