Дело № 12- 162/2017
РЕШЕНИЕ
г. Пермь 7 марта 2017 года
Судья Свердловского районного суда г. Перми Гурьева Е.П.,
при секретаре Юсуповой О.Ф.,
с участием защитника ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ПАО «Пермэнергосбыт» на постановление мирового судьи судебного участка № 2 Свердловского судебного района <адрес> Артемовой О.А. от 13.12.2016,
установила:
постановлением мирового судьи от 13.12.2016 ПАО «Пермэнергосбыт» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере -СУММА-.
Из постановления следует, что ПАО «Пермская энергосбытовая компания» в срок до ДД.ММ.ГГГГ не выполнило предписание № от ДД.ММ.ГГГГ, выданное Инспекцией государственного жилищного надзора <адрес>, а именно: в многоквартирном <адрес> размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды за период с ДД.ММ.ГГГГ. рассчитан не исходя из норматива потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, а исходя из показаний прибора учета, не являющегося общедомовым прибором учета, тем самым нарушены п. 48, формула 10 Приложения № 2 Правил утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В жалобе заявитель просит постановление отменить, производство по делу прекратить, указывая, что граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности установлена на контактах подсоединения кабелей 0,4 кВ в разделителе жилого дома по <адрес>. ПАО «Пермэнергосбыт» производит уменьшение объема электрической энергии на размер потерь ТП-6018 до точки ответственности. Кроме того указывает, что обязанность по оснащению приборами учета в том числе общедомовыми, возложена на собственников многоквартирного дома, которые не исполнили возложенную на них обязанность по оснащению МКД общедомовым прибором учета. Сетевая компания -ОРГАНИЗАЦИЯ1- учитывая ее обязанность по установлению приборов в точках соединения сетевых организаций, обоснованно установила общедомовые приборы учета в трансформаторной подстанции. Определение количества электроэнергии на основании показаний приборов учета, не противоречит действующему законодательству.
В судебном заседании защитник юридического лица ФИО3 на доводах жалобы настаивала.
Представитель административного органа в судебное заседание не явился, инспекция государственного жилищного надзора <адрес> извещена надлежащим образом. Ранее представителем административного органа ФИО2 были представлены письменные пояснения, в которых выражает несогласие с доводами жалобы, просит оставить постановление мирового судьи судебного участка №2 Свердловского судебного района от 13.12.2016 № без изменения, жалобу ПАО "Пермэнергосбыт" – без удовлетворения.
Проверив материалы дела, заслушав лиц участвующих в деле, судья приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 ст.19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Часть 2 статьи 25 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители, допустившие нарушение настоящего Федерального закона, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля об устранении выявленных нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 3 ч. 5 ст. 20 Жилищного кодекса предусмотрено, что должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294) в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных
ситуаций» природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
Пунктом 3, 4 ст. 154 Жилищного кодекса предусмотрено, что собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В силу п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", далее - Правила N 354) под коллективным (общедомовым) прибором учета понимается средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
Приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов, розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с данным разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки. При этом по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий использованию для определения объемов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта (п. 144 Основных положений).
Внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом (п. 8 Правила N 354).
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что по результатам проведенной Инспекцией Государственного жилищного надзора <адрес> на основании распоряжения -ДОЛЖНОСТЬ- ФИО1 внеплановой, документарной проверки выявлено неисполнение ПАО «Пермэнергосбыт» в установленный срок до ДД.ММ.ГГГГ предписания № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Инспекцией государственного жилищного надзора <адрес>.
Указанные обстоятельства отражены в акте проверки № от ДД.ММ.ГГГГ и акте проверки № от ДД.ММ.ГГГГ и послужили основанием для составления ДД.ММ.ГГГГ в отношении ПАО «Пермэнергосбыт» протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Привлекая ПАО «Пермэнергосбыт» к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, мировой судья исходил из исследованных в судебном заседании доказательств: протокола об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 3), акта проверки № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6-7), акта проверки № (л.д. 27-29), предписания № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 25), распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19-20).
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Вместе с тем в нарушение требований ст. 24.1 и 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела мировым судьей не была проверена законность предписания № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Инспекцией государственного жилищного надзора <адрес>, в том числе обоснованно ли требование органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), произвести изменение размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды, не дана оценка доводам представителя ПАО «Пермэнергосбыт», изложенным в информации от ДД.ММ.ГГГГ №, направленной в инспекцию государственного жилищного надзора <адрес>.
Судом установлено, что электроснабжение многоквартирного <адрес> осуществляет ПАО «Пермская энергосбытовая компания». На момент проверки многоквартирный <адрес> оборудован прибором учета электрической энергии, установленный в -ОРГАНИЗАЦИЯ3-, который был введен в эксплуатацию в качестве общедомового прибора учета сотрудниками -ОРГАНИЗАЦИЯ1- ПАО «Пермэнергосбыт», -ОРГАНИЗАЦИЯ2- о чем составлен акт № от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, прибор учета, установленный в -ОРГАНИЗАЦИЯ3-, является коллективным (общедомовым) прибором учета.
В соответствии с абзацем 2 пункта 144 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии", утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 в случае если прибор учета, в том числе коллективный (общедомовой) прибор учета в многоквартирном доме, расположен не на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка, то объем потребления (производства, передачи) электрической энергии, определенный на основании показаний такого прибора учета, в целях осуществления расчетов по договору подлежит корректировке на величину потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) до места установки прибора учета. При этом расчет величины потерь осуществляется сетевой организацией в соответствии с актом уполномоченного федерального органа, регламентирующим расчет нормативов технологических потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям. Если на дату вступления в силу настоящего документа в договоре энергоснабжения (договоре купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договоре оказания услуг по передаче электрической энергии сторонами согласована методика выполнения измерений, аттестованная в установленном порядке, то при расчете величины потерь используется такая методика, кроме случаев, когда одна из сторон заявила о необходимости использования указанного в настоящем пункте акта уполномоченного федерального органа. В этом случае такой акт уполномоченного федерального органа используется с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором одна из сторон в письменной форме направила заявление о его использовании.
Таким образом, допускается расчет платы за электрическую энергию по показаниям общедомовых приборов учета, расположенных не на границе балансовой принадлежности, с учетом корректировки на величину потерь электрической энергии.
Требований о предоставлении расчета потерь электрической энергии, производимого сетевой организацией, инспекция к ПАО «Пермская энергосбытовая компания» не предъявляла.
Исходя из пункта 2 акта № от ДД.ММ.ГГГГ расчет за потребленную электроэнергию должен производиться для населения с вычетом потерь согласно акта расчета потерь (л.д. 50-51).
Заявителем в материалы дела представлен акт расчета потерь по объекту № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 53).
Таким образом, если ОАО «Пермская энергосбытовая компания» производит корректировку показаний приборов учета на величину потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от -ОРГАНИЗАЦИЯ3- до границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств), нарушений законодательства при расчете платы за коммунальную услугу по электроснабжению заявителем не допущено.
При таких обстоятельствах предписание инспекции государственного жилищного надзора № от ДД.ММ.ГГГГ с требованием произвести изменение размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды за период с ДД.ММ.ГГГГ не соответствует закону.
Соответственно, ОАО «Пермская энергосбытовая компания» не может нести ответственность за невыполнение предписания надзорного органа, являющегося незаконным.
Таким образом, в действиях ПАО «Пермская энергосбытовая компания» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
При указанных обстоятельствах, постановление мирового судьи от 13.12.2016 не может быть признано законным и обоснованным, поэтому подлежит отмене, а производство по данному делу об административном правонарушении - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в связи с отсутствием состава административного правонарушения).
Пунктом 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.6, п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, судья
решила
отменить постановление от 13.12.2016 мирового судьи судебного участка № 2 Свердловского судебного района <адрес> Артемовой О.А.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ПАО «Пермская энергосбытовая компания» прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения.
Судья Е.П. Гурьева