Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1904/2016 ~ М-1730/2016 от 14.04.2016

Дело № 2-1904/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    Ворошиловский районный суд г.Волгограда

    в составе: председательствующего судьи             Юрченко Д.А.,

    при секретаре судебного заседания              Хлебниковой И.А.,

    с участием истца                            Григорьевой Т.Г.,

    представителя ответчиков                    Тугумова М.А.,            01 июня 2016 года в г. Волгограде, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Григорьевой Т.Г. к Комитету по жилищной политике Администрации Волгограда, Администрации Волгограда о понуждении к предоставлению жилого помещения, компенсации морального и материального вреда,

установил:

    Григорьева Т.Г. обратилась в суд с иском, который в ходе рассмотрения дела неоднократно изменялся и дополнялся истцом в порядке ст. 39 ГПК РФ (л.д.167-168), к Комитету по жилищной политике Администрации Волгограда, Администрации Волгограда, о понуждении ответчиков предоставить ей во внеочередном порядке жилое (изолированное) помещение на территории <адрес> <данные изъяты> в девятиэтажном доме, этажностью не ниже второго и не выше пятого этажей, с наличием лишних квадратных метров (не менее девяти), с улучшенной планировкой, с улучшенными коммунальными удобствами, с обязательным наличием лифта, с обязательным наличием балкона, с наличием «европейского» ремонта. Также Григорьева Т.Г. просит взыскать с ответчиков моральный вред в размере по <данные изъяты> рублей с каждого, материальный вред в размере по <данные изъяты> рублей с каждого, а также компенсацию за потерю времени в порядке ст. 99 ГПК РФ в размере <данные изъяты> рублей с каждого. Решение суда обратить к немедленному исполнению.

    В обоснование заявленных требований Григорьевой Т.Г. указано, что она является инвалидом второй группы, относится к категории малоимущих граждан, проживает в однокомнатной <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> собственником ? доли которой является она, а собственником второй ? доли является ее сын Григорьев А.А. В данной квартире проживает она с сыном. ДД.ММ.ГГГГ она через МБУ «МФЦ» <адрес> обратилась в Комитет по жилищной политике Администрации Волгограда с заявлением о рассмотрении вопроса о наличии у нее оснований для признания нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. ДД.ММ.ГГГГ Комитет по жилищной политике администрации Волгограда выдал ей справку, в которой указано, что истец и члены ее семьи не могут быть признаны нуждающимися в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, поскольку обеспечены жилой площадью на одного человека семьи более учетной нормы (11 кв.м.). Считает, что Комитет по жилищной политике незаконно принял данное решение, поскольку она относится к категории граждан, на которых распространяется Постановление Правительства РФ №378 от 16 июня 2006 года, и она имеет право на первоочередное, вне очереди, обеспечение жилым помещением. Считает, что незаконными действиями ответчиков ей причинен моральный и материальный вред в заявленных размерах, а также ответчики должны ей выплатить компенсацию за потерю времени за волокиту в рассмотрении вопроса о предоставлении ей жилья.

    В судебном заседании Григорьева Т.Г. заявленные, измененные требования поддержала, настаивала на их удовлетворении.

    Представитель ответчиков Комитета по жилищной политике администрации Волгограда (далее по тексту Комитет) и Администрации Волгограда (далее по тексту Администрация) Тугумов М.А., действующий по доверенностям от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно, заявленные требования не признал, суду пояснил, что полномочия представляемых им органов разграничены действующим законодательством. В частности, в полномочия Комитета входит решение вопроса о признании гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий либо об отказе в этом. В случае признания гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий, в полномочия Администрации входит решение вопроса о предоставлении гражданину жилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ Григорьева Т.Г. через МБУ «МФЦ» <адрес> обратилась в Комитет по жилищной политике Администрации Волгограда с заявлением о рассмотрении вопроса о наличии у нее оснований для признания нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. При подаче заявления Григорьевой Т.Г. приложены документы, которые, как она считала, дают ей право на признание ее нуждающейся в улучшении жилищных условий, в точности копия ее паспорта, справка об инвалидности, справка о составе семьи. ДД.ММ.ГГГГ Комитетом истцу выдана справка, в которой указано, что истец и члены ее семьи не могут быть признаны нуждающимися в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, поскольку обеспечены жилой площадью на одного человека семьи более учетной нормы (11 кв.м.). При этом сведений о том, что Григорьева Т.Г. страдает заболеванием, входящим в перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ №378 от 16 июня 2006 года, истец при подаче заявления в Комитет не приложила, в связи с чем Комитет был лишен возможности получить данные сведения самостоятельно. В этой связи, в отсутствие сведений о диагнозе Григорьевой Т.Г., при котором ее проживание в одной квартире с другими лицами невозможно, решение об отказе от 01 марта 2016 года было принято Комитетом на основании сведений, которые Комитет может получить самостоятельно. Более того, Григорьева Т.Г. не лишена права повторно обратиться в Комитет, предоставив все необходимые медицинские документы, подтверждающее ее состояние здоровья, для решения вопроса о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий именно по данным основаниям. Просит отказать в иске в полном объеме.

    Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на стороне истца, Григорьев А.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен заблаговременно и надлежащим образом.

    Выслушав мнения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований в виду следующего.

В соответствии с п.4 части первой ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства РФ №378 от 16 июня 2006 года утвержден перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.

Как следует из материалов дела, Григорьева Т.Г. является собственницей ? доли в <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты>., собственником второй ? доли является ее сын Григорьев А.А., что подтверждается свидетельством о регистрации права (л.д.211).

В данной квартире Григорьева Т.Г. проживает с сыном Григорьевым А.А., что следует из карточки учета собственников жилья от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.212).

    В соответствии с ответом на запрос суда заведующего диспансерным отделением 2 ГБУЗ «ВОКПНД» от ДД.ММ.ГГГГ, на основании ст. 27 Закона РФ от 02.07.1992 №3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" решением комиссии врачей психиатров ГБУЗ «ВОКПНД» Григорьевой Т.Г. установлено диспансерное наблюдение, как <данные изъяты> Вопрос о нуждаемости Григорьевой Т.Г. в постоянном постороннем уходе комиссией врачей психиатров ГБУЗ «ВОКПНД» не ставился (л.д.202).

    В перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства РФ №378 от 16 июня 2006 года, входят хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями код заболеваний по МКБ-10: F00-F99.

    Таким образом Григорьева Т.Г., как лицо, страдающее <данные изъяты> имеет право на рассмотрение вопроса о признании ее нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, по данным основаниям.

В соответствии с пунктом 5 части первой ст. 12 ГПК РФ, к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относятся определение иных категорий граждан в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации.

В силу положений ст.49 ЖК РФ, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда (часть 1); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3); Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 4).

В развитие приведенной выше нормы, принят Закон Волгоградской области №1125-ОД от 01 декабря 2005 года (ред. от 10.01.2014) "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Волгоградской области" (принят Волгоградской областной Думой 20.10.2005), согласно преамбуле которого, настоящий Закон разработан в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации в целях определения в Волгоградской области единого порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и направлен на реализацию гражданами конституционного права на жилище.

В силу части первой статьи 3 Закона Волгоградской области №1125-ОД от 01 декабря 2005 года, учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, учет граждан, обеспечение жилыми помещениями которых относится к расходным обязательствам Российской Федерации и Волгоградской области, осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления городских округов, городских (сельских) поселений (далее - органы, осуществляющие принятие на учет).

В соответствии со ст. 6 Закона Волгоградской области №1125-ОД от 01 декабря 2005 года, граждане для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, вправе в установленном порядке обратиться в орган, осуществляющий принятие на учет, по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. Для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении гражданин подает заявление. Заявление подписывается всеми проживающими совместно с ним дееспособными членами семьи. К заявлению прилагаются документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 7 настоящего Закона, подтверждающие право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданин вправе по собственной инициативе представить документы, предусмотренные пунктом 3 статьи 7 настоящего Закона, которые могут быть получены по межведомственным запросам.

Согласно подпункту 7 пункта 1 ст. 7 Закона Волгоградской области №1125-ОД от 01 декабря 2005 года, к заявлению о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, гражданин должен приложить при наличии в составе семьи гражданина больного, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, - документ, выданный медицинской организацией, с указанием кода заболевания, включенного в Перечень, устанавливаемый Правительством Российской Федерации, по Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ-10). Заявление о принятии на учет и документы, указанные в пункте 1 настоящей статьи, представляются гражданином лично или его полномочным представителем на основании документа, подтверждающего его полномочия, в орган, осуществляющий принятие на учет, по месту жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.

Решением Волгоградской городской Думы №26/791 от 11 марта 2015 года, департамент по жилищной политике администрации Волгограда переименован в комитет по жилищной политике администрации Волгограда и утверждено Положения о комитете по жилищной политике администрации Волгограда. Согласно данному положению, Комитет в числе прочих осуществляет следующие полномочия (п.2) формирует и ведет списки граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в соответствии с действующим законодательством, готовит проекты постановлений администрации Волгограда по учету граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Постановлением администрации Волгограда №1000 от 30 мая 2013 года (ред. от 28.04.2015) утвержден административный регламент по предоставлению муниципальной услуги "Признание граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, который принят в соответствии с положениями Закона Волгоградской области №1125-ОД от 01 декабря 2005 года.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Григорьева Т.Г. через МБУ «МФЦ» <адрес> обратилась в Комитет по жилищной политике Администрации Волгограда с заявлением о рассмотрении вопроса о наличии у нее оснований для признания нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. При подаче заявления Григорьевой Т.Г. приложены копия паспорта ее и Григорьева А.А., справка об инвалидности Григорьевой Т.Г., справка о составе семьи. При этом в тексте заявления Григорьевой Т.Г. указано, что остальные сведения она просит запросить (л.д. ).

Как следует из пояснений представителя ответчиков Тугумова М.А., и подтверждается материалами учетного дела, Комитетом в рамках предоставленных полномочий по результатам рассмотрения обращения Григорьевой Т.Г. ДД.ММ.ГГГГ выдана справка, в которой указано, что истец и члены ее семьи не могут быть признаны нуждающимися в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, поскольку обеспечены жилой площадью на одного человека семьи более учетной нормы (11 кв.м.).

Таким образом Комитетом было принято решение от ДД.ММ.ГГГГ на основании тех документов, которые были предоставлены истцом, а также того, что Комитет имеет право получить в посредством информационного взаимодействия.

В судебном заседании Григорьевой Т.Г. не оспаривалось, что документа, выданного медицинской организацией, с указанием кода заболевания, включенного в Перечень, устанавливаемый Правительством Российской Федерации, по Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ-10), ею приложено не было.

В этой связи суд приходит к выводу о том, что Григорьева Т.Г. при обращении в Комитет по жилищной политике Администрации Волгограда ДД.ММ.ГГГГ не выполнила обязанность, предусмотренную подпунктом 7 пункта 1 ст. <адрес> -ОД от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем у суда отсутствуют основания для возложения на ответчиков гражданско – правовой ответственности по принудительному исполнению требований приведенных выше законоположений.

При таких обстоятельствах суд считает необходимым отказать в удовлетворении требований Григорьевой Т.Г. о понуждении ответчиков к предоставлению ей жилого помещения по договору социального найма, как лицу имеющему заболевание, включенное в Перечень, устанавливаемый Правительством Российской Федерации, по МКБ-10, поскольку Комитетом по жилищной политике администрации Волгограда вопрос о постановке на учет истца именно по данным основаниям не оценивался и решение по нему не принималось, в связи с чем суд не может подменить собой орган, в полномочия которого входит решение данного вопроса. Данные обстоятельства не лишают истца права повторно обратиться к данному ответчику с заявлением и приложением соответствующих документов.

Также суд не находит оснований для удовлетворения требований истца о взыскании с ответчиков по <данные изъяты> в качестве компенсации морального вреда, поскольку нарушения нематериальных прав истца при рассмотрении дела не установлено.

Не подлежат удовлетворению требования истца о взыскании с ответчиков по <данные изъяты> в качестве компенсации материального вреда, поскольку в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, Григорьевой Т.Г. не представлено доказательств получения материального ущерба на указанные суммы, а также не представлено доказательств того, что ей вообще причинен какой- либо ущерб действиям (бездействием) ответчиков по делу.

В соответствии со ст. 99 ГПК РФ, со стороны, недобросовестно заявившей неосновательный иск или спор относительно иска либо систематически противодействовавшей правильному и своевременному рассмотрению и разрешению дела, суд может взыскать в пользу другой стороны компенсацию за фактическую потерю времени. Размер компенсации определяется судом в разумных пределах и с учетом конкретных обстоятельств.

Данная норма права направлена на предупреждение злоупотребления лицами, участвующими в деле, своими процессуальными правами и тем самым - на защиту прав добросовестных участников процесса (Определение Конституционного Суда РФ от 16.03.2006 N 139-О).

В обоснование требования о взыскании с ответчиков компенсации за потерю времени по <данные изъяты>, Григорьева Т.Г. указывает, что ответчиками допущена волокита при решении вопроса о предоставлении ей жилья.

Вместе с тем, положения ст. 99 ГПК РФ не могут быть поставлены в зависимость от защиты жилищных прав истца, а злоупотреблений процессуальными правами со стороны ответчиков в ходе судебного разбирательства не установлено, в связи с чем требования о присуждении компенсации за потерю времени удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198,199 ГПК РФ суд,

решил:

Григорьевой Т.Г. в удовлетворении исковых требований к Комитету по жилищной политике Администрации Волгограда, Администрации Волгограда о понуждении к предоставлению жилого помещения, компенсации морального и материального вреда, компенсации за потерю времени, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий:                        Юрченко Д.А.

Мотивированное решение изготовлено 06 июня 2016 года.

Судья                                     Юрченко Д.А.

2-1904/2016 ~ М-1730/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Григорьева Татьяна Геннадьевна
Ответчики
Администрация Волгограда
Комитет по жилищной политике администрации Волгогрда
Другие
Григорьев Алексей Алексеевич
Суд
Ворошиловский районный суд г. Волгограда
Судья
Юрченко Дмитрий Александрович
Дело на странице суда
vor--vol.sudrf.ru
14.04.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.04.2016Передача материалов судье
18.04.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.04.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.05.2016Подготовка дела (собеседование)
04.05.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.05.2016Судебное заседание
25.05.2016Судебное заседание
01.06.2016Судебное заседание
06.06.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.06.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.03.2017Дело оформлено
04.03.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее