Мировой судья Рябоконь И.Ф. |
Дело № 11-41/2017 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 октября 2017г. |
г. Олонец |
Олонецкий районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Хольшева А.Н.,
при секретаре Тиккуевой И.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам истца Амозова Николая Николаевича, ответчика министерства финансов республики Карелия на решение мирового судьи судебного участка Олонецкого района республики Карелия от хх.хх.хх г. по исковому заявлению Амозова Николая Николаевича к администрации Олонецкого национального муниципального района, министерству финансов республики Карелия о взыскании убытков,
УСТАНОВИЛ:
Иск заявлен по тем основаниям, что хх.хх.хх г. административной комиссией Олонецкого национального муниципального района вынесено постановление № о назначении административного наказания предусмотренного ст. 2.23 Закона РК от 15.05.2008 № 1191-ЗРК «Об административных правонарушениях» в отношении истца Амозова Н.Н.
хх.хх.хх г. Олонецким районным судом постановление от хх.хх.хх г. оставлено без изменения, жалоба Амозова Н.Н. без удовлетворения.
хх.хх.хх г. решением Верховного Судом республики Карелия постановление административной комиссии от хх.хх.хх г. и решение Олонецкого районного суда от хх.хх.хх г. отменены, производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Интересы истца при рассмотрении административного дела представлял Казаков С.А. на основании договора заключенного между ним и истцом. Согласно договору плата за услуги составила: 10 000рублей за один судодень в пределах ...., 25000 руб. за один судодень за пределами ...., 5000 руб. в счет компенсации на бензин, командировочные и почтовые расходы. Сумма в размере 40 000 рублей оплачена Казакову С.А., что подтверждается распиской от хх.хх.хх г..
Считая названные расходы убытками, истец просил взыскать с администрации Олонецкого национального муниципального района убытки в размере 40 000 рублей.
Определением мирового судьи судебного участка Олонецкого района республики Карелия от хх.хх.хх г. для участия в деле в качестве соответчика привлечено министерство финансов республики Карелия.
В судебном заседание суда первой инстанции истец поддержал требования к администрации Олонецкого национального муниципального района считая именно администрацию надлежащим ответчиком.
Представитель ответчика- администрации Олонецкого национального муниципального района, пояснила, что администрация не является надлежащим ответчиком, так как указанные истцом расходы могут быть взысканы за счет средств соответствующей казны. Финансовое обеспечение административных комиссий относится к расходным обязательствам республики Карелия.
Представитель министерства финансов республики Карелия в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, в отзыве указал, что причиненный вред подлежит взысканию за счет средств казны муниципального образования.
Решением мирового судьи судебного участка Олонецкого района Республики Карелия от хх.хх.хх г. в пользу Амозова Н.Н. за счет средств казны субъекта республики Карелия в лице министерства финансов республики Карелия взыскано: в счет возмещения убытков 15 000 руб., судебные расходы в сумме 525 руб., всего 15525 руб. В остальной части иска и к администрации Олонецкого национального муниципального района в иске отказано.
С решением мирового судьи судебного участка Олонецкого района от хх.хх.хх г. не согласен истец, просит решение изменить и удовлетворить его требования в полном объеме. Указал, что вопреки позиции мирового судьи, истец обратился в суд за взысканием убытков на основании статей 15,16 и 1069 ГК РФ, а не расходов, понесенных на оплату услуг представителя предусмотренных ст. 100 ГПК РФ. В связи с этим сумма в размере 40 000 рублей с ответчика должна быть взыскана в полном объеме. Так же истец считает, что надлежащим ответчиком является администрация Олонецкого национального муниципального района.
Министерство финансов республики Карелия с решением суда так же не согласилось указав, что ответчиком по настоящему делу должно выступать публично-правовое образование республики Карелия, надлежащим представителем которого будет являться главный распорядитель средств- Государственный комитет республики Карелия по обеспечению жизнедеятельности и безопасности населения.
Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в телефонограмме просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика- министерства финансов республики Карелия в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель администрации Олонецкого национального муниципального района в суд не явился о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Исследовав письменные материалы дела, материалы дела об административном правонарушении №, суд приходит к следующему выводу.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, постановлением административной комиссии Олонецкого национального муниципального района от хх.хх.хх г. Амозов Н.Н. на основании статьи 2.23 Закона республики Карелия от 15.05.2008 № 1191-ЗРК «Об административных правонарушениях» привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 500 рублей. Названное постановление решением Олонецкого районного суда от хх.хх.хх г. оставлено без изменения.
Решением Верховного Суда республики Карелия от хх.хх.хх г. постановление административной комиссии Олонецкого национального муниципального района от хх.хх.хх г. и решение Олонецкого районного суда от хх.хх.хх г. отменены, производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
При рассмотрении дела об административном правонарушении Амозовым Н.Н. затрачены денежные средства по оплате услуг представителя в сумме 40 000 рублей.
Принимая решение о взыскании за счет казны республики Карелия в лице министерства финансов республики Карелия убытков в размере 15000 рублей и судебных расходов в размере 525 рублей, суд первой инстанции исходил из того, что министерство финансов республики Карелия осуществляет функции главного распорядителя средств бюджета, а так же выступает в суде как главный распорядитель средствами бюджета от имени республики Карелия в качестве представителя ответчика по искам к казне республики Карелия.
Между тем, с указанным выводом судебной инстанции согласиться нельзя.
В соответствии со ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Статьей 16 Гражданского кодекса РФ закреплена обязанность возмещения Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием убытков, причиненных гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления.
Согласно ст. 1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
По правилам статьи 1071 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования от имени казны выступает соответствующий финансовый орган, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В соответствии с пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса РФ в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а так же юридические лица и граждане.
В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ, применительно к рассматриваемому вопросу, главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации выступает в суде соответственно от имени субъекта Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к субъекту Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий государственных органов или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, не соответствующих закону или иному правовому акту.
На основании подпункта 41 пункта 9 Положения о Государственном комитете республики Карелия по обеспечению жизнедеятельности и безопасности населения, утвержденного постановлением правительства республики Карелия от 19.10.2010 № 222-П (с изменениями на 08.08.2017), Государственный комитет республики Карелия по обеспечению жизнедеятельности и безопасности населения, осуществляет функции главного администратора доходов бюджета, администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного распорядителя и получателя средств бюджета республики Карелия.
В силу подпункта 34.4 пункта 9 названного Положения Государственный комитет республики Карелия по обеспечению жизнедеятельности и безопасности населения, осуществляет функции уполномоченного органа исполнительной власти республики Карелия по реализации статей 7 и 8 Закона республики Карелия от 18.12.2012 №1659-ЗРК « Об административных комиссиях в республике Карелия и наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями республики Карелия».
Как следует из приложения № 3 (Перечень главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета республики Карелия на 2017 г. и на плановый 2018-2019г.) и приложения № 4 (Ведомственная структура расходов бюджета республики Карелия на 2017год) Закона республики Карелия от 21.12.2016 № 2083-ЗРК «О бюджете республики Карелия на 2017 год и на плановый период 2018-2019 годов» Государственный комитет республики Карелия по обеспечению жизнедеятельности и безопасности населения (810), определен главным распорядителем субсидии на осуществление государственных полномочий республики Карелия по созданию и обеспечению деятельности административных комиссий и определению перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.
Таким образом, по смыслу приведенных норм, по искам о возмещении за счет казны республики Карелия вреда, причиненного гражданину в результате незаконных действий сотрудников административных комиссий республики Карелия, от имени публично-правового образования республики Карелия должен выступать Государственный комитет республики Карелия по обеспечению жизнедеятельности и безопасности населения, являющийся главным распорядителем бюджетных средств.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к мнению, что мировым судом было правильно принято решение об отказе в удовлетворении требований к администрации Олонецкого национального муниципального района, поскольку администрация исполняет государственные полномочия республики Карелия по созданию административных комиссий и обеспечению их деятельности. Данная деятельность не порождает финансовых обязательств, подлежащих удовлетворению за счет казны муниципального образования Олонецкий национальный муниципальный район.
Ввиду вышеизложенных норм права и обстоятельств дела министерство финансов республики Карелия не является надлежащим ответчиком в имеющемся споре.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ОПРЕДЕЛИЛ :
решение мирового судьи судебного участка Олонецкого района республики Карелия от хх.хх.хх г. по настоящему делу отменить в части удовлетворения исковых требований Амозова Николая Николаевича о взыскании убытков к министерству финансов республики Карелия с вынесением в этой части нового решения об отказе в удовлетворении иска, в остальной части решение суда оставить без изменения.
Судья |
Хольшев А.Н. |