Судья: Хлюстов В.В. Дело № 33-27019/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Цуркан Л.С.,
судей Мариуца О.Г., Колодько А.В.,
при секретаре Вишнякове С.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 01 октября 2018 года апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации № 34 по г. Москве и Московской области на решение Можайского городского суда Московской области от 16 мая 2017 года по делу по иску Ф.С.Н. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации № 34 по г. Москве и Московской области о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости,
заслушав доклад судьи Мариуца О.Г.,
объяснения истца, представителя истца, представителя ответчика, представителя третьего лица,
УСТАНОВИЛА:
Ф.С.Н. обратился в суд с иском к ГУ УПФ РФ №34 по г.Москве и Московской области, указывая, что 18 августа 2016 года он обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии по старости по пп.2 п.1 ст.30 ФФЗ «О страховых пенсиях» №400-ФЗ, однако, решением от 26.10.2016 года ему было отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием специального стажа. Истец полагал отказ незаконным. Уточнив исковые требования, просил суд: признать отказ в назначении ему досрочной страховой пенсии необоснованным; признать за ним право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании пп.2 п.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» с 18 августа 2016 года; обязать ответчика засчитать ему в специальный стаж периоды работы: с 08.08.1983г. по 01.01.1984г. - в должности мастера Можайского ДРСУ-3; со 02.01.1984г. по 03.06.1987г. - в должности мастера на новом строительстве Можайского ДРСУ-3; с 04.06.1987г. по 18.07.1988г. - в должности мастера Можайского ДРСУ-3; с 15.08.1988г. по 29.12.1989г. - в должности прораба Бородинского реставрационного участка; с 02.01.1990г. по 23.01.1997г. - в должности прораба Московского ремонтно-реставрационного управления №3 объединения «Росреставрация»; с 03.06.2002г. по 17.08.2016г. - в должности мастера строительных и монтажных работ ОАО «Можайский дорожник», - и назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с 18.08.2016 года.
Истец и его представитель в судебном заседании иск поддержали.
Представитель ответчика иск не признала.
Представители третьего лица ОАО «Можайский дорожник» иск поддержала.
Решением Можайского городского суда Московской области от 16 мая 2017 года иск удовлетворен частично.
Суд постановил:
Признать решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ №34 по г.Москве и Московской области №1378348/16 от 26.10.2016 года об отказе Ф.С.Н. в назначении досрочной страховой пенсии по старости - незаконным.
Признать за Ф.С.Н. право на досрочное назначение с 18 августа 2016 года пенсии по старости в связи с работой с тяжелыми условиями труда в соответствии с пп.2 п.1 ст.27 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ №34 по г.Москве и Московской области засчитать Ф.С.Н. в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периоды его работы:
в должности мастера Можайского ДСУ-3 с 08.08.1983г. по 01.01.1984г., со 02.01.1984г. по 03.06.1987г. и с 04.06.1987г. по 18.07.1988г. - 4 года 11 месяцев 11 дней;
в должности прораба Бородинского хозрасчетного реставрационного производственного участка с 15.08.1988г. по 29.12.1989г. - 1 год 4 месяца 15 дней;
в должности прораба Московского ремонтно-реставрационного управления №3 объединения «Росреставрация» с 02.01.1990г. по 01.01.1992г. - 2 года;
в должности мастера строительных и монтажных работ ОАО «Можайский дорожник»: с 03.06.2002г. по 29.12.2002г. - 6 месяцев 27 дней; с 18.01.2003г. по 28.12.2003г. - 11 месяцев 11 дней; с 19.01.2004г. по 29.12.2004г.-11 месяцев 11 дней; с 01.01.2005г. по 04.01.2005г. - 4 дня; с 07.01.2005г. по 09.01.2005г. - 3 дня; с 15.01.2005г. по 29.12.2005г. - 11 месяцев 15 дней; с 31.12.2005г. по 09.01.2006г. - 9 дней; с 14.01.2006г. по 13.01.2008г. - 2 года; с 01.02.2008г. по 29.12.2008г. - 10 месяцев 29 дней; с 19.01.2009г. по 30.04.2009г.- 3 месяца 12 дней; с 12.05.2009г. по 27.12.2009г. - 7 месяцев 16 дней; с 01.04.2010г. по 29.12.2013г. - 3 года 8 месяцев 29 дней; с 01.05.2014г. по 14.12.2014г. - 8 месяцев 13 дней; с 17.06.2015г. по 03.12.2015г. - 5 месяцев 17 дней; с 18.04.2016г. по 17.08.2016г. - 4 месяца, общей продолжительностью 7 лет 6 месяцев 16 дней,
и назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с 18 августа 2016 года.
Ф.С.Н. в удовлетворении остальной части исковых требований, а именно: в возложении на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ №34 по г.Москве и Московской области обязанности зачесть ему в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периоды его работы: с 02.01.1992г. по 23.01.1997г. в должности прораба Московского ремонтно-реставрационного управления №3 объединения «Росреставрация»; а также в должности мастера строительных и монтажных работ в ОАО «Можайский дорожник» с 3.12.2002г. по 17.01.2003г, с 29.12.2003г. по 18.01.2004г., с 30.12.2004г. по 1.12.2004г., с 05.01.2005г. по 06.01.2005г., с 10.01.2005г. по 14.01.2005г., Э.12.2005г., с 10.01.2006г. по 13.01.2006г., с 14.01.2008г. по 31.01.2008г., с 1.01.2010г. по 31.03.2010г., с 30.12.2008г. по 18.01.2009г., с 01.05.2009г. по 1.05.2009г., с 28.12.2009г. по 17.01.2010г., с 30.12.2013г. по 19.01.2014г., с 1.12.2014г. по 18.01.2015г., с 28.12.2015г. по 17.01.2016г., с 01.01.2014г. по 0.04.2014г., с 15.12.2014г. по 16.06.2015г., с 04.12.2015г. по 17.04.2016г., - отказать.
Не согласившись с решением суда, Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации №34 по г.Москве и Московской области в апелляционной жалобе просит о его отмене в той части, в которой иск удовлетворен, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Проверив законность принятого судом решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и в обжалуемой части, (ч.ч.1,2 ст.327.1 ГПК РФ), судебная коллегия находит решение подлежащим отмене в части, в связи с неправильным определением судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального права, по следующим основаниям.
В соответствии с пп. 2 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Согласно п.п. "б" п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда в соответствии со ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях в Российской Федерации" применяются Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение", и Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.01.1992.
Разделом XXIX "Строительство зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также надземных зданий и сооружений, шахт, рудников и коммуникаций" Списка N 2 от 22.08.1956 предусмотрено, что правом на льготное пенсионное обеспечение в связи с тяжелыми условиями труда пользуются мастера (десятники) и прорабы.
Разделом XXVII "Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов" Списка N 2 от 26.01.1991 года предусмотрено право на досрочное назначение трудовой пенсии (позиция 2290000б-23419), производителям работ (позиция 2290100б-24441).
Из дела следует, что 18.08.2016 года Ф.С.Н. обратился в ГУ-ГУ ПФР № 34 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении ему досрочной пенсии по старости.
Решением ГУ-ГУ ПФР № 6 по г. Москве и Московской области №34 от 26.10.2016 года ему отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости из-за отсутствия необходимой продолжительности требуемого специального стажа, дающего право на пенсию по нормам подпункта 2 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Из решения следует, что специальный стаж Ф.С.Н. составляет 0 лет 0 месяцев 0 дней.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что указанные выше спорные периоды работы подлежат включению в специальный стаж работы истца, поскольку подтверждены записями в трудовой книжке, которая в силу ст.66 Трудового кодекса РФ является основным документом.
Кроме того, суд сослался на пояснения истца и представителя третьего лица ОАО «Можайский дорожник» (ранее - «Можайское ДСУ-3»), которые пояснили, что организация осуществляла строительство новых дорог, ремонт и реконструкцию старых, а истец в эти периоды постоянно в течение полного рабочего дня выполнял работу в должности мастера строительных и монтажных работ, за исключением зимних периодов в 2014- 2016 годах, когда Ф.С.Н. занимался исключительно содержанием и обслуживанием дорог в зимний период.
Суд также исходил из табелей учета рабочего времени, где указано, что истцом в спорные периоды его работы мастером в ОАО «Можайский дорожник» рабочие дни отработаны полностью, совмещения других профессий документально не установлено.
С учетом этого, суд счет достоверно установленным, что в спорные периоды Ф.С.Н. работал в должности мастера строительных и монтажных работ ОАО «Можайский дорожник» (Можайское ДСУ-3), осуществлявшего строительство новых дорог, а также ремонт и реконструкцию имеющихся дорог (за исключением периодов производства исключительно работ по содержанию и обслуживанию дорог в ДЭП: с 01.01.2014г. по 30.04.2014г., с 15.12.2014г. по 16.06.2015г. и с 04.12.2015г. по 17.04.2016г.), а также в должности производителя работ Бородинского реставрационного участка и Московского ремонтно-реставрационного управления №3 объединения «Росреставрация», осуществлявших реставрационные работы.
Также суд пришел к выводу о необходимости включения в специальный стаж спорных периодов работы Ф.С.Н. в должности мастера Можайского ДСУ-3 с 08.08.1983г. по 01.01.1984г., со 02.01.1984г. по 03.06.1987г. и с 04.06.1987г. по 18.07.1988г., общей продолжительностью 4 года 11 месяцев 11 дней, поскольку наименование должности истца - «мастер» - соответствует Спискам №1, №2 1956 года и подтверждается записями в трудовой книжке, кроме того из наименования работодателя следует, что он занимался строительной деятельностью, помимо этого, в трудовой книжке истца по спорным периодам не имеется сведений о переводе на другую работу или совмещении профессий.
Между тем, согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
В соответствии с абз. 2 п. 5 Разъяснений "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда", утвержденных Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года N 29, под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени.
Аналогичные положения содержались в п. 2 ранее действовавшего разъяснения Министерства труда и занятости населения РСФСР и Министерства социальной защиты населения РСФСР от 08.01.1992 N 1, утвержденного приказом Министерства труда и занятости населения РСФСР и Министерства социальной защиты населения РСФСР от 08.01.1992 N 3/235.
Таким образом, при определении права на пенсию по льготным основаниям по Списку N 2 от 26.01.1991 юридически значимыми являлись установление обстоятельств выполнения истцом работы в должности, предусмотренной Списком (в должности мастера строительных и монтажных работ, прораба), особые характер и условия работы (строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий и сооружений, как это указано в Списках), а также постоянная занятость на этих работах в течение полного рабочего дня.
В силу статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено Федеральным законом.
Так, судом первой инстанции не принят во внимание Акт по результатам документальной проверки от 30.09.2016 года, составленный на основании первичных документов представителями УГУ УПФР РФ № 34 по г. Москве и Московской области совместно с генеральным директором, гл.бухгалтером, ст.инженером по кадрам ОАО «Можайский дорожник».
Из акта следует, что с 08.08.1983 года Ф.С.Н. был принят на работу 08.08.1983 г. на должность и.о.механика (Приказ № 2к от 05.08.1983 г.); 02.01.1984 г. переведен на должность мастера (Приказ № 66к от 30.12.1983 г.);с 04.06.1987 г. переведен на должность ст.инженера-геодезиста (Приказ № 38к от 08.06.1987 г.), 18.07.1988 г. уволен (Приказ № 56к от 15.07.1988 г.)(л.д. 137 т.1).
Копии указанных приказов (Приказ № 2к от 05.08.1983 г., Приказ № 66к от 30.12.1983 г., Приказ № 38к от 08.06.1987 г., Приказ № 56к от 15.07.1988 г.) были представлены третьим лицом по запросу судебной коллегии в суд апелляционной инстанции, и приобщены к материалам дела в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, учитывая разъяснения п.п.29,30 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 июня 2012 г. N 13 « О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции».
Таким образом, первичными документами не подтверждается факт работы истца матером в период с 08.08.1983года по 01.01.1984года, с 04.06.1987года по 18.07.1988года( 4 года 11 месяцев 11 дней), поскольку в эти периоды истец работал и.о. механика, ст.инженера-геодезиста, в связи с чем оснований для включения указанных периодов работы в стаж по Списку № 2 у суда не имелось. Решение суда первой инстанции о включении указанных периодов в льготный стаж подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении этих требований.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 названного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Частью 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичные положения содержатся в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н.
Согласно статье 1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" индивидуальный (персонифицированный) учет - это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из положений статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица, обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По общему правилу периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Если же документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей.
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете" Ф.С.Н. был зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 07.08.1998 года.
Из Акта по результатам документальной проверки от 30.09.2016 года следует, что полная занятость Ф.С.Н. в должности мастера строительно-монтажных работ с 03.06.2002 года по 17.08.2016 года не подтверждена, индивидуальные сведения за 2002-2016 г.г. подлежат корректировке(исключить код льготы) (л.д.138-139 т.1).
Судебной коллегией установлено, что ОАО «Можайский дорожник» произведена корректировка сведений индивидуального (персонифицированного) учета в отношении Ф.С.Н.
Из представленных по запросу судебной коллегии выписки из лицевого счета застрахованного лица Ф.С.Н., пояснений представителя ответчика, следует, что после проведенной проверки работодателем были откорректированы сведения индивидуального (персонифицированного) учета.
В сведениях индивидуального (персонифицированного) учета без кода льготы указаны периоды: с 01.01.2002 года по 31.12.2002 года; с 01.01.2003 года по 31.12.2003 года; с 01.01.2004 года по 31.12.2004 года; с 01.01.2005 года по 31.12.2005 года; с 01.01.2006 года по 31.12.2006 года; с 01.07.2011 года по 30.09.2011 года; с 01.01.2012 года по 31.03.2012 года; с 10.09.2012 года по 13.09.2012 года.
Таким образом, указанные периоды работы отражены работодателем в системе обязательного пенсионного страхования как работа на общих условиях.
Указанное обстоятельство подтвердила в суде апелляционной инстанции представитель третьего лица ОАО «Можайский дорожник».
С учетом этого, оснований для включения периодов работы Ф.С.Н. с 03.06.2002 года по 29.12.2002 года; с 18.01.2003 года по 28.12.2003 года; с 19.01.2004 года по 29.12.2004 года; с 01.01.2005 года по 31.12.2005 года; с 01.01.2006 года по 31.12.2006 года; с 01.07.2011 года по 30.09. 2011 года; с 01.01.2012 года по 31.03.2012 года; с 10.09.2012 года по 13.09.2012 года в льготный стаж, не имелось, поскольку работодатель при представлении в пенсионный орган сведений индивидуального (персонифицированного) учета в отношении истца документально не подтвердил его право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Каких-либо дополнительных документов, которые бы опровергали сведения индивидуального (персонифицированного) учета, Ф.С.Н. и представитель третьего лица ОАО «Можайский дорожник» не представили ни в суде первой, ни в суде апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции о включении указанных выше периодов в льготный стаж подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении этих требований.
Удовлетворяя требования о включении в стаж по Списку № 2 периодов работы в должности прораба Бородинского хозрасчетного реставрационного производственного участка с 15.08.1988года по 29.12.1989года - 1 год 4 месяца 15 дней и в должности прораба Московского ремонтно-реставрационного управления №3 объединения «Росреставрация» с 02.01.1990года по 01.01.1992года - 2 года, суд первой инстанции оставил без внимания то обстоятельство, что какие-либо первичные документы, которые бы подтверждали характер и условия труда истца в указанный период, в деле отсутствуют.
Так, истцом в подтверждения льготного характера работы были представлены две справки Московского ремонтно-реставрационного управления №3 объединения «Росреставрация» без номера и даты, из которых следует, что в период с 15.08.1988года по 29.12.1989года и с 02.01.1990года по 23.01.1997года Ф.С.Н. работал в должности прораба, что предусмотрено Списком № 1 от 26.01.1991 года № 10, Разделом XXVII, позиция 2290100б-24441(л.д.132-135 т.1). Основаниями выдачи этих справок указаны: приказы о приеме и увольнении, карточка формы Т-2, лицевые счета,
Между тем, из письма ООО Московского ремонтно-реставрационного управления №3 объединения «Росреставрация» в адрес Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации №34 по г. Москве и Московской области от 27.09.2016 года следует, что копии документов, подтверждающих работу Ф.С.Н. в должности прораба, организация представить не может(л.д. 140 т.1).
Из ответа Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации №10 по г. Москве и Московской области от 27.09.2016 года в адрес ответчика следует, что ООО Московского ремонтно-реставрационного управления №3 объединения «Росреставрация» среди организаций, имеющих работы с особыми условиями труда, не значилась, наблюдательное дело на данную организацию не формировалось(л.д.141-142 т.1).
Как разъяснено в абз. 5 п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", в соответствии с пунктом 3 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ к допустимым доказательствам, подтверждающим особенности работы (работы в определенных условиях), определяющие ее характер и влияющие на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не могут быть отнесены свидетельские показания. Указанные обстоятельства могут подтверждаться иными доказательствами, предусмотренными в статье 55 ГПК РФ (например, приказами, расчетной книжкой, нарядами и т.п.).
В то же время, как следует из дела, каких-либо первичных документов, в том числе указанных в справках на л.д.132-135 т.1, подтверждающих постоянную занятость истца в спорные периоды в должности прораба на строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, реставрации и ремонте зданий и сооружений, в ходе судебного разбирательства представлено не было.
Поскольку имеющиеся в материалах гражданского дела доказательства не подтверждают занятость истца в вышеуказанные периоды на работе с тяжелыми условиями труда, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со Списком N 2, решение суда об обязании ответчика включить в стаж работы истца периоды с 15.08.1988года по 29.12.1989года и с 02.01.1990года по 01.01.1992года нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем в этой части оно также подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении данных требований.
Поскольку без указанных выше периодов истец на момент обращения в пенсионный орган не имел установленного стажа работы с тяжелыми условиями труда, дающего права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", то оснований для назначения досрочной трудовой пенсии по старости по указанному основанию не имелось.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований - о включении в стаж по списку № 2 указанных периодов работы, о признании незаконным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации №34 по г. Москве и Московской области №1378348/16 от 26.10.2016 года об отказе Ф.С.Н. в назначении досрочной страховой пенсии по старости; и о назначении Ф.С.Н. досрочной пенсии по старости с 18 августа 2016 года.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Можайского городского суда Московской области от 16 мая 2017 года отменить в части:
- признания решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации №34 по г. Москве и Московской области №1378348/16 от 26.10.2016 года об отказе Ф.С.Н. в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным;
- признания за Ф.С.Н. права на досрочное назначение с 18 августа 2016 года пенсии по старости в связи с работой с тяжелыми условиями труда в соответствии с пп.2 п.1 ст.27 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях»;
- обязания Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации №34 по г. Москве и Московской области засчитать Ф.С.Н. в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периоды его работы:
в должности мастера Можайского ДСУ-3 с 08.08.1983года по 01.01.1984года, с 04.06.1987года по 18.07.1988года - 4 года 11 месяцев 11 дней;
в должности прораба Бородинского хозрасчетного реставрационного производственного участка с 15.08.1988года по 29.12.1989года - 1 год 4 месяца 15 дней;
в должности прораба Московского ремонтно-реставрационного управления №3 объединения «Росреставрация» с 02.01.1990года по 01.01.1992года - 2 года;
в должности мастера строительных и монтажных работ ОАО «Можайский дорожник»: с 03.06.2002 года по 29.12.2002 года; с 18.01.2003 года по 28.12.2003 года; с 19.01.2004 года по 29.12.2004 года; с 01.01.2005 года по 31.12.2005 года; с 01.01.2006 года по 31.12.2006 года; с 01.07.2011 года по 30.09. 2011 года; с 01.01.2012 года по 31.03.2012 года; с 10.09.2012 года по 13.09.2012 года;
- назначения ему досрочной страховой пенсии по старости с 18 августа 2016 года.
Принять в отмененной части новое решение.
В иске Ф.С.Н. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации № 34 по г. Москве и Московской области о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости о:
- признании решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации №34 по г. Москве и Московской области №1378348/16 от 26.10.2016 года об отказе Ф.С.Н. в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным;
- признании за Ф.С.Н. права на досрочное назначение с 18 августа 2016 года пенсии по старости в связи с работой с тяжелыми условиями труда в соответствии с пп.2 п.1 ст.27 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях»;
- об обязании Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации №34 по г. Москве и Московской области засчитать Ф.С.Н. в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периоды его работы:
в должности мастера Можайского ДСУ-3 с 08.08.1983года по 01.01.1984года, с 04.06.1987года по 18.07.1988года - 4 года 11 месяцев 11 дней;
в должности прораба Бородинского хозрасчетного реставрационного производственного участка с 15.08.1988года по 29.12.1989года - 1 год 4 месяца 15 дней;
в должности прораба Московского ремонтно-реставрационного управления №3 объединения «Росреставрация» с 02.01.1990года по 01.01.1992года - 2 года;
в должности мастера строительных и монтажных работ ОАО «Можайский дорожник»: с 03.06.2002 года по 29.12.2002 года; с 18.01.2003 года по 28.12.2003 года; с 19.01.2004 года по 29.12.2004 года; с 01.01.2005 года по 31.12.2005 года; с 01.01.2006 года по 31.12.2006 года; с 01.07.2011 года по 30.09. 2011 года; с 01.01.2012 года по 31.03.2012 года; с 10.09.2012 года по 13.09.2012 года;
-о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости с 18 августа 2016 года - отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации № 34 по г. Москве и Московской области удовлетворить частично.
Председательствующий
Судьи