Дело № 2-665/16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 июня 2016 года г.Щелково
Щелковский городской суд Московской области в составе председательствующего федерального судьи Ванеевой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Фёдоровой К.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Дорохиной ФИО7 к Комитету лесного хозяйства Московской области, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области об исправлении кадастровой ошибки, установлении границ земельного участка,
Установил:
Дорохина ФИО8 обратилась в Щёлковский городской суд Московской области с настоящим иском, ссылаясь на то, что при межевании земельного участка ответчика земель лесного фонда с кадастровым номером № были допущены ошибки, в результате которых этот участок имеет пересечение с земельным участком истца, расположенным по адресу: <адрес> который предоставлен ей в собственность Постановлением Администрации Щелковского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ. № <адрес> Во внесудебном порядке исправить кадастровые ошибки в сведениях на земельные участки и уточнить их местоположение не представляется возможным.
Уточнив требования, истец просит исключить сведения о границах земельного участка ответчика с кадастровым номером №; установить границы своего земельного участка по адресу: <адрес> согласно проекту упорядочения территории СНТ по варианту, предложенному экспертом <данные изъяты> площадью земельного участка № кв.м.
В судебное заседание Дорохина ФИО9 не явилась, ее представитель Козыренко ФИО10 уточненные исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель Комитета лесного хозяйства по Московской области Тараканова ФИО11 действующая на основании доверенности, явилась, против удовлетворения исковых требований возражала по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области в судебное заседание не явился, о дате и времени извещен надлежащим образом.
Суд, руководствуясь ст.167 ГПК РФ, определил рассматривать гражданское дело в отсутствие не явившихся участников процесса и их представителей.
Выслушав объяснения представителей истца, ответчика, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст.12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Материалами дела установлено, что Дорохиной ФИО12 Постановлением Администрации Щелковского Муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ года № № «О предоставлении земельных участков в собственность гражданам-членам садоводческого товарищества «Октябрьский» Щелковского района» предоставлен в собственность земельный участок, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование для садоводства, общей площадью № кв.м., по адресу: <адрес>.
Из искового заявления следует, что данный земельный участок имеет одинаковое местоположение (пересечение границ) с земельным участком с кадастровым номером: № расположенным по адресу: <адрес> категория земель - «земли лесного фонда», вид разрешенного использования - «для ведения лесного хозяйства и проведения учебно-опытных работ».
По мнению истца, границы земельного участка с кадастровым номером № установлены с кадастровой ошибкой без учета фактического местоположения СНТ "Октябрьский” и земельного участка № №, в связи с чем, сведения о его границах подлежат исключению из ГКН.
Судом по ходатайству истца назначена землеустроительная экспертиза, проведение которой поручено эксперту <данные изъяты>
Согласно выводам эксперта, фактические границы земельного участка истца выходят за пределы границ СНТ “Октябрьский “ по Проекту упорядочения территории, утвержденного Постановлением Главы администрации Щелковского района Московской области № № от ДД.ММ.ГГГГ “Об утверждении проекта упорядочения территории садоводческого товарищества “Октябрьский” в д. <адрес> В соответствии с указанным Проектом упорядочения территории СНТ “Октябрьский граница земель лесного фонда проходит по внешней границе земельных участков, входящих в <данные изъяты> Однако на момент проведения исследовательской работы границы земельного участка с кадастровым номером № (земли лесного фонда) по сведениям ГКН накладываются (пересекаются) на границы земельных участков, входящих в <данные изъяты> в соответствии с Проектом упорядочения территории СНТ “Октябрьский”. Данное обстоятельство доказывает наличие кадастровой ошибки в границах земельного участка с кадастровым номером № (земли лесного фонда). Для исправления данной кадастровой ошибки необходимо уточнить границы земельного участка с кадастровым номером 50:14:0000000:135 c учетом положения границ исследуемого земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> по Проекту упорядочения территории <данные изъяты> При этом площадь земельного участка с кадастровым номером № уменьшится на № кв.м. и составит № кв.м.
Кроме того, в целях устранения кадастровой ошибки, в связи с тем, что земельный участок истца является малой частью из земель, граничащих с лесхозом, и положение его границ не указывает в полном объеме все наложения (пересечения) границ земельного участка с кадастровым номером № по сведениям ГКН на границы земельных участков СНТ “Октябрьской”, эксперт также считает возможным исключить сведения координатах поворотных точек границ земельного участка с кадастровым номером № из ГКН. При этом значение площади земельного участка с кадастровым номером № останется неизменным.
Суд, оценив доводы сторон, исследовав представленные в дело доказательства, отвергает предложенный экспертом способ устранения кадастровой ошибки по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с п. 1 ст. 28 ФЗ от 24.07.2007 г. "О государственном кадастре недвижимости" ошибками в государственном кадастре недвижимости являются:
1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях);
2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
Между тем, какой-либо ошибки в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером № относящегося к землям лесного фонда, материалами дела не установлено.
Пунктом 2 ч. 1 ст. 22 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что если иное не установлено настоящим Федеральным законом, с заявлением в орган кадастрового учета для кадастрового учета должен быть представлен межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со ст. 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).
В соответствии с ч. 7 ст. 38 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
В силу ч. 1 ст. 39 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с заинтересованными лицами, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Кроме того, согласно п. 1 ч. 6 ст. 39 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" согласование местоположения границ проводится без их установления на местности независимо от требований заинтересованных лиц в случае, если земельные участки, местоположение границ которых согласовывается, являются лесными участками, земельными участками в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов.
В соответствии со статьей 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности и на основании подпункта 2 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда, в связи с чем, в собственности граждан не могут находиться земельные участки из состава земель лесного фонда, в том числе и с видом разрешенного использования – для садоводства.
Участок лесного фонда представляет собой земельный участок с особым правовым режимом, входящий в состав земель лесного фонда. Отношения по предоставлению или передаче иным образом лесных участков как ограниченных в обороте объектов производятся только на основании Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно со ст. 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
В силу ч. 3 ст. 4.1 Федерального закона от 04 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. ст. 81 - 83 Лесного кодекса Российской Федерации, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими ч. 1 ст. 69 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.
Сведения о лесных участках, внесенные в государственный лесной реестр, основаны на материалах лесоустройства.
В соответствии со ст. ст. 67, 68 Лесного кодекса Российской Федерации, нормами Приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 12 декабря 2011 года N 516 "Об утверждении лесоустроительной инструкции" лесоустройство проводится на землях лесного фонда и включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. Геодезические и картографические работы проводятся в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 1995 года N 209-ФЗ "О геодезии и картографии".
Согласно ст. 69 ЛК РФ при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Земельный участок лесного фонда с кадастровым номером № относится к числу ранее учтенных объектов недвижимости, поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.69).
Статьей 4.2 Федерального закона от 04 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2015 года, признается юридически действительным. Сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Частью 6 ст. 45 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрен особый порядок внесения в Государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, согласно которому проведение согласования местоположения границ участка лесного фонда не требуется.
Таким образом, на основании положений статей 67 - 69 Лесного кодекса Российской Федерации, статей 4.1 - 4.2, 4.4 Федерального закона от 04 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", границы земель лесного фонда в рассматриваемом случае определены.
Какой-либо ошибки в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости о местоположении границ земельного участка, относящегося к землям лесного фонда, материалами дела не установлено.
Из представленных истцом доказательств не возможно сделать однозначный вывод о точной площади всего землеотвода СНТ «Октябрьский».
В частности, в Постановлении Главы Щёлковского района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ года № № указано: «... изъять земельный участок площадью № га у <данные изъяты>», выделенный ему согласно Постановления Главы администрации Щёлковского района от ДД.ММ.ГГГГ года № № под коллективное садоводство. Предоставить земельный участок площадью № га с/т «<данные изъяты> под коллективное садоводство. Предоставить земельный участок под расширение /т «Октябрьское» общей площадью № (под огородами) из земель Щёлковского учебно-опытного лесхоза (Гребневское лесничество квартала 9,10,17,18,19)...», то есть площадь земельного участка составляет 7,02+1,48=8,5 га.
В Постановлении Администрации сельского поселения Гребневское Щёлковского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ года № № указана площадь земельного участка с кадастровым номером № занимаемого <данные изъяты> которая в свою очередь составляет 64430 кв.м.=6,443 га.
Согласно списку членов № являющемуся приложением к Постановлению Администрации Щёлковского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ года N9 № площадь занимаемых членами СНТ земельных участков составила 46930 кв.м.=4,693 га. При этом ДД.ММ.ГГГГ года на государственный кадастровый учёт поставлен земельный участок с кадастровым номером № без установления границ, в соответствии с действующим законодательством, площадью 40 710 кв.м.=4,071 га.
Из Постановлении Главы Щёлковского района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ года № № «О перераспределении землепользования и предоставления земельного участка площадью 1,48 с/т «Октябрьский» под расширение из земель Щелковского лесхоза» следует, что земельный участок под расширение с/т «Октябрьский» выделялся из земель лесного фонда. Однако из анализа лесного и земельного законодательства, действовавшего на тот момент, следует, что перевод лесных площадей в нелесные площади для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесных пользований, производится в лесах первой группы (а участок истца относится к указанной группе) - в исключительных случаях по постановлению Совета Министров РСФСР (статья 8 Лесного кодекса РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ года, действующего до ДД.ММ.ГГГГ года). Такое постановление истцом суду не представлено.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года действовали основы лесного законодательства Российской Федерации, согласно которым Порядок перевода лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, устанавливается Правительством Российской Федерации. Перевод лесных земель в нелесные в лесах первой группы для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, осуществляется в исключительных случаях с разрешения Правительства Российской Федерации по согласованию с соответствующим органом государственной власти. При переводе лесных земель в нелесные лесопользователем вносится плата, устанавливаемая районными (городскими) Советами народных депутатов на основании кадастровой оценки изымаемого участка и направляется в районный бюджет района (городской бюджет города). Такое разрешение истцом суду также не представлено.
Представленный в материалы дела Проект упорядочения территории <данные изъяты> не содержит все необходимые подписи ответственных должностных лиц о согласовании границ СНТ.
Сведений о границах спорного земельного участка истца на момент его предоставления Дорохиной ФИО13 в материалах дела также не имеется.
Как следует из Постановления Конституционного Суда РФ от 9 января 1998 года N 1-П, лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.
Исходя из смысла приведенных правовых норм и позиции Конституционного Суда РФ, отраженной в указанном Постановлении, земли лесного фонда подлежат использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства и не могут использоваться для иных целей, не предусмотренных законом. Распоряжение указанными землями может осуществляться только их собственником - Российской Федерацией в лице соответствующих уполномоченных органов.
Между тем, в материалах дела отсутствуют документы, свидетельствующие о соблюдении указанного порядка, равно как и доказательств того, что органами Российской Федерации, уполномоченными на распоряжение земельными участками, принималось решение о передаче спорного земельного участка какому-либо субъекту муниципального образования.
Таким образом, правовых оснований для принятия решения по уточненным исковым требованиям об исключении части земель лесного фонда из ГКН, не имеется. Установление границ земельного участка истца по варианту, предложенному в заключении эксперта, не может быть осуществлено, поскольку границы спорного земельного участка пересекают земли лесного фонда и удовлетворение иска служило бы нарушением прав Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░14 ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░