Дело №2-428/2021
(УИД 53 RS0015-01-2021-000563-56)
Решение
Именем Российской Федерации
03 августа 2021 года п. Шимск
Солецкий районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Буренковой О.Б.,
при секретаре Митрофановой Н.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Администрации Шимского муниципального района Новгородской области о признании права муниципальной собственности Шимского городского поселения Шимского муниципального района Новгородской области на бесхозяйные недвижимые вещи (сети водопровода),
установил:
Администрация Шимского муниципального района Новгородской области обратилась с заявлением о признании права муниципальной собственности Шимского городского поселения Шимского муниципального района Новгородской области на бесхозяйные недвижимые вещи - сооружения коммунального хозяйства: - сеть водопровода с кадастровым номером 53:21:0130202:401 протяженностью 107 м по адресу: РФ, Новгородская область, Шимский муниципальный район, Шимское городское поселение, р.п. Шимск, ул. Строителей, сооружение 1Ш; - сеть водопровода с кадастровым номером 53:21:0020104:317 протяженностью 63 м по адресу: РФ, Новгородская область, Шимский муниципальный район, Шимское городское поселение, д. Коростынь, сооружение 3Ш.
В обоснование требований указано, что данные объекты не является федеральной, государственной и муниципальной собственностью, правообладатели указанных сооружений не установлены. В ноябре и декабре 2018 года вышеуказанные объекты недвижимого имущества поставлены на учет как бесхозяйные объекты недвижимого имущества Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Новгородской области. По истечении года с момента постановки объекта на учет как бесхозяйного никто своих прав на объекты недвижимого имущества не заявил; спор о праве отсутствует.
Определением Солецкого районного суда Новгородской области от 08 июня 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Новгородской области.
Заявитель представитель Администрации Шимского муниципального района Новгородской области в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил.
Заинтересованные лица представители МТУ Росимущества в Псковской и Новгородской областях и Министерства строительства, архитектуры и имущественных отношений в Новгородской области в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили, каких-либо возражений суду не представили.
Заинтересованное лицо представитель Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Новгородской области в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, представил отзыв на исковое заявление, указав, что Управление является территориальным органом исполнительной власти Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, осуществляющим функции государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, государственная регистрация права в ЕГРН является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В соответствии с ч. 2 ст. 293 ГПК РФ суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен, и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Как установлено в судебном заседании, объекты недвижимости - сооружения коммунального хозяйства: - сеть водопровода с кадастровым номером 53:21:0130202:401 протяженностью 107 м по адресу: РФ, Новгородская область, Шимский муниципальный район, Шимское городское поселение, р.п. Шимск, ул. Строителей, сооружение 1Ш; - сеть водопровода с кадастровым номером 53:21:0020104:317 протяженностью 63 м по адресу: РФ, Новгородская область, Шимский муниципальный район, Шимское городское поселение, д. Коростынь, сооружение 3Ш, находятся на территории Шимского городского поселения Шимкого района Новгородской области.
В ноябре и декабре 2018 года вышеуказанные сети водопровода поставлены на кадастровый учет с присвоением кадастровых номеров на основании заявления Администрации Шимского муниципального района Новгородской области, что подтверждается выписками из ЕГРН.
Согласно постановлению Администрации Шимского муниципального района Новгородской области от 30 января 2019 года №71 «О включении объектом недвижимого имущества, имеющего признаки бесхозяйного имущества, в Реестр учета бесхозяйного имущества» спорные объекты недвижимости - сети водопровода включены в Реестр учета бесхозяйного имущества в целях организации работы по эксплуатации и дальнейшему содержанию за счет средств местного бюджета Шимского городского поселения.
Из уведомлений и сообщений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области усматривается, что вышеуказанные объекты недвижимости - сети водопровода на основании заявлений Администрации Шимского муниципального района Новгородской области 16 ноября 2018 года и 03 декабря 2018 года приняты на учет как бесхозяйные объекты недвижимого имущества, сведения о собственниках (правообладателях), заявленные в судебном порядке требования, сведения о возражениях в отношении зарегистрированного права, притязания и сведения о наличии поступивших, но не рассмотренных заявлений о проведении государственной регистрации права (перехода, прекращения права, ограничения или обременения объекта недвижимости, сделки в отношении объекты за период с момента постановки на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества по настоящее время отсутствуют.
Из сообщения Администрации Шимского муниципального района Новгородской области вышеуказанные объекты недвижимости - сети водопровода в реестре муниципального имущества Шимского городского поселения и Шимского муниципального района Новгородской области не значатся; данные объекты имеют статус бесхозяйных объектов недвижимого имущества и включены в реестр бесхозяйных объектов Шимского городского поселения.
Из сообщений АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» и ГОБУ «Центр кадастровой оценки и недвижимости» следует, что сведения о правах и техническая документация в отношении спорных объектов недвижимости (сетей водопровода) отсутствуют.
Согласно сообщению МУП «Шимский водоканал» усматривается, что спорные объекты не являются собственностью и не находятся в пользовании или оперативном управлении.
Из уведомлений Министерства строительства, архитектуры и имущественных отношений Новгородской области и Межрегионального территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской и Новгородской областях следует, что спорные объекты недвижимости (сети водопровода) в реестре имущества Новгородской области и в реестре федерального имущества не числятся.
Шимское городское поселение Шимского муниципального района Новгородской области является муниципальным образованием, статус которого установлен областным законом от 30 марта 2010 года №728-ОЗ «О преобразовании некоторых муниципальных образований, входящих в состав территории Шимского муниципального района, и внесении изменений в некоторые областные законы».
Границы территории поселения установлены областным законом от 17 января 2005 года №398-ОЗ «Об установлении границ муниципальных образований, входящих в состав территорий Шимского муниципального района, наделении их статусом городского и сельских поселений, определении административных центров и перечня населенных пунктов, входящих в состав территорий поселений».
В соответствии с положениями ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 8 пункт 4 Устава Шимского городского поселения к вопросам местного значения поселения, кроме прочего, относятся, в том числе, организация в границах Шимского городского поселения электро-, тепло-, газо- водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации; согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов; 5) утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; согласование инвестиционных программ; принятие решений о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об организации перевода абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иную систему горячего водоснабжения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; установление нормативов состава сточных вод; иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация муниципального района осуществляет полномочия местной администрации поселения, являющегося административным центром муниципального района, в случаях, предусмотренных абзацем третьим части 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета муниципального района.
Согласно абзацу 3 части 2 статьи 34 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Уставами муниципального района и поселения, являющегося административным центром муниципального района, может быть предусмотрено образование местной администрации муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации указанного поселения. В этом случае в поселении, являющемся административным центром муниципального района, местная администрация не образуется, глава поселения входит в состав представительного органа поселения и исполняет полномочия его председателя.
Как усматривается из положений статьи 32.1 Устава Шимского муниципального района Администрация Шимского муниципального района в соответствии с частью 2 статьи 34 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», настоящим Уставом Шимского муниципального района исполняет полномочия Администрации Шимского городского поселения и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Шимского городского поселения. Администрация Шимского муниципального района в пределах своих полномочий организует и обеспечивает решение вопросов местного значения Шимского городского поселения, а также осуществляет отдельные государственные полномочия, переданные органам местного самоуправления Шимского городского поселения федеральными и областными законами. Расходные обязательства Шимского муниципального района, связанные с осуществлением Администрацией Шимского муниципального района полномочий Администрации Шимского городского поселения устанавливаются органами местного самоуправления за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета Шимского муниципального района.
В соответствии со ст. 23 Устава Шимского городского поселения структуру органов местного самоуправления Шимского городского поселения образуют: глава Шимского городского поселения, представительный орган Шимского городского поселения - Совет депутатов Шимского городского поселения, контрольно-счетная комиссия Шимского городского поселения. Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган) Шимского городского поселения в соответствии с частью 2 статьи 34 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не образуется.
Согласно статьи 34 Устава Шимского городского поселения Полномочия Администрации Шимского городского поселения исполняет Администрация Шимского муниципального района.
Таким образом, совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств установлено, что спорные сооружения коммунального хозяйства (сети водопровода), расположенные в границах Шимского городского поселения Шимского муниципального района Новгородской области, являются недвижимыми объектами, не имеющими собственника, приняты на учет в установленном законом порядке, что, в силу ч. 2 ст. 293 ГПК РФ, является основанием для признания на него права муниципальной собственности за Шимским городским поселением Шимского муниципального района Новгородской области.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198, 293 ГПК РФ, суд
решил:
Заявленные требования Администрации Шимского муниципального района Новгородской области о признании права муниципальной собственности на сооружения коммунального хозяйства (сети водопровода) - удовлетворить.
Признать право муниципальной собственности за муниципальным образованием - Шимское городское поселение Шимского муниципального района Новгородской области на бесхозяйные недвижимые вещи - сооружения коммунального хозяйства:
- сеть водопровода с кадастровым номером 53:21:0130202:401 протяженностью 107 м по адресу: РФ, Новгородская область, Шимский муниципальный район, Шимское городское поселение, р.п. Шимск, ул. Строителей, сооружение 1Ш;
- сеть водопровода с кадастровым номером 53:21:0020104:317 протяженностью 63 м по адресу: РФ, Новгородская область, Шимский муниципальный район, Шимское городское поселение, д. Коростынь, сооружение 3Ш.
Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы или принесения представления через Солецкий районный суд Новгородской области.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, право на ознакомление с мотивированной частью решения с 10 августа 2021 года.
Судья - О.Б. Буренкова
Мотивированное решение изготовлено 09 августа 2021 года.