Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Лиман 15 июня 2016г.
Лиманский районный суд Астраханской области в составе:
председательствующего: судьи Аранова И.О.
при секретаре: Мещанской А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Лиманского района Астраханской области к МКОУ «Зензелинская средняя общеобразовательная школа», Управлению образования администрации МО «Лиманский район», администрации МО «Лиманский район» о возложении обязанности выполнить мероприятия по антитеррористической защищенности,
Установил:
Прокурор Лиманского района Астраханской области обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с заявлением, в обоснование которого указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства об обеспечении безопасных условий пребывания и обучения учащихся МКОУ «Зензелинская средняя общеобразовательная школа». Действующим законодательством предусмотрено, что для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел(вневедомственной охраны) или с ситуационные центры «Службы 112». Однако, в ходе проверки установлено, что в здании МКОУ «Зензелинская средняя общеобразовательная школа» отсутствует система видеонаблюдения. В связи с чем, прокурор Лиманского района Астраханской области просит суд обязать МКОУ «Зензелинская средняя общеобразовательная школа» обеспечить работу системы видеонаблюдения в здании к 01.09.2016г., обязать администрацию МО «Лиманский район» в срок до 01.08.2016г. выделить денежные средства для обеспечения оборудования системы видеонаблюдения в здании МКОУ «Зензелинская средняя общеобразовательная школа».
В судебном заседании помощник прокурора Мустафина С.К. заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель МКОУ «Зензелинская средняя общеобразовательная школа» Брязгина Е.П. в судебном заседании иск не признала.
Представитель Управления образования администрации МО «Лиманский район» в судебное заседание не явился.
Представитель администрации МО «Лиманский район Тюрбеева К.В. К.В. в судебном заседании просила в удовлетворении иска отказать, поскольку в законодательстве нет прямого указания по возложению на ответчиков обязанностей по установке тревожной сигнализации. Исковые требования являются вмешательством в бюджетный процесс.
Суд, выслушав помощника прокурора, представителей ответчиков, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Статья 2 Конституции Российской Федерации устанавливает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на основных принципах, среди которых: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма.
В п. 4 ст. 3 указанного Закона определено понятие противодействия терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Согласно ч. 3 ст. 5 названного Закона органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
В соответствии с ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Пунктом 2 части 6 указанной статьи предусмотрена обязанность образовательной организации создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с ч. 7 ст. 28 указанного Закона образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из содержания пункта 8 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" следует, что охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении.
Согласно ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
В силу п. 6.48 СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009, утвержденных Приказом Минрегиона России N 635/10 от 29.12.2011, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".
Из приложения "В" к вышеприведенному Своду правил следует, что требования об установке систем видеонаблюдения распространяются на дошкольные образовательные организации и общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи, колледжи, школы-интернаты).
Согласно п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизация и ликвидация последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района.
Пункт 3 ч. 1 ст. 17 названного Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 устанавливает, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Утвержденная Президентом РФ 05.10.2009 Концепция противодействия терроризму в РФ предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму (п. 7).
В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления (п. 29).
Расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов (п. 42).
Приказом Рособразования N 2013 от 11.11.2009 "О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения).
Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 N 272 утверждены Требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, вступивших в действие 11.04.2015.
В соответствии с пп. "а" п. 23 названных Требований все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются системой видеонаблюдения.
Из материалов дела следует, что учредителем МКОУ «Зензелинская средняя общеобразовательная школа» является муниципальное образование "Лиманский район". Функции и полномочия учредителя школы осуществляет администрации МО «Лиманский район».
В ходе проведения прокуратурой Лиманского района проверки исполнения законодательства по антитеррористической защищенности указанного образовательного учреждения было установлено отсутствие в учреждении системы видеонаблюдения.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательного учреждения, но и органа местного самоуправления как субъекта антитеррористической деятельности, обеспечивающего финансирование образовательных учреждений.
Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленной на противодействие террористической деятельности.
Отсутствие системы видеонаблюдения в образовательном учреждении отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в нем, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, так как не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении детей, работников учреждения.
Осуществление деятельности школы, которая является объектом с массовым пребыванием людей, в отсутствие системы видеонаблюдения не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерб имуществу.
Учитывая, что установка системы видеонаблюдения в учреждении образования является обязательной в силу закона, и в настоящее время МКОУ «Зензелинская средняя общеобразовательная школа» такой системой не оснащено, то исковые требования подлежат удовлетворению.
Кроме этого, из материалов дела следует, что МКОУ «Зензелинская средняя общеобразовательная школа» является некоммерческой организацией, по своей организационно-правовой форме относится к муниципальным казенным учреждениям. Учредителем МКОУ «Зензелинская средняя общеобразовательная школа» является муниципальное образование «Лиманский район» в лице администрации МО «Лиманский район». Собственником имущества школы является администрация МО «Лиманский район». Финансовое обеспечение деятельности школы осуществляется за счет средств местного бюджета.
В силу статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 05 мая 2014 года N 99-ФЗ) учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с настоящим Кодексом. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 настоящего Кодекса, несет собственник соответствующего имущества.
Пунктом 4 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 05 мая 2014 года N 99-ФЗ) установлено, что казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
В силу приведенных правовых норм, являясь учредителем и собственником имущества МКОУ «Зензелинская средняя общеобразовательная школа», администрация МО «Лиманский район» Астраханской области несет субсидиарную ответственность по обязательствам созданного им учреждения.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенностью является обязанностью, в том числе органов местного самоуправления.
Доводы представителя администрации МО «Лиманский район» об отсутствии в бюджете денежных средств, необходимых для оборудования здания школы системой видеонаблюдения и тревожной сигнализацией, являются необоснованными, поскольку отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования не освобождает ответчика от исполнения возложенных на него обязанностей.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований, и считает возможным возложить на администрацию МО «Лиманский район» обязанность произвести финансирование расходов на оборудование здания МКОУ «Зензелинская средняя общеобразовательная школа» системой видеонаблюдения, а на образовательное учреждение МКОУ «Зензелинская средняя общеобразовательная школа» обязанность произвести установку в здании образовательного учреждения системы видеонаблюдения.
Суд считает необходимым установить срок для устранения допущенных нарушений до 1 сентября 2016 года.
В соответствии со ост.103 ГПК РФ с МКОУ «Зензелинская средняя общеобразовательная школа» и администрации МО «Лиманский район» подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в сумме 300 рублей.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора Лиманского района Астраханской области- удовлетворить.
Обязать МКОУ «Зензелинская средняя общеобразовательная школа» оборудовать здание школы, расположенное по адресу: <адрес>, системой видеонаблюдения к 01.09.2016г.
Обязать администрацию МО «Лиманский район» произвести финансирование расходов оборудования системой видеонаблюдения здания МКОУ «Зензелинская средняя общеобразовательная школа», расположенного по адресу: <адрес>, к 01.09.2016г.
Взыскать с МКОУ «Зензелинская средняя общеобразовательная школа», администрации МО Лиманский район» государственную пошлину в доход МО «Лиманский район» в размере 300 рублей с каждого.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: