Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3140/2013 ~ М-2705/2013 от 23.08.2013

Решение в окончательной форме изготовлено 16 сентября 2013 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 сентября 2013 года      г. Мурманск

Ленинский районный суд города Мурманска в составе:

председательствующего судьи Лобановой О.Р.

при секретаре               Цепляевой А.Г.

с участием представителя истца Раева А. В.

представителя третьего лица ООО МУ ЖСК» Летифовой О.А.

представителя третьего лица Комитета по жилищной политике администрации г.Мурманска

Овчаренко О.А.

третьего лица Егоровой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3140/13 по иску Администрации города Мурманска в интересах неопределенного круга потребителей к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Мурманскжилсервис» о признании действий незаконными,

установил:

Администрация города Мурманска в интересах неопределенного круга потребителей обратилась в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Мурманскжилсервис» (далее по тексту ООО УК «Мурманскжилсервис») о признании действий незаконными. В обоснование требований указала, что в администрацию города Мурманска поступила жалоба жильца дома № *** по улице *** в г. Мурманске о факте получения квитанций на оплату жилищно-коммунальных услуг от нескольких управляющих организаций, а именно ООО УК «Мурманскжилсервис» и ООО «МУ ЖСК». При этом 09 декабря 2012 года собственниками многоквартирного дома проведено общее собрание в форме очного голосования по вопросу расторжения договора управления с управляющей организацией ООО УК «Мурманскжилсервис» и выборе новой управляющей компании ООО «Мурманская управляющая жилищно-сервисная компания». Количество голосов собственников, принявших участие в общем собрании и проголосовавших «За» по всем вопросам повестки дня составило 68,98% от общего количества голосов собственников. На основании принятого решения общего собрания собственниками помещений указанного дома были заключены договора управления с ООО «МУ ЖСК», которое приступило к управлению многоквартирным домом с 01 февраля 2013 года. Однако в нарушение норм Жилищного кодекса Российской Федерации ответчик продолжает выставлять платежные документы за жилищно-коммунальные услуги жильцам указанного дома, несмотря на прекращение с ним договора управления и юридическое прекращение своих полномочий как управляющей организации. Просит признать действия ответчика по направлению жильцам многоквартирного дома № *** по улице *** в городе Мурманске платежных документов по оплате коммунальных услуг и услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома незаконными, обязать ООО УК «Мурманскжилсервис» прекратить действия по взиманию платы с жильцов многоквартирного дома № *** по улице *** в городе Мурманске путем предъявления платежных документов по оплате коммунальных услуг и услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома №*** по улице *** в городе Мурманске.

Представитель истца, действующий на основании доверенности, Раев А.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ММБУ «Новые формы управления» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв.

Представитель ответчика ООО УК «Мурманскжилсервис» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом и заблаговременно. Представитель истца, действующая на основании доверенности, Семашко А.В. представила заявление об отложении судебного разбирательства, в связи с истребованием ответчиком документов с ресурсоснабжающими организациями.

Представитель третьего лица, не заявляющий самостоятельных требований относительно предмета спора ООО «Мурманская управляющая жилищно-сервисная компания» (далее по тексту ООО «МУ ЖСК»), действующая на основании доверенности, Летифова О.А. в судебном заседании заявленные требования поддержала. Пояснила, что с 01.02.2013 управление многоквартирным домом № ** по улице *** в г. Мурманске на основании решения общего собрания собственников жилых помещений в указанном доме осуществляет ООО «МУ ЖСК».

Представитель третьего лица, не заявляющий самостоятельных требований относительно предмета спора Комитет по жилищной политике администрации г. Мурманска, действующая на основании доверенности, Овчаренко О.А. заявленные требования поддержала, представила письменный отзыв.

Третье лицо Егорова Н.А. в судебном заседании исковые требования поддержала. Пояснила, что на общем собрании собственников жилья многоквартирного дома № *** по улице *** в г. Мурманске, которое состоялось 09.12.2012 было принято решение о расторжении договора управления с ООО УК «Мурманскжилсервис» и принято решение о выборе новой управляющей компании ООО «МУ ЖСК», которая приступила к управлению с 01.02.2013. Указала, что жильцами дома делались попытки вручить уведомление о расторжении договора управления ответчику, однако сотрудники компании отказались принять уведомление, о чем собственниками жилых помещений был составлен акт. Сообщила, что в установленном порядке решение собрания собственников не оспаривалось и не признано недействительным, при этом ответчик продолжает выставлять платежные документы на оплату коммунальных услуг и услуг по содержанию и ремонту жилья, при этом никаких услуг не оказывает. Просила удовлетворить заявленные требования.

В соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом определено о рассмотрении дела в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом и заблаговременно, неявка представителя ответчика признана судом неуважительной.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему.

Право граждан на жилище закреплено в статье 7 Конституции Российской Федерации. Частью 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что никто не может быть ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В силу статьи 46 Закона Российской Федерации № 2300-1 от 07.02.1992 «О защите прав потребителей» в целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования органы местного самоуправления вправе обращаться в суды в защиту прав неопределенного круга потребителей.

Статьей 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (в ред. от 21.11.2011) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии со статьей 44 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 (в редакции от 25 июня 2012 года) «О защите прав потребителей» в целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования органы местного самоуправления вправе: рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав потребителей; обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).

Учитывая, что администрация города Мурманска обратилась в суд с иском в интересах неопределенного круга потребителей, суд приходит к выводу, что заявление подано администрацией города Мурманска в пределах предоставленных ей законом полномочий.

В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.

Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно положениям части 1 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещения в многоквартирном доме.

К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится, в том числе выбор способа управления многоквартирным домом (часть 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Порядок проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме установлен статьями 45-48 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В силу части 3 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов. При отсутствии кворума для проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть проведено повторное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии со статьей 46 Жилищного кодекса Российской Федерации решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в порядке, установленном общим собранием собственников помещений в данном доме.

Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.

Собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении. Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование указанного собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному собственнику.

В соответствии со статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги определена в статье 154 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.

Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.

Таким образом, из содержания норм частей 2 и 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения.

Анализируя вышеприведенные положения статей 153, 155, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится один раз, двойное взимание жилищно-коммунальных платежей не допускается.

Как установлено в ходе судебного разбирательства ООО УК «Мурманскжилсервис» осуществляло управлением многоквартирным домом *** по улице *** в городе Мурманске, с 01 февраля 2013 года по настоящее время управление многоквартирным домом осуществляет ООО «МУ ЖСК».

Материалами дела также подтверждается, что Комитетом по жилищной политике Администрации г. Мурманска проведена проверка правомерности принятия собственниками помещений решения о выборе ООО «МУ ЖСК» в качестве управляющей организации в многоквартирном доме по адресу: *** по итогам общего собрания собственников помещений в форме совместного присутствия, по результатам которой установлено, что нарушений порядка принятия решения общим собранием собственников многоквартирного дома № *** по улице *** в г. Мурманске по вопросам расторжения договора управления с ООО УК «Мурманскжилсервис» и выбора ООО «МУ ЖСК» в качестве управляющей организации не выявлено. Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки от 18 июня 2013 года, ответчиком не оспорено.

В силу части 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.

В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Положениями статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации определен порядок расторжения договора управления многоквартирным домом.

В силу пункта 8 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляется в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

В соответствии со статьей 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной, в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором. В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.

В силу статьи 452 Гражданского Кодекса Российской Федерации соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное.

Требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.

Согласно пункту 8.2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора.

Системное толкование норм гражданского и жилищного законодательства позволяют сделать вывод о том, что договор управления многоквартирным домом по своей правовой природе является особым видом договора, в отношении вопроса о расторжении которого по основаниям, установленным пунктом 8.2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, действует специальный режим правового регулирования, - такой договор может быть прекращен по инициативе собственников помещений в одностороннем порядке. Жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривает обязательной последовательности действий при одностороннем расторжении договора.

09 декабря 2012 года протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного дома *** по улице *** в городе Мурманске от 09 декабря 2012 года принято решение о расторжении ранее заключенного договора управления с ООО УК «Мурманскжилсервис» и выборе новой управляющей компании многоквартирным домом ООО «МУ ЖСК».

На основании принятого решения общего собрания собственниками жилых помещений указанного дома 28 января 2013 года заключен договор управления с ООО «МУ ЖСК», которое согласно договору приступило к управлению многоквартирным домом № *** по улице *** с 01 февраля 2013 года.

Собственники многоквартирного дома № *** по улице *** в городе Мурманске уведомили ООО УК «Мурманскжилсервис» о расторжении ранее заключенного договора управления. Однако ответчик отказался получить данное уведомление, что подтверждается актом собственников жилых помещений указанного дома от 11.12.2012.

Решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома № *** по улице *** от 09.12.2012, никем не оспорено, управляющей организацией, правомочной осуществлять управление указанным многоквартирным домом является ООО «МУ ЖСК».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 124 утверждены Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями (далее Правила).

Согласно пункту 4 Правил управляющая организация, товарищество или кооператив обращается в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения в случае, если на такую управляющую организацию, товарищество или кооператив в соответствии с договором управления многоквартирным домом возложена обязанность по предоставлению потребителям коммунальных услуг.

Управляющая компания, заключая договоры с ресурсоснабжающими организациями, всего лишь организовывает оказание ресурсоснабжающими организациями коммунальных услуг собственникам помещений, исполнителем которых она является постольку, поскольку действует в рамках договора управления многоквартирным домом, а не в связи с фактическим оказанием услуг.

Согласно пункту 31 Правил в договоре ресурсоснабжения предусматривается порядок его расторжения в случае прекращения обязательства исполнителя предоставлять коммунальную услугу, включая обязанность исполнителя проинформировать ресурсоснабжающую организацию о наступлении указанного обстоятельства в предусмотренные договором ресурсоснабжения сроки.

В соответствии с пунктом 15 Правил договор ресурсоснабжения вступает в силу со дня его подписания последней из сторон договора. При этом стороны вправе установить, что условия договора ресурсоснабжения применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса, определенной с учетом положений пункта 19 настоящих Правил, где закреплено поставка коммунального ресурса по договору ресурсоснабжения, заключенному с управляющей организацией, осуществляется с даты, указанной в договоре ресурсоснабжения, которая не может быть ранее даты, с которой у управляющей организации возникает обязанность предоставлять коммунальные услуги потребителям.

Таким образом, в порядке, предусмотренном законодательством, ресурсоснабжающие организации вправе заключать с полномочной управляющей компанией договор на поставку коммунальных ресурсов, путем распространения их условий на отношения, возникшие с даты с которой у управляющей организации возникает обязанность предоставлять коммунальные услуги потребителям. При этом тот факт, что в настоящее время такие договоры заключены с иной управляющей организацией не имеет правового значения с точки зрения оценки действий неполномочной управляющей организации по выставлению квитанций за коммунальные услуги.

Кроме того, судом установлено, что договоры между ресурсоснабжающими организациями и ООО «МУ ЖСК» заключены.

Вместе с тем, как следует из представленных в материалы дела платежных документов, которые формировались от имени управляющей организации ООО УК «Мурманскжилсервис», последняя с февраля 2013 года по настоящее время продолжает выставлять квитанции и взимать плату с граждан, проживающих в доме *** по улице *** в городе Мурманске, включая плату за содержание и ремонт, фактически не оказывая данных услуг, что не может быть признано законным.

Законом возможность управления одним многоквартирным домом двумя управляющими организациями не предусмотрена, равно как и возможность выставления платежных документов по оплате коммунальных услуг по ремонту и содержанию многоквартирного дома и взиманию платы с жильцов одного многоквартирного дома двумя управляющими организациями.

При таких обстоятельствах требования истца о возложении на ООО УК «Мурманскжилсервис» обязанности прекратить действия по направлению платежного документа по оплате коммунальных услуг и услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома № *** по улице *** в городе Мурманске подлежат удовлетворению.

Вопрос о законности выставления платежных документов по оплате коммунальных услуг жильцам дома № *** по улице *** в городе Мурманске ООО «МУ ЖСК» перед судом не ставился и не разрешался, так как соответствующие требования суду не заявлялись, законных оснований для рассмотрения данного вопроса за пределами исковых требований не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Администрации города Мурманска в интересах неопределенного круга потребителей к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Мурманскжилсервис» о признании действий незаконными удовлетворить.

Признать действия общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Мурманскжилсервис» по направлению жильцам многоквартирного дома *** по улице *** в городе Мурманске платежных документов по оплате коммунальных услуг и услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома незаконными.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Мурманскжилсервис» прекратить действия по взиманию платы с жильцов многоквартирного дома *** по улице *** в городе Мурманске путем выставления платежных документов по оплате коммунальных услуг и услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома *** по улице *** в городе Мурманске.

Взыскать с общества с Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Мурманскжилсервис» государственную пошлину в бюджет муниципального образования город Мурманск в размере *** рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья подпись      О.Р. Лобанова

2-3140/2013 ~ М-2705/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация г. Мурманска в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
ООО УК "Мурманскжилсервис"
Другие
ООО "Мурманская управляющая жилищно-сервисная компания"
Комитет по жилищной политике администрации г. Мурманска
Егорова Нина Антоновна
Суд
Ленинский районный суд г. Мурманска
Судья
Лобанова Ольга Раисовна
Дело на сайте суда
len--mrm.sudrf.ru
23.08.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.08.2013Передача материалов судье
26.08.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.08.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.08.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.09.2013Судебное заседание
16.09.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.10.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.10.2013Дело оформлено
06.04.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее