Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3434/2013 ~ М-4186/2013 от 10.12.2013

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 декабря 2013 года г. Ставрополь

Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе:

председательствующего судьи Эминова А.И.,

при секретаре Бутовой К.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Гришиной В.В., заинтересованное лицо администрация г. Ставрополя, об оспаривании решения органа местного самоуправления, возложении обязанности изменить вид разрешенного использования земельного участка,

У С Т А Н О В И Л :

Гришина В.В. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления, возложении обязанности изменить вид разрешенного использования земельного участка, обосновав свои требования тем, что 13.07.2011 года ею был заключен договор аренды земельного участка в границах земель муниципального образования г. Ставрополь № 9111, договор был зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю 12.10.2011 года, номер регистрации ***. Адрес земельного участка: г. Ставрополь, ул. ***, с кадастровым номером ***. Договором аренды земельного участка установлено целевое назначение земельного участка - для строительства офисного здания. После разработки проектной документации, в 2012 году ею было получено разрешение на строительство офисного здания, позднее получено новое разрешение взамен предыдущего - № *** от 27.03.2013 года и возведен объект незавершенного строительства со степенью готовности – 9 %, назначение -нежилое. Получив градостроительный план земельного участка, она обнаружила, что указанный земельный участок и объект недвижимости расположены в зоне жилой застройки усадебного типа (Ж-3), предназначенной для малоэтажной усадебной застройки, застройку которой регламентирует ст. 42 Правил землепользования и застройки г. Ставрополя (Приложение к решению Ставропольской городской Думы от 27 октября 2010 года № 97). Приняв решение привести в соответствии с градостроительными регламентами правовой статус земельного участка, принадлежащего ей на праве аренды, в мае 2013 года она обратилась с заявлением об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства на другой вид такого использования в МКУ «МФЦ в г. Ставрополе». Однако 4.06.2013 года она получила уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги «Изменение одного вида разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства на другой вид такого использования» № 09/2-07/1-2505, мотивированное тем, что ранее, данный земельный участок был предоставлен в аренду для продолжения строительства офисного здания без проведения аукциона. Следовательно, при предоставлении данного земельного участка для жилищного строительства необходимо руководствоваться специальной нормой, установленной ст. 30.1 Земельного Кодекса РФ, а именно: продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства, осуществляется на аукционах. Позднее, 23.09.2013 года она повторно обратилась с аналогичным заявлением в администрацию г. Ставрополя, и вновь ею был получен отказ с аналогичными основаниями № 09/2-07/1-4576 от 10.10.2013 года. Считает данный отказ незаконным по следующим основаниям. Ст. 30.1. Земельного Кодекса РФ указывает на необходимость продажи на аукционах права аренды земельных участков для жилищного строительства только для участков, впервые сформированных из состава земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Данная норма закона не предполагает проведения аукциона по продаже права аренды земельного участка, на котором расположен объект капитального строительства, находящийся в собственности у физического лица. Более того, законодательством РФ не предусмотрено проведение аукциона по продаже права аренды на земельный участок в том случае, если на закрепленном за добросовестным арендатором участке, у него в собственности имеется объект капитального строительства. В соответствии с ч. 1-5 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ, разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования, условно разрешённые виды использования, вспомогательные виды разрешённого использования. Применительно к каждой территориальной зоне, органом местного самоуправления устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Согласно ст. 30 Градостроительного кодекса РФ, виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительными регламентами, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий. П. 3 ст. 85 Земельного Кодекса РФ устанавливает, что собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы вправе использовать земельные участки в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны. Решением Ставропольской городской Думы от 27.10.2010 года № 97 на основе генерального плана г. Ставрополя в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, Земельным кодексом РФ, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации, Ставропольского края и г. Ставрополя, приняты Правила землепользования и застройки г. Ставрополя, которые действуют на всей территории муниципального образования город Ставрополь. Ст. 37 настоящих Правил установлен перечень территориальных зон, выделенных на карте градостроительного зонирования. Ст. 42 Правил установлено, что зона жилой застройки усадебного типа (Ж-3) выделена для обеспечения правовых условий формирования жилых районов из отдельно стоящих жилых домов усадебного типа и блокированных жилых домов, этажностью не выше 3 этажей с набором услуг местного значения. Основные виды разрешенного использования в указанной зоне: усадебные и блокированные жилые дома, в том числе, со встроенно-пристроенными помещениями обслуживания и приквартирными земельными участками. Вспомогательные и условно-разрешенные виды использования земельных участков и объектов строительства в указанной зоне не содержат «офисные здания». Данный земельный участок входит в зону Ж-3, что дает возможность изменить вид разрешенного использования земельного участка с «для строительства офисного здания» на «для строительства усадебных жилых домов». Согласно ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления. В силу ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам, и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина, может быть признан судом не действительным. В случае признания судом акта недействительным, нарушенное право подлежит восстановлению, либо защите иными способами, предусмотренными ст. 12 Гражданского кодекса РФ, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 8 от 1.07.1996 года, разъясняет, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта органа местного самоуправления недействительным, является одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанных актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием. Просила признать незаконными действия администрации г. Ставрополя, выразившиеся в отказе в предоставлении муниципальной услуги «Изменение одного вида разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства на другой вид такого использования» (уведомление № 09/2-07/1-4576 от 10.10.2013 года), обязать администрацию г. Ставрополя в месячный срок принять постановление об изменении вида разрешенного использования земельного участка, с кадастровым номером ***, и расположенного на нем объекта капитального строительства, находящихся по адресу: г. Ставрополь, ул. ***, в квартале *** с «для строительства офисного здания» на «для строительства усадебных домов».

Заявитель Гришина В.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала и просила их удовлетворить.

Представитель администрации г. Ставрополя по доверенности Якимов А.А. в судебном заседании требования Гришиной В.В. просил оставить без удовлетворения, пояснив, что на основании пункта 2.9 административного регламента администрации г. Ставрополя по предоставлению муниципальной услуги в сфере градостроительства изменение одного вида разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства на другой вид такого использования, утвержденного постановлением администрации г. Ставрополя от 25.05.2012 года № 1476, Гришиной В.В. отказано в предоставлении муниципальной услуги по изменению вида разрешенного использования земельного участка, с кадастровым номером ***, по ул. ***, с «для строительства офисного здания» на «под усадебный жилой дом». В ходе подготовки документов установлено, что между комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя и Гришиной В.В. заключен договор аренды земельного участка в границах земель муниципального образования г. Ставрополя от 13.07.2011 года № 9111 по ул. ***, для строительства офисного здания, зарегистрированный в установленном законом порядке. В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию – без предварительного согласования места размещения объекта и с предварительным согласованием места размещения объекта. Согласно пункту 2 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» Земельный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 30.1 «Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности», вступившей в законную силу 1.10.2005 года. Пунктами 1 и 2 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, предоставляются в собственность или аренду без предварительного согласования места размещения объекта, продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного пунктом 27 статьи 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации. Ранее, вышеуказанный земельный участок был предоставлен Гришиной В.В. для строительства офисного здания без проведения аукциона. Следовательно, при предоставлении данного земельного участка для жилищного строительства необходимо руководствоваться специальной нормой, установленной статьей 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации. Таким образом, изменение одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид разрешенного использования, предусматривающий жилищное строительство, в обход установленной законодательством процедуры, предусмотренной пунктами 1 и 2 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации - недопустимо. Согласно ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правила землепользования и застройки включают в себя, в том числе, порядок их применения. На основании ч. 1 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ч. 2 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков. Установлено, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки г. Ставрополя, утвержденными решением Ставропольской городской Думы от 27.10.2010 года № 97, указанный земельный участок расположен в зоне Р-2 «Зона городских территорий общего пользования». Запрашиваемый вид использования земельного участка не соответствует основному, условно разрешенному видам использования для данной территориальной зоны. Учитывая вышеизложенное, правовые основания для предоставления муниципальной услуги по изменению вида разрешенного использования земельного участка, с кадастровым номером ***, по ул. ***, с «для строительства офисного здания» на «под усадебный жилой дом», отсутствуют.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы данного гражданского дела, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 ГПК РФ, граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

В судебном заседании достоверно установлено, что на основании постановления администрации г. Ставрополя от 6.06.2011 года № 1531 Гришиной В.В. предоставлен в аренду сроком на три года земельный участок, с кадастровым номером ***, площадью 938 кв.м., для строительства офисного здания по ул. ***, в квартале ***, категория земель – земли населенных пунктов.

На основании вышеуказанного постановления администрации г. Ставрополя, между Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя и Гришиной В.В. заключен договор аренды земельного участка от 13.07.2011 года № 9111, который прошел государственную регистрацию, о чем 12.10.2011 года в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации № ***.

Договором аренды земельного участка установлено целевое назначение земельного участка - для строительства офисного здания.

После разработки проектной документации, в 2012 году Гришиной В.В. было получено разрешение на строительство офисного здания, позднее получено новое разрешение взамен предыдущего - № *** от 27.03.2013 года и возведен объект незавершенного строительства со степенью готовности -9 %, назначение - нежилое.

Как разъяснило Министерство экономического развития РФ в своем письме от 15.02.2010 года № Д23-490, Земельным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки для строительства предоставляются в порядке, предусмотренном статьями 30-32 с предварительным согласованием места размещения объекта или без предварительного согласования места размещения объекта.

Предоставление земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в общем случае осуществляется в собственность или в аренду без предварительного согласования места размещения объекта (п. 1 ст. 30.1 Земельного кодекса РФ).

Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования места размещения объекта производится исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 Земельного кодекса РФ, за исключением случаев, если земельный участок предоставляется в границах застроенной территории лицу, с которым заключен договор о развитии застроенной территории (п. 2, 2.1 ст. 30 Земельного кодекса РФ).

Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства, за исключением установленных Земельным кодексом случаев, осуществляется на аукционах.

Таким образом, в случае осуществления на земельных участках жилищного строительства, что является более ликвидным, чем иные виды строительства, Земельным кодексом предусмотрена аукционная процедура предоставления земельных участков, которая позволяет продать находящиеся в государственной и муниципальной собственности земельные участки по наиболее высокой цене и тем самым обеспечить наполнение соответствующего бюджета.

В случае предоставления земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта торги не проводятся, т.е. участок предоставляется на максимально выгодных для застройщика условиях.

В случае, если лицо, которому был предоставлен земельный участок для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта приобретало этот земельный участок с целью дальнейшего его использования для жилищного строительства, то такая сделка является притворной и в соответствии со статьей 170 Гражданского кодекса Российской Федерации, притворная сделка признается ничтожной.

Реализация предложения по изменению разрешенного использования земельных участков с одного вида "для строительства" (предоставляемых без торгов) на другой вид "для жилищного строительства" (предоставляемых на торгах) путем изменения условий договора аренды указанных земельных участков является, по сути, коррупционной схемой, в соответствии с которой застройщики экономят финансовые средства при покупке ими земельных участков или права на заключение договора аренды, а бюджет соответствующего уровня публичной власти эти средства недополучает.

С учетом изложенного, отказ администрации г. Ставрополя в предоставлении Гришиной В.В. муниципальной услуги по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка, является законным и требования о возложении обязанности изменить вид разрешенного использования земельного участка не подлежат удовлетворению.

В соответствии с п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 10.02.2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», исходя из положений статьи 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

В соответствии со ст. 67 ГПК РФ, оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, а также их относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований Гришиной В.В.

Суд приходит к изложенным выводам, с учетом анализа представленных в суд доказательств в их совокупности, пояснений в судебном заседании участников процесса, а также заявлениями в судебном заседании участников процесса о том, что ими исчерпана возможность предоставления доказательств по делу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Требования Гришиной В.В. о признании незаконным действий администрации г. Ставрополя, выразившиеся в отказе в предоставлении муниципальной услуги «Изменение одного вида разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства на другой вид такого использования, - оставить без удовлетворения.

Требования Гришиной В.В. об обязании администрации г. Ставрополя в месячный срок принять постановление об изменении вида разрешенного использования земельного участка, с кадастровым номером ***, и расположенного на нем объекта капитального строительства, находящихся по адресу: г. Ставрополь, ул. ***, в квартале ***, с «для строительства офисного здания» на «для строительства усадебных домов», - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции Ставропольского краевого суда через Октябрьский районный суд г. Ставрополя в течение месяца.

Мотивированное решение суда изготовлено 27 декабря 2013 года.

Судья А.И.Эминов

2-3434/2013 ~ М-4186/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Гришина Виктория Викторовна
Другие
Администрация г. Ставрополя
Суд
Октябрьский районный суд г. Ставрополя
Судья
Эминов Алексей Иванович
Дело на странице суда
oktyabrsky--stv.sudrf.ru
10.12.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.12.2013Передача материалов судье
11.12.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.12.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.12.2013Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
17.12.2013Предварительное судебное заседание
24.12.2013Судебное заседание
25.12.2013Судебное заседание
27.12.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.01.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее