№2-219/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Мокроусово «28» июля 2015 года
Мокроусовский районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Фатхуллина Э.М.,
с участием: помощника прокурора Мокроусовского района Курганской области Кузеванова П.А.,
представителя ответчика Администрации Сунгуровского сельсовета Мокроусовского района Курганской области Орлова Н.А.,
при секретаре Трусовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Мокроусовского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Сунгуровского сельсовета Мокроусовского района Курганской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Мокроусовского района Курганской области в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круг лиц к Администрации Сунгуровского сельсовета Мокроусовского района Курганской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности, в основании требований указав, что в ходе проведенной проверки установлено, что в процессе деятельности ответчика образуются отходы – энергосберегающие лампы (1 класс опасности), мусор от бытовых помещений (4 класс опасности), которые в соответствии с Приказом МПР от 02.12.2002 г. №786 «Об утверждении федерального каталога отходов» относятся к различным классам опасности. Действующих договоров на оказание услуг по утилизации отходов не имеется, паспорта на опасные отходы 1-4 класса опасности для окружающей среды отсутствуют. На основании изложенного, а также требований ст. 51 Федерального закона от 10.01.202 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 02.12.2002 г. №785 «Об утверждении паспорта опасных отходов», просит признать бездействие ответчика выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению паспортов отходов незаконным, обязать составить, утвердить и представить на согласование в Управление Росприроднадзора по Курганской области паспорта на опасные отходы 1 класса опасности для окружающей среды, которые образуются от его деятельности, в шестимесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
Помощник прокурора Мокроусовского района Курганской области Кузеванов П.А. в судебном заседании на заявленных исковых требованиях настаивал и просил их удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации Сунгуровского сельсовета Мокроусовского района Курганской области Орлов Н.А. в судебном заседании исковые требования не признал в полном объеме, указав, что используемые сельсоветом энергосберегающие лампы, по его мнению, не являются ртутьсодержащими и люминесцентными, что следует из инструкции к данной лампе, приобщенными к материалам дела. Следовательно, отсутствует необходимость утверждать на данные лампы паспорта опасных отходов.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Росприроднадзора по Курганской области Пишко Т.А. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя, заявленные прокурором требования поддерживает (л.д.20-22).
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области Красилова С.И. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя, исковые требования поддерживает в полном объеме (л.д.69).
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области в Варгашинском, Лебяжьевском, Мокроусовском районах Семенюк Н.В. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя, исковые требования поддерживает в полном объеме (л.д.64).
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав объяснения участвующих лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Из материалов гражданского дела следует, что по результатам проведенной прокуратурой Мокроусовского района Курганской области проверки установлено, что Администрация Сунгуровского сельсовета в процессе своей деятельности использует энергосберегающие лампы, относящиеся к 1 классу опасности. Паспорта на опасные отходы у ответчика отсутствуют, ответчиком паспорта не согласованы в контролирующих органах, следовательно, деятельность ответчика по размещению опасных отходов без составления паспортов на отходы является незаконной (л.д.4,36).
В соответствии со статьями 1,14 Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; паспорт отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I-IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I-IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 3 сентября 2010г. №681 «Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде» «отработанные ртутьсодержащие лампы» -ртутьсодержащие отходы, представляющие собой выведенные из эксплуатации и подлежащие утилизации осветительные устройства и электрические лампы сртутным заполнением и содержанием ртути не менее 0,01процента. Размещение отработанных ртутьсодержащих ламп в целях их обезвреживания, последующей переработки и использования переработанной продукции осуществляется специализированными организациями.
В соответствии с п.п. 3-7 Постановления Правительства РФ от 16 августа 2013г. №712 «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности" Паспорт отходов I - IV классов опасности (далее - паспорт) составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, а также оценки их опасности в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду. Паспорт составляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности (далее - индивидуальные предприниматели и юридические лица). Определение данных о составе и свойствах отходов I - IV классов опасности, включаемых в паспорт, осуществляется с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям и средствам измерений. Индивидуальные предприниматели и юридические лица для составления паспорта подтверждают отнесение отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации. На отходы I - IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013г. N712. Копия паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись.
В соответствии с п. 9 Приказа Минприроды России от 30.09.2011 г. №792 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов" конкретные виды отходов представлены в Федеральном классификационном каталоге отходов по наименованиям, а их классификационные признаки и классы опасности - в кодифицированной форме по 11-значной системе. Одиннадцатый знак 11-значного кода используется для кодирования класса опасности вида отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду: 0 - для блоков, типов, подтипов, групп подгрупп и позиций классификации отходов; 1 - I-й класс опасности; 2 - II-й класс опасности; 3 - III-й класс опасности; 4 - IV-й класс опасности; 5 - V-й класс опасности.
Лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства включены в федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 18 июля 2014г. №445 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов», присвоен код «4 71101 01 52 1», следовательно, относятся к первому классу опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду.
В соответствии с п. 5.5.11. Постановления Правительства РФ от 30 июля 2004г. №400 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004г. N370» Росприроднадзор ведет государственный кадастр отходов и государственный учет в области обращения с отходами, а также проводит работу по паспортизации отходов I - IV класса опасности.
Доводы представителя ответчика о том, что используемые Администрацией сельсовета энергосберегающие лампы не являются ртутьсодержащими, люминесцентными, полностью опровергаются представленной инструкцией к указанным лампам, из которой следует, что лампы являются энергосберегающими люминесцентными (л.д.37).
"...Люминесцентная лампа: разрядная ртутная лампа низкого давления, в которой большая часть света излучается одним или несколькими слоями люминофора, возбуждаемого ультрафиолетовым излучением разряда..." ("ГОСТ Р 53905-2010. Национальный стандарт Российской Федерации. Энергосбережение. Термины и определения"(утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 09.11.2010 N 350-ст).
Кроме того, в соответствии с письмом Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 21.10.2009 г. №01/15599-9-32, а также письмом Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 15.01.2010 г. №01/285-10-32, указано, что отработанные люминесцентные и энергосберегающие лампы бытового потребления относятся к первому классу опасности.
Доводы представителя ответчика о том, что в исковом заявлении прокурор ссылается на недействующие Приказы МПР РФ №785,№786, а также недействующий приказ №570 от 15.08.2007 г. Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, заявленных прокурором в интересах неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия, создающего угрозу жизни и здоровья граждан, поскольку приведенными судом в решении нормативно-правовыми актами полностью подтверждается обоснованность требований прокурора.
Доводы представителя ответчика о том, что для составления паспорта отходов необходимо подтвердить отнесение отходов к конкретному классу опасности судом расцениваются как необоснованные, поскольку, как указано выше, отработанные люминесцентные лампы уже отнесены федеральным классификационным каталогом к первому классу опасности, на которые в соответствии с п.п. 3-7 Постановления Правительства РФ от 16 августа 2013г. №712 «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности" составляются и утверждаются паспорта по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013г. N712.
Ответчиком не предоставлено доказательств принятия мер по подтверждению отнесения отходов к конкретному классу опасности, составлению, утверждению паспорта на отходы I класса опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, направлению копии паспорта в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности, что нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, охрану жизни и здоровья, и приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Срок для исполнения решения суда в течении шести месяцев со дня вступления его в законную силу судом расценивается как разумный и достаточный.
На основании изложенного и руководствуясь, ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Мокроусовского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Сунгуровского сельсовета Мокроусовского района Курганской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Сунгуровского сельсовета Мокроусовского района Курганской области выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению паспортов отходов.
Обязать Администрацию Сунгуровского сельсовета Мокроусовского района Курганской области в шестимесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу составить, утвердить и представить в Управление Росприроднадзора по Курганской области паспорта на опасные отходы 1 класса опасности для окружающей среды, которые образуются от его деятельности.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганский областной суд через Мокроусовский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения.
Судья Мокроусовского
районного суда Э.М.Фатхуллин