Дело № 2-715/2019 (10RS0005-01-2019-001106-97)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 ноября 2019 года гор. Костомукша
Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Е.С. Бехтерева,
при секретаре И.П. Шапковой,
с участием истицы Куприной С.М., представителя ответчика - ГУ-УПФ России в гор. Костомукша РК (межрайонное) Ивановой К.А., действующей на основании доверенности (копия в деле),
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Костомукшского городского суда Республики Карелия гражданское дело по исковому заявлению Куприной Светланы Михайловны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда России в гор. Костомукша РК (межрайонное) о включении периодов работы в страховой стаж, страж работы в районах Крайнего Севера и возложении обязанности по перерасчету пенсии,
у с т а н о в и л:
истец обратилась в суд с иском к ответчику о включении периодов работы в страховой стаж и возложении обязанности по назначению пенсии, мотивируя требования тем, что 06 сентября 2019 она обратилась в ГУ-УПФ России в гор. Костомукша РК (межрайонное) с заявлением о назначении пенсии. Решением от 19 сентября 2019 года ответчик отказал в назначении пенсии, в связи с недостаточным стажем. Спорным решением истцу в трудовой стаж не включены периоды: с 01 января 1991 года по 31 августа 1995 года - работы в должности счетовода-кассира в ремонтно-<данные изъяты> с 25 июня 1990 года по 24 декабря 1991 года - нахождения в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет, с 25 сентября 1995 года по 27 апреля 1999 года - работы в должности парикмахера широкого профиля в частной фирме <данные изъяты>». Считает незаконным отказ ответчика включить указанные периоды работы в трудовой стаж и нарушающими ее пенсионные права.
С учетом уточненных в судебном заседании исковых требований истец Куприна С.М. просит суд обязать ответчика ГУ-УПФ России в гор. Костомукша РК (межрайонное) включить в страховой стаж период работы в должности счетовода-кассира в <данные изъяты> с 01 января 1991 года по 31 августа 1995 года, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет с 25 июня 1990 года по 24 декабря 1991 года; в страховой стаж и стаж работы в РКС период работы в должности парикмахера широкого профиля в частной фирме <данные изъяты>» с 25 сентября 1995 года по 27 апреля 1999 года и назначить пенсию с даты обращения в ГУ-УПФ России в гор. Костомукша РК (межрайонное), то есть с 06 сентября 2019 года.
В судебном заседании истец Куприна С.М. исковые требования поддержала в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в заявлении. Просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика ГУ-УПФ России в гор. Костомукша РК (межрайонное) Иванова К.А. с иском не согласилась. Привела доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление.
Выслушав объяснения истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, материалы отказного дела, оценив доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 89 Закона РФ от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ» (утратил силу с 01 января 2002 года) в общий трудовой стаж включается любая работа в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму до установления Советской власти и за границей), члена колхоза или другой кооперативной организации; иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию; работа (служба) в военизированной охране, в органах специальной связи или горноспасательной части, независимо от ее характера; индивидуальная трудовая деятельность, в том числе в сельском хозяйстве.
Из вступившего с 01 января 2002 года Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (не применяется с 01 января 2015 года) (далее по тексту - Федеральный закон № 173-ФЗ) следует, трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с данным Федеральным законом (ст. 1).
В силу ст. 10 Федерального закона № 173-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
Согласно п.п. 1, 3 и 4 ст. 13 Федерального закона № 173-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст.ст. 10 и 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Статьей 30 Федерального закона № 173-Ф определено, что исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности.
В соответствии ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту - Федеральный закон № 400-ФЗ), вступившего в силу с 01 января 2015 года, в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
При подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст.ст. 11 и 12 Федерального закона № 400-ФЗ, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Часть 8 ст. 13 Федерального закона № 400-ФЗ предусматривает, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Перечень документов, подтверждающих периоды работы, как до регистрации граждан в качестве застрахованного, так и после такой регистрации, включаемые в страховой стаж, установлен в постановлении Правительства РФ от 24 июля 2002 г. № 555 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий» (далее по тексту - Правила подсчета) (документ утратили силу с 01 января 2015 года).
Согласно п. 6 Правил подсчета основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. Аналогичные положения содержатся в п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02 октября 2014 г. № 1015.
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (ч. 2 ст. 11 Федерального закона № 400-ФЗ.
Частью 3 ст. 2 Федерального закона № 400-ФЗ определено, что в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
13 марта 1992 года между государствами - участниками СНГ: Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной, было подписано Соглашение «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» (далее по тексту - Соглашение), ст. 1 которого предусматривалось, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Таким образом, данным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан, в том числе, Украины.
Согласно п. 2 ст. 6 Соглашения для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Из буквального толкования указанного положения Соглашения и письма Министерства социальной защиты населения РФ от 31 января 1994 г. № 1-369-18 (зарегистрировано в Минюсте России 21 февраля 1994 г. № 497) следует, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время не только до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года.
В силу п. 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР (приложение № 1 к распоряжению Правления Пенсионного фонда России от 22 июня 2004 г. № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР») (далее по тексту - Рекомендации), для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 г. № 203-16). Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденными постановлением Правительства РФ от 02 октября 2014 г. № 1015, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка).
В судебном заседании установлено, что Куприна С.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (50 полных лет), 06 сентября 2019 года обратилась в ГУ-УПФ России в гор. Костомукша РК (межрайонное) с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ.
Решением ГУ-УПФ России в гор. Костомукша РК (межрайонное) от 19 сентября 2019 г. № Куприной С.М. отказано в назначении страховой пенсии по старости, в связи с недостаточным страховым стажем и стажем работы в РКС.
На 06 сентября 2019 года страховой стаж Куприной С.М. составил 16 лет 07 месяцев 13 дней (при необходимом стаже 20 лет), стаж работы в РКС - 11 лет 10 месяцев 17 дней (при необходимом стаже 15 лет).
Оспариваемым решением ГУ-УПФ России в гор. Костомукша РК (межрайонное) не включены в страховой стаж истца период работы в должности счетовода-кассира <данные изъяты> с 01 января 1991 года по 31 августа 1995 года, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет с 25 июня 1990 года по 24 декабря 1991 года.
В качестве основания для отказа во включении указанных периодов в страховой стаж ответчик указывает, что данные периоды требуют подтверждения компетентного органа иностранного государства (Украины).
По мнению суда, отказ ГУ-УПФ России в гор. Костомукша РК (межрайонное) включить указанные периоды в страховой стаж истца является незаконным по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона № 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд России, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В трудовой книжке истца имеются записи о ее работе в период с 01 января 1991 года по 31 августа 1995 года в должности счетовода-кассира <данные изъяты> (запись о приеме на работу №, приказ № от ДД.ММ.ГГГГ; запись об увольнении №, приказ № от ДД.ММ.ГГГГ); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности парикмахера широкого профиля в частной фирме <данные изъяты>» (запись о приеме на работу №, договор № от ДД.ММ.ГГГГ, запись №, об увольнении от ДД.ММ.ГГГГ).
Записи о приеме и увольнении истицы внесены на основании соответствующих приказов, заверены печатями организаций. Оснований сомневаться в достоверности произведенных в трудовой книжке записей и полномочиях лиц, внесших таковые, не имеется.
Таким образом, в страховой стаж истца подлежит включению период ее работы с 01 января 1991 года по 31 августа 1995 года в должности счетовода-кассира <данные изъяты>
Согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. № 1029, город Костомукша Республики Карелия отнесен к районам Крайнего Севера.
В период с 25 сентября 1995 года по 27 апреля 1999 года истец работала в должности парикмахера широкого профиля в частной фирме <данные изъяты>», которое осуществляло свою деятельность в гор. Костомукша.
Из материалов наблюдательного дела усматривается, что в ЧФ <данные изъяты>» начисление и уплату страховых взносов в пенсионный фонд в спорный период в отношении истца работодателем не производилось.
Куприна С.М. зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования 04 февраля 2002 года.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 10 июля 2007 г. № 9-П, п. 1 ст. 9 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования», п. 2 ст. 14 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» и учитывая, что обязанность по своевременной и полной уплате страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ, представлению индивидуальных (персонифицированных) данных в соответствии с действующим законодательством лежит на страхователе (работодателе), а не на застрахованном лице (работнике), то суд приходит к выводу о том, что неуплата страховых взносов и отсутствие индивидуальных сведений не могут повлечь неблагоприятные последствия для истца в области пенсионного обеспечения.
Кроме того, следует отметить, что положения действовавшего ранее Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ» не предусматривали включение периодов работы или иной деятельности в страховой стаж при условии обязательной уплаты страховых взносов в пенсионный фонд. Данное условие возникло после введения в действие Федерального закона № 173-ФЗ.
Поскольку в период с 25 сентября 1995 года по 27 апреля 1999 года истец работала в должности парикмахера широкого профиля в <данные изъяты>», и это не оспаривается представителем ответчика, то суд приходит к выводу о необходимости включения указанного спорного периода в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера.
Истец заявляет требование о включении в страховой стаж период ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет с 25 июня 1990 года по 24 декабря 1991 года.
Из копии свидетельства о рождении, выданного 29 июля 1990 года усматривается, что 25 июля 1990 года у истца родилась дочь - ФИО2.
С 25 июня 1990 года по 24 декабря 1991 года истец находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им полутора лет.
До введения в действие Закона РФ от 25 сентября 1992 г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» ст. 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с п. 2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 01 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 г. № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства», которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года.
Статья 71 указанных Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
С принятием Закона РФ от 25 сентября 1992 г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР», вступившего силу 06 октября 1992 года, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
Согласно разъяснениям, данным в п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (ст.ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.
Таким образом, исходя из смысла приведенных выше нормативных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со ст. 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 06 октября 1992 года.
С учетом изложенного суд считает, что период нахождения Куприной С.М. с 25 июня 1990 года по 24 декабря 1991 года в отпуске по уходу за ребенком до достижения им полуторалетнего возраста, подлежит зачету в страховой стаж. В этой части отказ ГУ-УПФ России в гор. Костомукша РК (межрайонное) о включении указанного периода в страховой стаж суд находит незаконным.
В силу положений ст. ст. 29.1, 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», подлежащего применению в части норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», размер страховой части трудовой пенсии зависит: от количества календарного общего трудового стажа пенсионера, имеющегося по состоянию на 01 января 2002 года; среднемесячного заработка за 2000-2001 годы или за любые 60 месяцев подряд по 01 января 2002 года; суммы страховых взносов в Пенсионный фонд Росси, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица с 01 января 2002 года.
Поскольку с учетом включенных судом периодов страховой стаж истца составил 22 года 12 дней, что более требуемых 20 лет, стаж работы в РКС - 15 лет 08 месяцев 20 дней, что более требуемых 15 лет, то на дату обращения истца в ГУ-УПФ России в гор. Костомукша РК (межрайонное) - 06 сентября 2019 года, право на досрочную страховую пенсию по старости у нее наступило. На этом основании требование истца о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости подлежит удовлетворению с указанной даты.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ГУ-УПФ России в гор. Костомукша РК (межрайонное) в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 196-198, 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковое заявление Куприной Светланы Михайловны удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда России в гор. Костомукша Республики Карелия (межрайонное) включить Куприной Светлане Михайловне:
- в страховой стаж: период работы счетоводом-кассиром <данные изъяты> с 01 января 1991 года по 31 августа 1995 года, период ухода за ребенком до полутора лет с 25 июня 1990 года по 24 декабря 1991 года;
- в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера: период работы парикмахером широкого профиля в <данные изъяты>» с 25 сентября 1995 года по 27 апреля 1999 года.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда России в гор. Костомукша Республики Карелия (межрайонное) назначить Куприной Светлане Михайловне страховую пенсию в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 06 сентября 2019 года.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда России в гор. Костомукша Республики Карелия (межрайонное) в пользу Куприной Светланы Михайловны расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (трехсот) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия мотивированного решения через Костомукшский городской суд Республики Карелия.
Судья подпись Е.С. Бехтерев
Резолютивная часть решения оглашена 14 ноября 2019 года.
Мотивированное решение в порядке ст. 199 ГПК РФ
изготовлено 19 ноября 2019 года.