Дело № 2а-1-2183/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Калужский районный суд Калужской области в составе судьи Чистовой А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чистяковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Калуге 25 марта 2021 года дело по административному иску Межрайонной ИФНС России №7 по Калужской области к Рахматуллаеву А.Т. о взыскании задолженности по налогам и пени,
УСТАНОВИЛ:
27 января 2021 года Межрайонная ИФНС России №7 по Калужской области обратилась в суд с административным иском к Рахматуллаеву А.Т. о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2018 год в размере 18 675 рублей, пени в размере 277 рублей 95 копеек, а также задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 157 рублей и пени в размере 2 рубля 33 копейки.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Демьянова М.С. исковые требования поддержал в полном объеме.
Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался судом по последнему известному месту регистрации.
Выслушав представителя административного истца, изучив письменные материалы дела, материалы дела №2а-1083/2020, суд приходит к следующему.
Согласно статье 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги.
Как следует из материалов дела, согласно сведениям МРЭО ГИБДД УМВД России по Калужской области за Рахматуллаевым А.Т. зарегистрировано транспортное средство Крайслер 300С, государственный регистрационный номер № (дата возникновения собственности – 30 мая 2014 года).
Налогоплательщику Рахматуллаеву А.Т. начислен транспортный налог за 2018 год в размере 18 675 рублей и налог на имущество физических лиц в размере 351 рубль.
ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом ответчику направлено требование №, из содержания которого следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ за Рахматуллаевым А.Т. числится задолженность по транспортному налогу в размере 18 675 рублей, пени в размере 277 рублей 95 копеек, а также задолженность по налогу на имущество физических лиц в размере 157 рублей, пени в размере 2 рубля 33 копейки.
19 мая 2020 года мировым судьей судебного участка № 5 Калужского судебного района Калужской области вынесен судебный приказ о взыскании с Рахматуллаева А.Т. задолженности по налогам и пени.
Данный судебный приказ определением мирового судьи от 13 августа 2020 года отменен с разъяснением заявителю права на заявление требований в порядке, предусмотренном Главой 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Как установлено судом в рамках рассмотрения дела №2а-1-1083/2020, ответчиком заявлены возражения относительно начисления транспортного налога, ввиду его отчуждения.
Между тем, у административного ответчика имелась возможность совершить действия, связанные с прекращением регистрации ранее принадлежащего ему транспортного средства, однако, доказательств, подтверждающих совершение указанных действий, суду представлено не было.
Рассчитывая транспортный налог, инспекция Федеральной налоговой службы руководствуется сведениями, предоставляемыми органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств.
Поскольку нормы налогового законодательства, регулирующие правоотношения по уплате транспортного налога, являются императивными, решение суда без снятия административным ответчиком автомобиля с регистрационного учета не освобождает его от обязанности по уплате транспортного налога до внесения изменений в реестр регистрации транспортных средств.
Согласно пункту 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 апреля 2018 года № 1069-О указано, что федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика (статьи 357, 358 и 362). При этом Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним (утвержденный приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 7 августа 2013 года № 605 и действовавший на момент спорных правоотношений) предусматривал возможность прекращения регистрации транспортного средства по заявлению прежнего владельца (пункт 60.4).
Такое регулирование предоставляет налогоплательщикам возможность совершать действия, связанные с прекращением регистрации ранее принадлежащих им транспортных средств, что на законных основаниях (в связи с отсутствием объекта налогообложения) исключает обязанность по уплате транспортного налога.
Согласно п. 1 ст. 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 363 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законом установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах.Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Согласно ст. 14 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог относится к региональным налогам.
В силу пункта 5 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД России от 24 ноября 2008 года N 1001 «О порядке регистрации транспортных средств" (в редакции действующей на момент возникновения спора) собственники (владельцы) транспортных средств обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Госавтоинспекции, в которых они зарегистрированы, или изменить регистрационные данные в случае утилизации транспортных средств, изменения собственника (владельца).
Таким образом, действующее налоговое законодательство связывает момент возникновения обязанности по уплате налога либо прекращения такой обязанности с действиями налогоплательщика, и на последнего возлагается обязанность, в том числе по обращению в компетентные органы с заявлением о постановке или снятии с регистрационного учета соответствующего объекта налогообложения, то есть регистрация носит заявительный характер, риски наступления неблагоприятных последствий несовершения таких действий лежат именно на налогоплательщике.
Связь и зависимость налоговых норм и регулируемых ими отношений носит обоюдный характер и поэтому пунктом 1 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается только при наличии оснований, установленных Кодексом или иными актами законодательства о налогах и сборах, в связи с чем, доводы административного истца, согласно которым переход права собственности на транспортное средство, является основанием для освобождения его от уплаты транспортного налога с даты передачи имущества, подлежат отклонению.
В ситуации, когда собственник транспортного средства не предпринял мер к снятию автомобиля с регистрационного учета, оснований для освобождения его от уплаты транспортного налога и перерасчета такого налога отсутствует. Поскольку собственник транспортного средства является заинтересованным лицом в освобождении от уплаты транспортного налога и именно им должны быть приняты меры по снятию транспортного средства с регистрации в органах ГИБДД.
Транспортное средство Крайслер 300С, государственный регистрационный номер № не был снят ответчиком с регистрационного учета на период начисления транспортного налога за 2018 год.
Согласно положений статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации:
- пункта 1, в соответствии с которым пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки;
- пункта 2, согласно которому сумма пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах;
- абзаца первого пункта 3, в соответствии с которым пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Кроме того, судом установлено, что Рахматуллаеву А.Т. принадлежат следующие объекты недвижимости –
Гаражный бокс с кадастровым номером №, расположенная по адресу: <адрес> доля в праве целая, количество месяцев владения – 12/12, инвентаризационная стоимость– 511 388 руб. (ставка 0,10);
квартира с кадастровым номером №, расположенная по адресу: <адрес>, <адрес> доля в праве целая, количество месяцев владения – 5/12, инвентаризационная стоимость – 558 163 руб. (ставка 0,10);
квартира с кадастровым номером №, расположенная по адресу: <адрес> доля в праве 1/4, количество месяцев владения – 12/12, инвентаризационная стоимость – 2 111 216 руб. (ставка 0,10);
В связи с чем, в соответствии со статьей 75 Налогового Кодекса Российской Федерации ответчику начислены пени по налогу на имущество физических лиц т транспортному налогу.
Налоговым органом приняты своевременные меры к принудительному взысканию транспортного налога и налога на имущество.
С учетом изложенного, суд полагает требования административного истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Межрайонная ИФНС России №7 по Калужской области удовлетворить.
Взыскать с Рахматуллаеву А.Т. задолженность по транспортному налогу за 2018 год в размере 18 675 рублей, пени в размере 277 рублей 95 копеек, задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 157 рублей и пени в размере 2 рубля 33 копейки.
Взыскать с Рахматуллаеву А.Т. в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 760 рублей 52 копейки.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Калужский областной суд через Калужский районный суд Калужской области в течение одного месяца с даты изготовления полного текста решения.
Судья А.В. Чистова