МАЗАНОВСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Дело № 2а-141/2020
УИД 28RS0011-01-2020-000201-23
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Новокиевский Увал 7 апреля 2020 года
Мазановский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Потапова А.А.,
при секретаре Суровской А.Н.
с участием помощника прокурора Мазановского района Новосельской И.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску прокурора -- Амурской области в интересах Иващик Татьяны Федоровныо признании незаконным решение министерства социальной защиты населения Амурской области, оформленное в виде уведомления от -- -- об отказе Иващик Татьяне Федоровне в предоставлении выплаты на капитальный ремонт жилого помещения, расположенного по адресу: Амурская область, --.,возложении обязанности на министерство социальной защиты населения Амурской области принять в отношении Иващик Татьяны Федоровны решение о предоставлении выплаты на капитальный ремонт жилого помещения, расположенного по адресу: Амурская область, Мазановскийрайон, --.
УСТАНОВИЛ:
-- обратился в суд с указанным административным иском, в обоснование которого указал, что уведомлением министерства социальной защиты населения Амурской области (далее - министерство) от -- -- ИващикТ.Ф.е отказано в предоставлении выплаты на капитальный ремонт жилого помещения, расположенного по адресу: Амурская область, --, в связи с тем, что на день введения режима чрезвычайной ситуации у нее в собственности имелось иное жилое помещение, расположенное по адресу: Амурская область, -- (выписка ЕГРН от --).
Считает, что данное уведомление об отказе министерства нарушает конституционные права и законные интересы заявителя в части возможности получения социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения и является незаконным по следующим основаниям.
В ходе проверки установлено, что в собственности Иващик Т.Ф. имеются следующие объекты недвижимости: - жилой дом, расположенный по адресу: Амурская область, -- (основание государственной регистрации: договор дарения от --, дата государственной регистрации: --); - жилой дом, расположенный по адресу:Амурская область, -- (основание государственной регистрации: договор купли-продажи от --, дата государственной регистрации: --); - земельный участок, расположенный по адресу:Амурская область, -- (основание государственной регистрации: договор дарения от --, дата государственной регистрации: --).
Региональный режим чрезвычайной ситуации введен 25.07.2019 распоряжением губернатора Амурской области от 25.07.2019 № 136-р, зона которой, в том числе, затрагивает территорию Мазановского района, для территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций установлен региональный уровень реагирования.
Решением исполняющего обязанности главы администрации Мазановского района от 25.07.2019 № 67 в связи с прошедшими осадками и ожиданием резкого подъема уровня воды с 14 часов 25.07.2019 на территории Мазановского района введен режим чрезвычайной ситуации.
Согласно постановлению администрации Угловского сельсовета от 29.07.2019 № 18 жилое помещение, расположенное по адресу: Амурская область, -- жилое помещение, расположенное по адресу: Амурская область, -- включены в перечень подтопленных в результате наводнения.
В соответствии с актами обследования помещений межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми, жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции (далее - комиссия) и составленных на основании них заключений от -- -- и -- жилые помещения, расположенные по адресу: Амурская область, -- признаны подлежащими капитальному ремонту, в связи с возникновением опасных явлений и подъемом уровня рек на территории -- в период с --.
Факт постоянного проживания Иващик Т.Ф. по адресу: Амурская область, -- подтверждается регистрацией по месту проживания, справкой администрации Угловского сельсовета иными документами
Согласно выписке из ЕГРН от -- -- на момент введения режима чрезвычайной ситуации в собственности Иващик Т.Ф. находилось два жилых помещения, расположенных по адресу: Амурская область, --.
Иных жилых помещений, пригодных для проживания, или доли в праве общей собственности на иные жилые помещения, пригодные для проживания, и не поврежденных в результате паводка, произошедшего в июле-августе 2019 года на территории Амурской области, заявитель не имеет.
Вместе с тем, имеющееся гарантированное право заявителя на получение выплаты на осуществление капитального ремонта одного жилого помещения не может быть поставлено в зависимость от наличия в собственности или доли в праве общей собственности заявителя на иное жилое помещение, которое также пострадало в результате чрезвычайной ситуации.
Прокурор просит признать незаконным решение министерства социальной защиты населения Амурской области, оформленное в виде уведомления от -- -- об отказе Иващик Т.Ф. в предоставлении выплаты на капитальный ремонт жилого помещения, расположенного по адресу: Амурская область, --. Обязать министерство социальной защиты населения Амурской области принять в отношении Иващик Т.Ф. решение о предоставлении выплаты на капитальный ремонт жилого помещения, расположенного по адресу: Амурская область, Мазановскийрайон, --. Решение обратить к немедленному исполнению.
От представителя ответчика Министерство социальной защиты населения по Амурской области поступило письменное возражение согласно которому, просит рассмотреть заявленные исковые требования по материалам, имеющимся в деле, ходатайствует о рассмотрении дела в их отсутствие.
Заявитель Иващик Т.Ф.; заинтересованные лица: представитель Угловского сельсовета Мазановского района, представитель администрации Мазановского района согласно телефонограммам, просили рассмотреть гражданское дело в их отсутствие, ходатайств об отложении дела не заявляли.
На основании ст. 150 КАС РФ, дело рассмотрено без участия сторон надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания.
Изучив доводы административного искового заявления, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства.
В силу статьи 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Конституции РФ Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека и гражданина гарантируется.
В силу частей 1, 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Право прокурора обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами, закреплено в части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 8, 9 ст. 226 КАС РФ предусмотрено, что при проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с частью 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подп. «б» п. 5 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.10.2019 № 1327, выплаты на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в собственности этих граждан, предоставляются гражданам, являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками поврежденных жилых помещений и не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.
В силу п. 1.3 Правил предоставления гражданам выплат на приобретение, строительство или осуществление капитального ремонта жилых помещений 6 связи с утратой или повреждением жилых помещений в результате паводка, произошедшего в июле-августе 2019 года на территории Амурской области, утвержденных постановлением Правительства Амурской области от 22.10.2019 № 596 (далее -Правила № 596), право на получение выплаты на осуществление капитального ремонта жилого помещения имеют граждане, являвшиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками поврежденных жилых помещений и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.
На основании п. 1.4 Правил № 596 выплаты, предусмотренные настоящими Правилами, предоставляются в отношении одного утраченного жилого помещения или поврежденного жилого помещения однократно.
На основании ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно ч. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федераций право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В силу ч. 6 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Распоряжением Губернатора Амурской области от 25.07.2019 года № 136-р на территории Амурской области введен режим чрезвычайной ситуации, в связи с возникновением опасных природных явлений (сильный дождь, очень сильный ливень) и подъемом уровня рек на территориях Благовещенского, Зейского, Мазановского,Свободненского, Селемджинского, СерышевскогоСковородинского, Тамбовского районов, городов Благовещенск, Зея, Свободный.
Факт чрезвычайной ситуации природного явления в связи с прошедшими осадками и резкого подъема уровня воды в реках на территории Мазановского района подтверждается решением № 67 от 25.07.2019 года комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и пожарной безопасности администрации Мазановского района Амурской области «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Мазановского района».
Факт попадания домов, расположенных по адресу: Амурская область, -- зону затопления подтверждается постановлением главы администрации Угловского сельсовета от 29.07.2019 года № 18 «Об определении зон затопления в с. Угловое».
Из материалов дела следует, что в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Мазановского района 25.07.2019 года пострадали жилыедома принадлежащие Иващик Т.Ф., расположенные по адресам:
- Амурская область --, что подтверждается актом обследования помещения и заключением межведомственной комиссии -- от --. Жилой дом признан подлежащим капитальному ремонту.
- Амурская область --, что подтверждается актом обследования помещения и заключением межведомственной комиссии -- от --. Жилой дом признан подлежащим капитальному ремонту.
Выпиской из Единого государственном реестра недвижимости от -- Иващик Т.Ф. является правообладателем жилых домов: расположенного по адресу: --, и -- Амурской области.
Согласно уведомлению об отказе в предоставлении выплаты на капитальный ремонт жилого помещения Министерства социальной защиты населения Амурской области от -- --, Иващик Т.Ф. имеет в собственности на день введения режима чрезвычайной ситуации иное жилое помещение, расположенное по адресу: Амурская область --.
Согласно справки Угловского сельсовета от -- --, Иващик Т.Ф. проживает и зарегистрирована по адресу -- Амурской области.
Справкой от -- -- Угловского сельсовета подтверждается, что Иващик Т.Ф. проживает и зарегистрирована в жилом доме по адресу -- Амурской области, с 2007 года по 2020 год.
Жилищное законодательство признает жилым помещением только помещение, которое отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам (ст. 15 ЖК РФ). Законодательством предписывается, что при пользовании жилыми помещениями должны соблюдаться требования пожарной безопасности, санитарно-гигиенические, экологические и иные установленные требования (ч. 4 ст. 17 ЖК РФ).
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, учитывая, чтоИващик Т.Ф. на момент возникновениячрезвычайной ситуации являлась собственником двух жилых помещений, попавших в зону затопления, признанных подлежащим капитальному ремонту, а поэтому у нее возникло право на получение выплаты на проведение капитального ремонта одного жилого помещения в котором зарегистрирована и проживает, а поэтому суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора Мазановского района в полном объеме.
В силу п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо нанеобходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Следуя данной норме, суд полагает правильным возложить на министерство социальной защиты населения Амурской области обязанность по совершению конкретного действия, направленного на восстановление нарушенных прав Иващик Т.Ф. а именно: принять в отношении Иващик Т.Ф. решение о предоставлении выплаты на капитальный ремонт жилого помещения, расположенного по адресу: Амурская область, --.
Руководствуясь ст. ст. 175 - 180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Мазановского района Амурской области в интересах Иващик Татьяны Федоровны, удовлетворить.
Признать незаконным решение министерства социальной защиты населения Амурской области, оформленное в виде уведомления от 17.01.2020 № 06-31/1086 об отказе Иващик Татьяне Федоровне в предоставлении выплаты на капитальный ремонт жилого помещения, расположенного по адресу: Амурская область, --.
Обязать министерство социальной защиты населения Амурской области принять в отношении Иващик Татьяны Федоровны решение о предоставлении выплаты на капитальный ремонт жилого помещения, расположенного по адресу: Амурская область, Мазановскийрайон, --.
Решение обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Мазановский районный суд Амурской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья А.А. Потапов
Мотивированное решение изготовлено 8 апреля 2020 года.