Дело № 2- 2197/2023
УИД 73RS0001-01-2023-001795-29
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 мая 2023 года г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:
судьи Жилкиной А.А..,
при секретаре Чубатовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Аминова ФИО5 к обществу с ограниченной ответственностью «Центр коммуникации Поволжья» о взыскании компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов,
У С Т А Н О В И Л:
Аминов В.М. обратился в суд с иском к ООО «Центр коммуникации Поволжья» о взыскании компенсации морального вреда в сумме 10 000 руб., расходов по оплате госпошлины в сумме 300 руб., в обоснование указав следующее.
На сайте <данные изъяты> в статье под назначением «<данные изъяты>», размещенной ДД.ММ.ГГГГ г., были размещены фотографии, автором которых является истец.
ДД.ММ.ГГГГ она из фотографий была размещена на официальном аккаунте Первого Ульяновского портала <данные изъяты> в социальной сети <данные изъяты>) без указания истца в качестве автора.
Истец полагает, что данными действиями ответчика нарушены его личные неимущественные права, а именно право автора на имя, в связи с чем ему причинен моральный вред, подлежащий компенсации на заявленную сумму.
В судебное заседание истец не явился, представил суду ходатайство об отложении судебного заседания, в связи с необходимостью ознакомления с отзывом на иск. Определением суда в удовлетворении данного ходатайства было отказано.
Представитель ответчика в судебном заседании требования не признал, представил суду письменный отзыв на иск. Полагал, что истец, состоящий в трудовых отношениях с ООО «<данные изъяты>», и проводивший фотосъемку в рамках исполнения своей трудовой функции, не вправе претендовать на исключительные права авторства в отношении фотоснимков, т.к. они принадлежат его работодателю, в пользу которого уже взыскана соответствующая компенсация на основании вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Ульяновской области. Право истца в данном случае не нарушено.
Представитель третьего лица ООО «<данные изъяты>» в письменном заявлении поддержал позицию истца, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Заслушав объяснение представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 1228 ГК РФ автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат.
Автору результата интеллектуальной деятельности принадлежит право авторства, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, право на имя и иные личные неимущественные права.
Право авторства, право на имя и иные личные неимущественные права автора неотчуждаемы и непередаваемы. Отказ от этих прав ничтожен.
Авторство и имя автора охраняются бессрочно. После смерти автора защиту его авторства и имени может осуществлять любое заинтересованное лицо, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 1267 и пунктом 2 статьи 1316 настоящего Кодекса.
Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, первоначально возникает у его автора. Это право может быть передано автором другому лицу по договору, а также может перейти к другим лицам по иным основаниям, установленным законом.
На основании ст. 1259 ГК РФ фотографические произведения относятся к числу объектов авторских прав независимо от достоинств и назначения произведения.
Согласно ст. 1255 ГК РФ автору произведения принадлежат следующие права: 1) исключительное право на произведение; 2) право авторства; 3) право автора на имя; 4) право на неприкосновенность произведения; 5) право на обнародование произведения.
В соответствии со ст. 1265 ГК РФ право авторства - право признаваться автором произведения и право автора на имя - право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно, неотчуждаемы и непередаваемы, в том числе при передаче другому лицу или переходе к нему исключительного права на произведение и при предоставлении другому лицу права использования произведения. Отказ от этих прав ничтожен.
В силу ст. 1295 Гражданского кодекса Российской Федерации авторские права на произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей (служебное произведение), принадлежат автору. Исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если трудовым или гражданско-правовым договором между работодателем и автором не предусмотрено иное.
Статьей 1300 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в отношении произведений не допускается воспроизведение, распространение, импорт в целях распространения, публичное исполнение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения произведений, в отношении которых без разрешения автора или иного правообладателя была удалена или изменена информация об авторском праве.
Судом установлено, что в официальном аккаунте Первого Ульяновского портала <данные изъяты>/ в социальной сети <данные изъяты> в публикации, размещенной ДД.ММ.ГГГГ в 17:30 (<данные изъяты>), была использована фотография, правообладателем которой является ООО "<данные изъяты>".
Используемая в указанной выше публикации фотография была размещена ДД.ММ.ГГГГ на сайте <данные изъяты> в статье под названием "<данные изъяты>-<данные изъяты>/) и была подписана "<данные изъяты>
Данная фотография была создана В.М. Аминовым, являющимся согласно трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ штатным работником ООО «<данные изъяты>» (л.д. 29-30).
При этом фотография является служебным произведением, так как сделана им в момент исполнения своих должностных обязанностей.
Данные обстоятельства подтверждаются вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ по иску ООО «Издательская <данные изъяты>» о взыскании денежных средств за неправомерное использование объектов авторского права, судебных расходов (л.д. 7-10).
Аминов В.М. привлечен для участив в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора.
Вступившее в законную силу решение суда имеет преюдициальное значение при рассмотрении данного дела в соответствии с ч 2 ст. 61 ГПК РФ, согласно которой обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Таким образом, следует признать установленным: авторство Аминова В.М. в отношении размещенных фотографий, наличие у ООО «<данные изъяты>» права интеллектуальной собственности в отношении фотографий и факт нарушения действиями ООО «Центр коммуникации Поволжья» исключительных прав ООО «<данные изъяты> в виде использования спорных фотографий на сайте ответчика, в т.ч. без указания автора.
Защита гражданских прав, в том числе личных неимущественных прав автора, путем компенсации морального вреда предусмотрена статьей 12 и пунктом 1 статьи 1251 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
В силу пункта 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 - 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" разъяснено, что права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (статьи 17 и 45 Конституции Российской Федерации).
Одним из способов защиты гражданских прав является компенсация морального вреда (статьи 12, 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее также - ГК РФ) (пункт 1 абзацы первый и второй).
Суду при разрешении спора о компенсации морального вреда, исходя из статей 151, 1101 ГК РФ, устанавливающих общие принципы определения размера такой компенсации, необходимо в совокупности оценить конкретные незаконные действия причинителя вреда, соотнести их с тяжестью причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий и индивидуальными особенностями его личности, учесть заслуживающие внимания фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав. При этом соответствующие мотивы о размере компенсации морального вреда должны быть приведены в судебном постановлении (абзац 1 пункта 25).
Под индивидуальными особенностями потерпевшего, влияющими на размер компенсации морального вреда, следует понимать, в частности, его возраст и состояние здоровья, наличие отношений между причинителем вреда и потерпевшим, профессию и род занятий потерпевшего (пункт 28).
При определении размера компенсации морального вреда судом должны учитываться требования разумности и справедливости (пункт 2 статьи 1101 ГК РФ).
В связи с этим сумма компенсации морального вреда, подлежащая взысканию с ответчика, должна быть соразмерной последствиям нарушения и компенсировать потерпевшему перенесенные им физические или нравственные страдания (статья 151 ГК РФ), устранить эти страдания либо сгладить их остроту.
Судам следует иметь в виду, что вопрос о разумности присуждаемой суммы должен решаться с учетом всех обстоятельств дела, в том числе значимости компенсации относительно обычного уровня жизни и общего уровня доходов граждан, в связи с чем исключается присуждение потерпевшему чрезвычайно малой, незначительной денежной суммы, если только такая сумма не была указана им в исковом заявлении (пункт 30).
Судом может быть взыскана компенсация морального вреда, причиненного нарушением личных неимущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности: право авторства, право на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование, право на отзыв, право на неприкосновенность исполнения, которые возникают и подлежат защите только в случаях, когда они специально поименованы и их охрана установлена положениями части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации о конкретном виде результатов интеллектуальной деятельности.
При определении размера компенсации морального вреда, причиненного нарушением личных неимущественных прав автора результата интеллектуальной деятельности, суду следует принимать во внимание, в частности, общественную оценку ущемленного интереса и нарушенного неимущественного права, личность и известность потерпевшего - автора, содержание и популярность объекта авторских прав, степень вины причинителя вреда и тяжесть для автора наступивших последствий правонарушения (абзацы 2 и 3 пункта 54).
Таким образом, суд, определяя размер компенсации морального вреда, должен в своем решении привести достаточные мотивы, оправдывающие ту или иную сумму компенсации морального вреда, присуждаемую заявителю. В противном случае отсутствие мотивов, например, несоразмерно малой суммы компенсации, присужденной заявителю, будет свидетельствовать о том, что суды не рассмотрели надлежащим образом требования заявителя и не смогли действовать в соответствии с принципом адекватного и эффективного устранения нарушения.
Поскольку, предусматривая в качестве способа защиты нематериальных благ компенсацию морального вреда, закон (статьи 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) устанавливает лишь общие принципы для определения размера такой компенсации, суду при разрешении спора о компенсации морального вреда необходимо в совокупности оценить конкретные незаконные действия причинителя вреда, соотнести их с тяжестью причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий и индивидуальными особенностями его личности, учесть заслуживающие внимание фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав как основополагающие принципы, предполагающие установление судом баланса интересов сторон. При этом соответствующие мотивы о размере компенсации морального вреда должны быть приведены в судебном постановлении.
При данных обстоятельствах требования Аминова В.М. о взыскании компенсации морального вреда подлежат удовлетворению в полном объеме.
При этом размер компенсации морального вреда в суд определяет в сумме 10 000 руб. Определяя размер компенсации суд принимает во внимание степень вины причинителя вреда и тяжесть для автора наступивших последствий правонарушения (нарушение и частичная потеря сна, сильные душевные переживания), фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав как основополагающие принципы, предполагающие установление судом баланса интересов сторон. Также учитывается общественная оценка ущемленного интереса и нарушенного неимущественного права, личность и известность потерпевшего - автора, содержание и популярность объекта авторских прав.
Суд отклоняет доводы стороны ответчика о том, что право истца в отношении служебного произведение не нарушено, т.к. данные выводы не основаны на нормах действующего законодательства.
Действительно, в силу трудовых отношений между работником Аминовым В.М. и работодателем ООО "<данные изъяты>", последнему принадлежит исключительное право на спорную фотографию, как на служебное произведение, созданное в пределах, установленных для работника трудовых обязанностей. Поэтому Общество, в силу ст. 1229 ГК РФ определяет способ использования результата интеллектуальной деятельности.
Использование ответчиком фотографии без согласия правообладателя ООО "<данные изъяты>" нарушило исключительное имущественное право ООО "<данные изъяты>", которое и урегулировано путем обращения в арбитражный суд с иском.
Между тем, как следует из содержания искового заявления, Аминов В.М., ссылаясь на положение ст. ст. 151, 1251 ГК РФ, указал, в том числе на нарушение ответчиком его личных неимущественных прав (право авторства, право на имя).
Согласно п. 1 ст. 1251 ГК РФ в случае нарушения личных неимущественных прав автора их защита осуществляется, в частности, путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, компенсации морального вреда, публикации решения суда о допущенном нарушении.
Принимая во внимание размещение ответчиком на сайте в сети "интернет" фотографии, автором которой является истец, без указания на имя истца в качестве автора данной фотографии, то личные неимущественные авторские права истца в настоящем случае нарушены, в связи с чем истец по правилам ст. 1251 ГК РФ имеет право на присуждение компенсации морального вреда, причинение которого в результате нарушения личных неимущественных прав автора изначально предполагается, в связи с чем доказыванию подлежит степень и характер физических и нравственных страданий автора, а не собственно право на присуждение такой компенсации.
Размещение ответчиком на принадлежащем ему сайте спорной фотографии без информации об авторе, нарушает личные неимущественные права Аминова В.М. - право автора на имя в рамках служебного произведения.
Таким образом, действиями ответчика нарушены также личные неимущественные права Аминова В.М. (право на имя), что является основанием для взыскания компенсации в соответствии со ст. 151, 1251 ГК РФ.
Исходя из распределения бремени доказывания по настоящему спору, именно ответчиком должны быть представлены доказательства того, что при использовании фотографических изображений им были соблюдены требования действующего законодательства.
Истцом в подтверждение своей позиции представлены доказательства, обосновывающие его требования, ответчик доказательств обратного, как того требует ст. 56 ГПК РФ, в опровержение доказательств истца, не представил.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░6, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░7 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ 10 000 ░░░., ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ 300 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 29.05.2023 ░.