Дело № 2-424/2014 год
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Ирбит 14 мая 2014 года
Ирбитский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Буньковой Н.А., при секретаре Русаковой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ирбитского межрайонного прокурора, действующего в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах Пальшиной Е.А., к администрации муниципального образования город Ирбит о признании незаконным бездействия по непринятию мер по отселению и предоставлению жилого помещения по договору социального найма Пальшиной Е.А. и возложении обязанности вне очереди предоставить благоустроенное жилье взамен аварийного,
у с т а н о в и л:
Пальшина Е.А. на основании договора социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ.,заключенного с администрацией муниципального образования город Ирбит является нанимателем трехкомнатной благоустроенной квартиры под № общей площадью 50,3 кв.м., расположенной в доме <адрес> (л.д.13-14). В данное жилье совместно с истцом вселены и проживают её несовершеннолетние дети: ФИО2, ФИО3, ФИО1, ФИО4, ФИО5, ФИО6, и внук - ФИО7 Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № жилой дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу (л.д.16). Постановлением администрации муниципального образования город Ирбит от ДД.ММ.ГГГГ № на жилищный отдел администрации возложена обязанность по предоставлению нанимателям, занимающим жилые помещения на условиях социального найма, взамен другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма в связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу (л.д.17).
До настоящего времени истец с несовершеннолетним детьми проживает в аварийном доме, что послужило основанием для инициирования Ирбитским межрайонным прокурором в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах Пальшиной Е.А. исковых требований к администрации муниципального образования город Ирбит о признании бездействия органа местного самоуправления по непринятию мер по отселению граждан из аварийной квартиры незаконным, обязании принять постановление об отселении жильцов из спорного жилого помещения и обязании предоставить Пальшиной Е.А. и её несовершеннолетним детям вне очереди жилого помещения по договору социального найма.
В судебном заседании помощник прокурора Чернавин Н.Ю.и истец Пальшина Е.А. исковые требования поддержали в полном объёме.
Представители ответчика администрации муниципального образования город Ирбит ФИО9 и ФИО10 исковые требования не признали, в обосновании своих возражений указали, что наличие у Пальшиной Е.А. права на предоставление ей жилого помещения вне очереди по основанию, указанному прокурором, ими не оспаривается. С ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время истец как многодетная мать состоит в первоочередном списке лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения. После предоставления истцом данных с места жительства на основании постановления администрации муниципального образования город Ирбит от ДД.ММ.ГГГГ № она была переведена во внеочередной список граждан, нуждающихся в жилых помещениях. Считают, что администрация не бездействовала, была созвана межведомственная комиссия, которая признала жилье непригодным для проживания, было принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ № об отселении. Данным постановлением исполнено второе исковое требование прокурора. ПальшинаЕ.А. не являлась на ежегодную перерегистрацию, проходящую с января по апрель, необходимые документы не представляла. После предоставления документов истец была переведена в во внеочередной список нуждающихся в жилых помещениях. Она является многодетной матерью, и, обратившись с соответствующим заявлением уже смогла бы получить денежную компенсацию для приобретения жилья в рамках областной программы для этой категории граждан, как это сделали другие семьи. Свободного пригодного для проживания муниципального жилья в городе нет. Администрация постоянно работает с органами ФМС и ЗАГСа по выявлению выморочного жилья. Город дотационный с точки зрения бюджетного обеспечения. В бюджете не выделено денег на приобретение жилья для этих целей, несмотря на то, что факт нуждаемости истца в жилом помещении был известен в ДД.ММ.ГГГГ. Но проект бюджета в значительной степени уменьшается Министерством финансов.
Заслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, оценив добытые доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 25 Всеобщей декларации прав человека определено, что в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Согласно ст. 13, каждый, чьи права и свободы, признанные в настоящей Конвенции, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.
В соответствии с ч.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Согласно положениям ч. 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе: ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
Так, в ст. 86 Жилищного кодекса Российской Федерации указано одно из таких полномочий: если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта (ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Бесспорно установлено, что семья Пальшиной Е.А. проживает в непригодном аварийном жилом помещении, подлежащим сносу, до настоящего времени, несмотря на признание данного обстоятельства ответчиком в принятом им постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №. Факт нуждаемости в предоставлении жилого помещения признается представителями ответчика. Данным постановлением на жилищный отдел администрации муниципального образования город Ирбит возложена обязанность по предоставлению нанимателям, занимающим жилые помещения на условиях социального найма в доме, где проживает Пальшина Е.А. с членами своей семьи, взамен другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма в связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу. Однако срок отселения граждан в постановлении не указан. Не требует указания какого-либо конкретного срока и прокурор.
В период рассмотрения дела в суде было принято постановление администрации муниципального образования город Ирбит от ДД.ММ.ГГГГ №, которым истец переведена во внеочередной список граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
По убеждению суда, совокупность требований, на которых настаивает прокурор в том виде, как они были сформулированы: об обязании принять постановление об отселении жильцов из дома <адрес> и обязать администрацию муниципального образования город Ирбит предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма- исключают друг друга, т.к. первое требование предполагает наличие временного промежутка для предоставления жилья, а другое-требует это сделать немедленно. Удовлетворение данных требований поставит под сомнение определенность решения в стадии его исполнения. Кроме того, в п.1 постановления от ДД.ММ.ГГГГ № предусмотрена обязанность администрации в лице жилищного отдела по отселению, а именно: по предоставлению нанимателям, занимающим жилые помещения на условиях социального найма, взамен другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма. Необходимость повторного вынесения такого же постановления прокурором не обоснована. Поэтому суд не находит оснований для удовлетворения данного требования.
Что касается требования прокурора о предоставлении Пальшиной Е.А. и её несовершеннолетним детям вне очереди жилого помещения по договору социального найма, суд приходит к следующему.
Как уже суд указывал, сторона ответчика не оспаривает внеочередное право истца на предоставление жилого помещения в связи с проживаниемпризнания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту (п.1 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации), непризнательная позиция связана с отсутствием свободного и пригодного для проживания муниципального жилья либо необходимых денежных средств, специально выделенных для этих целей. Поскольку сторона ответчика признает право истца на внеочередное предоставление жилого помещения, то в силу положений ч.2 ст. 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации данное обстоятельство освобождает сторону истца от необходимости дальнейшего его доказывания.
Суд не согласен с утверждением представителей ответчика о том, что орган местного самоуправления не бездействовал по вопросу улучшения жилищных условий Пальшиной Е.А.. в силу чего исковое требование прокурора является необоснованным.
Исходя из правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного суда Российской Федерации № 376-О-П от 05.03.2009 года, государство, в лице органов государственной власти и муниципальной власти обязано оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, и не имеющих возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке. После принятия постановления от ДД.ММ.ГГГГ №, ответчик без судебного вмешательства в силу требований ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации обязан был переселить семью истца, однако этого не случилось. В течение более года Пальшина и ее родные, в том числе несовершеннолетние дети, один из которых является инвалидом ( л.д. 7), проживают в опасных условиях.
Ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия бюджетных денежных средств. Об этом неоднократно говорил и Европейский суд по правам человека.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.
Иное толкование положений ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего порядка очередности предоставления жилых помещений для лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.
В соответствии с ч.5 ст. Жилищного кодекса Российской Федерации, общая площадь жилого помещения состоит из суммы площадей всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
Поскольку жилищные условия граждан, переселяемых из жилых домов, подлежащих сносу, не могут быть ухудшены, предоставление в порядке статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации равнозначных по общей площади жилых помещений в виде квартир предполагает равнозначность не только в общей площади вновь предоставляемого и ранее занимаемого жилого помещения, но и равнозначность в жилой площади этого жилого помещения по сравнению с ранее имевшимся.
В связи с этим предоставление гражданам в порядке статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации равнозначных по размеру общей площади жилых помещений не исключает обязанности органов местного самоуправления по предоставлению жилых помещений не только равнозначных по размеру общей площади, но и по размеру жилой площади, соотношением которых определяются потребительские свойства жилого помещения. Общая площадь квартиры семьи истца, согласно договора социального найма, составляет 50,3 кв.м. В силу требований закона Пальшиной Е.А. и членам ее семьи должна быть предоставлена квартира, не меньшей площади.
Поскольку при рассмотрении дела судом установлено, что истец с несовершеннолетними детьми проживает в жилом помещении, которое в установленном законом порядке было признано аварийным и подлежащим сносу, до настоящего времени другое благоустроенное жилое помещение истцу не предоставлено, с учётом выше указанных норм международного и национального права, с целью защиты жилищных прав истца, гарантированных Конституцией Российской Федерации, суд считает необходимым требования прокурора о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования город Ирбит по непринятию мер по отселению и об обязании предоставить Пальшиной Е.А. и её несовершеннолетним детям вне очереди благоустроенное жилое помещение взамен аварийного на условиях социального найма, удовлетворить.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Ирбитского межрайонного прокурора, действующего в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах Пальшиной Е.А., к администрации муниципального образования город Ирбит о признании незаконным бездействия по непринятию мер по отселению и предоставлению жилого помещения по договору социального найма Пальшиной Е.А. и возложении обязанности вне очереди предоставить благоустроенное жилье взамен аварийного, - удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город Ирбит по непринятию мер по отселению граждан из аварийного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>
Обязать администрацию муниципального образования город Ирбит предоставить Пальшиной А.Е. и членам ее семьи вне очереди благоустроенное жилое помещение, равнозначное по общей площади ранее занимаемому ею помещению, общей площадью не менее 50,3 кв.м., отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям.
Отказать в удовлетворении требования о возложении обязанности на администрацию муниципального образования город Ирбит принять постановление об отселении жильцов из дома <адрес>.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Ирбитский районный суд.
Председательствующий/подпись/
ВЕРНО.
Решение суда не вступило в законную силу.
<данные изъяты>
<данные изъяты>